Смотритель мечети Чар-Бакыр...
Из серии картин "Просторами советской Родины"
картон, 340*370, масло
В.И.
Картина задумана в 1979 году после авто путешествия по республикам советской Средней Азии...
При осмотре древних строений Чар-Бакыра, мы, автотуристы из Донбасса, встретили человека подметающего территорию этой мечети.
Внешний вид уборщика поразил своей незаурядностью.
картон, 340*370, масло
В.И.
Картина задумана в 1979 году после авто путешествия по республикам советской Средней Азии...
При осмотре древних строений Чар-Бакыра, мы, автотуристы из Донбасса, встретили человека подметающего территорию этой мечети.
Внешний вид уборщика поразил своей незаурядностью.
"Дворник" имел прямую осанку, был одет в халат яркой расцветки, имел на голове атласного отлива чалму и, что совсем сбивало с толку, ослепительной белизны сорочку с... накрахмаленным воротничком!..
Левую часть тёмного от загара лица старого мусульманина рассекал рубец, похожий на след от сабельного удара...
Это был несомненно бывший военный. Или - представитель знатного рода, знающего доблесть и власть...
В воображении невольно возникала ассоциация с событиями далёкой гражданской войны и минувшим басмачеством...
При знакомстве человек назвался смотрителем мечети.
На просьбу позировать ответил отказом.
Однако, позволил сделать быстрый карандашный набросок, который в последствии и стал основой портрета.
В наши дни картина была утеряна.
Но эмоции от той встречи запомнились настолько, что я сделал новую работу, используя для этого старый рисунок и чёрно-белый фотографический снимок первого варианта...
. . .
P.S.Возможно, путешествующему по миру люду, теперь подобный типаж "смотрителя" не покажется экстравагантным.
В таком случае извините!
Просто захотелось поделиться пережитым...
166
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Уже он не расскажет, какие тайны хранил.
Целый мир , совсем другой и от нас далекий- был рядом и исчез.
*******
"Дворник" имел прямую осанку, был одет в халат яркой расцветки, имел на голове атласного отлива чалму и, что совсем сбивало с толку, ослепительной белизны сорочку с... накрахмаленным воротничком!..
Левую часть тёмного от загара лица старого мусульманина рассекал рубец, похожий на след от сабельного удара...
Это был несомненно бывший военный. Или - представитель знатного рода, знающего доблесть и власть...
****
79й год ... почему, из за каких обстоятельств представитель знатного рода может быть "дворником" ?
Например моего тестя выпустили из ссылки всего на 7 лет раньше, в 72м...
Такие портреты запоминаются надолго!
Жаль что пропала …
Это моя физиономия на фоне первого варианта картины :)
******
"Чего эти фашисты на меня пялятся?" думал Штирлиц, идя по улицам Берлина.
"Неужели из за ордена красной звезды на груди и волочащегося сзади парашюта?
Не может быть..." :)))
а на картине как-то уже не так: личность более приглажена, детали вышли на 1 место.
На новой - взгляд проникающий, вызывающий реакцию.
На первом снимке - типичный азиатский суфий, и это правда. На втором - больше басмач - искажение сути.
Так что лучше всё же автору сделать ещё один портрет. Либо съездить в Бухару и там можно и сейчас наткнуться на живых суфиев. :)
***
Точно.
Энергетика у работ Виктора Ивановича мощнейшая.
Вот нашла картину Виктора Ивановича с изображением старой мечети во времена, когда он там был и встретил смотрителя
А так мечеть выглядит в настоящее время
***
Во, точно. :)
Только по возрасту вряд ли подходит- все таки- это уже 79й год.
Это не так: знаю о колхозах им. Буденного в Андижанской и Ташкентской, а возможно, были и в др.областях, не говоря о бесчисленных улицах им.Буденного в городах и поселках, включая Ташкент. И кстати, возвращаясь к Вашему замечанию о типаже портрета: у каракалпаков, в отличие от узбеков и таджиков, раскосые глаза, а лица такого типа, как на портрете, как раз и характерны для жителей Бухары и Самарканда, как, например, те аксакалы из Ургута на фото.
Я почему то прикинул лет на 10 раньше.
33й, потом лет 20 лагерей. потом лет 20 ссылки... реально.
Это верно.
На фото первого варианта картины есть ощущение, что смотритель приглушает свою агрессивность небольшим наклоном головы вперёд.
А у второго варианта - это "приниженность" отсутствует.
Для внимательных!
Не меняя направление взгляда и поворота головы по сравнению с первым вариантом, портретист дал смотрителю бОльшую энергетику и упёртость характера...
За счёт чего?...
Он её чувствует"нутром" - достаточно слегка приподнять бровь для усиления восприятия того, что происходит вокруг. И в этом огромная силища характера. Может быть так? В первом варианте птица отсутствует))
Мочки ушей действительно нарисованы ниже, и это изменило визуальное положение головы.
Портретируемый стал смотреть в упор.
Сильный, но утомленный, и, может быть, почти безразличный.
Нынешний вариант несколько более романтичный, он живее и моложе.
Мне так кажется.
За счет чего- не знаю.:(