Суровая река Умба. Умбозеро.
Прохождением Умбы в 2005 году мы решили отметить тридцатилетие другого похода по Умбе - байдарочного в 1975 году
Часть первая. Начало.
Умба берет начало практически в центре Кольского полуострова и течет с севера на юг к Белому морю. Умба - это единственная река, которая вытекает из Умбозера, хотя впадает в него много рек, стекающих с Хибинских и Ловозерских тундр. Но чтобы поход получился достаточно продолжительным, решено было начать его севернее Умбозера и пройти три речки, которые впадают в Умбозеро.
Поездом из Питера мы доехали до Оленегорска. Высадились 26 июля в 17-30. Возле пустующего вокзала наняли две легковушки, которые в два захода забросили нас к мосточку через безымянную речушку с которой планировалось начать маршрут. Катамараны собрали быстро - за два часа - и в десять часов вечера спустили их на воду и начали движение. В начале пути речушка была глубокой, но узкой - буквально в ширину катамарана. Она петляла по просторам северных болот и в нескольких местах течение ее перегораживали упавшие деревья. Так что топор и пила понадобились сразу.
Примерно к часу ночи мы вошли в первое озеро и стали на ночевку в чахлом заполярном лесочке на красивом озерном мысу. Наскоро перекусив, повалились спать. Но толком выспаться не получилось, так как примерно к трем часам ночи неугомонное полярное солнце переместилось в зенит и стало нещадно палить наши палатки.
Встали довольно рано, но собирались долго. Так всегда бывает в первый день похода. Нужно подогнать одежду, найти место в рюкзаке для каждой вещи, а потом на катамаране нужно найти подходящее место каждой сумке, рюкзаку, спиннингу и так далее по скиску многочисленных походных вещей. И если с личным снаряжением все можно предусмотреть заранее, то какие продукты тебе попадут в рюкзак загодя не может предвидеть даже завхоз. А еще многочисленное общегрупповое снаряжение: костровая посуда, тент, баня, топоры, пилы... Сумки с продуктами... В начале пути катамараны живо напоминают плывущий циганский табор. Но со дня на день продуктов становится меньше, громадные клетчатые сумки с продуктами, которые мы любовно называем "монстриками", становятся легче и катамараны постепенно обретают очертания спортивных судов.
К 15-и часам наконец-то собрались и вышли на озеро. При свете солнца оно оказалось совсем не таким загадочным, как показалось ночью. Мелко, дно заросло какой-то неопрятной травой, рыба не ловилась. Справа и слева к нам подступают горы на которых отчетливо видны прошлогодние снежники, а здесь тепло и солнечно: вода 18, воздух 24 градуса по Цельсию.
Из озера плавно слились в речку. Места исключительно рыбные, но рыбы нет... Поймали несколько окуньков и щупачков.
Изгибы реки упорно не желают совпадать с картой, но адмирал всегда умеет этот неоспоримый факт убедительно объяснить - дескать, это военные напускают туману на картографию, чтобы сбить с толку иностранных шпионов. И даже когда над нашими головами в безмолвной вышине "проплыл" железобетонный железнодорожный мост..., которого тоже не значилось на нашей реке, адмирал был непоколебим. Мы тоже спокойны, так как на этих реках все равно заблудиться невозможно - они все рано или поздно впадают в Умбозеро.
Мы бы так и плыли в уверенности, что это заполярные Лешие крутят рекой и туманят картографический материал, но на второй день пути, увидав в тайге дымок от костра, мы зачалились и узнали от местных грибников, что все это время мы плыли совсем не по той реке о которой нам толковал наш бывалый адмирал...
Ну что ж, бывает... Пришлось "прихватить" еще одну речку, чтобы скорректировать курс.
Заночевали на пороге у слияния двух рек. Воды здесь уже значительно больше. По-прежнему тепло. Вечером купались в пороге, держась руками за камни, чтобы не смыло водой.
А вот и первые неприятности: один из участников "пофраерился" при постройке катамаранов и вовремя не одел накомарник. Вечером второго дня его лицо разнесло, как тыкву, глаза заплыли, а голова стала шире плечь. Легендарный Дерсу Узала рядом с ним выглядел бы образцом европеидной рассы. Шутки-шутками, но наночь я ему вколол порцию димедрола, а от вечерней адмиральской чарки пришлось освободить парня на целую неделю, что было восторженно принято здоровой частью команды.
Утром наш экипаж собрался чуть раньше других и, выйдя к слиянию рек, наловил первых хариусов. Потом мы прошли довольно сложный порог. Проходили налегке, с обносом рюкзаков. И в итоге через три реки вместо одной мы плавно влились в верховья Умбозера.
18
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий