Снова в путь! а/л “Безенги” – 1970 г.
Стариков Г.А., Москва (14 фото автора).
“Альпинизм всем хорош, …только рано вставать”.(Песня на мотив 1944 г. «Где ж вы, где ж вы, очи карие…»)
Снова в путь, в края безбрежные,
Чтоб увидеть гор красу,
Впереди – вершины снежные
И ущелье Адылсу !
Пусть сачки с одышкой носятся
По курортным городам.
Там, где Ушба в небо просится -
Наше место только там !
Пусть, бросаясь злыми фразами,
Дома бесится жена –
Впереди горит алмазами
Безенгийская Стена !
Пусть на водах обыватели
Округляют организм,
Мы вершин завоеватели,
Наше дело – альпинизм!
(по тексту “Старых песен” от Левина М.С.- мс, г. Челябинск)
Вот какого смелого уровня озвучивались в советское время песни нашими предшественниками! Но…
В 1876 году первым из русских и европейцев посетил ущелье Безенги на Кавказе Владимир Гиляровский, в будущем известный журналист и писатель. Вместе с джигитами-черкесами, своим кунаком Агой (“Мы кунаки! Мои деньги – твои деньги, мой лошадь – твой лошадь!”) он направлялся к ледникам через Кавказский хребет, но был травмирован от камнепада. Оставлен в кошаре у пастуха до выздоровления и… возвратился. (*Ага – начальник.)
Напротив ущелья Думала стоял аул Тубенель, а место, где сейчас расположен альплагерь “Безенги”, называлось урочищем Мурдар-Иставан. (Названия писались по-русски НА СЛУХ от местных жителей). Здесь проходила Магометова Дорога из аула Безенги до самой “Чертовой лестницы”. (Может быть к перевалам Цаннер или Дыхни-ауш?).
- “Боливар не выдержит двоих !”
“Иван Сергеевич Тургенев писал, что самый плохой рассказ гораздо “дельнее” самого отличного рассуждения.”
Расскажу лишь свои впечатления и зарисовки 1970 года, о ДВЕНАДЦАТОМ сезоне работы альплагеря “Безенги”.
С Курского вокзала до Нальчика удачно ехал в одном купе с мастерами спорта Сергеем Поляковым и Володей Жердевым, как полагается, с разговорами и рассказами, затем прибыли на машине в лагерь Безенги, где разместились вместе в одной комнате.
Вспоминаются безенгийские вершины… К сожалению, не состоялись у меня восхождения на ЧУДО-ГОРЫ, как у безенгийских корифеев…
К 1970 году у меня были: ВТОРОЙ разряд, младший инструктор и опыт работы в 1969 г. с новичками и значкистами по три смены. В мае 1970 еще два восхождения на пик Комсомола под Алма-Атой (2А и 4Б) и последующая пневмония двухсторонняя (“будь здоров!”) с лежкой в республиканской больнице. Спасибо новосибирцам, вовремя вынесли меня от Туюк-су до Медео.
Все же в конце июня поехал в Безенги для обычной работы инструктором с участниками.
Совершил замечательные восхождения на РАЗНЫЕ вершины по различным маршрутам.
Перечислю их за полные две смены по 30 дней в качестве инструктора отделений 4-го (ком. отряда Даруга В.К.- кмс) и 3-го (ком. отряда Соколовский Е.П.- мс) этапов обучения после полных циклов учебных занятий (начуч – Кудинов Игорь Борисович- мс, начальник лагеря – Рахаев Ачак Кубадиевич):
1. 4.07 Панорамный (4177), В гребню, 2Б рук. + Т.Ермоленко, В.Травкин,
В.Белов, В.Кривов, Б.Александрычев (с 3900 от 3-й ступени л.Кундюм-
Мижирги)
2. 9.07 Уллуауз (4675), с перевала Кундюм-Мижирги (из ущ.Думала), 3А рук.,
те же.
3. 10.07 Герты (3998), СЗ ребру, 3Б рук., те же
16.07 выход в качестве рук. спасгруппы из 4 чел. к Гл. кулуару Дых-тау для встречи спускающихся (А.Тимофеев+3) после срыва Игоря Дудченко, сбившего В.Жердева и С.Полякова. Ночью у меня – острый бронхит.
17.07 Сопровождение вертолетчиков с Австрийских ночевок в лагерь.
4. 20.07 Актау (4250), Ю кф., 3А рук., те же (автономно)
5. 24.07 Урал (З-В) (4300), З гребню, траверс, (5А), рук.- И.Кудинов- мс,
А.Куршин- кмс, Е.Соколовский- мс, Г.Стариков- 2р.
6. 30.07 Брно (4100), С гребню, (4А), Д.Тархнишвили- рук., С.Свистун, А.Хамцов,
Г.Стариков (“закрыл” нормы 1 разряда).
7. 3.08 Семеновского (4050), Ю гребню, 1Б рук., (Ал-р Николаенко, Юр.
Борисенко, Володя из Горького +2) – в составе отряда Е.Соколовского- мс.
8. 7.08 Башхаауз (4466), с пер. МВТУ, 2А рук. +5
9. 8.08 Варшавы-Селлы (4300), траверс З-В, 3А рук. +3
10-13.08 с Ю.Пулинцом- мс: сопровождение тел погибших ленинградцев Е.Румянцева и С.Тезейкина в морг г.Нальчика, помощь в раздевании, встреча с родственниками и прочее, отправка из Мин-Вод.
10. 16.08 Архимеда (4100), В гребню, 3А рук., +3 (автономно).
11. 17.08 Укю (4346), СЗ гребню, 3Б рук., +3, Г.Зелезинская и Коля из Минска.
12. 20.08 Салынан (4348), СВ гребею, 3Б рук., +3 (автономно).
Все мои восхождения прошли без царапин и травм, без происшествий.
Запомнились участники, например, в будущем Василий Кривов стал кмс, инструктором 1 кат., Борис Александрычев окончил Школу инструкторов Барова в 1975 г., Саша Николаенко стал кмс, инструктором работал в альплагере “Узункол”.
В общем, напряженная работа с разрядниками. А заодно… знакомство с необычным запахом морга, что пригодилось в будущем - такое всем студентам-медикам полагается.
Как прибыл, услышал со стороны: “Шатаевский шпион приехал!” А мне “по барабану”, люди есть люди, разные… Кудинов ничего мне не говорил, но доверял, что сказалось на восхождениях.
Итак, восхождение на пик Панорамный с бивуака 3900 начали (фото 1),
вдали гребень Уллуауза.
Вид вершины на фоне Дых-тау (фото 2).
На маршруте (фото 3).
На вершине “догнали” отделение Жени Калашникова (фото 4).
Мижирги с вершины (фото 5).
На следующий день после ночной непогоды и снегопада отказ всего отряда от восхождений и спуск. До 3-й ступени ледника спускался первым, тропил (на полную веревку с напарником, сделав беседку из двойного репшнура… А вдруг провал в трещину?) Спустились все со стены ледово-снежной и я предпоследним, а В.Даруга, набросив веревку за край надува длиной метров в десять, тоже спустился по другому от меня концу (не стал делать систему “выдергивающихся ледорубов”), что получилось быстро и вполне надежно.
Поход в ущелье Думала на два восхождения трудоемкий, но интересный. Взошли на Уллуауз при надвигавшейся грозовой опасности (фотоаппараты не брать!). Едва успели… На Герты-баши сходили в хорошую погоду.
Где-то сфотографировал трех инструкторов, сидевших рядом на морене (фото 6): Петр Егоров, Игорь Дудченко и ? Борис Ряжский.
Вечером 15 июля пришло сообщение – у вершины Дых-тау камнем травмирован Алик Рыскин. На ночь глядя на помощь пошла группа А.Тимофеева+5 для подъема по Гл. кулуару Дых-тау.
Вышел на Австрийские ночевки под Шхару с тремя ленинградцами для восхождения на в. Джанги по 4Б кат.сл. (ранее они оставили под маршрутом палатку, кошки и пр.)...
Вместо этого срочно стали подниматься к Главному кулуару Дых-тау на помощь группе Тимофеева с травмированным И.Дудченко после срыва Жердева и Полякова (на поиск их тел под кулуар пошла группа В.Даруги).
Протянули 2 или 3 веревки перил до полки, выводящей вправо траверсом на вход в Главный кулуар. По ней пришлось с самостраховкой ледорубом метров 15 пройти до угла поворота, столкнулся со спускающимися. При встрече услышал от Андрея Тимофеева: “Ах, эти москвичи !”
(Действительное выражение неприязни ленинградцев к москвичам). В чем же повинны они ? Стояли в связке рядом с вбитыми ледорубами для самостраховки, но неожиданно сверху “прилетел” Игорь Дудченко и кошками ударил в лицо Жердеву: “мать!”…
Спустились на Австрийские…
Утром следующего дня вторая группа (А.Левин) пошла для помощи на Дых-тау, но по правому кулуару. Через какое-то время посматривал в свой трофейный бинокль и увидел, что группа с Рыскиным сама начала спуск по Гл. кулуару, о чем доложил Саратову Ю.С. Так и разошлись две группы.
Долго ждали вертолет для вывоза погибших. Приняли решение (Саратов), двумя транспортировочными подгруппами везти по леднику увязанные тела до лагеря, мне же в связке с напарником идти впереди, выбирая путь.
Закон подлости! Прошли по леднику метров 300-400, снизу появился вертолет Ми-4, совершил посадку у Австрийских.
От него кричат: “Тащить обратно !” (фото 7) Тащат вверх.
А вверх – у меня ноги не шли… Еле иду. Кричали меня…
Загрузили тела и травмированного Дудченко с сопровождающим Ю.Голубом, взлетел вертолет. Набрать высоту не мог… Зацепился за ледовый бугор колесами и упал, как раз напротив нас двоих (фото 8).
Пилоты, как всегда, прилетели из Нальчика в одних “тапочках”…
Дотащился до Австрийских. Транспортировщики опять повезли тела вниз по леднику.
Мне задание – сопровождать пилотов в лагерь Безенги, что и сделал (одели их в ботинки, штормовки, шапки, дали ледорубы в руки).
По дороге выяснилось, что один из пилотов уже падал с вертолетом Ми-4 осенью 1966 г. под Приютом-11, и я с ним… А также повариха, продукты, Ш.Бабаев и А.Мурзаев.
Закон парности случаев ?
К слову, к упавшему на Безенгийском леднике завозили другим вертолетом запасные части и прочее… Подняли его и подсобрали все на месте, он благополучно улетел в Нальчик, правда, немного боком. Заодно вспомогательный вертолет завозил стройматериалы, была собрана хижина на Австрийских и стоит по сей день.
…Пошел с участниками отделения на Ак-тау. Низкая облачность на леднике, все же нашли поворот от Миссес-коша в сай, где подход под вершины Шаурту и Ак-тау. Утром 20 июля непогода, снежок – идем автономно… Это когда САМИ, ни впереди нет никого, ни сзади, то есть без взаимодействия. По снежной “доске” поднялись, на гребне гроза. Прятались под стенками, шли во время “отхода” грозового фронта, снова останавливались и прятались... От последней стенки вышел на всю веревку, отцепился от нее, на четвереньках доковылял еще метров 30 до вершинного тура, сменил записку, посмотрел влево-вправо и вниз, пригнувшись… Вернулись в лагерь. Рассказал Кудинову о том, что только один был на вершине.
- “Все верно !”
После сходил с ним на траверс Урала (воспоминаний на отдельный рассказ !). Пошли специально только в отриконенных ботинках… На 8-ми метровой крутой плите уговорил мастера спорта Соколовского проходить БОСИКОМ (ноги держат, как калоши) с носками в карманах, без рюкзака и ботинок. …Спустились на ледник уже ночью.
После пошел в спортивной группе на пик Брно по С гребню (некоторые произносили неуважительное к горе – “куча брна”).
Началась работа по 3-му этапу обучения, потянулись снова на Австрийские (ком.отряда - Е.П.Соколовский- мс). Ледовые занятия провели.
Взошли на в.Семеновского (фото 9). Писал ранее об этом: “Прекрасный вид на массив пятитысячной Шхары. Снаряжение незавидное, но вполне добротное. Не у всех каски – но так было принято. Зато мужества не занимать !”
Пошли на Башхаауз по 2А кат.сл.
Какой вид снова на суровую Шхару! (фото 10). Пригодилось для обложки книжки В.А.Кизеля “Только горы”, 2004 г.
Прошли траверс Варшавы – Селлы. Вернулись в лагерь.
10 августа рано утром по холодку поехали в Нальчик с Юрой Пулинцом, да не просто так… В кузове грузовика с телами погибших на пике Брно. Четыре дня на хлопоты… Отправили их по домам.
С отделением сходил на в.Архимеда по В гребню (автономно). Затем на Укю, 3Б. Снял всех на подходе к вершине (фото 11)
и у ней на фоне Дых-тау (фото 12).
С вершины видны Урал, Уллуауз и Коштан-тау (фото13).
20 августа вчетвером пошли на интересную и дальнюю вершину Салынан. Хорошо акклиматизированные в хорошем темпе поднялись на перевал, справа от вершины. Здесь нас захватила гроза… Поставили палатку, на примусе приготовили чай, подремали с часок. Погода не улучшалась, решили собрать палатку и продолжить восхождение по снежному гребню с попеременной страховкой. При приближении грозовых разрядов, приспускались налево до скал и отсиживались, и так несколько раз. Примерно к 18-00 развиднелось, ударил мороз, мы вышли на вершину (фото 14).
на в.Салынан
Спускались аккуратно со страховкой. В нижней части решил доверить спуск с продергиванием веревки Юре. Оказалось, зря в таких условиях. Тянем-потянем – вытянуть не можем. Пришлось мне лезть вверх, перетягивать узел пониже. Продернули. Еще спустились на веревку, и стемнело. Вчетвером все рядом уселись на очень наклонной полке, накрылись палаткой, примус на коленях, заночевали и дрожали неимоверно. Кроме того – тело все время сползало вниз. Утром чуть ниже увидели спусковую петлю для последнего дюльфера на перемычку к Ортокаре.
Вот, пожалуй, и все…
По радио можно было услышать шуточную песенку:
“По горам ты топай, топай,
За веревочку держись…
Концентрат перловый лопай –
Вот такая наша жизнь!
Заболели мы, друзья, горами –
Бороды у нас до самых глаз…
А когда домой вернемся к маме,
Даже мама не узнает нас !”
164
Комментарии:
Никита Степанов, 26.04.2012 16:02
Спасибо за рассказ и ностальгические фотографии! Как будто опять там побывал. Непонятно только почему так долго (больше двадцати дней) погибших не отправляли в Нальчик.
phph-1, 26.04.2012 20:22
NikitaStepanov, так погибли разные ДВОЙКИ - под Дыхтау в июле и на Брно в августе
Никита Степанов, 26.04.2012 23:03
Прошу прощения за бестактность. Я не понял этого из рассказа.
efr76alp, 27.04.2012 00:10
Крутой сезон даже не для второразрядника! И два этапа, и спасы, и 5-ка с мастерами!!! Да еще в Безенги! Позвонил Володе Белову, все эти восхождения помнит. Выполнил 1-й разряд, потерял правую ладонь на даче, работает, все проекты чертит левой, 70 лет. А Борис Александрычев всю жизнь работал в Уллу-Тау, 9 лет как ушел в мир иной... Спасибо за память!
vkarlovich, 27.04.2012 01:16
Спасибо, Геннадий Анатольевич!Не даёте стать манкуртами и старым, и малым.Здоровья Вам и новых публикаций.(а/л "Эльбрус", июнь 1978 год,первая смена, вы были командиром отряда "значков").
phph-1, 27.04.2012 07:37
vkarlovich, только не в Эльбрусе, а в а\л Баксан
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий