Норвегия. Нетронутые снега Странды...

Пишет robinsya, 23.04.2012 12:56

Норвегия. Нетронутые снега Странды... (Бэккантри/Фрирайд, ski & sail, сунмерские альпы, stranda ski resort, странда, фьорды, ски-тур, фрирайд)
Фото © Joerg Ehrlich

Предложение поехать в Норвегию в конце марта было неожиданным, но очень заманчивым. В программе Outdoor Academy of Scandinavia были такие пункты как фрирайд, ски-тур и ski & sail. В общем, все модное и, как говорят некоторые, «вкусное».

К тому же обещали, что других русских там не будет (в итоге нас было двое) и тренировка английского была обеспечена:). Так что я незамедлительно согласилась, предупредив, что давно не каталась, так что мои навыки несколько запылились и нуждаются в новом опыте. И я его получила.

А это вовсе даже и не лыжи! Это океанский рафт и мы на нем летииииим в Атлантику! :)

Для 30 специалистов из разных европейских стран это была возможность не только покататься на лыжах, но обменяться опытом и узнать больше о том, как организован активный отдых в Скандинавии.
Встречу подготовил Совет по туризму Норвегии и активно поддерживает SOG – Scandinavian Outdoor Group.
А приехали журналисты, тур-операторы и работники аутдора из Германии, Бельгии, Великобритании, Чехии, Италии, России и других стран.

Том Анкер Скреде (в центре) - представитель курорта Stranda Ski Resort

И сразу для затравки!
Видео одного из наших участников!

А вот это снято там же через неделю после нашего отъезда, 1 апреля! Когда мы, честно говоря, уже было подумали, что весь снег смыло!

Коротко о главном

Мы побывали в чудном городке Алесунд на юго-западе Норвегии и на горнолыжном курорте Stranda Ski Resort – местечке, которое стоит посетить людям, которые хотят кататься в «цивилизованных» горах и при этом не хотят видеть толпы народа.

Карта местности

А́лесунд или О́лесунн (Ålesund) — город на западном побережье Норвегии с населением чуть больше 40 тысяч жителей. Туристический центр, построенный в стиле ар нуво – один из немногих сохранившихся таких в мире.
Алесунд расположен между Хьюронд-фьордом и Гейранкер-фьордом (оба в списке всемирного наследия ЮНЕСКО).
Благодаря близости Гольфстрима город отличает морской климат с мягкими, но ветреными зимами.

Административно Алесунд входит в фюльке Мёре-ог-Ромсдал и находится на семи островах: Hessa, Aspøy, Nørvøya, Oksnøy, Ellingsøy, Humla и Tørla. Центр города стоит на островах Aspøy и Nørvøy, а на Hessa и Oksnøy находятся жилые районы. Остров Elingsøy (второй по площади) доступен только по морю или по дороге через город Скодье (Skodje), где в 25 лет назад построили подводный туннель.

Канал, делящий Алесунд на 2 части - место старта путешественников на ski & sail.

В Алесунде вам расскажут, как в ночь на 23 января 1904 года город почти уничтожил сильнейший пожар. Погиб лишь один человек, но более 10 тысяч остались без крыши над головой. Так что большинство зданий нынешнего города построены между 1904 и 1907 годами по проекту архитектора-сторонника ар нуво, и все эти башенки, шпили и другие детали, свойственные этому стилю, сделали город популярным туристическим объектом. Кроме собственно архитектуры в городе интересны музеи и океанариум, в котором можно вблизи посмотреть на жителей Северного Моря.

Не туризмом единым. Алесунд – столица сифуда Норвегии, один из крупнейших центров рыболовной промышленности страны. Также, в городе и окрестностях развита мебельная промышленность.
И все же туризм играет серьёзную роль в экономике города. В местный порт каждый день приходят круизные суда.
Добраться в Алесунд проще всего самолетом через Осло, Копенгаген или Лондон.

Карта маршрутов ski & sail. Рассмотреть подробнее!

Странда – транспортный узел для этого региона катания. Это место называют норвежским Ля Гравом
7 горнолыжных курортов. Ски-турные маршруты. Потрясающие виды на фьорды!
Зона катания такова, что даже через неделю после снегопада здесь можно найти нетронутый снег в относительно легкой доступности!
Норвежцам – семейный отдых. Иностранцам – экстрим. Во всяком случае так курорт планируют развивать местные власти.
Вечером в городке можно посетить ресторан традиционной норвежской кухни. В магазинчике при ресторане можно приобрести деликатесы, чтобы увезти их домой.

Mark Suiker - представитель компании Bergans

Мы катались на Stranda Ski Resort в будние дни практически в одиночестве (практически, потому что нас было больше 30 человек, а на третий день компанию нам составила местная молодежь). Так как это единственный курорт региона (а их там семь), который работает не только вечерами, в выходные и праздники. И поскольку место это пока не широко известно, в будние дни там совсем немного народа. Канатные дороги ведут на два смотрящих друг на друга склона. Кресла сменяют кабинки и обратно – очень мобильно и почти на любую погоду. Ну кроме той, что разрушила кафе наверху очереди (тогда регион сильно пострадал от урагана). Правда, кафе оперативно восстановили и там подают чудеснейший гуляш, после которого так трудно спускаться сколь бы то ни было сложным маршрутом %)

В один из вечеров, когда мы все, укатанные и голодные, в ресторане гостиницы ожидали ужин, наш гид Martin Kössler уже по традиции взял слово и начал рассказывать, в какой прекрасный регион мы попали, как свободно и по-домашнему ощущаешь себя тут, и как здорово кататься, когда нет никого вокруг. Все согласно ми одобрительно кивали. Когда Мартин занял свое место рядом со мной, я задала закономерный вопрос:
– Если вы хотите развивать регион в этом ключе и сохранить его для себя «домашним», зачем вы нас сюда позвали?
– Вот и я об этом думаю, – с улыбкой ответил Мартин.

Желающие также тестировали лыжи А́snes

Мы тестировали снаряжение скандинавских брендов Bergans of Norway (одежда и экипировка для аутдора), Hestra (кожаные перчатки и варежки на все случаи жизни) и Devold (шерстяное белье). И если Bergans сейчас как раз выходит на российский рынок и открыла свое представительство, то Hestra и Devold пока в нашей стране не представлены. Тем больше было мое любопытство.

Наш гид Уво показывает нам прекрасный открывающийся вид на фьорд! Ну не повезло нам с погодой:)

Погода. Трудно описать то, чего не было. Погоды. Не было. Но есть свидетели, утверждающие, что нам не повезло в этом году. Обычно март – это еще вовсю сезон. В целом горнолыжный сезон в Странде открывается в конце ноября и заканчивается к маю. Но лучший снег, как говорят местные, в феврале.
А тут резкое потепление и пошли дожди. Солнца мы почти не видели. Но это не мешало нам кататься. Что, в общем, вполне в норвежском стиле. Местные говорят, что не бывает плохой погоды, просто бывает плохая одежда.
В общем, красивых картинок с фьордами не будет. Зато снаряжение протестировали по полной программе!

Ладно, чуть позже вид нам показали:)

Прогноз погоды – www.yr.no
Лавинный прогноз – www.snoskred.no (на норвежском)

Фрирайд. Ски-тур. Ski & sail.

Учитывая небольшое число подъемников, зона фрирайда в Странде и окрестностях весьма существенная. А если вспомнить, что норвежцы вовсю продвигают ски-тур и заезд под маршрут на лодках (скорее, небольших судах, оснащенных мотором и парусом), зона катания офф-пист просто огромна.

Отправной точкой для нашего путешествия стал Алесунд или Олесунн (Ålesund) – центр местности Суннмёр (Sunnmøre).
Чуть больше часа пути на автобусе (в том числе паромная переправа) – и вы окажетесь в городке Странда – откуда до ближайших склонов – 10 минут на машине. Впрочем, жить можно и на самом Stranda Ski Resort – для размещения туристов там строят хижины (cabins). Сейчас курорт может принять до 150 гостей. Но скоро мест станет в два раза больше. Автобусы (alp bus) соединят 7 курортов, в радиусе часа езды от Странды, что позволит переезжать с места на место.

Ознакомившись со схемой трасс, можно раскатывать их вельвет – от простых зеленых линий до крутых черных.
Но местные приезжают в Странду за фрирайдом, тем более что климат здесь и особенности рельефа создают отличные условия как для уверенных в себе райдеров (эти найдут и скалы с водопадами, чтобы с них попрыгать, и узкие крутые кулуары, и лес), так и для тех, кто только начал пробовать офф-пист.

Фото © Anton Brey

Чтобы гарантированно не заехать куда не следует, стоит воспользоваться услугами местного гида – кататься будет не только безопаснее, но и интереснее, ведь всегда можно спуститься на другую сторону хребта и вызвать такси, чтобы вернуться на курорт. Говорят, машины приезжают довольно быстро.

Для тех, кому подъемники вусмерть надоели, есть уже названный мною выше ski & sail. Вооружившись лодкой и ски-турным снаряжением, можно забраться в сердце Хьюронд-фьорда (Hjørundfjord) и Суннмёрских альп (Sunnmøre Alps) – лодку с гидом для этого нужно нанимать в Алесунде. А там – камуса и собственное физическое здоровье помогут забраться повыше и подальше, к свежему нетронутому снегу.
В регионе есть несколько компаний (с нами работала Actin (www.actin.no)), которые организуют заброску ски-альпинистов в далекие от подъемников места на лодках. Но многие ски-турные маршруты района доступны из Странды, от машины – было бы желание ими следовать!

Мы разделились на две группы: фрирайд и ски-тур. Первая группа обкатывала склоны, кулуары, ложбинки и лесочки курорта Stranda Ski Resort. Вторая ходила на ски-туре там же и совершила путешествие в пропагандируемом местным офисом туризма стиле ski & sail!
Я каталась в группе фрирайда. Но Маугли кого хочешь достанет ©, поэтому в третий день все желающие из нашей группы также наклеили на лыжи камуса и пошли на ски-туре в горку – спасибо организаторам за эту чудесную возможность – заглянуть за угол и почувствовать себя в центре диких, незастроенных подъемниками гор.

Ушли "за угол"

Программа аутдор-школы была очень насыщенная. Нужно было успеть не только накататься, но и пообщаться друг с другом, а также рассказать о своих впечатлениях о снаряжении представителям компаний-спонсоров.

Благодаря тому, что с погодой нам не повезло, нам удалось поносить и три пары перчаток, и рукавицы от Hestra, которые 76 лет на скандинавском рынке делают кожаные перчатки для аутдора и повседневной жизни. Надеюсь, эти перчатки прослужат мне еще долго!

Логотип Bergans поразил меня в самое сердце. Я всем об этом рассказываю теперь. Я его впервые увидела за месяц до поездки, наверное, даже не подозревая, что это – логотип компании!
Художник Knud Bergslien запечатлел момент как биркебейнеры Torstein Skevla и Skjervald Skrukka на лыжах спасали младенца Хокона IV от верной смерти (от врагов и погоды). Войны XIII века смогли доставить наследника в метель целым и невредимым через перевал. Очень символичное лого для компании, производящей снаряжение для активного, в том числе и семейного, отдыха.
Кстати, проделанный тогда спасителями юного короля путь сегодня называют «Дорогой биркебейнеров». В гонке в честь их подвига уже почти 80 лет каждый год участвуют 5-6 тысяч человек, несущих за плечами рюкзаки весом 3,5 кг.
Один из крупнейших аутдор-брендов Норвегии открыл свое представительство в России, так что вы сами сможете оценить качество этой экипировки. По завершении мероприятия нам предложили купить эту одежду по очень низким ценам. Я купила не весь комплект. О чем сейчас очень жалею.

Шерстяное термобелье Devold я надела в первый день и не снимала всю неделю – не было желания, настолько приятным оно оказалось в носке. А экскурсия в музей фабрики и посещение местного ресторанчика только добавили позитивного отношения к бренду. Местная кухня – жирная и согревающая. Моя поджелудочная грустила и слабо протестовала. Но не есть было не возможно!

Мартин Кесслер на фото слева. Фото © Anton Brey

Martin Kössler – представитель Scandinavian Outdoor Group, один из организаторов и гидов аутдор-академий, которые проводят в Швеции и Норвегии для журналистов, тур-операторов и работников аутдор-индустрии.
Пока мы ехали в автобусе на обзорную точку, откуда открывается панорама Алесунда, я задала Мартину несколько вопросов.

- Мартин, как работает идея объединить все скандинавские бренды под крышей одной организации – SOG (Scandinavian Outdoor Group)?

Несколько факторов делали это возможным. Давным-давно Скандинавские страны были одним целым, так что у нас общая культура, в целом общий язык, и мы работаем друг с другом, несмотря на границы.
С другой стороны, несмотря на то, что многие скандинавские компании имеют более чем столетнюю историю, они долгое время не экспортировали свои товары за пределы Скандинавии. И когда компания новая для мирового рынка, неизвестная, это очень дорого – посещать клиентов, давать свою рекламу и т.д. А если делать это вместе – экономится масса ресурсов. И ты получаешь намного больше внимания от прессы и потенциальных дилеров, так как они более заинтересованы в получении информации о 10-20-30 компаниях сразу. К тому же у нас есть о чем рассказать – у нас богатые традиции активного отдыха и технические решения моделей, которых нет у других.
И да, конечно, есть и минусы в необходимости конкурентов дружить. Но плюсов намного больше!

- Легко ли новичку на Скандинавском рынке?

Вообще нескандинавской компании прийти на наш рынок очень сложно! Лишь у немногих это получается. Но это не из-за SOG, так как скандинавская аутдор-группа работает только на зарубежный рынок. Но наш климат жестче, чем, к примеру, в Германии. И наши вкусы несколько отличаются от привычного там. И незнакомому иностранному бренду будет непросто тут прижиться.

- Как считаешь, рынок наполнен или есть на скандинавском рынке место для новых скандинавских же компаний?

Рынок переполнен. И ты должен предложить что-то, чего до сих пор нет на рынке, если хочешь выжить. Что-то уникальное – технологии, материалы. А просто заместить кого-то уже не получится, это время на рынке прошло.

- Что отличает скандинавский аутдор (в смысле продукции) от иностранных брендов?

Три вещи. Во-первых, дизайн и цветовая палитра. Американцы предпочитают более спокойные цвета (цвета земли). Мы же любим яркие цвета, впрочем, сейчас это тренд и для Европейских стран.
Во-вторых, наши традиции. Очень многие люди считают, что покупая продукцию скандинавских брендов, приобретают не просто куртку или штаны, но покупают традиции, историческое наследие. И это больше чем товар – это отношение к бренду.
В-третьих. Я буду, наверное, чересчур патриотичным. Но у нас очень крутой климат и поэтому много опыта в этой сфере. Мы думаем не о цене, а о качестве. Поэтому, возможно, скандинавские товары чуть более дорогие, чем других брендов, но более долговечные! Это не стратегия массового рынка. Но на любом рынке найдутся потребители, желающие платить за качество. Они думают: ага, если эта экипировка работает в таких местах как Лофотены или Лапландия, мне это тоже подойдет.

- Мартин, ты из Швеции! Но мы-то сейчас в Норвегии. За что ты любишь эту страну?

Очень простой вопрос. Я люблю ее за природу. Швеция и Норвегия имеют очень сильные законы о природопользовании. В частности закон о всеобщем доступе (public access). Даже на частную землю ты можешь зайти без спроса и поставить лагерь. Конечно, не нужно ставить палатку в палисаднике в цветочках под окнами хозяев дома – стоит выбрать место подальше. И оставаться там можно лишь одну ночь. Но даже в таком случае закон открывает широкие возможности для путешествий по Норвегии.
В Норвегии есть и горные хижины. Их не так много как в Альпах, но ночлег в них дешев, хижинами владеет Норвежская туристская ассоциация. Но скандинавы больше любят путешествовать с палатками – в силу традиций – потому что ты не ограничен необходимостью ночлега под крышей хижины и можешь пойти куда угодно.

- Outdoor Academy of Scandinavia…

Мы проводим их четыре раза в год – в разных местах зимой и летом – в Швеции и Норвегии.
Это идея пришла от компании Hilleberg, которая делает очень хорошие палатки, они начали проводить такие школы в 70-е. Их идея – обучение делом! Не просто научить продавцов рассказывать про палатки, но вывести их на природу и научить их ими пользоваться.
И когда мы начали работу SOG, мы решили, что это хорошая идея и чтобы привлечь другие бренды – не только производителей палаток. Мы решили, что нужно на таких школах представлять не только продукцию, но и сам скандинавский аутдор – тогда картина станет более понятной. И мы поняли, что приглашать нужно не только продавцов, но и журналистов и тур-операторов.
С такой концепцией мы начали работать с 2003 года в Швеции. Затем подключилась норвежская сторона. Про школы начали спрашивать новые желающие. И сейчас через OAS за год проходит 250-300 человек.

- Чего вы ждете от участников?

Мы надеемся, что продавцы научатся предоставлять лучший сервис, зная больше о нашем снаряжении и нашей природе. Надеемся, что журналисты поделятся нашими традициями в своих материалах. И конечно надеемся, что тур-операторы привлекут в регион туристов, и они попадут в аутдор-магазины. Да, мы преследуем эгоистичные цели – продавать наше снаряжение.

- Основная разница между ROG и SOG?

Организаторы Russian Outdoor Group обращались к нам, чтобы научиться кооперации между компаниями на вашем рынке.
Но самая большая разница в том, что ROG состоит в основном из дилеров, большей частью это не производители. Более того, эта организация сконцентрировала свои интересы на внутреннем рынке, а мы работаем на внешнем. Так что я не знаю, как у них получается.

Вообще я фотографировала картину на стене лобби-бара гостиницы Waterfront в Алесунде, которая, на мой взгляд, очень символизирует этот край. Но в кадр попал Йонас из компании Hestra%))

Я не знаю, получится ли у норвежской стороны поддержать интерес к Странде и местному аутдор-колориту в том виде, как они это видят - семейный отдых для норвежцев и эктремальный туризм для иностранцев. И все это в домашнем камерном формате.
Но мне однажды хочется все-таки увидеть залитые солнцем склоны и фьорды, отправиться в ski & sail путешествие. И поскольку информация о таком регионе катания будет расползаться все дальше и дальше, планы насладиться единением с природой в этом доброжелательном и красивейшем месте я бы на потом не откладывала!

Фото © Sverre Hjørnevik/Ski Fjord Norway

«РИСК онсайт» выражает благодарность Совету по туризму Норвегии за помощь в организации путешествия.

Сайт Совета по туризму Норвегии – www.visitnorway.com
Электронный адрес – mos.tourism@innovationnorway.no
Тел.: +7 (495) 663 68 30
Факс: +7 (495) 663 68 31

Добавлю несколько фото:
Фото © Stein Magne Hoff. Предоставлено Destinasjon Ålesund & Sunnmøre

Рыбные салатики на ланч :))

Местный туристический шоколад:)) На его обертке признания в любви норвежским маршрутам от известных путешественников!

Dusan Stuchlik - ломал все мои планы попрактиковаться в английском. Менеджер компании Hudy sport (Rock Empire) разговаривал со мной исключительно по-русски:)

Пока мы катались на рафте, другие участники ловили наш обед!