Как я стал ГОРНЫМ туристом или первое посещение Кавказа
Был у меня друг, с которым ходили в пешие и лыжные походы по Жигулям (в основном 2-3-х дневные ПВД) и Южному Уралу (простенькие 3-9-и дневные). Ходили лет 15, часто, по много раз в году. Иногда немножко ссорились, имели мелкие разногласия, как у большинства людей, но, в общем и целом имели схожие взгляды. Имелся у него старший товарищ, который в молодости успел побывать в нескольких горных районах, в том числе и на Кавказе. И поехали они как-то раз туда с целью подняться на Эльбрус. Но, не по классике и не на Западную, а на восточную вершину. Первый раз у них не получилось. Второй тоже. И третий тоже…. Максимум, куда они доходили, это 4350-4500 м. И тогда стал меня мой друг уговаривать поехать на Кавказ, чтобы взойти на Эльбрус, типа, «ну, может, с тобой поднимемся, а то что-то с другими не получается?». Я пару лет отказывался, так как считал себя только пешим туристом, которому вполне достаточно родных маленьких Жигулёвских горок и Урала. На большее меня и не тянуло. Я уж не говорю о том, какое мнение было о тамошних местных, благодаря СМИ.
2006 год у меня выдался очень насыщенным на походы: два лыжных и четыре пешеходных похода на Ю. Урал, несколько ПВД в Жигули и это только за первые полгода! Тогда-то я и решился поехать на Кавказ, попытаться подняться на Эльбрус с другом. Вдвоём идти мне не захотелось, потому решил пригласить ещё девочку (ну, у которой было уже двое детей :) ). Тщательно обсудив предстоящий маршрут, закупив всё, как нам казалось, необходимое, в августе мы поехали на Кавказ.
Почти двое суток в поезде я с непривычки «умирал» от духоты. Выйдя на Вокзале в Пятигорске, мы долго торговались с местными таксистами, сбавив цену в полтора раза. Приэльбрусье встретило нас моросящим дождём, который впрочем, быстро закончился. Первые метры подъёма по тропе в долину Ирика давались очень нелегко. Рюкзаки были тяжёлыми, так как «на всякий случай» еды, газа и одежды было взято с большим запасом. Ещё по дороге я таращил глаза на всё возрастающие по высоте и увеличивающие крутизну горы. Таких высоких и крутых ещё до этого воочию не видел. Ух, круто!!! Вах, ВЫЗШЕ!!! Не смотря на тяжесть подъёма и недосып после поезда, я вдруг ощутил прилив радости и удовольствия от окружающих пейзажей, свежести воздуха и благоухания флоры. А позже мы ещё попробовали нарзан. Нет, с этим не сравниться тот, что продаётся в бутылках! Кое как взобравшись на вторую устьевую ступень в «висячую» долину, мы увидели ЭЛЬБРУС. Он показался мне просто огромным, даже с такого расстояния.
Да, это вам не Ямантау (1640 м) на Ю. Урале! На него, как на неё просто так не забежишь! Друга одержимо тянуло к нему, а я вдруг почувствовал, что весь окружающий пейзаж меня манит ничуть не меньше, а может и больше. Пройдя сосновый лес, в котором мы наелись спелой малины, вышли на расширение долины, где паслись табуны лошадей и стада коров. Потом прошли ещё небольшой сосновый пролесок и спустились к стоянкам у шикарного прозрачнейшего ручья, впадающего в Ирик. Там уже стояли чьи-то палатки. Мы поставили свою рядом. Познакомились. Ребята из Алтайского края, спустились с Эльбруса, все обгоревшие и измученные, но довольные. Весь вечер они рассказывали нам о том, какие муки они испытывали при восхождении, хотя за неделю до отъезда на Эльбрус, поднимались на Белуху. Мой друг слушал их ужастики о «горняшке», коварных полях Эльбруса и прочих ужасах альпинизма спокойно, а нас двоих это немного «напрягало», так как мы до этого выше Урала не были. От эмоционального перевозбуждения первую ночь в походе спал плохо, всё думал о предстоящем маршруте.
На следующий день очень медленно и с частыми привалами поднялись в долину из долины Ирик в долину Ирикчат.
Здесь уже не было лесной зоны, только альпийская, но от этого долина показалась мне не менее красивой. На вторую ночёвку встали тогда на травянистой поляне под мореной из огромных глыб, из-под которой снова вытекал большой, чистейший ручей. Здесь мы снова были не одни. Наша девушка устала больше нас, потому осталась отдыхать в лагере, а мы с другом сходили вверх по левому (ор.) склону метров на 300 для акклиматизации. На той высоте мне показалось какой-то безжизненной и удручающей окружение сплошных камней без зелени, так как за многие годы я привык к другим пейзажам…. У друга наверху пошла из носа кровь от давления и начала побаливать голова, а я так и не испытал никаких признаков «горняшки», только сильную усталость. Спалось этой ночью всем хорошо, «отрубились» напрочь!
На следующий день поднялись на перевал Ирикчат, обойдя по «плывущему» склону одноимённый ледник.
Помню, как я опасался трещин, уходящих с ледника под морену. Всё казалось, что сейчас где-нить обязательно провалимся :)
И на перевале мы ночевали не одни. За «Рыжим бугром», когда мы с другом на него залезли для разведки, стоял лагерь. Лишь через два года я узнал, что это был лагерь Миши Голубева, тогда мы с ним увиделись впервые. Чуть позже, когда мы вернулись в свой лагерь, Миша с одним из своих участников резво пробежал мимо на вершину Чаткара. А я наблюдая за ними всё не мог понять, «чтож мне так хреново в этом походе идётся, а все, кто нам попадаются так резво бегают?! Я ж на Урале по 15-20-30 км в день легко прохожу без дорог по лесам и курумам, а здесь за 7-9 км сдыхаю, что за фигня?!». Это потом я уже понял, что значит ВЫСОТНАЯ АККЛИМАТИЗАЦИЯ! :). До поздней ночи не мог зайти в палатку, всё созерцал и внимал красоту и мощь окружения. Чрезвычайно красивы и многообразны горные восходы и закаты! Множество оттенков всей цветовой палитры, переходящие постепенно от одного к другому, очаровательно! А ещё меня удивило присутствие нескольких видов цветов на такой высоте. Это очень радовало и разбавляло серо-коричнево-белые краски местности пёстрыми живыми вкраплениями. На этой стоянке мы поняли, что еды взяли с очень большим запасом….
На следующий день в связке мы перешли через ледовые поля и встали на нижних площадках АЛП, рядом с одинокой палаткой. Я тогда впервые шёл по леднику, удивляясь и поражаясь глубиной и величиной некоторых трещин, через которые мы перепрыгивали. Не хотелось бы в них провалиться, особенно в те, по дну которых с грохотом неслись стремительные потоки. Пейзаж, начиная с этой стоянки и выше уже никак не походил на земной. Чёрная блестящая лёгкая застывшая лава в окружении белоснежных ледников и почти ясного неба, чудесно!
С другом снова решили подняться для акклиматизации метров на 300-400 от лагеря, так как времени было достаточно. Наша дама снова осталась в лагере, её на это мероприятие не потянуло. Поднявшись на стоянки «4350 м.» обнаружили там несколько палаточных лагерей. Нашли приемлемую свободную площадку и решили на завтра подняться и занять её. В этот день я уже почувствовал несколько признаков «горняшки». Спустившись в лагерь, решили с этого дня есть ежедневно не по половинки аспирина, а по целой таблетке. Следующий день был самым тяжёлым по ощущениям, хотя поднялись всего на 400 метров. Каждый шаг давался с трудом, отдышка страшная, голова побаливает, сердце выпрыгивает, рюкзак кажется набитым кирпичами, а ещё пытаюсь шутить и подбадривать товарищей :). Кое-как доползли до 4350 м, установили палатку. Погода начала портиться. Ночью ветрище, снегопад. Палатку клонит к земле, пытаясь сломать, но она выдерживает. Я лёг со стороны ветра, так как единственный имел не пуховый спальник. От конденсата, под утро весь бок у меня был насквозь мокрый, так как палатка почти лежала на мне, и я всю ночь не смог заснуть от «горняшки» и потому, что сбивал с тента снег.
Под утро погода наладилась. Аппетита не было, голова в тумане. У товарищей настроение тоже не на высоте…. Решили сегодня сходить как можно выше налегке, а завтра пойти на вершину, если всё будет хорошо. Собрались, вышли. Погода солнечная, тепло, ветра почти нет. Решил, что сложностей на просматриваемом участке нет, потому нечего надевать ботинки, а надо идти и дальше в кроссовках :). Даже с маленьким рюкзачком и без него подниматься было тяжело. Склон увеличивал свою крутизну. Отдышка сильная, голова болит, кружится, начинает тошнить. У товарищей к этому ещё и кровь из носа, но они решительно настроены подниматься. Чувствую, что какая-то не совсем адекватная решимость…. Говорю, что пойдём не выше 4700-4800 м. Поднимаемся до 4800, наша участница решает остаться здесь и подождать нас, укрывшись между огромных кусков лавы. Вижу, что другу плохо, но он упорно рвётся вверх, «Лёх, ну до 4900?!». «Хорошо, 4900». Снова, «Лёх, ну, максимум до 5000, я ж за все попытки ещё так высоко не поднимался!». «Ладно, но выше ни метра, я и так еле живой, а у неё вообще двое детей, ты их воспитывать потом будешь?!». По джипиэсу поднялись до 5006 м, где наконец присели, любуясь окрестными панорамами. Колоссально!!! Виды на многие десятки километров вокруг. Но тут меня вдруг посетила мысль о том, что мне почему-то нравиться смотреть на горы, когда они наравне со мной или выше, а с этого места все окружающие горы кажутся слишком маленькими и не такими интересными и величественными.
Отсняли на фото и видео окружающую красоту и начали спуск.
Втроём достигнув лагеря, сразу решили принять ударные меры против «горняшки», уничтожив её спиртяшкой :). Подействовало мгновенно! Состояние улучшилось, но не надолго. Вечером погода снова резко ухудшилась и всю ночь дул штормовой ветер, снежный буран. Я снова был насквозь мокрый и не выспавшийся, зато товарищи спали хорошо и были сухими. Утром тамбур весь до верха был забит снегом, хотя тент был полностью закрыт. Снег весь день то шёл, то прекращался, а ветер стал чуть меньше, но по-прежнему сдувал с ног. Решили подождать сутки и попробовать восхождение на следующее утро. Днём из палатки почти не выходили. Все, кто стоял на этой стоянке, ушли вниз, спасаясь от непогоды. А у товарищей настроение упало совсем…. Начали между собой ругаться без причины, любое моё слово они воспринимали как издевательство, какой-то неадекват пошёл в планах, толи «горняшка» тому виной, толи ещё что? Следующей ночью палатку нагибало так, что дуги трещали, а тент начало рвать вдоль дуги над выходом, но сильно не успело порвать, к счастью. Утром, глядя на погоду и на состояние товарищей, я настоял на том, чтобы срочно собирать лагерь и спускаться, не обращая внимания на возражения.
И принял ещё одно решение, что никогда больше с этими двумя людьми не пойду в горы и вообще в поход. Вдруг понял, что не могу доверять этим людям, и нет у нас больше команды, как отрезало….
За день спустились до стоянок у морены из огромных глыб, где была вторая ночёвка, а на следующий день уже в посёлок Эльбрус по пути подъёма и в Пятигорск.
Ещё в поезде я понял, что альпинизм, это не моё, но понял и другое, С ЭТОГО МОМЕНТА Я - ГОРНЫЙ ТУРИСТ! И КАВКАЗ – ЭТО МОЙ ЛЮБИМЫЙ РАЙОН!
С той девушкой после того раза я так больше и не общался, а с бывшим другом иногда случайно встречаемся на улице или на ж/д вокзале, уезжая или приезжая из походов. Но, с ним я тоже больше не общаюсь, хотя никаких плохих чувств к нему не испытываю. Наоборот, по прежнему уважаю. И благодарен ему за то, что именно он уговорил меня первый раз поехать на Кавказ, в этот дивный край.
147
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Увы, ту встречу у Ирикчата не помню. Запомнились пара товарищей будто бы телепортировавшихся туда только что, и потому с жесткой горняшкой + видом "кто я, где и почему" :)
А про погодку ты должен помнить, конечно. Вы как раз успели в последний день хорошей погоды подняться, когда мы на 5006 м. пошли. После спуска вы собрались и пошли вниз, а мы на ваше место встали и ещё почти двое суток там продержались.
Помню, как подошёл тогда к твоему папе (тогда я ещё не знал что это твой папа ;) ) и спросил: "как эти монстры так по горам бегают?!", а он мне: "а ты дней 30-45 здесь походи, и ты бегать так будешь :)". И действительно, приехав в сентябре, через 2 недели соло в Приэльбрусье, носился так, что обгонял всех, кого встречал, а в гору ломился быстрее, чем навстрече мне спускались!:) Вот это физ. форма и акклиматизация тогда в сентябре была, эх, каждый раз бы такую!
А обмен 100мл. спирта на высоте 4350 на почти полный 450 г. баллон газа считаю одним из самых выгодных в жизни! (Газ не кончался, мы на бензине ходили, и его было у нас). Вы же, граждане, своими ночными песнями мешали нам спать - и это находясь на 400 метров ниже! Круты, однако!!! Потом на Рыжем бугре мы ещё раз встретили Питерцев, и они искренне удивились нашему уходу вниз - мол, на Самару посмотрите! Бошки трещат, блюют, но ведь лезут!
А снега в тот год действительно было мало, я до кратера в лёгких кроссовках поднялся.
Фото с ночёвок 4500 или 4600, уже забыл :)
Да, трещины от Ирикчата до АЛП коварные:
Но какой был закат 17 августа 2006!
А рассвет 18-го! (смотрите в оригинале!!)
Нам, после 2 (а у кого и 5 :) ) недель горных походов Восточная вершина позволила взойти! Панорама с Вершины:
А вот и непогода - видимо, та самая описываемая. После вечерней/ночной пурги утром 19-го одна из наших палаток:
А если ещё не ходили по Ю.Уралу, но есть желание и возможность, то советую пройти хребты: Машак, Кумардак, Зигальга, Нары, Нургуш, Инзерские зубчатки, Ялангас, Б.СукА с Уваном, взойти на Иремели (а заодно пройти часть хр. Аваляк и хр. Ягодный) и Ямантау (большую и малую) и не забыть про менее высокие и значимые, но тоже красивые хребты и вершины.
Всё изложенное просто и понятно.
А Ваша прямота и откровение выводов подкупают ещё и доверием к читателю.
Наверное, мы бы с Вами сработались...
Да, с Вами бы сработались наверняка,
идя совместно на маршрутах!
Жаль, не придётся никогда
попасть в команду нам друг к другу.
Но, на просторах Риска мы
встречаться будем постоянно!
И здесь до смерти будем все
всегда ходить одной командой ;)
Довольно закономерный переход в горный туризм из пешего.
Подумал, а как же у меня-то? - гораздо сложнее, в 2 словах не скажешь,
а внешне просто: родственники посоветовали провести несколько дней для себя так и там, где хочешь,
самое простое было съездить в Домбай, что и сделал.
Вот тогда и заболел по настоящему.
Прививку от горняшки получил в форме неуёмной эйфории, когда хочется с каждым разом выше и выше,
потом проанализировал эту высотоманию (сравнил с алкоголизмом, наркоманией) и что-то в мозгах щёлкнуло,
сейчас уже такого нет, легко могу остановиться, на самые вершины тоже не стремлюсь,
как-то прошло это стремление во что бы то ни стало оказаться на пятачке размером 1х1 м, могу пройти мимо,
если на это нужны какие-то дополнительные усилия или это срывает нормальную ночёвку.
Я тоже там недалеко от вас буду прогуливаться с севера. А вы разве не по классике на З.Эльбрус? Или по АЛП на Восточный? Помни одно: ни какая вершина не стоит жизни, главное, это вовремя понять, где твой предел.... Ты мне ещё в летней "четвёрке" нужен ;)
Твой маршрут я уже посмотрел.:) А мы не по классике идем, а с востока через Ирикчат и АЛП. Не люблю я людные места в горах, людей мне и в городе хватает.:)
Ничего, до четверки заживет.;)
Мы как то встретили туристов на ночевках и я невольно подслушал разговор двух девочек. "А это кто? - альпинисты! А зто как? Ну типа нас, только рюкзаки у них легкие! Мне кажется- "Устами младенца глаголит истина"!
Альпинизм - восхождение на вершины; цель, как можно меньше и легче пройти на подходах, как можно больше (а по возможности и сложнее) восхождений на вершины с минимальным весом.
Туризм - как можно больше пройти километража и перевалов, траверсов и панорамных вершин (по возможности посложнее), стремясь при этом максимально облегчить вес содержимого рюкзака :).
Так что вес и объём рюкзака, это не главное отличие. На коротких подходах к вершинам и при заезде в а/л у альпинистов рюки часто гораздо больше наших бывают.
Полагаю, ежедневная аспиринка этому только способствовала...
p.s. у самого носом кровь идёт в походах, бывает.
А аспирин тогда примеляли, потому, что это был мой первый горный опыт, медика у нас тогда не было и о горняшке, в отличии от бывшего друга я ничего не знал. Но, это было давно, сейчас всё по другому. И медик у меня почти каждый раз есть, и знаний своих по этой проблеме уже достаточно.
Исходя из механизма действия, не рекомендую превышать дозу в полтаблетки! Или таблетки кардиомагнила, как и аспирина-кардио. Т.к. повышение дозы нивелирует эффект "разжижения крови" вследствие блокирования и ЦОГ-2, а не только ЦОГ-1, как при малой дозе.
Диакарб (он же дайамокс, по которому аж трусятся буржуи в Гималаях, считая его панацеей от горняшки) - мочегонное калийсберегающее, в отличие, скажем, от фуросемида. Поэтому применение калия при его приёме не обязательно, хотя вообще-то в целом для сердца полезно. Если не перебарщивать.