Шамони - 3 маршрута за неделю

Пишет belousov, 05.04.2012 12:31

Шамони - 3 маршрута за неделю (Альпинизм, frendo spur, fill a plomb, ginat, chamonix)

В горы ездить не на работу ходить, так что есть чего рассказать.

Как-то игнорировал я Альпы. То Кавказ потому что денег не было, то Азия, потому что в Альпах народу полно, то Непал или Китай потому что это круто. Но Азия и непальщина это ж времени не напасешься, Кавказ.. ну туда я сколько ни ездил зимой, так вечно по уши в снегу. А может и черт с ним с народом, времени мало, отпуск короткий. Вобщем в этот раз Шамони.
Мысль попробовать Шамони в марте образовалась еще в начале зимы. На ледолазном фестивале в Кандерштеге (Швейцария) встретил Диму и завел об этом разговор. Всю зиму мы что-то обсуждали в переписке, в результате я купил билеты, и сразу, после ЧР по ледолазанию, улетел в Мюнхен.
Очень хотелось сходить что то из классики северных стен. Из того, что можно было сделать достаточно быстро, нам понравился вариант Les Droites с маршрутом “Ginat”. Его пару лет назад пробежал Ueli Steck за 2 часа с копейками.

Дима точит кошки

Для того чтобы замахнуться на Les Droites, неплохо было бы расходиться, да и с Димой мы в связке впервые. Этот, и тысяча других подобных вопросов вертелось в голове пока мы ехали из Мюнхена в Шамони на выданной нам на прокат прекрасной Honda CRX Hybrid.

За рулем

Здесь стоит отметить, что по приезду большинство наших “как когда и почему” разрешилось. Нас встретила Стеф, поселила у себя в маленькой квартирке и тут еще появился Рон, который с легкостью изменил ход наших мыслей (мы хотели лезть на триангл де такюль на разминку) и предложил нам Fil a Plomb (III, 4+) 700m North Face Rognon du Plan. Предложил, потому что сам только что оттуда спустился. Говорит - чтоб не ждать нас внизу в Шаме - решил сбегать. Получилось 6 часов из долины в долину. Нет, ну нормальный человек разве побросал бы все дела чтоб приехать в Шамони (пусть ехать всего полтора часа), забежать на стену, спуститься вниз, встретить друзей, попить с ними кофейку и уехать обратно домой, ведь дома дети и полно работы!
Стеф извинилась что не может уделять нам много времени, и каждый день катала клиентов по Вале Бланш, а по вечерам готовилась к своим очередным гидским экзаменам. Мы были предоставлены самим себе,и нас это совсем не огорчало.

Стеф и Рон изучают карту

Итак, Fil a Plomb (TD-,700m, III, M4/IV+)

Foto camptocamp.org (c)

Еще позавчера я был в Москве, а сегодня уже ковыляю по тропе в сторону северной стены Plan. Час спустя одеваем системы, кошки, решаем пока не связываться. Наверх уходит снежный кулуар не предвещающий сюрпризов. Сюрприз появился прям сразу же. Берг оказался открытым, Димка его как то по наглому перепрыгнул, а я встал одна нога там другая тут, и поглядел некстате вниз. Вобщем, Дим, давай сюда веревку. Ну его...

Дима после берга, собирает веревку

Берг преодолели, веревку убрали, дальше вроде бы норм. Метров через 50 небольшие скалки - нужно пролезть метров 5, снега много, царапаемся инструментами. Входить в роль тяжело, я немного вспотел. Димка со стороны выглядит более уверенно. Подошли под ледовый каскад, достали веревку. Тут уже очередь. Маршрут популярный - впереди связки три как минимум, и снизу еще подходят несколько человек.

Пока без веревки

Я вначале ключевой веревки

Веревка 80 градусного льда, небольшой скальный выход и все, трудности практически закончились. Дальше лед не круче 60 градусов. Еще веревку пролезли по инерции, затем развязались, так как - впереди уже недецкий паравоз. Без веревки быстренько обогнали несколько человек и вышли в снежный кулуар, который закончился седловинкой. От бергшрунда получилось 4:40, перепад 700 метров. Высота чувствуется, Дима что то говорит, но язык заплетается немного. Длиннющий гребень до станции канатки) Спасибо Рону за вчерашние следы, по его словам перед ним тропы не было, пришлось копать траншею по пояс.

Типа "вершина"

Маршрут чуть ли не единственный северной ориентации в районе Миди, который был в кондиции. Остальные сухие. Для разминки отлично - трудности начинаются постепенно, и к ключевой веревке подходишь уже вполне размятым. Не понравилось то что - из-за большого количества народа - весь лед в дырах, молотком можно посто цепляться. Буры вобще крутил в готовые дырки.

Дальше был The Ginat on Les Droites (TD+, 1000m, IV, M4+/V)

Foto Jonathan Griffith (c)

Ginat на Droites мы считали своей основной задачей. Протяженность в километр, крутизна 70-85 держится около 300 метров, остальная часть маршрута - 50-65 градусов. Да, и это четырехтысячник.

Les Droites

Погода стоит стабильная, боимся терять время, и буквально на следующий день выходим на подход к аржентьерской хижине. Из еды с собой взяли термос с чаем, да энергетических батончиков по 4 на брата. Снега много, идем на снегоступах. Минус в том что их потом на себе тащить, но без них никак. Лучшее средство передвижения тут это лыжи. Весят не сильно больше, зато скорость спуска отличается в разы. Быстрые связки с лыжами поднимаются на первом вагончике канатки Гран Монте и на лыжах подъезжают сразу к началу маршрута, пролезая его, успевают до темноты вниз в долину. Мы не такие железные да и без лыж, так что расчитываем на хижины - под маршрутом Аржентьерская, и после, на спуске - хижина Куверкл (Сouvercle [kuverkl] фр.: "башка").

Первый сюрприз “что не ждали?”. На хижине нет мест, еды на нас не расчитывали. Чуть было все не провалилось, но потом откуда то нашлись пара спальных мест, и евробаксы смягчили хозяев - еда чудесным образом тоже образовалась. Кстати, на хижине - два работника - непальцы. Прикольно так - поболтали о том о сем. Как мы выяснили позже, если бы мы пытались бронировать места, то у нас ничего бы не вышло, так как хижина была забита скитуристами на две недели вперед.

Столовка в аржентьерской хижине

4:00 подъем, в 4:40 выход, в 6 утра начинаем лезть. Темно, ничего не видно. Впереди нас лезут четверо швейцарцев, которые никак не хотели быть за нами, поэтому вышли на час раньше. Тут начинаем понимать, отчего так швейцарцы торопились. В середине маршрута лед, с фирном кое где присыпан снегом. Весь этот снег в виде пылевых лавин мы испытывали на себе, пока сами не вышли на этот ледовый склон, да и швейцарцы к тому времени уже начали кидаться льдом, что было более болезненно.
По сути, маршрут начинается по снежному кулуару, который метров через 80 заканчивается скальным навесом. Влево уходит снежно ледовый кулуар, по которому, обходя скальную стену мы и вылезли на ледовое поле. Скалы не сложные, в основном залиты льдом, двигаться легко. Страховаться в основном на скалах, но мы по моему этого не делали.

Ледовая доска

На выходе на ледовую доску

На ледовом поле как то сразу почувствовали себя высоко высоко, и падать как будто бы есть куда. Начали крутить буры по одному на веревку. Двигаемся одновременно, так как если начнем останавливаться, то замерзнем, да и долго будет.
С середины маршрута крутизна значительно увеличивается и не падает уже до выхода на седловину. На ногах уже удобно не постоять.. Крутые взлеты меняются 60-градусными подскоками. Когда уже начало казаться, что этому не будет конца, вертикальная стенка неожиданно закончилась и мы по снегу, отдыхая каждые 5 шагов, выползли на перемычку.

На перемычке Друат

Солнца брызнуло в глаза неожиданно резко. Тепло. Беспомощно шарю руками, от такого яркого света ничего не вижу. Тепло... И хорошо)))
Вниз на другую сторону - дюльфера, где то с десяток. Последний дюльфер через берг, затем обходим трещины забирая вправо. Хижина кажется уже рядом, но доходим мы до нее только к 8 часам вечера. Тут снова непорядок. Вместо теплой хижины с полным пансионом, получаем зимнюю хижину без газа и еды! Ну хорошо хоть есть крыша над головой и одеяла. Вопреки нашим стереотипам буржуи оказались нормальными парнями и угостили нас чаем, а потом выдали в наше пользование термос с кипятком. А нам больше ничего и не нужно было.

Южная сторона Друат

Гран Жорас в лучах заката

Дорога от хижины вниз далась нам не с первой попытки. Стартанув в 8 утра, побежали вниз и залезли в неправильный кулуар. Следы есть, идем вниз. Потом следы все реже реже.. потом снег пропал и начались бараньи лбы. Чуть полазали. И стоп. Дальше совсем плохо. Все что сбросили с хижины - пришлось набрать обратно, и по другим следам снова вниз. На этот раз следы уверенно привели нас к сбросам и начали водить в беспорядочном направлении. Пол часа ходили взад-вперед, но все же обнаружили стальные перила и тропу вниз, уводящую через обрывы на ледник. Тропа - это серия стальных лестниц вмурованных в скалу. Еще часа 3 топатания по леднику и мы на паровозе едем в Шам.

И наконец Frendo Spur on Aiguille Du Midi (D+, 1200m, 5c/AI4)

Foto camptocamp.org (c)

Пока кряхтели вниз после жината, думали что, вот отдохнем и слазаем что нить ну сооовсем легкое, чтоб не дай бог не напрягаться. По мере того как мы спустились, поели, приняли душ, планы начали принимать более боевой характер. Сначала думали лезть на Eugster Direct на Aiguille du Midi. Я честно говоря вообще не представлял что это такое - но Дима сказал что это круто. Затем мы посетили офис гидов, где выяснили, что на Миди сейчас все сухо. Нам предложили все тот же Fill a Plomb, но второй раз не него мы не полезли бы по любому) Тут на глаза попался Frendo Spur. Начали читать отчеты - пишут какие то кашмары - что мол сложнее северной стены Друата и тд.. Валера Бабанов сказал, что ходил только летом и сейчас наверно сложнее - но все проходимо должно быть. Стеф в присущих ей жизнерадостных тонах заверила - что щас снега нету скалы сухие полезете руками вообще.
Смс Рону - “полезем на Френдо”. Ответный смс - “а что это?!”

Foto www.alexandrebuisse.org (c)

Отдыхаем четверг. В пятницу прогноз обещает сильный северный ветер, а в субботу ветер умеренный. Суббота это уже край, надо лезть. В пятницу забрасываемся на хижину Refuge du Plan. Погода по прежнему звенит. Очередной раз попадаем на то, что хижина битком. И на этот раз поужались и все влезли. Смс от Рона - “в субботу лезем на Френдо”. Мы с Димой улыбаемся - точно чекнутые эти швейцарцы.
Встали снова рано. Правда все остальные обитатели хижины уже ушли к тому моменту. В 5 вышли, в 7 уже пересекали бергшрунд, как раз рассвело. Сначала зигзагом заснеженные полки. Пока лезем без веревки. Кое где попадаются неприятные места - плиты припорошенные снегом и лететь есть куда. Началось напряженное лазание по скалам, орудуем и голыми руками и инструментами. Наконец стало совсем неприятно - над сбросом - стремный переход по плите со снегом - можно соскользнуть. Связались. Дальше сразу первый ключ - небольшой вертикальный уголок выводит на ребро. Дима его вылез, затем мы сменились.

Лезем и руками и инструментом

По ребру скальные лбы сменяются снежными полками. Лавируя между всем этим нахожу дорогу наверх. К 11 утра появляется Рон со своим долговязым другом. Идут без веревки, с какими то микро-котомками за спиной. Догнали нас, обогнали. Пока можно двигаться по снегу вдоль ребра - идем быстро. Вылезаем на перемычку - под основным ключем маршрута - в 12 часов.

Дальше без кошек нужно лезть что то типа 5с по скалам. Лезем 4 веревки по скалам попеременно, затем еще немного одновременно и выходим к началу снежного ножа.

В очередном камине

Дальше будет снег, лед и еще раз лед до упора. Рон с корешем уже на выходе наверх. Снежный нож постепенно набирая крутизну перешел в ледяной склон градусов 50. Лед перемороженный - скалывается. Местами корка. Идем одновременно - крутим бур на 25 метров. Чем ближе к выходу на гребень, тем круче - крайние 50 метров - 80 градусов голубой альпийский лед. Дима лидирует и в 16:00 мы заканчиваем маршрут на гребне под станцией канатки Aiguille du Midi. Ёёхууу!

Затем мы двинули в гости к Рону

Действующую лица:
Вова Белоусов,
Дмитро Мартыненко,
Стефани Моро,
Рон Коллер (АКА Ронеслав Коллеросов) и его швейцарский кореш.