СЗФК ПЛАНИРУЕТ УНИЧТОЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРКА «ХИБИНЫ»

Пишет MikRyzhov, 22.03.2012 12:02

СЗФК ПЛАНИРУЕТ УНИЧТОЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРКА «ХИБИНЫ» (Горный туризм, куэльпор, акрон, кунийок, национальный парк, туризм, партомчорр, экология)

В этом году может начаться уничтожение территории национального парка «Хибины», несмотря на то, что создание этого парка, запланированное правительством РФ на 2015 год, одобрено и поддержано всеми органами власти Мурманской области, учеными, общественными организациями.

20 марта состоялось заседание комитета Мурманской областной Думы по экологии и охране окружающей среды, посвященное, в основном, созданию на территории Мурманской области национального парка «Хибины», включенного в Концепцию развития системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ) федерального значения на период до 2020 года согласно распоряжению Правительства РФ от 22 декабря 2011 года.

На заседание были приглашены представители администраций Апатитов и Кировска, предприятий-недропользователей, турфирм, общественных организаций, комитетов правительства области.

По итогам заседания комитет Думы решил уже в этом году зарезервировать территорию будущего национального парка в Хибинских и Ловозерских горах (ООПТ федерального значения) с тем, чтобы исключить аренду участков лесного фонда, ограничить хозяйственную деятельность и на первом этапе создать природный парк (ООПТ регионального значения). Заместитель председателя комитета правительства области по природным ресурсам и экологии Алексей Смирнов заявил, что все эти вопросы, в том числе и режим охраны этой территории, будут проработаны с учетом интересов всех заинтересованных организаций и предприятий к маю.

Председатель комитета областной думы по экологии Наталья Лещинская несколько раз подчеркнула, что это заседание должно стать началом диалога между всеми заинтересованными сторонами и хозяйствующими субъектами, и в решении заседания появились слова о создании рабочей группы при комитете думы, в работе которой могут принять участие все желающие.

Необходимость создания национального парка ни у кого из присутствующих возражений не вызвала – было сказано много слов об уникальной природе, туристических возможностях и 80-летней истории туризма в Хибинах, о необходимости сохранения национального достояния для нас и наших потомков. Участники заседания отметили и роль экологических организаций, которым удалось довести идею национального парка от несбыточных, как думали многие, желаний до планов правительства РФ. Однако, по мнению этих экологических организаций – Кольского центра охраны дикой природы, Кольского экологического центра, Баренцевоморского отделения WWF России - диалога не получится.

Главная проблема, связанная с созданием национального парка, на заседании почти не затрагивалась. Как выяснилось, ЗАО «Северо-Западная фосфорная компания» (дочерняя структура холдинга «Акрон») владеющая лицензией на месторождение Партомчорр, намерена прокладывать дорогу от горно-обогатительного комплекса Олений ручей, который сейчас строится на юго-востоке Хибинских гор, к месторождению, которое находится в северной части горного массива. Эту дорогу компания хочет провести вдоль восточной части Хибин, по берегу Умбозера. По мнению экологических организаций, это исключает создание национального парка, так как разрежет его на части, перережет туристские маршруты, связывающие Хибинский и Ловозерский горные массивы (они рассматриваются как кластеры национального парка) необратимо нарушит ландшафт и крайне негативно повлияет на природные комплексы. Партомчорр находится в одной из самых посещаемых долин Хибинских гор, долине Кунийок – из-за наличия месторождения она не входит в проектируемый национальный парк, но через нее проходит большинство туристских маршрутов.

Первый заместитель генерального директора, директор апатитского филиала ЗАО «СЗФК» Михаил Гусев заявил, что проект рудника на Партомчорре уже прошел государственную экспертизу, что противоречит действующему Положению об ОВОС - оценке воздействия на окружающую среду, которое предусматривает общественное обсуждения и консультации со всеми заинтересованными сторонами и общественными организациями как на стадии формулировок технического задания, так и собственно ОВОС. Ранее руководители СЗФК неоднократно давали обещания о проведении слушаний, но на заседании заявили, что их не требуется.

СЗФК воспользовалась лазейкой в законодательстве и разделила рудник и подъездные пути к нему на два отдельных, не связанных друг с другом проекта. По сообщению Михаила Гусева, на 2012-2013 годы «стоит задача - прокладка дороги, предпортальная выемка и начало засечек автоуклонов». Это значит, что к строительству дороги, а значит, к уничтожению Хибин как национального парка, компания намерена приступить в самое ближайшее время. Вероятнее всего, проект дороги также будет готовиться с нарушением прав жителей района, как и проект рудника, и проектно-изыскательские работы с вырубкой леса в долине Кунийок летом 2010 года. На заседании комитета Думы представители СЗФК говорили, что не возражают против резервирования территории, но «для нас главное – дорога».

Руководители СЗФК неоднократно говорили о своем желании создать «рабочую группу», с участием общественных организаций, турфирм, ученых, но дальше этих обещаний дело не пошло: как видно, компания предпочитает ставить общество и органы власти перед фактом, а потом заявлять о своей «открытости» и «экологичности».