Еще раз о самозадержании на льду
В связи с недавними трагическими событиями на Эльбрусе я решил посмотреть, какая техника самозадержания на льду считается сейчас правильной. Оказалось, что за последние 30-40 лет ничего существенно не изменилось. Есть различия в положении ледоруба относительно корпуса. При обсуждении перевода статьи: http://www.risk.ru/users/panika/9343/ , большинство согласилось с тем, что самый эффективный способ - торможение клювиком. При этом, головка ледоруба располагается чуть выше плеча и на ледоруб передается давление от веса тела (вернее, его верхней части). Но, в действительности, эффективность этого способа невелика. Дело в том, что давление клювика на лед не настолько большое, чтобы вдавить его на более-менее значительную глубину. Соответственно, сила сопротивления будет небольшой. Очевидно, что чем больше глубина погружения клювика в лед, тем больше энергии скольжения гасится за счет разрушения льда.
Увеличить глубину погружения клювика в лед можно только за счет активных динамичных действий, а не пассивного нагружения его весом своего тела. То есть, в случае, если скорость падения после срыва, при торможении классическим способом, не уменьшается - необходимо вынести ледоруб из под корпуса выше головы и частыми ударами (паузы должны быть как можно меньше) энергично вбивать клювик в лед. При этом необходимо изо-всех сил удерживать ледоруб в руках из-за сильных рывков сразу после очередного вбивания клювика в лед.
Такой способ (правда, тормозил я тогда штычком, но сути это не меняет) помог мне в 1978 г задержаться на 50-градусном снежно-ледовом склоне после очень неудачного срыва (на спину, головой вниз). Тормозной путь составил 30 м. Толщина снега была от 5 до 20 см. Снег, практически, не создавал никакого сопротивления. Сразу же после разворота "веером" (потерь времени у меня не было) я вбил клювик, упал на ледоруб и отметил, что скорость растет. Дальше все было на "автомате". Я изо-всех сил вогнал в лед штычок. Но скорость и кинетическая энергия были уже такими, что удержать ледоруб перпендикулярно склону я не смог - я выдернул его за счет силы инерции. Сила рывка подсказала мне верное решение - нужно забивать штычок как можно глубже и как можно чаще.
До сих пор мне даже в голову не приходило, что этот способ неизвестен, хотя я о нем тоже ничего не знал, пока не удалось найти его, борясь за свою жизнь. Поэтому прошу прощения у всех, кому знание этого способа могло спасти жизнь.
12
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий