Есть ледовый маршрут в Хибинах.

Пишет FamiNe, 01.03.2012 00:03

Есть ледовый маршрут в Хибинах. (Альпинизм, хибины, цирк поясов, дружкин, полукаров, кокшаров, ледолазание, бореалис)Схема маршрута

Из гайдбука про ледолазание: есть каскадный лед различной протяженности и сложности. Там же указано несколько районов где встречается лед и на этом все. Ни описаний, ни информации о том, что кто-либо прошел или проходил ледовые маршруты нет.

Вот здесь и зародилась идея о поиске ледовой линии и ее прохождения. Разговоры об этом велись давно, так как в Хибинах нет возможности позаниматься на льду и тем более пройти ледовый маршрут. С этой целью в середине февраля 2011 года несколько человек из Мурманска отправилась посмотреть близ лежащие склоны на наличие льда. Разведка местности была проведена успешно, в цирке поясов, между кулуаром "Акваланг" и маршрутом "по-центру стены Поясов" хребта Тахтарвумчорр был обнаружен лед, по предварительным ощущениям, протяженность его составляла 4 веревки далее снежный склон.

Есть ледовый маршрут в Хибинах. (Альпинизм, хибины, цирк поясов, дружкин, полукаров, кокшаров, ледолазание, бореалис)вид на цирк Поясов

Проконсультировавшись с председателем ФАМО Сергеем Почиваловым, стало ясно, что протяженность всего маршрута не большая, но крутизна льда может доходить до 90 градусов, предполагаемая категория трудности маршрута 3А – 3Б. В том же году прохождение намеченной линии не состоялось по разным причинам.

И вот в этом году все срастается, время, возможности и желание. Мы: Кокшаров Игорь 2 с.р. - руководитель, Полукаров Дмитрий 3 с.р., Дружкин Андрей 1 с. р., выдвигаемся на восхождение.

Есть ледовый маршрут в Хибинах. (Альпинизм, хибины, цирк поясов, дружкин, полукаров, кокшаров, ледолазание, бореалис)Игорь Кокшаров

Есть ледовый маршрут в Хибинах. (Альпинизм, хибины, цирк поясов, дружкин, полукаров, кокшаров, ледолазание, бореалис)Дима Полукаров

Есть ледовый маршрут в Хибинах. (Альпинизм, хибины, цирк поясов, дружкин, полукаров, кокшаров, ледолазание, бореалис)Андрей Дружкин

25 февраля ночью прибыли в Кировск, погода отличная, мороз, отсутствие ветра и звездное небо. Собрали все свои вещи, их как оказалось не мало, и двинули к озеру Малый Вудъявр, пройдя переправу поставили палатку, попили чаю и уснули.

Утро нас порадовало: мороз и солнце! Быстро собравшись мы выдвигаемся в цирк Поясов, на подходе использовали лыжи и снегоступы.
Подходя к цирку, мы начали наблюдать наш маршрут, а зайдя в сам цирк перед нами предстала отличная картина…. мы были в предвкушении…

Есть ледовый маршрут в Хибинах. (Альпинизм, хибины, цирк поясов, дружкин, полукаров, кокшаров, ледолазание, бореалис)Вид на маршрут

Подойдя под начало маршрута оставляем снегоступы, палки и все лишнее под камнем, разбираем снаряжение, еще несколько минут на обдумывание и вперед. На подходе мы заметили не совсем обычное явление, крутизна склона практически не увеличивается и тут мы подумали: «Сейчас стена встанет». Так и получилось. Пройдя снежный взлет сделали станцию справа на ледовом выступе. Далее начался лед.

Есть ледовый маршрут в Хибинах. (Альпинизм, хибины, цирк поясов, дружкин, полукаров, кокшаров, ледолазание, бореалис)Игорь на R1-R2

Есть ледовый маршрут в Хибинах. (Альпинизм, хибины, цирк поясов, дружкин, полукаров, кокшаров, ледолазание, бореалис)R1-R2

Далее выход на наклонную полку. С полки начинается ключевая часть маршрута. Вертикальный лед, вариантов прохождения может быть несколько, в зависимости от состояния льда. На этом участке и на всем маршруте желательно иметь разные по длине ледобуры.

Есть ледовый маршрут в Хибинах. (Альпинизм, хибины, цирк поясов, дружкин, полукаров, кокшаров, ледолазание, бореалис)Андрей на R2-R3

Есть ледовый маршрут в Хибинах. (Альпинизм, хибины, цирк поясов, дружкин, полукаров, кокшаров, ледолазание, бореалис)R2-R3

Протяженность участка почти 50 метров, направление движения вертикально вверх, станция неудобная. Ориентиром служит скала слева. На следующем участке определенную сложность представляет короткий вертикальный каскад с пустотами.

Есть ледовый маршрут в Хибинах. (Альпинизм, хибины, цирк поясов, дружкин, полукаров, кокшаров, ледолазание, бореалис)Дима в начале R3-R4

Далее небольшое выполаживание до 50°. Протяженность участка 25 метров. Далее, на фоне пройденных участков становится относительно проще, но трудность представляют короткие вертикальные каскады льда. Двигаться надо в направлении скал слева. Последние 15 метров не трудные,но опасные, так как проходятся по крутому снегу, страховки нет. Хорошо использовать снежный якорь или стальные нервы : ) Станция на крючьях, так как другое железо трудно применить. На скале определили контрольный тур, банка на крюке.

Есть ледовый маршрут в Хибинах. (Альпинизм, хибины, цирк поясов, дружкин, полукаров, кокшаров, ледолазание, бореалис)Полка перед контрольным туром

После контрольного тура можно двигаться одновременно, в направлении снежного кулуара. Вверху кулуара снежный надув и большие карнизы. Выход на вершину через небольшой карниз.
На вершину мы вышли уже ночью, слегка уставшие и безумно счастливые от пройденного, ведь первопроход это настоящее приключение. А далее было долгое шатание по верхам в поисках нормального, пешеходного спуска. К палатке мы пришли в 4 часа утра. Получили втык от Сергея Почивалова, который был уже там и начал обзванивать спасателей, так как думал что у нас ЧП или в лучшем случае холодная. А у нас, как обычно это бывает, замерзли телефоны. Хорошо что все обошлось, спасибо вам ребята.
Дальше ели, пили, говорили… А на следующий день пришлось еще раз сбегать в цирк поясов за оставленными вещами.

Маршрут по участкам . Фуллсайз здесь

Описание маршрута:

От озера м. Вудъявр подход в цирк “Поясов” (прямая видимость) 1,5 часа.
R0 – R1 200 м 40-45° Подъем по снежному склону под скалы справа. Станция на ледовом выступе.
R1 – R2 7 м 50°подъем по снежному склону до ледовой стены. Далее ориентироваться на ярко выраженный внутренний угол, двигаться по левой его стороне в зависимости от состояния льда. Много пустот под льдом, лед местами тонкий не однородный 15 м 70-75°. Далее выход на небольшое выполаживание лед, фирн 20 м 60-65°. Выход на наклонную снежную полку 10 м 55°.Удобноен место для страховки.
R2 – R3 Далее траверсом вправо 10м 40° под ледовую стену.Далее движение осуществляется вертикально вверх по стене 15 м 85-90°, 10 м 75-80°, 15м 70° Ориентиром служит скала справа, образующая внутренний угол. Место для станции не удобное.
R3 – R4 Далее от станции вправо по диагонали 4м 70° и по вертикальному каскаду 3м 90° выход на выполаживание. По выполаживанию движение осуществляется с небольшим траверсом влево15м 55-60° до следующего вертикального каскада. Станция неудобная.
R4 – R5 Далее от станции движение осуществляется влево и вверх через ледовый каскад 5м 80°, выход на фирно-ледовое выполаживание 10м 70° и подход под следующий вертикальный каскад 3м 90°. Далее движение осуществляется по фирну 15м 65° в направлении ярко выраженной скалы слева. Далее фирновый склон переходит в снежный, сложно организовать точки страховки 12м 55-60° выход под скалы. Станция на крючьях. Контрольный тур (банка на крюке).
R5 – R6 Вправо в обход скалы 15м 50°, подъем по снежному склону, выход на огрромную наклонную полку 35 м 40° возможно одновременное движение. Двигаться в направлении большого кулуара.
R6 – R 7 По кулуару вверх 60м 45° возможно одновременное движение. Карнизы!
R7 – R8 По кулуару вверх 40м 45° возможно одновременное движение. Выход на вершину через снежный надув справа, либо слева 7м 55°. Справа карнизы!
Спуск: По правому отрогу цирка. Либо по пути подъема.

Рекомендации восходителям:

1. Лед на маршруте местами имеет пустоты, местами тонкий.
2. Иметь различные по длине ледобуры.
3. Желательно использовать веревку 60 м.
4. На участке R4 – R5 в верхней части, желательно, использовать снежный якорь.
5. Возможно обрушение снежных карнизов.

Вцелом, получился отличный ледовый маршрут. Предполагаем категория трудности 4А, так как сложнее всех маршрутов 3-й категории в районе. Рекомендуется для схоженных групп 2-го спортивного разряда и выше. Маршрут в разные годы может ходиться по разному, зависит от состояния и наличия льда, что очень разнообразит Хибинские горы. Ждем второго прохождения и отзывов. Название и более подробное описание маршрута уточняются.

Большое спасибо Сергею Почивалову и Виктору Нуару за помощь и поддержку.