Награда «Golden Piton» 2012.

Пишет pHoB, 14.02.2012 19:53

Climbing представляет 10-ю ежегодную награду «Золотой крюк» (Golden Piton). Ее присуждают в шести дисциплинах. Поблагодарим спортсменов за их преданность своему делу.
Вид c Гашербрум II. (Автор: Cory Richards)

Альпинизм
• Первое зимнее восхождение на Гашербрум II
• Пакистан
• Симоне Моро, Кори Ричардс, Денис Урубко

«Какого черта я здесь делаю?», восклицает Кори Ричардс в самом начале короткометражного фильма «Cold» о восхождении в прошлом феврале на Гашербрум II. Когда мы видим американца Ричардса, итальянца Моро и Дениса из Казахстана, которые двигаются вверх в направлении одинокого пика, в условиях полярного холода и ураганных ветров, у нас не возникает сомнений относительно реплики Кори.

Гашербрум II – 13-й по высоте восьмитысячник, и считается самым простым из них. Но не технические трудности являются основной помехой вот уже на протяжении двух десятков лет при зимнем восхождении на восьмитысячники. Гиганты Карокорума более изолированы, чем Непальские, на которые уже совершены зимние восхождения, да и находятся они на 500 миль севернее. Температура в феврале опускалась до -50°F (-45°С) в палатке, а в базовом лагере никогда не поднималась выше -18°F (-27°С). Для того чтобы, что-то сделать в таких условиях, требуется экстраординарный талант, который Voytek Kurtyka называет «искусством страдания».

Урубко 38 лет, и он уже побывал на всех 14 восьмитысячниках, в том числе совершил первое зимнее восхождение на Макалу в 2009 вместе с Моро. Моро 44 года, совершил в 2005 году восхождение на Шиша-Пангму, став первым альпинистом не поляком, совершившим зимнее восхождение на этот восьмитысячник. Он также пытался зайти на Броуд-Пик, недалеко от Гашербрум II, дважды в зимний период. По сравнению с ними Ричардс, которому 30 лет, новичок. В его активе одно восхождение на восьмитысячник, Лхоцзе.

Их финальный выход длился 4 дня. После прохождения чуть более километра по вертикали от последнего лагеря, они стояли на вершине в полдень 2-го февраля. Но самое сложное началось на спуске, когда их настиг мощнейший ураган. На следующее утро, после дня восхождения, скорость ветра усилилась до 130 км/ч.

Они понимали, что играют в рулетку, пробираясь вниз по пояс в свежем снегу по соседству со склонами Гашербрум V. Когда обрушился серак, он спровоцировал лавину, которая пронесла их через ледник. Все трое оказались частично или полностью погребенными под снегом. Моро смог первым освободиться и помог откопаться своим друзьям. Через минуту Ричардс провалился в глубокую трещину, но Денис удержал его. Когда эти кадры борьбы на грани были показаны всему миру, многие альпинисты тоже подумали «какого черта эти парни там делали».

Все трое планируют дальнейшие зимние восхождения на восьмитысячники. Моро и Урубко, на следующий день после Рождества, отправились к склонам Нанга-Парбат, в Пакистан. Ричардс, который только женился, сказал, что ему нужна передышка, но следующей зимой он планирует поехать в Карокорум.

Бигволл
• Акулий плавник на Меру
• Индия
• Конрад (Conrad Anker), Джимми (Jimmy Chin), Ренан (Renan Ozturk)

Предвершинная башня, попытка 2008 года. (Автор: Jimmy Chin)

Северо-восточная стена Меру центральной(6,310m) в Индии уже была несколько раз пройдена, в том числе Валерием Бабановым, который получил за это соло восхождение Золотой Ледоруб в 2001. Но оставался главный приз этой стены. Более километра ножеобразного гребня с льдом и скалами, который называют акулий плавник. Эта линия настолько логична и притягательна, что ее пытались пройти уже более чем 20 раз, впервые в 1993 году. В 2003 Конрад первый раз попытался пройти этот маршрут, вместе с Дугом (Doug Chabot) и Брюсом (Bruce Miller). Но вскоре они поняли, что эта линия крепкий орешек. Она представляет собой комбинацию очень сложной технической работы на крутой стене, сильного холода, микстового лазания, очень аккуратного ИТО, все это обрекало на провал попытку восхождения в «fast and light» стиле.

Конрад вернулся осенью 2008 года с Джимми и Ренаном. В течение 20 дней движения вверх-вниз (10 дней они только забрасывали топливо и еду.) тройка залезла по плавнику выше, чем кто-либо до них. Однако их настиг шторм, который запер их в платформе на 5 дней. За это время выпало почти 2 метра снега, а парням пришлось перейти на половину рациона. Трое ветеранов ЭльКапа, используя сложнейшее ИТО, медленно продвигались вверх. Порой на питч уходило до 6 часов, при температуре - 17°С. Джимми называл это «современным A4». Наконец, на 18-й день, они вылезли стену. Но движение по гребню преграждал жандарм, с нависающими стенами. До вершины оставалось еще 150 метров по вертикали, но парни были истощены до предела и повернули.

Многие сказали бы «очень неплохо», а американцы все ждали, когда какая-нибудь другая команда завершит эту линию. Но, когда в течение трех лет, так и ни одна команда и не попыталась пройти маршрут, тройка решила вернуться и закончить начатое. Пройти маршрут этой командой не было даже в самых смелых мечтах. Особенно это касалось Ренана, который травмировался за полгода до этого на лыжах.

В этот раз погода была превосходной, и восхождение прошло гладко, несмотря на то, что «приходилось каждый питч проходить как минимум дважды,» - как сказал Конрад. 2-го октября, тройка была на вершине, спустя 11 дней после выхода из лагеря. Заслуженное завершение многолетних усилий.

Трэд
• Дейв МакЛеод
• The Longhope Route Direct (E11/5.14a R/X)
• St. John's Head, Шотландия

Дейв на Longhope Route. (Автор: Lukasz Warzecha)

St. John’s Head – самая высокая скальная стена в Британии, постоянно обдуваемая ветрами, расположена на 350-и метровом утесе в отдаленном архипелаге Оркнейских островов, недалеко от северной оконечности Шотландии. Впервые на нее поднялись в 1970 году Эд (Ed Drummond) и Оливер (Oliver Hill), во время семидневной попытки в бигволл стиле. Это линия считалась одной из самых захватывающих Королевстве, возможно и сейчас это верно. Стараясь по максимому пролезть «свободно», Эд и Оливер прошли питчи вплоть до 5.11, причем на некоторых из них было много «живья», кое-где были большие проблемы со страховкой. Парни старались ничего на маршруте не оставлять.

В 1997, очень сильная команда, состоящая из Джона (John Arran) и Дейва (Dave Turnbull), пролезла этот маршрут, с небольшими отклонениями, полностью свободным лазанием. E7 (5.13b R/X). Они обошли нависающий (примерно 115 град.) участок с тонкой щелью на предвершинной башне. Они так же не полезли два участка, сделав в одном месте траверс, а в другом небольшой дюльфер.

Три сезона, начиная с 2009, Дейв, которому 33 года и который известен по прохождениям беспрецедентных линий. Он восемь раз ездил на to St. John’s Head, одержимый идеей пройти свободно безумную щель на вершинной башне. И наконец, в июне прошлого года, при поддержке Энди (Andy Turner), Дейв смог пройти целиком эти 500 метров (на многих питчах встречаются длинные траверсы, поэтому длина самого маршрута еще больше), уложившись в один день.
Дейв считает, что сам по себе ключевой участок имеет категорию примерно E10, по Британской классификации и сравним с самыми серьезными трэд линиями, и возможно является самым сложным хэдпоинт(линия, которая многократно проходится с верхней страховкой, т.к. любой срыв на участке представляет опасность, и в конце концов проходится с нижней страховкой) маршрутом. Нависание длинной около 65 метров, сложностью 5.14а с очень длинными расстояниями между точками, которыми служат закладки и камы. Этот одна из самых сложных естественных линий в мире без единой искусственной точки страховки, все кладется сходу. Помимо сложностей, о которых говорит Дейв, стоит упомянуть, что маршрут находится на удаленном скальном массиве, возвышающимся над морем и обдуваемый ветрами. Это место похоже на колыбель скалолазания.

Возможно, эта линия целиком достойна категории E11, максимальной, которую можно выставить трэд маршруту в Великобритании. Дейв так же подчеркивает, что линия была пройдена за один день. У него получилось 7 длиннющих питчей, вместо обычных 22. Для этого пришлось пролазить большие куски за раз, с не самой надежной и редкой страховкой. В интервью для замечательного документального фильма Пола (Paul Diffley), Джон подытожил: «Это, наверное, самое большое приключение в Британии. Есть опасные места, где много «живья», есть монолитные участки, есть песчаник, даже трава, птицы, которые все время кружат и наблюдают за вашими потугами. Там есть все, что возможно вы ненавидите в восхождениях, но это фантастично».

Щелевое Лазание
• Century Crack (5.14b)
• Национальный Парк Canyonlands, Юта
• Том (Tom Randall), Пит (Pete Whittaker)

Пит на Century Crack (5.14b). (Автор: Steve "Crusher" Bartlett)

Осенью 2011 года, британцы Том и Пит, совершили марафонский проход большинства самых сложных offwidth маршрутов Америки. По совету Стива (Steve “Crusher” Bartlett), они приехали в штаты, чтобы попробовать непокоренные offwidth линии в Canyonlands, штат Юта. Вернувшись домой, парни тренировались в течении двух лет в подвале на специальном тренажере «crack machine», который включал 6-ти и 9-ти дюймовые потолочные крэки, примерно 12 метров 2-х дюймового крэка, 45-ти градусные участки для расклинивания рук и колен.

Перед тем как попробовать крэки в White Rim, Том и Пит пролезли Spatial Relations и Lucille (оба 5.13a) в Вайоминге, Trench Warfare (5.12d) и Gabriel (5.13) в Юте, Belly Full of Bad Berries (5.13) в Индиан Крик. К тому времени их поездка подходила к концу, двойка уже пролезла ошеломляющие 14 offwidth линий сложностью от 5.13а и еще кучу полегче – причем многие были сделаны с первой или второй попытки. Но настоящим венцом их поездки стало первопрохождение Century Crack.

Бартлет наткнулся на этот 25 метровый offwidth по потолку в 2001, пролез его на ИТО и назвал «Chocolate Starfish». Он показал его мастеру крэков, британцу Стиви (Stevie Haston), который после двух визитов в Юту, так и не смог распечатать маршрут. Стиви дал ему новое имя и оценил как 5.14+. Том и Пит прошли Century Crack с единственной попытки во второй день. Они предложили категорию 5.14b.

Во время первой попытки, Том и Пит оставили камы для страховки, что вызвало некоторые споры, поэтому когда они пролезли все что хотели в штатах, они вернулись к Century Crack, чтобы попробовать его еще раз, устанавливая точки сходу. «У нас было время и мы знали, что линию можно пройти в лучшем стиле, поэтому мы решили попробовать,» - говорит Пит, «Мы знали, что вряд ли еще когда будем так готовы к offwidth». В любом случае они не поменяли мнение о категории маршрута. Они использовали 13 камалотов, но только 7 из них установили во время редпоинт попытки. «Мы поняли, что лезть с семью огромными камалотами не сильно сложнее, чем вщелкиваться в 13 уже расставленных».

Они вернулись в Англию, но не собираются возвращаться к широким крэкам. «Есть другие маршруты, которые мне хотелось бы пройти, но ни на одном из них не нужно висеть вниз головой по 20 минут,» - говорит Пит. «Я буду менять свои тренировки».

Спортивное скалолазание
• Corazón de Ensueño (8c/5.14b)
• Долина Getu, провинция Guizhou, Китай
• Дани Андрада (Dani Andrada)

Дани Андрада в самом сердце своего маршрута Corazón de Ensueño. (Автор: Sam Bie)

Это восхождение взрывает мозг, отчасти потому, что это уже не просто спортивное лазание в обычном понимании. Нечто похожее это DWS Криса Шармы (Chris Sharma) Es Pontas на Майорке. Маршрут 2011 года Corazón de Ensueño (“Сердце мечты”), расположен на огромной арке в Getu. В элитном классе границы все более размываются, и спортивный мультипитч подтверждает эту мысль. Он нависает на 90 метров в высоту, а в длину составляет почти 200 метров – это возможно самый длинный, нависающий маршрут, пройденный свободно. Он мотивирует всех физически развитых скалолазов добраться до категории 5.14 и попробовать эту линию.

Андрада выдающийся скалолаз. Подготовиться и пролезть очень сложные линии (первопрохождение более двух десятков маршрутов 5.14d и выше). В свои 36 лет уже давно заслуживает «Золотой крюк» в скалолазании. Он пролез много маршрутов сложнее, чем Corazón de Ensueño, но сам Андрада говорит, что «это безусловно, лучшее из того, что он пролез.»

В итоге Дани провел много времени на различных участках маршрута, что говорит об огромной работе по его подготовке. 11 дней ушло на то, чтобы почистить и пробить его, потом три дня на опробование восьми отдельных питчей. И наконец, заключительный день, в который маршрут был пройден за 5 часов нон-стоп. Первые 2 веревки не сильно нависающие, гладкие, рельеф в основном создан за счет водной эрозии, очень техничные и требуют выносливости, уровня 5.13c и 5.13d. После еще 2 несложных веревок 5.13a и 5.11d, вы наконец у потолка арки. Станция для страховки представляет собой 10 метровую пещеру. Пятый питч, около 90 метров над землей, является вторым сложным участком, и, несомненно, самый крутой. Настолько, что ваше продвижение вдоль болтов отдаляет вас от топа. «Лазание вниз, уровня 5.14a,» - говорит Андрада. И, наконец, технический ключ по гладкой выпуклой стене: 5.14b, сложность, которую Дани часто лезет на онсайт, что позволило ему оборудовать и добавить этот шестой питч к маршруту, над которым пришлось поработать около двух недель, во время поездки в Азию. Еще пара питчей уровня 5.13 выводят вас к деревьям наверху.

На Corazón de Ensueño невозможно провесить верхнюю страховку, поэтому от страхующего тоже требуется внимательность и опыт на нависающих участках 5.14. Андрада договорился ни с кем иным, как с Крисом Шармой. В клипе есть эпизоды с впечатляющими, устрашающими срывами Криса, когда он лез вторым (он пролез 5 из 8 питчей). Так же мы можем наблюдать инновации в области местного скалолазания: подвешенные бамбуковые стулья для страхующего, расположенные среди деревьев, туфов и сталактитов в пещерах, и все это в 100 метрах над землей.

«Золотой крюк» можно было бы вручить самой долине Getu. Это место было открыто во многом благодаря проекту Petzl RocTrip, в этом районе пробито около 300 маршрутов на 14 скальных массивах. Мик (Mick Ryan), который участвовал в Petzl RocTrip, писал на ukclimbing, что «на Арке полно места для создания маршрутов длиннее и сложнее, чем Corazón de Ensueño».

Незаурядные достижения
Саша (Sasha DiGiulian) на Pure Imagination (9a)

Давайте посмотрим на достижения 19-ти летней Саши к 2011 году: она стала первой американкой, которая пролезла 9а (5.14d), так же на ее счету три трассы 5.14с, 2 онсайта на 5.14а и 4 онсайта на 5.13d. Она отметилась на соревнованиях, получив золотую медаль в общем зачете в Арко (хотя в трудности, она заняла 8-е место).

Саша начала лазить в 7 лет, в 9 лет начала участвовать в соревнованиях, а в 11 добралась до категории 5.13. Несмотря на серьезный подход к обучению в Potomac School, недалеко от Вашингтона, ей никогда не приходилось делать выбор между обучением и скалолазанием. «Вы просто адаптируетесь, когда у вас есть страсть к занятию чем либо,» - объясняет она. «Я использую каждую свободную минуту для подготовки домашнего задания, и таким образом имею достаточно времени для тренировок». Она планирует поступать в Колумбийский университет осенью 2012 года, а также поучаствовать в чемпионате мира в Париже. «Придется пропустить 2 первые недели обучения в университете, но я никак не могу пропустить ЧМ».

В марте, прошлого года, незадолго до окончания средней школы, Саша решила уделить больше внимания своему увлечению, и прошла Southern Smoke (5.14c) в Red River Gorge. До этого, она не особо заморачивалась на категориях. «Я никогда не пролезала 5.14с, » - говорит она, «но я посмотрела на линию и она показалась мне очень фановой. Не было причин не попробовать ее». 5 дней спустя, она пролезла Lucifer, еще одна 5.14с. Оба маршрута она залезла с 6-й попытки. Саша была более известна как спортсмен, но она всегда обожала настоящие скалы. «Люди стали замечать меня на скалах, когда я начала пробовать сложные категории».

Прошлым летом, Саша путешествовала по Испании, и добавила на свой счет еще одну 5.14с, которую залезла с 4-й попытки. Чуть менее, чем через 2 месяца, она вернулась в Red River Gorge for на недельку, где она вписала свое имя в историю спортивного скалолазания как первая американка, которая пролезла 9а - Pure Imagination. В общем зачете она третья женщина, кто залез 9а, после испанки Josune Bereziartu и француженки Charlotte Durif. Зная, что это будет самым сложным маршрутом в ее жизни, Саша не думала, что залезет его так быстро – с шестой попытки. «Я сама себе удивилась,» - говорит она. «Много активов, а мне нравятся активы».

Поощрительные премии
Итак, чем же отличились спортсмены в 2011 году. Вот еще 15 достижений, помимо основных премий Golden Piton, которые заслужили наше глубокое уважение.
Жан-Пьер. Necronomicon (5.14a). (Автор: Andrew Burr)

Спортивное скалолазание.
Voie du Milieu (5.14b) в исполнении Даниэля (Daniel Dulac): даже выше, такой же равномерно сложный, но не такой нависающий, как проект Дани в долине Getu, в Китае. Ну и возвращаясь на землю: Адам ондра, с первопроходом 5.15 и онсайтом 5.14с – в один день – а так же за пролаз пресловутого Chilam Balam (5.15b); и Крис Шарма, который пролез две 5.15 в один день.

Щелевое лазание
Жан-Пьер (Jean-Pierre Ouellet), Necronomicon (5.14a), 25-и метровый крэк по потолку, Canyonlands, Юта.

Бигволл
Аммон (Ammon McNeely) и Кайт (Kait Barber), за второпрохождение Wings of Steel на левой частиЭльКапа, спустя 29 лет после того, как Ричард (Richard Jensen) и Марк (Mark Smith) пролезли маршрут, и пережили ужасный приступ презрения и обвинения в вандализме со стороны ксенофобов долины. Амон не спорит, и говорит, что это возможно самый сложная ИТО линия на ЭльКапе.

Альпинизм
Скоростник Ули Штек (Ueli Steck), из Швейцарии, за восхождение по 2-х километровой южной стене Шишапангмы (8,013m) всего за 10.5 часов из передового базового лагеря; американца Марк (Mark Richey), Стив (Steve Swenson) и Фредди (Freddie Wilkinson), за первопроход на вторую по высоте нехоженую вершину Saser Kangri II (7,513m), по крутой и прекраснейшей южной стене.

Трэд
Hansjörg Auer, за первопроход Hallucinogen Wall, Black Canyon, Колорадо; Питер (Peter Kamitses), за первопроход Oppositional Defiance Disorder (5.14a), одной из сложнейших трэд линий в штатах; а так же Arnaud Petit, за свое прохождение 65 метрового Black Bean (5.13d) в Сеюзе. Вот его видео

Незаурядные достижения
Джо (Joe Mills) из Колорады, за второе свободное прохождение Hallucinogen Wall (5.13+ R, 16 питчей) в Black Canyon. Он так же пролез бигволл маршруты Free Rider (5.12d) и Golden Gate (5.13b), а также сложнейший однопитчевый China Doll (5.14 R), плюс ко всему пролез на онсайт крэк 5.13. Ник (Nik Berry) из Юты, за первое свободное прохождение Lunar Ecstasy (5.13), Зион, а также Wonderwall (5.13c R) в Юте.