Карло Траверси (Carlo Traversi) & "pogo" technique
Любой, кто мало-мальски интересуется положением дел в современном боулдеринге, наверняка слышал о Карло Траверси (Carlo Traversi). Пройдя в 2010-м году Jade (V14), он "нанёс" себя на скалолазную карту Америки, хотя предпосылки для это были ещё в 2008-м - Evilution (V12). Второе прохождение Game (V15) в 2011-м позволило ему надёжно закрепиться в списке элиты. Карло, проживающий в данный момент в Боулдере, является главным постановщиком в БЗ Spot Gym.
В конце прошлого года Карло написал рецензию на мою книгу для журнала Rock and Ice, в которой сетовал на то, что "книга была бы более полезна для продвинутых скалолазов, стремящихся ворваться в ряды элиты, если бы в ней глубже раскрывался вопрос использования кинетической энергии тела." Поскольку я постоянно встречаю Карло в зале, мне не составило труда поговорить с ним пару минут и выяснить, что это значит для него лично. Для меня же прелесть боулдеринга заключается в необходимости глубокого анализа собственных действий и возможности совершенствования не только посредством собственного опыта, но и посредством наблюдений, так что размышления и статьи о боулдеринге есть часть непрекращающейся работы на пути к совершенству.Я надеюсь, читатели уловят главную мысль этого интервью: прогресс в скалолазании не обязательно является результатом совершенствования техники или силовых тренировок, а может быть достигнут при помощи более глубокого понимания собственного тела и его адаптации к сложным движениям. Правильные подход и настрой важны не менее, чем физическая сила.
Carlo on The Never Ending Story V14
Magic Wood, Switzerland
PB: В рецензии на мою книгу ты, если я правильно понял, писал о наборе идей и принципов, определяющих элитный статус боулдерингиста. Можешь поделиться своим видением "высокого" боулдеринга, и заодно этими самыми идеями?
CT: Прежде всего замечу, что эти правила не "отлиты в граните", нет, и едва ли "тянут" на теорию. Я лишь имел в виду то, что каждый топ-боулдерингист обладает своим собственным стилем, который старается довести до совершенства.
PB: Говоря об элите боулдеринга, о каких категориях идёт речь? V14 и выше?
CT: Тут дело даже не в категориях; куда больше о боулдерингисте говорит наличие у него собственного стиля лазания, способность совершенствовать его и выкладываться на 100%. Очевидно же, что и Тай, и Дэниель, и Пол, и Фред Николь (особенно он!), и Дэйв, и Налле, и Адам Ондра - каждый из них обладает своим собственным стилем, который невозможно спутать со стилем другого. На мой взгляд, это и есть лучшие боулдерингисты планеты: очень индивидуальные, с различной манерой двигаться. У каждого из них есть что-то, что отличает его от других. Все они прекрасно знают своё тело и умело используют это знание, чтобы двигаться вперед в свойственной каждому из них исключительной манере. Даже одни и те же проблемы они пролезают по-разному. Я и сам только тогда хорошо почувствовал себя в мире боулдеринга, когда определил собственный стиль. Я подумал тогда: "Да, кому-то подходит такая манера, но мне необходимо понять, что подходит мне, и как мне самостоятельно взаимодействовать со скалой." Все люди разные. Мне кажется, осознание этих фактов позволяет сделать шаг в сторону элиты.
PB: Если я правильно тебя понял, то чтобы прогрессировать недостаточно грамотно использовать необходимые технические приёмы; недостаточно думать лишь о зацепках; нужно знать как расположиться, и что делать между ними; воспринимать проблему как единое целое.
CT: Нужно досконально изучить своё тело, и знания такого уровня я встречал лишь у тех, кого мы считаем топ-скалолазами. Они прекрасно понимают, что им подходит, и стоят особняком. Но этому может научиться каждый, нужны лишь практика и опыт ... Конечно, все они используют одни и те же технические приёмы, но делают это в свойственной им манере, и каждый имеет свой собственный алгоритм действий.
PB: Как ты относишься к тому, что многие боулдерингисты делают упор на силовую подготовку, будь-то упражнения на фингерборде, подтягивания с утяжелением и прочее?
CT: Это безусловно приносит пользу, тем более что наше тело прекрасно адаптируется к новому, и "его" можно научить висеть на мизерах или плохих зацепках. При этом есть люди физически не очень сильные, например, Дэйв Грэм - он отдаёт себе в этом отчёт и не скрывает. Да, он не самый физически сильный скалолаз, скажем прямо, но у него сильные пальцы, и он прекрасно управляет своим телом, удивительным образом располагая его между зацепками. Он не сражается с ними, а будто договаривается. Это его отличительное качество, присущее только ему. Я, например, ниже Дэйва, и имею меньше пространства для манёвра: куда поставить ногу, как расположиться, - поэтому вынужден больше полагаться на силу, которая не делает меня лучше или "сильнее". Просто я лезу иначе. Я думаю акцент на физическую силу может стать ключевым моментом, но лишь для людей с определенным телосложением. Иногда сила очень помогает, но не всегда, особенно на скалах, изменяя свойственный тебе стиль движения. Не стоит также уповать фингерборд, кампус и на тренировки в зале в целом, поскольку вы вряд ли встретите деревянные планки за его стенами. Скорее всего вам придётся иметь дело с непонятными зацепками, придётся ломать голову над тем, как их взять, как расположиться, чтобы сделать следующее движение.
PB: Лазая всё более сложные проблемы, например, в Парке (RMNP), я заметил, что там много слегка пассивных зацепок, плохих зацепок, или хороших зацепок, которые "держат" лишь в определённом положении. В общем, всё это далеко от классики. Ты фактически предлагаешь людям довериться интуиции, прислушаться к собственному телу, а более конкретно? На что именно стоит обратить внимание тем, кто пытается найти свой стиль лазания?
CT: Посмотрите на себя со стороны. У меня гигабайты видео со мной в главной роли, так что я могу часами наблюдать как я лезу, сравнивать с другими. Я смог разглядеть свои слабые и сильные стороны, сосредоточившись в дальнейшем на развитии последних. Так и сложился мой стиль. Скажем, я не могу взять подхват, но выше него есть зацепка, так мне намного проще "задинамить" на неё, а затем дохватить подхват, чем пытаться взять его классическим способом. Я стал смотреть на проблему исключительно со своей собственной колокольни, начал понимать, что я могу сделать на ней, а не пытаться применить стандартные схемы или движения других людей.
General Disarray V13 Brione
PB: Я заметил, что твоё лазание изобилует динамическими движениями. Как ты пришел к этому, как совершенствовался?
CT: Тут главное слегка "отпустить" себя. Это рискованно, поскольку приходится отказаться от привычного лазания, от техники с помощью которой достиг нынешнего уровня. Возьмём, например, технику pogo. Меня учили, что нужно поставить ногу противоположную загруженной руке и достать зацепку статически, я же делаю в точности наоборот - использую ту же руку и ногу.
PB: Очень напоминает дверь в "салун" ...
CT: Именно! Необходимо понять, что есть хорошая техника, хорошая именно для тебя. Поняв это, я стал тренировать pogo, начав с тела. Поначалу это давало обратный эффект, например, на одних соревнованиях я "перелетел" топовую зацепку. Мне конечно следовало применить стандартную технику, но в то время я был буквально одержим pogo, хоть и не понимал до конца как правильно его делать: как гасить инерцию, когда использовать. Но я двигался вперед, шаг за шагом. После овладения тем или иным приёмом наступает момент, когда начинаешь постоянно его использовать, по делу и нет, и в этот момент важно потихоньку вернуться к прежнему опыту, а новые знания использовать лишь там, где они уместны.
PB: Куда по-твоему движется боулдеринг: проблемы, движения и т.п.?
CT: Топ-скалолазы продолжат находить сложнейшие в мире проблемы, и каждый будет двигаться вперед в свойственной ему манере. Мне, например, нужны пассивы и супер-динамичные движения, которых, к сожалению, маловато в Колорадо - здесь в основном активники и блоки. В далёкой перспективе всё сведется к веревочным маршрутам. По крайней мере так должно быть. В боулдеринге будет увеличиваться расстояние между зацепками, сами зацепки будут становиться всё меньше и меньше, и здесь есть куда развиваться. Кроме того будут появляться новые технические приёмы, которые придётся осваивать. Однако в долгосрочной перспективе эти навыки нужно будет переносить в лазание на трудность.
PB: Куда по-твоему движется колорадский буолдеринг? За последние десять лет район здорово развился. Что происходит сейчас? Остался ли потенциал?
CT: Мне кажется остался, и достаточный. Я знаю несколько первоклассных проектов, которые вполне могут превратиться в проблемы категории V15. Сильных скалолазов, конечно стало меньше, не то, что раньше. Дэниель, Пол, Тай и многие другие, жившие здесь, подпитывались энергией друг от друга, и это здорово помогало развитию. Сейчас такого нет, но это отрицательно сказалось лишь на появлении очень сложных проблем, в то время как люди не перестают открывать новые проблемы категорий V7/V8 и проще. Они думают: "Да, скалы здесь не самые хорошие, но мы можем создавать такие маршруты, какие хотим." Многие, конечно, воспринимают такой подход буквально (разные методы создания маршрутов существуют), и я этого не одобряю, но как бы там ни было район был создан, люди получают удовольствие, приезжают сюда - остальное не важно. К тому же в Колорадо есть и другие районы, которые предстоит освоить.
PB: Как ты относишься к профессиональному спорту? Что нас ждёт на этом направлении?
CT: Думаю оно продолжит развиваться. Компании не будут работать с людьми, не готовыми к профессиональным отношениям с ними и с публикой. Медленно, но неуклонно мы движемся в этом направлении. Adidas купил Five Ten, крупные компании зашевелились, начав спонсировать скалолазов, и все они ожидают профессионального подхода. Скалолазам, желающим привлекать внимание сообщества и иметь спонсоров, придётся принять эти условия. Вот на этой основе и будут строиться отношения. Сложно сказать с какой скоростью будут происходить изменения, потому что мы видим, как некоторые компании спустя несколько лет выходят из бизнеса, недовольные прибылью. Главным событием, конечно, является сделка между Adidas и Five Ten, потому что это принесет в индустрию огромные деньги. Это не просто желание крупной компании взять одного спортсмена, поработать с ним пару лет, затем отказаться, и может быть найти другого. В данном случае приобретается компания, сугубо скалолазная компания, и она становится частью огромного бизнеса - это совсем другое дело, нежели вложения в отдельных спортсменов.
PB: Как тебе работается в PCI?
CT: Отлично! Главным нашим достижением мне видится курс семинаров, которые мы проводим по стране. Людям они нравтся, а мы в свою очередь стараемся максимально профессионально осветить рассматриваемые вопросы.
[...]
PB: Спасибо, Карло!
46
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий