Украинские сказки - Дениши в картинках.
Обычно в сказках людей существует некий сюжет, мораль, суть, урок и всяческие намёки. Но это внизу у них. Потому их и интересно читать. Обычно в сказках скалолазов и альпинистов существуют красные линии на фото, обозначающие маршруты, существуют буквы и цифры, с указанием сложности маршрута или трассы, чтобы как-то этому можно было найти место относительно и среди всего остального. Именно по-этому в этой сказке ничего из этого не будет. Здесь не было места относительно всего остального, здесь было ТОЛЬКО ЭТО место. И время, такое ощущение, застыло на три дня, застряло где-то в осеннем солнечном свете и запахе костра, утонуло в ночных песнях и разговорах, утонуло в этих прекрасных людях, с которыми довелось отправиться туда, и прожить три дня на скалах, у костра и в палатке. История в картинках и обрывках мыслей. Но где-то в середине выставки картинок я написал, на мой взгляд, неплохие цельные мысли про людей и горы, там, после "Девочки на камне". К чёрту описания маршрутов и категорий.
(Тени не нужны ни зацепки, ни страховка. ЕЙ НУЖНО ЛИШЬ СОЛНЦЕ.)
(Тени не нужны ни зацепки, ни страховка. ЕЙ НУЖНО ЛИШЬ СОЛНЦЕ.)
"И восходит солнце". Помню, как однажды я захотел прочитать книгу Хемингуэя с этим названием. До этого я прочитал "Праздник, который всегда с тобой" и "Острова в Океане". Так вот, в этой книге уже от одного названия веяло тяжелой грустью и совсем не восходом солнца. Не знаю почему, тревожное какое-то было название. А этот восход принес тепло и радость предвкушения.
Хотя почему-то, именно восход солнца обладает более тревожным воздействием, чем закат. Не знаю, может только на меня. И почему-то чем дальше по дороге, тем тревожнее. Закат, он вроде бы ни к чему не обязывает, оно зашло, и ты можешь вроде бы расслабиться, по крайней мере, успокоить своих коней и не гнать куда-то, не важно, туда ли, или не туда. В пасмурный день и утром похожие ощущения могут быть тоже, так как не видно солнца, но светло. Иногда тебе даже хочется пасмурного дня, чтобы солнце на тебя не так давило. Оно, чаще всего, помогает, вдохновляет, воодушевляет, это когда ты на коне и полон сил. Но оно, вместе со всем этим, жестоко ТРЕБУЕТ. Оно гонит тебя вперед. И неизбежно восход может отдавать тревогой, когда ты считаешь, что можно было бы и больше, можно было бы и сильнее. А туда ли? А может накой? Когда же ты не полон сил, оно тебя спокойно может с коня сбросить.
Но это солнце было добрым. Может быть, потому что не возникало вопросов по поводу направления и скорости движения коней. Они были на своем месте.
Не терпелось. Тянулись руки, давно просили, а значит - ПОРА!
Есть такое понятие в скалолазании - "зеркало". Вот здесь оно уже пройдено:
Но в "анфас" оно обычно выглядит на этом маршруте так (с отражением Виктора Лобача):
Оно может поджидать здесь и на других трассах. На вот этой оно тоже красивое:
Скала называется "Старик", может потому на этом зеркале такие глубокие на ощупь морщины, по которым можно подняться к самой голове старика, без особых усилий. В чьём-то случае - без усилий скалы, в чьём-то - и без своих собственных (на фото Виктор Лобач):
Странно, но почему-то никогда об этом не задумываешься в момент вертикального движенья, что твоя жизнь, а порой просто некая физическая целостность, может оказаться вмиг на другом конце веревки, не на том, который привязан "восьмёркой" к твоей беседке, а на этом:
Ночью у костра звучало - "Не доверяйте деве юной своей страховки на стене". Но дева деве - рознь. Здесь уместней "Каждый раз из пропасти вытаскивая..."
Интересная веревка - на одном конце Мазур, и на другом конце тоже Мазур:
...Кто-то может и спросит "А чтойто?". Ну, есть такое понятие в альпинизме и скалолазании. Весомое такое, кто сталкивался - оценил. Интересное, доброе и большое.
Хотя, хочется думать, что в настоящем альпинизме и скалолазании, как и в любом большом деле, других понятий быть и не должно...
(на фото - Татьяна Шихова)
(на фото - Павел Ян)
Что-то было в этом портрете (хотя, может это и пейзаж, смотря что над чем давлеет):
А ВОТ ЭТО БЫЛО ПРОСТО КРУТО И КРАСИВО:
(Крутые, точнее даже - вертикальные, парни - Олег Мазур и Виктор Лобач. При данной съёмке никто не пострадал, кроме скал)
А вот здесь пострадали, немного уши аудитории. Мат - это не всегда крэшпады, но и одно из выразительнейших средств наскальной живописи (Жёлтые труселя - они вещь спорная):
Кем и кто была эта девочка, я так и не понял. Да и мне было, в принципе, всё равно (ей, судя по всему, тоже), может потому и неплохое вышло фото. Просто она внушительно воссела на камень, и мне очень захотелось это выхватить из пространства и времени и оставить. К тому же, это случилось после удачного прохождения трассы, и тут немного даже сквозит гордостью (в смысле отсюда туда, то есть из объектива, а не в него). Получилось что-то вроде: "Мона Лиза в дубовом бору", или "Девочка на камне".
Вообще, однажды на одном замечательном горном сайте столкнулся с одним интересным комментарием на одну свою сказку, гласил он что-то вроде "Это сайт про горы, я захожу сюда поискать карты, полезную информацию, а тут ваш мегамутный рассказ. К чему здесь это? Вам, я думаю, не нужно писать". Мне понравился этот комментарий, в том смысле, что он меня несколько встрепенул и окончательно укрепил и доформировал эту мысль и ощущение внутри - что же такое горы (скалы, реки, пустыни, моря, полярные льды и далее по словарю Даля)...
Горы (скалы и т д) - это такие большие каменные штуки, вроде большой кучи камней, либо просто одного очень огромного камня. Скалы - это такие камни, по которым можно лазить, можно и не лазить, им всё равно. Им всё равно где они находятся и какой ОНИ категории, насколько считается крутым и престижным на них подняться, сколько там погибло (людей, горных туров, муравьёв). Просто однажды плиты континентов, сталкиваясь, стали вытеснять породу наверх, образуя хребты, груды камней, большие камни, всякие скалы. И ВСЁ. Ни больше, и ни меньше. Просто так случилось. Столкнулись плиты и вздыбились.
Столкнулись два автомобиля и вздыбились. Здесь только два испорченных автомобиля. Груда металлолома (груда гранита, песчаника, сланца, или тупо лёд). Стекло на асфальте. Может пролежать довольно долго. Всё это ровным счётом ничего ТАААКОГО не означает, до тех пор, пока в кадре не появляется ЧЕЛОВЕК. Пока в машине не появляется (не пропадает, не исчезает насовсем) человек, пока окраску и смысл (для СЕБЯ лишь смысл) не придаст человек...
Был такой один очень известный и выдающийся мастер репортажа в двадцатом веке, так он однажды тонко и точно подметил: "Факт сам по себе НЕИНТЕРЕСЕН. Интересна точка зрения, с которой автор к нему подходит"...
Пастернак однажды написал:
И сады, и пруды, и ограды,
И кипящее белыми воплями
Мирозданье - лишь страсти разряды
Человеческим сердцем накопленной.
Жаль мне стало того человека, который написал подобный комментарий (мне с такой реакцией приходится порой сталкиваться и на свои песни, и на писания и на всякие мои танцы).
Карты сейчас можно найти одним кликом. Как и всё, более или менее осязаемое и весомое. Вот со всем остальным сложнее. Не всегда, даже разломав клавиатуру, удается хоть что-нибудь найти глубокое. Наверное и горы и скалы, И ЛЮДИ, заслуживают того, чтобы о них писали и говорили, несколько более искренне, чем линия маршрута на фото и цифра категории. И, если честно, если беспафосно и прямо - вот искренности, раздетой такой, настоящей, я сейчас вижу мало в любых направлениях человека. С маленькой буквы человека. Почему то вопиет в основном человече именно с малой буквы, а человек с большой - просто сидит у костра и поет свою песню.
Так уж вышло, я делю людей только на "да" и "нет". Только на черных и на белых. Мне кажется, других категорий и не бывает, ни в людях, ни в горах, нигде. Есть люди настоящие, с которыми мне довелось в этот раз сидеть у костра и слушать их песни, и в этом было гор и скал больше, чем в любом списке маршрутов и в любой карте. И есть те, которые вечно что-то замышляют. Ну, от них исходит такое тёмное ощущение червоточины. Хотя, они тоже могут быть умными и привносить свой вклад в этот мир. Но вот в разведку с ними не хочется.
Я думал в горах таких не существует. В причастности к горам и всем вертикальным штукам не существует. Оказалось здесь тоже бывают разные люди. Для одних "Горы" - это огромный шанс к личностному росту, безусловному, когда ты, как "сам человек" делаешься лучше, сильнее, духовнее, чище, настоящее. Ты сам, на фоне гор. На фоне этих чистых гор и необъятных камней. Просто ты, и просто на фоне гор.
Для других - это плацдарм для шествия по подиуму среди человечества. Тоже на фоне гор, но среди человечества.
И в первом и во втором случае ГОРЫ - лишь повод. В одном случае для белых, в другом для черных. Это по моей личной классификации. Только две, мать их, категории есть. Везде. Даже в горных маршрутах. Есть только та "которую ты можешь", и та "которая тебя убьет". Есть только то, что ты можешь, и то, чего ТЫ не можешь. ВСЁ. Грань только одна и зависит только от тебя. И категории только две - до нее, и после. Ну и по общепринятым шкалам классификаций твоя эта линия может перемещаться вверх, пока не дойдет до того места, после которого уже никто не может. Опять же, НЕ ФАКТ.
Грань замыкается на тебе самом. Ты сам решаешь ее двинуть, поспорить с нею, замахнуться на необъятное. И тот стимул, что это на фоне кого-то, или чьих-то понятий, я нахожу весьма слабым. И то, если ты не открыл в себе ничего нового, идя по тропе вверх, или цепляясь за камни (не в плане физических возможностей), мне тоже кажется пустой затеей....
Но мне очень повезло с людьми. Может, по-этому к нашему костру приходили другие люди послушать эти песни. Поиграть на гитаре. Ее уже много миллионов раз переклеивали, она постоянно не строит. Да и ладно. Не в этом ведь суть. Здесь просто сидели Люди.
ЛЮДИ У НОЧНОГО КОСТРА НАД СКАЛОЙ!!!
Даже луна пришла послушать...
... Было также световое и дымовое шоу на этом концерте:
Буковый костер - он мощный самый!!!
Интересно, Джеймс Хетфилд в курсе, что "Мастер оф паппетс" - это теперь тоже песня про горы?
...А вечер здесь, когда он на грани заката, красив и спокоен. Еще до того момента, как начинаются макароны, а потом и песни с чаем, в тот момент, когда все неспеша сматывают веревки и потихоньку успокаиваются, он как бы возвещает о наступлении спокойствия. Что сейчас скоро станет темно и не надо уже будет лезть, можно будет обоснованно засесть у костра со всем его сказочным миром. В ноябре, пока солнце опять появится на скалах пройдет много времени, и можно успеть и насидеться на бревнах и належаться в палатке. Костры расположены по всей верхней поляне и по всей нижней. Палатки образуют город, где домики чередуются с дубами.
Да, закат определенно спокойнее восхода. Умиротвореннее, и порой несколько даже счастливее, потому что восход и все его последствия ты только лишь предвкушаешь где-то вдалеке, и тебе еще не нужно начинать действовать, ты ощущаешь вкус завтрашнего спокойно и внутри. Бездейственно, просто созерцая. Оно еще не обрело форму, начнет обретать только с восходом, может потому оно и гораздо богаче, что оно пока еще вольно принять ЛЮБУЮ форму, но пока и не обязано этого делать. Ты чувствуешь эту атмосферу надвигающегося костра и отсутствия необходимости куда-то лезть. Скоро ты сможешь ощутить весь этот костер. Именно потому ты его и можешь ощутить полностью со всеми его людьми, что вдоволь налазился, и вдоволь налазишься завтра, вместе с ними. Процесс. Он перешел в другую форму. Это его сейчас будет обратная сторона - созерцание, без которой стремление тоже лишено смысла. И наоборот.
И потому - ЗАКАТ:
Это солнце такое у них по вечерам:
Но однажды восход приносит утро, когда пора уезжать. И да - будет еще целая дорога интересных разговоров. Да, будет следующий раз, однажды. Но такой восход приносит легкую грусть от того, что нужно возвращаться. Из "Гор" в "ГорОд". Со всеми атрибутами отсутствия первого, и присутствия второго.
-До свиданья, "Горы"!!! До скорого!!!
(В данной сказке принимали участие: Олег Мазур, Марина Мазур, Татьяна Шихова, Павел Ян, Ольга Прилищ, Ольга Минец, Виктор Лобач, Алеся Стаховская, Лёха, Витёк, и другие приходившие люди. Всем огромное спасибо)
___________________________________
Виктор Чайка - последний из Апачей.
68
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Только тема "девушек на камне" вот тут лучше раскрыта )))