Сегодня замечательная дата 11 ноября 2011 года. Люди любят различные цифры, их сочетание и привязку к жизни, истории. Кто-то родился 11-го, кто-то женился, а кто-то живет в доме с этими цифрами. А мне почему-то вспоминается старая гостиница, на склоне Эльбруса – Приют 11

Это название было дано с легкой руки Рудольфа Рудольфовича Лейцингера, швейцарца по происхождению, но русского по жизни, к тому же председателя Кавказского Горного Общества и неугомонного агрария. В 1909 году он повел в поход на Эльбрус группу школьников. Была не очень хорошая погода для восхождения, и они заночевали на юго-восточном склоне горы, на камнях, едва расчистив место под палатки. Рудольф Рудольфович взял с собой краску, что б сделать надпись на вершине, но непогода порушила все его планы. К слову сказать, Лейцингеру было тогда 65 лет, - возраст очень достойный и серьезный. Школьникам тоже непогода – не в радость. Прождав несколько дней, они ушли вниз, написав на большом камне – Приют 11.
В юбилейном 1929 году по инициативе альпиниста Раковского А.В. была построена небольшая деревянная будочка, обитая железом. На ней тоже было написано – Приют 11.
В 1932 году, был построен барак на 40 человек. Этого количества мест было мало, а желающих взойти на вершину гораздо больше, иногда на плоской крыше ставили палатки.

В 1937 – 1939 годах по проекту архитектора и альпиниста Николая Михайловича Попова (опытного инженера-конструктора первых Советских дирижаблей) сооружен 3-х этажный Отель – Приют 11, на 100 человек. Местное население принимало активное участие в строительстве уникальной высокогорной гостиницы. На первом этаже располагались кухня, душ и складские комнаты. На втором и третьем этаже комнаты на 2 – 8 человек и столовая. За электричество, отопление, водопровод, канализацию и баллонный газ, мне кажется, сейчас бы дали не меньше двух звезд. Говорят, что хотели рояль поставить в столовой. Было даже утопическое предложение – соорудить лифт!
К сожалению, в 1998 году «Отель над облаками» сгорел из-за неосторожного обращения с примусом. Рядом стояла канистра с бензином, ну и загорелось все очень быстро. Жаль, что так случилось, ведь даже в Отечественную войну ее оберегали.
Хотелось бы, что бы труды предков не прошли даром, и на этом самом месте распахнул двери, более современный и комфортабельный Приют 11.

Автор фотографии мне к сожалению не известен.
Музыка М.Таривердиева.

Спасибо этому приюту! На кухне можно было открыть окно и набрать снега для готовки. Спали в 8-местке - 4 двухэтажных кровати, на полу коврики, а потолок высокий-высокий! Свет был не яркий - будто в старинном английском замке бродишь... Такие хорошие воспоминания! Спасибо автору, что увязал 11.11.11 - раз в 100 лет бывает! Тоже фотки свои черно-белые храню (начало восьмидесятых).

12.12.12 тоже раз в 100 лет бывает. Вообще "раз в сто лет бывает" - удачная журналистская утка. Мы уже 11 лет наблюдаем это "раз в сто лет". На оставшиеся 88 лет воспоминаний хватит.

Спасибо на Добром слове!
А у Вас судя по Нику сегодня день рождения?
Поздравляю, - Всех Благ !!!

Жаль, что я не видел такой чудесный дирижабль в натуре((((
Был там в 2005, ютились в вагончике, а так хотелось бы побродить по коридорам "старинного английского замка"))))

Я слышал, что Герастратом был поляк, и бензин он налил в кастрюльку вместо воды, перепутал по причине насморка. Интересно узнать, кто же этот герой? Сам то он не пострадал?

+++Герастратом был поляк++
Слышала, что венгр....На Местийской хижине ведь не просто так написано:"Венгров на Кавказ не пускать!" :)

так может его там и закопали? без ф.и.о.))))

А какой там музей был... фото по стенам столовой потрясающие висели.

Я слышал про чехов, еще была версия намеренного поджога связанного с переделом. Но это не так важно - во первых по любому ужасно жалко, во вторых грустно, что за прошедшие 12 лет ничего подобного на его месте так и не построили. Комосольцев что ли не хватает?

Ну вот, кто-то нарушил магическое число 111 спасибо. А оно довольно долго держалось:)

Чех, поляк, венгр , но как чисто он говорил по русски. И еще один наш восходитель, который оставил заброску на кухне: на шкафу рядом с газовой плитой. Хорошая такая заброска, в виде пластиковой канистры с бензином.

Был в приюте 11 в 1969.
Помню только узкую лестницу вверх и окна на запад в полукруглой кажется столовой.
Тогда на Эльбрус сходил в плавках и штормовке на майку, погода была прелесть при подъёме.
А при спуске пурга, чуть яи.... не откололись.
Первое знакомство с характером Эльбруса.
Помню ещё был прекрасный местный инструктор-проводник, МАГОМЕД.
А вспомнил, ещё дрова тащил с низу до Приюта 11, два брёвнышка.

Да, хорошие воспоминания!!! Столовая-кают-компания, разговоры, песни. Главное - друзья-товарищи...Женька Лебедь, Алик Ойтов,Юра Соловьев,Леня Замятнин, Борька Москвин и много других с кем встречался на склонах Эльбруса и в Приюте-11. Конечно, хочется, чтобы "дирижопль"(с любовью, туалет-то был на улице и кое-кто туда проваливался,поскользнувшись на обледенелых досках) востановили молодые и сильные. Вам ходить, ребята! А прекрасней места переждать,отдохнуть,встретиться и т.д. и т.п. - нет! Спасибо за пост.

Мне тоже повезло несколько раз побывать на Приюте -11...в феврале 1986 была зимняя Эльбрусиада Днепропетровска, у нас народ жил прямо в столовой и спал там же, ибо было это самое теплое место, все сборы скопом там грелись...внутри тоже холодно , стены Приюта покрыты легким налетом инея, ну а так, как на все сборы тёток было всего человека 4-5, то нам выделили небольшую комнату , не помню только, что уж за обогрев там был, но с двух сторон от стенок (стенки ужасно холодные!) мы обложились мужчинами (мужьями)....вместо обогревателей :)
Ну а туалет на краю скалы -о, это отдельная тема! Незабываемые ощущения!!! :))) Особенно зимой.......

СПАСИБО!!!Помню тропу к нему по снегу.Почти всегда было пасмурно,и вдруг из-за подъёмчика вырисовывается серебристая громадина в снегах.Да и дровишки несли и деревяха-туалет.А главное-имено оттуда,наши альпинисты пошли на Эльбрус,чтобы установить советский флаг!Ведь болтался там фашистский флаг и в Приюте жили фашисты.Да,восстановить бы его...

болтался там фашистский флаг и в Приюте жили фашисты.Да,восстановить бы его...
****

да где он только не болтался. и что, везде мемориальные таблички ставить? :)
Вонь там вокруг была чудовищная, и все скалки кругом жестоко обо..ны

Был- и нету.
Ну и фиг с им, Всему свое время :))

Да, насчет восстановить и комсомольцев - можно попросить ребят, что на седловине строили...:))

ладно, пошел я, пожалуй... :)

ФУ,СПАМ!

Флаг ладно. Отец вспоминал, что на седле лежало неск. фашистов вмерзших в лед (то ли их с самолета постреляли, то ли еще как), в начале 50х их было видно. Дабы не смущать восходителей, было решено эти тела взорвать - не руками же их вырубать и вниз тащить... Отправили группу альпинистов со взрывчаткой, взрывчатки дали с запасом, а на седле бикфордов шнур гореть не стал. И пришлось ребятам эту взрывчатку тащить назад, поскольку она была подотчетной. Дальше отец уже не в курсе, то ли фашистов таки взорвали, то ли засыпало их со временем окончательно...

Сильно похоже на сказки.

Боев там небыло, седло это никому нах было не нужно.

Из мемуаров известно, что на вершину Эльбруса поднималась группа немецких альпинистов по собственной инициативе, без всякой политики.
Просто соскучились по восхождениям.

Так что немецким телам на седле взяться просто неоткуда.

Да и нашим там неоткуда вытаивать. насколько понимаю, там на Эльбрусе-единичные стычки были.Если не ошибаюсь, в районе Ледовой базы, те, даже ниже приюта 11

Вот в на перевалах ГКХ западней-там была бойня, костей наших бойцов там было много, говорят. усыпано было.
хоронил и я их.

Сильно похоже на сказки.

У меня есть очевидец. А то, что выше, это как бы похоже на Ваши мысли вслух.

И опять таки, политика там была - и флаг вешали, и соревнования по ГЛ там у немцев были.

да еще и сейчас тела погибших в ВОВ продолжают вытаивать из ледников Эльбруса....

А на счёт табличек и комсомольцев- если найдёте книгу А.ГУСЕВА ,, ОТ ЭЛЬБРусА ДО АНТАРКТИДЫ,,ОН БЫЛ в 1943г.зимой там,может что и помятней станет.удачи всем.

Конечно, воспоминания личные кому-то "не довод", но для меня лично рассказы Александра Михайловича Гусева при встрече в Терсколе в 1985 году - довод сильный и на всю жизнь. Плюс его книга "Эльбрус в огне". А то что кому-то Знамя Победы над рейхстагом не довод, то пусть живет и не путается под ногами.

undefined

нет,так нельзя.никто не путается.просто вот так у чел-ка сложилось.не знаю,как бы было у меня,если бы не встреча и знакомство с ,,Кахом,,-Иосифом Георгиевичем Кахиани.Его отношение к войне на Кавказе,видимо передалось мне.ОН МОГ ТАК РАССКАЗАТЬ!Эльбрус был символ Кавказа и свастика на нём-метка врагов и разрушителей,если хотите-осквернение наших любимых гор.43год это средина войны и хвала тем,кто это сделал.горы любимы нами всеми и смысла нет ругaться.вспомнили войну,приют.а кому-то это ново-пусть знает и вспомнит,когда придёт туда.

Можно и нужно! Эти вещи(подвиг людей под знаменем-флагом) непререкаем! А то, что убирали трупы взрывчаткой, слышал. Много раз встречался с фронтовиками, сам сын фронтовика. На войне всяко бывало. Везде есть люди. И история с выходом немцев на Приют не однозначна. Так, по одной из них, командир немецкого подразделения в звании капитана(австрияк) в одиночку пришел на Приют, где была наша группа из восьми бойцов, развернул карту и, не зная русского, показал, где сейчас находятся немцы(корпус Конрада) и где наши. "Убедил", что нашим кирдык. Наши ушли. Немцы пришли без единого выстрела.
Потом долго пришлось их выбивать. Этому капитану предоставили отпуск за флаг на Эльбрусе(две недели,кажется). Он съездил в отпуск, а потом у него родился сын, которого он назвал Эльбрус и который еще несколько лет назад был жив и живет в Австрии. Вот такая история.

Где-то в сети есть фильм про восхождение на Эльбрус в 90-х, там и пожар запечатлён. А вообще, стало как-то мало ветеранов и очень много эрудированных профанов, грамотно спорящих не знаю предмета спора совершенно 8(

Да ничего страшного! В споре рождается истина.
Тем более Саша и Антон нашли достойный консенсус.

Тезка, надеюсь. ты не в обиде за небольшой холивар, который я ненарошно...:(
устроил в твоей теме.:)
По крайней мере, что то прояснилось.
я узнал, что ошибаюсь, Антон- что рассказ его отца подверждается документально.
Может. еще кому то было интересно.

Я сам впервые приют 11 увидел на фото отца, в 1967 году.
они ходили на Эльбрус в сентябре, в приюте никого не было, и он , со своими необычными заглаженнными формами,
выглядел, как нечто инопланетное или футуристическое.

Приют 11,конечно. был частью ушедшей жизни и ушедшей эпохи, со всем. что было в ней, плохого и хорошего.

благодарю за рассказ Сотникова,оч.хорошо написан

Я был на приюте в конце восьмидесятых. Сооружение конечно уникальное!
Очень запомнился туалет, он у меня по впечатлениям третий, после самого Эльбруса и гостиницы.
Как-то перед сном зашел по малой нужде, расслабился, а снизу так ветром подзадуло, как из опрыскивателя, что потом, пришлось умываться свежим снегом. Жаль, очень жаль, что сгорел. Приют нужен, большой и красивый. А еще жаль, что КТО в этом районе проходит. Приходиться ехать не незнакомые места.

Первый раз попал на приют кажется в 1973 году по печальному поводу. Пытались вытащить немца, провалившегося в трещину в районе седловины. Последний раз 18 августа 1998 года. Обедали в столовой после восхождения, когда случился пожар. Пытались тушить, но нечем было это делать, да и пожар пошел очень быстро. Пока уговаривал Юру Соловьева валить на улицу, забыл снарягу под кроватью, потом бросали веревки французам, которые застряли на третьем этаже и уже не могли выйти в коридор и на лестницу - спускались через окна. Когда начали спускаться вниз, и уже отошли от приюта встретили группу киношников НТВ, которые поднимались от бочек. Удивила оперативность, но потом выяснилось, что они оказались там совсем по другому поводу.