пик Пограничный (Саяны)

Пишет metalist, 22.10.2011 19:57

Рассказ о восхождении на пик Пограничный 3425м (Саяны)

Так же эту статью можно использовать как путеводитель на пик Мунку-Сардык (самую высокую точку Саян)

Место нахождения: Россия, Бурятия, Восточный Саян, на границе с Монголией, рядом находится пик Мунку-Сардык (3491м) высочайший пик Саян

Карта:

Как добраться:
- заказать маршрутку с Иркутска (или другого близлежащего города)
- на автобусе с Иркутска (через турфирму)
- на машине с друзьями
- автостопом
- на электричке до Слюдянки оттуда на маршрутке (заказанной заранее)

Популярное время для посещения: конец апреля - начало мая

Необходимые документы: пропуск в пограничную зону. Есть много вариантов его создания, но в основном это делается через Улан-Удэ (заполняете необходимую форму, отправляется запрос с копией паспорта подробнее здесь "Правила и документы для въезда и нахождения в пограничной зоне", можно спросить у тех кто постоянно ездит (у Ангарских и Иркутских)). Можно обойти пограничный пост, но все ночевки должны быть на высоте, куда пограничники не попрутся :)

Проезжие города, поселки: Иркутск, Шелехов, Култук, иногда Слюдянка (если маршрутку со Слюдянки заказали), Кырен, Монды

Состояние дорог: Иркутск- Култук – асфальт нормальный, Култук-Монды – асфальт убитый, Монды-Блокпост – гравийка

Восхождение проходило в начале мая тремя друзьями (2007 год). С Ангарска до Иркутска добрались на электричке. До блокпоста приехали на автобусе с турфирмой из Иркутска, цена проезда была 2 тысячи туда-обратно, но обратно мы уехали с иностранцами, т.к. мы решили остаться дольше, чем планировали. Иностранцы заказали маршрутку и у них были свободные места, заплатив по пятьсот рублей с каждого, мы благополучно добрались домой.
На блокпосту документы с пропуском даже и не проверяли, но на обратном пути все-таки посмотрели. Блок пост можно обойти – вылезть чуть раньше и уйти по кулуару влево, но от «стрелки» до Мунки (сокр.пик Мунку-Сардык), по популярному маршруту, бывает что пограничники проверяют пропуска.
После блокпоста через 100 метров будет мост, от него уходим влево и идем по ущелью, через пару километров будет «стрелка» - это место стоянок, стоянки можно делать хоть где, но это самое популярное место. Часто здесь некоторые организации проводят конкурсы, забеги, акции (конец апреля - начало мая).
«Стрелка» - это слияние двух рек - Муговек и Белый Иркут. Муговек прямо, Белый Иркут вправо. На пик Мунку-Сардык нужно идти прямо, на пик Пограничный с любой стороны, но легче со стороны Мунки. Мы заходили через Мунку (по Муговеку), а выходили через пик Конституции (Белый Иркут).
Обычно со стрелки на следующий день все ходят акклиматизироваться, на Конституцию или на оз. Эхой или на другие подобные вершины.
Погода: на «стрелке» бывает мокрый снег, снег, дождь. Выше без дождя. Днем тепло, ночью -15 максимум, сыро.

Мы ходили на много вершин за эту поездку, но расскажу о Пограничном.
Маршрут составил 2 дня.
1 день – со «стрелки» подошли к подножью Пограничного по реке Муговек.
2 день – восхождение на Пограничный и возвращение по Белому Иркуту.

1 день:
Ключевые места – «Стрелка»-оз.Эхой-пер.Седло Мунку-пер.Победа-1я стоянка (За большим камнем! Ищите большой камень - это самое лучшее место для укрытия, находится ближе к перевалу Бурхан)

2 день:
Ключевые места – 1я стоянка-пик Пограничный-пер.Бурхан-пер.26 партсъезда-«стрелка»

Подробнее: собрали рюкзаки и поднесли их к перевалу Бурхан, совершили восхождение на Пограничный, вернулись за рюкзаками, спустились с перевала Бурхан и через перевал 26 партсъезда, проходя мимо пика Конституции вернулись на стрелку в 2 часа ночи.

Маршрут в целом:

вид со спутника:

А теперь фотки без чертежей:
По дороге на Мунку-Сардык

озеро Эхой

пик Мунку-Сардык

фото Мунку-Сардык с перевала Седло Мунку

перевал Седло Мунку (Вова и Шкипер)

пик Пограничный

стоянка под большим камнем

вдали пик Конституции

озеро Хубсугул с пика Пограничный

Это я на пике Пограничный

Мы на Пограничном

у подножья перевала 26 партсъезда

пик Пограничный. На заднем плане пик Мунку-Сардык

Информация по высоте взята отсюда