Ванда Руткевич. Сила одиночества
16 октября 1978 года одна из самых выдающихся в истории альпинизма женщин стояла на вершине Эвереста. Она стала третьей женщиной в мире и первой европейской женщиной, покорившей высочайшую гору планеты. Через 13 лет Ванда заявит о намерении покорить все восьмитысячники. Но жизнь распорядится по-своему: она бесследно исчезнет при попытке взойти по северо-западной стене на третью вершину мира Канченджангу. Вместе с мексиканцем Карлосом Карсолио они вышли на штурм горы рано утром 12 мая из лагеря IV на высоте 7950 м. Через 12 часов тяжелого восхождения по глубокому снегу Карлос стоял на вершине. На спуске он встретил Ванду на высоте 8200-8300 метров, и попытался уговорить ее идти вниз - бесполезно. Она решила остаться на ночевку и продолжить восхождение на следующий день. Больше ее никто не видел. Эта женщина была несокрушима, невероятно вынослива и сильна духом.
Ванда была главным претендентом на титул первой женщины, покорившей все 14 восьмитысячников мира. Она успела взойти на восемь вершин. Пройдет 15 лет, прежде чем другой женщине удастся собрать коллекцию из 8 восьмитысячников.
"Я не собираюсь побеждать горы – они такая же часть мира, как и люди. Я побеждаю себя"
На Эвересте
Ванда Руткевич (Wanda Rutkiewicz) родилась 4 февраля 1943 года в местечке Плунге, Литовской ССР. После Второй мировой войны её семья переехала в Польшу и поселилась во Вроцлаве на юго-западных Возвращенных Территориях Польши. Она закончила Вроцлавский Технологический Университет по специальности инженер-электрик. Работала инженером во Вроцлаве и Варшаве. В 1972 грабителями был убит ее отец, с которым у Ванда не было теплых отношений, но он научил ее любить спорт. Она занималась прыжками в высоту, волейболом, бегом, толканием ядра. В раннем возрасте она обнаружила свою страсть к горам. Для нее они начались на скалах около Еленя и восхождениями в Татрах с 1962, где она прошла несколько сложных летних и зимних маршрутов. Все это, вместе с ее врожденными способностями, дали ей необходимую силу и навыки для последующих восхождений в Альпах, Норвегии, Памире, Гиндукуше, Андах, Патагонии, Тибете, Йосемити, и больше всего в Каракоруме и Гималаях.
Она дважды была замужем, но детей не было. Ее большой любовью был немецкий врач-альпинист Курт Линсекрюгер (Kurt Lyncekruger), который умер на ее глазах во время восхождения на Броуд Пик. Это было очень трагическое событие в ее жизни.
"У меня были очень интересные мужчины, но они никогда не определяли мою жизнь"
Красивая женщина с мягким голосом и выразительными глазами, очень изящна. В горах она была решительна и бескомпромиссна. Возглавляя польскую женскую экспедицию на K2, ей пришлось пройти 300 км на костылях после нескольких операций на ноге. Ей нравились женские восхождения, она была очень независима. Ванда боролась со стереотипом «слабой женщины». Она полагала, что женщины должны принять вызов – действовать самостоятельно и нести полную ответственность за себя. Ее приверженность горам была абсолютной. Профессиональная и частная жизнь всегда была связана с горами. Полная оптимизма и энергии, она не могла жить без восхождений даже при том, что потеряла в горах около тридцати друзей за 25 лет.
"Чем больше мы, альпинисты, теряем близких, тем больше мы любим жизнь"
С Карлосом Корсолио на Шиша Пангме
23 июня 1986 она стала первой женщиной, покорившей второй восьмитысячник мира К2, правда, триумф был омрачён гибелью Лилиан и Мориса Баррардов (Liliane and Maurice Barrard) из её команды, погибших при спуске. После нескольких удачных восхождений ей стало проще находить спонсоров, но этих денег всегда было недостаточно для самых главных экспедиций, и ее снаряжение оставляло желать лучшего. На поздних восхождениях она заключила дьявольскую сделку, когда стала получать деньги за съемки, только если покорит вершину. Неудивительно, если такой «контракт на Канченджангу» 1992 года стоил ей жизни.
Очень творческий человек, Ванда сняла несколько горных фильмов, самыми известными из которых были «Танго Аконкагуа» и «Снежные женщины». Она также хорошо писала и была автором ряда публикаций, устраивала слайд-шоу, читала лекции дома и за границей.
"Иногда я думаю, что мы ходим в горы, чтобы увидеть, как нам дорог каждый день. Оценить вкус горячего чая после утомительной жажды, уютного сна после многих бессонных ночей, встречу с друзьями после долгого уединения, тишину после проведенных в страшный шторм часов"
На фоне К2
Кшиштоф Велицкий (Krzysztof Wielicki):
"Она была прекрасной женщиной. Ее трагедией было одиночество, которое испытывают большие звезды. Все узнавали ее, когда она шла по улице в Варшаве. Но не было никого, кто ждал бы ее дома. Она была очень строга в выборе партнера. Она бросила свою работу, отвергла материнство, потеряла семью. Для нее был только один путь. Нет лучше психотерапии, чем разнообразная активность. После возвращения из экспедиций я вообще не могу видеть горы. Я концентрируюсь на своих детях, доме, работе, друзьях... А Ванда начинала звонить по поводу следующей экспедиции уже в самолете. Ей было 49, когда она погибла на Канченджанге. Во время нашей совместной экспедиции на Аннапурну (8091м), когда Ежи Кукучка и Артур Хайзер достигли вершины, я видел, как много для нее значило взойти. Зная, что несколько месяцев назад она стояла на вершине К2, я понял, что она, должно быть, прошла через суровое испытание во время восхождения и затем спуска. Мы говорили ей тысячу раз: "Месснер ходил с шерпами. Он великий? Да. Возьми шерпов. Они готовы помочь тебе". И что же Ванда делала? Она хотела ходить одна, быть первой... Сложная женщина. Необычная"
Восьмитысячники:
1978 - Эверест, первая европейка и третья женщина на вершине
1985 – Нанга-Парбат, с Кристиной Пальмовской и Анной Червинской (Krystyna Palmowska and Anna Czerwinska). Они стали первой женской командой, покорившей гору
1986 - K2, первая женщина на вершине
1987 - Шиша Пангма
1989 - Гашербрум II
1990 - Гашербрум I, с Евой Панейко-Панкевич (Ewa Panejko-Pankiewicz)
1991 - Чо Ойю, соло
1991 - Аннапурна, одиночный выход на вершину по южной стене
Другие вершины
1967 - Эгюий дю Грепон (3482 м), первое женское восхождение по Восточной стене с Галиной Крюгер-Сырокомской (Halina Kruger-Syrokomska)
1968 - Восточная стена Троллей в Норвегии, первое женское восхождение с Галиной Крюгер-Сырокомской
1970 - Пик Ленина (7134 м), Памир
1972 - Ношак (7492 м), Гиндукуш
1973 - Северная стена Эйгера (3970m), первое женское восхождение с Данутой Геллнер-Уоч и Стефанией Эгирсдорф (Danuta Gellner-Wach and Stefania Egierszdorff)
1975 - Руководитель и организатор экспедиции на Гашербрум. Команда достигла непокоренной вершины Гашербрум III (7946m), а после этого Галина Крюгер-Сырокомская и Анна Окопинская (Anna Okopinska) взошли на Гашербрум II (8035m)
1978 - Северная стена Маттерхорна, зимнее женское восхождение с Анной Червинской, Ириной Кеса и Кристиной Пальмовской
1981 – Эльбрус, серьезная травма: открытый перелом бедра после падения
1985 – Аконкагуа, в альпийском стиле по Южной стене
"Гора пяти богов"
Литература (англ.)
Getrude Reinisch , Wanda Rutkiewicz «A Caravan of Dreams»
Bernadette McDonald «Freedom Climbers»
В 1995 году итальянские альпинисты Фаусто де Стефани, Марко Галеззи и Сильвио Мондинелли (Fausto de Stefani, Marco Galezzi and Silvio Mondinelli) нашли, предположительно её тело, на юго-западной стене. Однако, более детальный анализ - цвет одежды и наличие этикетки болгарского производства - говорит о том, что, скорее всего, это было тело болгарской альпинистки Йорданки Димитровой (Yordanka Dimitrova), погибшей в лавине.
"Я думаю, что чем труднее мой путь - тем я сильнее", - считала Ванда
PS: Сегодня в списке покорителей всех восьмитысячников 28 человек, трое из них женщины - О Ын-Сон (Oh Eun-Sun), Эдурне Пасабан (Edurne Pasaban), Герлинде Кальтенбруннер (Gerlinde Kaltenbrunner).
В списке покорительниц трех и более высочайших вершин радует родное имя - Анна Акинина.
361
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Можно было бы добавить - удивительная и неповторимая! В истории мирового альпинизма!
Действительно "Легенда"! Спасибо огромное за пост!
Спасибо за пост!
****
при всем уважении к Руткевич-чему учиться то?
Отказаться от всего что дорого нормальному человеку и бесследно пропасть в горах?
И-нахуа?
Хоть одному человеку на свете от этого стало теплей?
хоть одна бездомная собака получила будку и миску с кашей?
Мир стал лучше хоть на чуть чуть?
>>Отказаться от всего что дорого нормальному человеку и бесследно пропасть в горах?
Нормальному - ключевое слово). Такие люди априори выпадают из общей серой массы, у них свой путь.
И насколько интересно стал бы лучше мир, закончи она свои дни в кресле-качалке, окруженная внуками и собакой, но не удовлетворенная прожитой жизнью? На внуках бы память о ней закочилась..
Все относительно - и приоритеты у всех свои.
****
баа... я вот вспоминаю Новый год в горной хижине ...дцать лет назад.
И- никого уже, практически, нет.
Нету.
зачем- а хз.Не знаю.
А их- уже не спросишь.
По крайней мере, в настоящий момент нет такой возможности.
А в Вашем возрасте да, мне все было однозначно ясно и насчет серой массы и все прочее подобное.:)
Вообще весь процесс он в большой мере держится на пафосе.
Что останется если стмыть и оттереть пафос?
Кое что останется, но что?
Это интересный вопрос и, что то мне кажется, ответа на поверхности не найти.
***
на некоторые вопросы-есть.:)
а если бы на такие вопросы знал ответы-
мне бы медведи приносили грибы в лукошке а воробьи-малину:)
Про пафос хорошо сказал, "что останется?"
А про медведей с воробьями мне ещё больше понравилось,
хорошие, наверное, у тебя вопросы?!
****
не все же козликом скакать... иногда и о душе подумать
Единицы способны на такую жизнь, которой жила Ванда. Но, я уверена, что тысячи совершат свои маленькие восхождения, вдохновленные ее большими...
И мир станет чуть-чуть лучше.
Она исключительный человек. И ее нельзя судить мерками обычного нормального человека. И она сполна расплатилась за свою исключительность.
*****
Вот у моего товарища маленький сын остался без отца.
Ничем от этого мир лучше не стал.
Только чуть чуть прибавилось в нем женских слез и одиночества.
впрочем, в общей массе это совсем незаметно...
****
да ладно, не делала она такого выбора.
Все хотят жить и расчитывают остаться в живых.
Не надо спорить с теми, у кого голова полна пафоса.
Не надо пытаться унижать Ванду - она и так несчастная женщина,
а пред Богом все равны и неизвестно, что у Него считается более ценным... ХОТЯ
Первая Заповедь Бога человеку была: "Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю..."
И если красивая и здоровая женщина не имеет детей, потому что у ней один ... на уме,
стоит задуматься.
Лучше обрати внимание на фразу:"А Вы можете похвастаться тем, что Вашим опытом могут воспользоваться..."
По-моему, у тебя есть такой опыт, поделился бы чем-нить, а?...
Не надо пытаться унижать Ванду - она и так несчастная женщина,
**
насчет первого согласен, просто подводит привычка относиться к словам и мыслям всерьез и ждать этого от других- даже тех, у кого голова полна пафоса:)
Это ничего, я и сам был такой.
"Блажен, кто смолоду был молод":)
насчет второго- не согласен.
Так как, во первых, унижать Ванду у меня и мысли не было, во вторых, о том, была ли она счастлива или нет, я не знаю.
Я ж не о том совсем.
Меня действительно интересует вопрос, есть ли во всем этом какой то смысл:)
сомневаемся в их значимости,
а в глазах её поклонников мы, вроде унижаем... - они-то не сомневаются, а веруют, что Ванда - это самый СУПЕР,
что именно так надо всем жить.
извини, плохо сформулировал.
И имел в виду и сказал, что несчастлива, как женщина, а не как человек вообще.
И если уйти из этого мира, то лучше так, нежели от болезней, видя страдания окружающих родственников.
Надеюсь, что в деле создания счастливой и крепкой семьи оба этих персонажа также велики, как Ванда в горовосхождениях...
Аж, неудобно как-то... Вляпался...
Как на духу: 15 лет семейной жизни, из них 13 - замечательно!!!
1.5 - так себе, 0.3 - очень хреново,
Сейчас свободен, живу 2 жизнь и уже совсем не так, как 1-ю,
В 1-ой я почти выполнил всё, что положено обычному человеку (построить, посадить, вырастить).
Так что и знаю, и умею, и ни о чём не жалею.
Главная задача красивой женщины - рожать красивых (это важно) детей!
И воспитывать их в счастье и радости,
Чтоб и они продолжали жизнь так же!
А всё остальное, типа достижения на работе, в спорте, самореализация, признание заслуг,
положение в обществе, наряды, бирюльки, любовники... -
Всё это чушь, чепуха, наваждение дьявольское.
Дайте мне скрижали Завета и я напишу там одну фразу:
Живите счастливо и детей своих научите!
Кто вам дал такое право? За них решать?
Представьте себе - женщины бывают разными.
Не все счастливы в семье.
У вас такой жизненный опыт, а вы рассуждаете как подросток-максималист.
бредёт понуро, медленно передвигая ноги
под его тяжестью... -
А я сбросил его, и пусть меня считают дураком,
а я опять буду скакать козликом.
Говорят "Женщина - тоже Человек" - Нет, она может выбрать:
Она - Женщина или Человек, вот Ванда выбрала, что она Человек.
А за ту, которая выбрала, что она - Женщина - главные вопросы решает её Мужчина.
Кто дал нам такое право? -
Нам что теперь только налево ходить что ли?!
И ещё:
"Не все счастливы в семье" - Очень плохо,
я хочу чтоб счастливы были,
на то и семья.
А если счастье и радость приносят горы, а чтобы воспитывать детей, нужно от них отказаться. Как быть?)
Какая глупость! А многие заводят семьи и рожают детей, совершенно не испытвая к этому потребности, ради того только, чтобы такие как isn не показывали на них пальцами и не считали ненормальными.
PS. Если что, то я не про себя говорю. Но считаю совершенно нормальными женщин, которым не нужна семья. И совершенно ненормальным считаю, когда мужчины объясняют женщине в чем ее счастье, совершенно не интересуясь ее мнением на этот счет.
А вот логическое сомнение в цинизме - моя романтика.
Такая вот диалектика.
Вероника, Хрон сказал Вам:"Себя и свои мнения мы и так неплохо знаем"
Зачем Вы пытаетесь выставить нас эдакими напыщенными ханжами?! - а потом уличать в ханжестве и же?! -
Нарисовали себе образ брюзжащего ханжи, назвали его isn, и втыкаете в него булавки...
Если Вам от этого легче, пожалуйста.
Как-нибудь переживу.
Не обманывать самого себя!
Вы думаете, что те эмансипированные взгляды и ценности, которые Вы тут защищаете есть что-то новое, ценное, особенное, абсолютное?
Что этим Вы подчёркиваете свою индивидуальность?
Всё будет хорошо!
Но у меня итак все хорошо))
и так люди тоже живут, и счастливы.
а вообще то горы никуда не денутся в ближайшие 10 миллионов лет:)
туда можно и прабабушкой вернуться:)
**а вообще то горы никуда не денутся в ближайшие 10 миллионов лет
Не денутся. А детей и другие нарожают.
А вот, что жизнь - это выбор, согласна.
****
видел в Алибеке тетку, которая каталась там с 1936 года.
Выглядела очень довольной и счастливой.
А летом в Домбае нас на дрянной камнеопасной двойке в 2 (два) раза обогнали пенсионеры из Питера, отмечали 65летие:)
Не денутся. А детей и другие нарожают.
*****
Ваш выбор.
так мамонты и вымерли.
Да и потом, считающих как я и Вероника, в любом случае, меньшинство. Мамонты могуть спать спокойно.
П.С. Не находите, что нельзя достоверно знать в чем заключается женское счастье, не будучи женщиной?
А вообще Вам спасибо, надоумили:
Эмансипация - это вовсе не болезнь общества, это такая типа аллергическая реакция, выполняющая защитные функции,
возникла при кризисе традиционных, закреплённых религиями ценностей,
когда основы под моралью были сильно ослаблены,
служит сдерживающим фактором, чтобы общество не впало в разврат окончательно.
Особенно полезна именно в юном возрасте, когда ещё идёт созревание,
когда ещё нужно учиться.
А придёт время и природа своё возьмёт.
А может и нет. Эмансипация сыграла огромную роль в снижении рождаемости в развитых странах,
благодаря ей не было демографического взрыва, отпала необходимость в войнах, болезнях.
Похоже на то, что эмансипация была нам ниспослана свыше,
как инструмент регулирования численности населения
и позволила поднять качество жизни.
Чрезвычайно важно культивировать её в Китае, Индии, Пакистане, Индонезии и т.д.
А Европе с Россией надо задуматься, одни США не вытянут проблему сохранения генофонда белой расы.
А то будут лет так через тысяч пять рассказывать детям, что были в глубокой древности белые люди (как сейчас про Атлантиду).
****
не... не нахожу.
как человек близко знакомый с женщинами знаю, что женское счастье трудно
осуществимо без семьи и без любви.
Не обязательно в традиционной форме - тут уж кому как Бог дал:)
Ну и-как и кому это удается- это другой вопрос, жизнь- она умеет фиги крутить.
**
А че так высоко, почему не из под лавки?:)
Вы. Вероника, если будете читать то, что написано, а не то, что во время чтения случайно пришло в голову,
будете лучше понимать текст:)
А так Вы понимаете в основном, себя, согласитесь, это не очень продуктивно и интересно.
Себя и свои мнения, мы, в общем, все и так неплохо знаем.
Зулуска, наверное?
Вон Алексей (Fankav) мечтает в группу сильную девчонку взять,
Пожалуй, и я б с такой сходил, а чё? - куртку, штаны, обувку.. чтоб не оцарапалась,
медведей и волков с ней можно не бояться,
русского тока не знает - фиг с ним, жестами как-нить объясниться можно.
Рюкзак под неё доработать - лямки на груди заузить и всего-то делов.
Тока прежде, чем в палатку пускать, её отмыть надо хорошенько...
В бане (париться я люблю), а ей к жаре не привыкать, а уж мёрзнуть научу как-нибудь.
Все таки хочется игнор функцию на сайте чтоб как то с тролями бороться.
Автор заведомо спровоцировал разговор об эмансипации, а не только о Ванде.
2. Разговор идёт спокойно, рассудительно, без какой-либо грязи и пошлости.
3. Автор сам вывесил тут "зулуску", но и это не нарушило благочиния.
4. Один из вас троих принёс в этот пост неприятные фразы, двое поддержали -
Вы что думаете это именно то, что понравится Ванде?
Вы что думаете, ей хотелось, чтобы о ней говорили одни дифирамбы, несли цветы - т.е. видели в ней усопшую?
Думаю, ей как раз очень бы понравилось, что память о ней побуждает к дискуссиям об эмансипации и женском счастье,
и
эти дискуссии проходят не в пример конструктивнее, чем где-то ещё,
без грязи, пошлостей и даже намёка на оскорбления.
Задумывайтесь хоть иногда!...
****
не не не... пафос давит на нейроны, практически, душит :)
Как на проповеди: "Покайтесь грешники! Ибо близок Судный День!"
Ладно, никого вроде ж не обидели.
Но втихаря завидуем ушедшим !
А мы остались...Миссию выполнили, дальше что ?
не не не задумываться.
AW: Article about Wanda Rutkiewicz (from Russia)
Dear Roman Morozov,
Reinhold Messner is very busy but you could read in his book "On Top" (Piper Verlag) what he tells about Wanda. Maybe the book had been already translated.
Greetings,
Ruth Ennemoser
решпект...:)
Весь Инет облазил но и близко даже ничего не сказано про фильмы которыми она вроде как была автором (соавтором). Такое впечатление, что статьи под копирку кочуют из одного сайта в другой и никто не удосужится проверить достоверность данных. Даже Гугл не понял о чём речь? Такое впечатление, что сии фильмы за семью печатями. Откуда тогда такое понятие как "Известные"? Или кому известные? Народ! может кто чего знает или чего напутали в статье? Внесите ясность по поводу фильмов, кто более просвещён....!!!
Разговору нет - Легендарная Женщина! Но мало информации в отношении её жизни, путешествий, её внешней деятельности и уж конечно кинотематика была бы более Интересной и Познавательной.
Заранее благодарен!
С Уважением - IJN
Все это только списки, самого кина, увы, нет в сети
Каждый выбирает свою линию жизни. Ванда выбрала свою и прожила ее достойно. И не нам ее судить. Ею можно восхищаться или молчать.