Пишет Leb, 11.10.2011 08:07

В этом дополнении к отчету [2] о Комплексной экспедиции МАИ на Китайский Памир летом 2011 г. представлены краткие описания и фотоматериалы по каждому из пройденных перевалов. Этот раздел отчета носит вспомогательный характер, поэтому он отсутствует на главной странице сайта Риск (в общей ленте сообщений).

3. ФОТОГРАФИИ И КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЛОКАЛЬНЫХ ПРЕПЯТСТВИЙ

3.1. Перевал Плато (4110, 1А). Перевал соединяет левый приток р. Шивахода, берущий начало с ледника Сарала, с долиной реки Кенгшиберсу близ устья её правого притока, стекающего с ледника Кенгсувар. Перевал представляет собой обширное плато. Категория сложности 1А дается за спуск с плато в долину Кенгшиберсу по осыпному склону и каменистому руслу ручья.

Вид из долины Кенгшиберсу на спуск с перевала Плато (4110, 1А). Фото Андрея Лебедева.

Координаты точки в русле ручья, к которой приводит спуск с плато: 38° 24.863'С 75° 12.636'В.

3.2. Перевал Западный Караташ (5000, 1Б). Перевал находится в водоразделе хребта Конгурмузтаг, ориентирован с юга на север и соединяет долины рек Игебельсу и Караташсу. Координаты седла: 38° 21.621'С 75° 24.657'В.

Подъём к перевалу из долины Игебельсу осуществляется по каменистому руслу ручья. Фото Андрея Жарова.

Седловина перевала от русла ручья не видна, она скрыта за высоким моренным валом. Зато хорошо заметна седловина справа от перевала с характерными зубьями. Не доходя до ледника, стекающего с этой "зубастой седловины", следует повернуть налево и по осыпи подняться на перевал Западный Караташ.

Подъём по заснеженной осыпи на перевал Западный Караташ. Сзади - "зубастая седловина". Фото Андрея Жарова.
Комплексная экспедиция МАИ на Китайский Памир летом 2011 г. Фотографии и краткое описание перевалов. (кокосель, кызылсель, музтаг-ата)

Панорама с перевала Западный Караташ. Слева - путь в долину Караташсу, справа видны "зубастая седловина" и следы подъёма на перевал из долины Игебельсу. Фото Андрея Жарова.

Северный (обращенный к долине Караташсу) склон перевала Западный Караташ. Фото Андрея Жарова.

3.3. Перевал Карла Богдановича (5260, 2А) и пик Богдановича (5410). Перевал находится в юго-восточном отроге пика 5410, ориентирован с юго-запада на северо-восток и соединяет висячую долину в бассейне реки Караташсу, простирающуюся с севера на юг юго-восточнее пика 5410, с ледником левого притока Караташсу. Вот его положение на карте, источник карты - сайт "Поехали" (http://poehali.org/maps).

Координаты седловины: 38° 24.037'С 75° 28.668'В. Перевал назван нами в честь выдающегося горного инженера, геолога, географа и путешественника Карла Ивановича Богдановича, который в 1889 г. в рамках экспедиции Михаила Васильевича Певцова посетил долину Караташсу и стал первым русским путешественником, побывавшем в Кашгарских горах. С тех пор вплоть до нашей экспедиции русские не посещали эту долину.

Пик 5410, названный нами пиком Богдановича, расположен в водоразделе хребта, который простирается с запада на восток и разделяет долины Караташсу (на юге) и Тересазсу (на севере). Высота пика на советской карте масштаба 1:100000 возможно завышена, наш GPS-приёмник показал на вершине 5330. Восхождение на вершину проходило по юго-восточному гребню с перевала Карла Богдановича.

Вид на пик и перевал Богдановича с морены ледника перевала Западный Караташ. Справа угадывается заход в висячую долину между южным и юго-восточным отрогами пика Богдановича. По этой долине мы поднялись к перевалу Богдановича. Фото Андрея Жарова.

Подъём на перевал Богдановича, вид с юго-запада. Фото Андрея Жарова.

Рассвет на перевале Богдановича. Фото Ивана Жданова.

На вершине пика Богдановича. Фото Андрея Жарова.

Панорама с пика Богдановича на северо-запад. Справа - Конгур (7719). Фото Андрея Лебедева.

Панорама с пика Богдановича на юго-запад. 1- район перевала Западный Караташ. Красной линией показан спуск по долине с перевала Западный Караташ. Фото Андрея Лебедева.

Панорама с пика Богдановича на юго-восток. 1- перевал Северный Караташ, 2- седловина перевала Богдановича, 3- озеро в висячей долине, по которой мы поднялись на перевал Богдановича. Фото Андрея Лебедева.

Спуск с пика Богдановича в лагерь на одноименном перевале. На заднем плане озеро в висячей долине между южным и юго-восточным отрогами пика Богдановича. Фото Андрея Жарова.

Спуск с перевала Богдановича на северо-восток на ледник левого притока Караташсу проходит по 200-метровому снежно-ледовому склону крутизной около 40 град. Фото Андрея Жарова.

3.4. Перевал Северный Караташ (4995, 2А) расположен в хребте, который простирается с запада на восток и разделяет долины Караташсу и Тересазсу. Перевал ориентирован с юга на север и соединяет ледник левого притока Караташсу (на юге) с ледником правого притока Тересазсу (на севере). Координаты седловины: 38° 24.396'С 75° 29.310'В.

На южной стороне перевала от ледника к седловине поднимается осыпной склон. Фото Андрея Жарова.

С седловины перевала мы прошли по гребню около 70 м на восток и нашли место для оптимального спуска с карниза. Этот спуск ведет на дно разлома, который ограничен с севера снежно-ледовым ребром. Фото Андрея Жарова.

По этому ребру следует пройти на запад и, не доходя до рандклюфта, спуститься по 100-метровому снежно-ледовому склону крутизной около 35 градусов на плато ледника. Фото Андрея Жарова.

Ниже плато ледник образует крутую ступень. Спуск с неё осуществляется косым траверсом по ходу вправо до осыпных островков и далее до правобережной морены ледника. Крутизна льда на траверсе около 25-30 град. Фото Андрея Жарова.

Ручей с ледника образует круто ниспадающую долину, которая, однако, легко проходится по орографически правому борту. Перед впадением в Тересазсу ручей входит в короткий каньон и низвергается водопадом. Перед входом в каньон в левом борте имеется разрыв в скалах, через который мы обошли водопад. Фото Ивана Жданова.

Вид из долины Тересазсу. Лиловой линией указан другой, более простой, но более высокий обход водопада. Фото Ивана Жданова.

3.5. Перевал Ледопадный (4800, 3А) находится в юго-восточном отроге вершины 5217, который отделяет маленький ледник, стекающий с восточного склона этой вершины, от его большого южного соседа - южной ветви ледника Чимген.

Координаты перевала: 38° 31.701'С 75° 20.654'В. Перевал служит для обхода верхней части ледопада южной ветви ледника Чимген.

Выделение перевала в качестве самостоятельного локального препятствия призвано уравнять в правах туристские группы, достигающие плато южной ветви ледника Чимген разными путями. Действительно, группа, пришедшая на плато через перевал Трамплинный (5012, 3А), см. на карте зеленый трек, и совершившая после этого траверс пика Кызылсель (6525, 3Б), получит в справках о зачете похода набор локальных препятствий 3А и 3Б. Другая группа, одолевшая не менее сложное (на самом деле - более сложное) препятствие, чем перевал Трамплинный, а именно - ледопад южной ветви ледника Чимген и попавшая на плато через перевал Ледопадный, после траверса пика Кызылсель тоже получит в справках 3А и 3Б. И это справедливо. В противном случае, если перевал Ледопадный не выделять в качестве самостоятельного локального препятствия, то вторая группа за более сложный путь получит меньшую оценку - просто 3Б.

Вся сложность перевала Ледопадного заключается в прохождении нижней части ледопада ледника Южный Чимген. Поэтому связку перевалов Трамплинный и Ледопадный следует классифицировать, как 3А.

Вид на ледопад южной ветви ледника Чимген из кармана правобережной морены. Вдали пик Кызылсель (6525). Фото Андрея Лебедева.

Цель - попасть на осыпь над скалами левого борта ледника. Путь оттуда до седловины перевала Ледопадный прост и проходит сначала по осыпям, затем по пологому леднику. Общая стратегия прохождения ледопада сохранилась с его первопрохождения в 2000 г. Эта стратегия включает:

1) вход в ледопад между центром и левым бортом ледника;
2) подъём по нижней крутой части ледопада наискосок, смещаясь к центру ледника;
3) вход в котлы (большие разломы) и движение по ним к левому борту.

Вот примерно такой путь по ледопаду прошла наша группа. Фото Андрея Жарова на рассвете.

А это утреннее фото Андрея Жарова.

У подножия ледопада. Фото Андрея Жарова.

Подъём по нижней крутой части ледопада имел характер лестницы из ступенек и стенок. Фото Андрея Жарова.

Особенно крутая и протяженная стенка была перед траверсом к центру ледника. Фото Андрея Жарова и Ивана Жданова.

Обход ледовой башни над стенкой. Фото Андрея Жарова.

Потом был траверс к центу ледника. Фото Андрея Жарова.

После траверса мы вошли в "котлы", котлы - это широкие разломы ледника, дно которых покрыто обломками льда. Фото Ивана Ждванова.

Стены у котлов не монолитные, а состоят как бы из ледового конгломерата. Фото Андрея Жарова.

Обычная техника в котлах - движение в связках с одновременной и попеременной страховкой. Бывают также участки перил для подъёма на стенки и для спуска в разломы. В котлах этого ледопада мы вешали перила 6 раз - траверс острого ледового гребешка, 4 спуска дюльфером и один подъём на стенку.

Верхом на ледовом гребешке. Фото Андрея Жарова.

Первый спуск на дно разлома. Фото Андрея Жарова.

Котлы - это гиблые места. В них всё подвижно. Сверху падает лед, и под ногами в любой момент может разверзнуться трещина. Фото Андрея Жарова.

Второй спуск по перилам на дно разлома. Фото Андрея Жарова.

А это подъём на стенку, точнее вид назад - со стенки на дно разлома. Фото Андрея Жарова.

Наконец, в лучах уже заходящего солнца мы увидели, что вот-вот выйдем на осыпь...

Спуск с перевала Ледопадный на южную ветвь ледника Чимген прост и проходит по осыпи. Вид на Конгур (7719), вершину 5217 и перевал Ледопадный (4800) с восточного гребня пика Кызылсель. Фото Ивана Жданова.

3.6. Траверс пика Кызылсель (6525, 3Б, 5А альп.). Пик Кызылсель (6525) расположен в водоразделе хребта Конгурмузтаг. Координаты вершины: 38° 30.881'С 75° 17.040'В. Восхождение на вершину по восточному гребню с ледника Южный Чимген классифицировано 5А к.с., маршрут 11.3.8 по классификационной таблице 2008 г. А траверс с восточного гребня на западный, соединяющий ледники Южный Чимген и Ортотерек, классифицирован, как перевал 3Б к.т.

Вид на восточный гребень пика Кызылсель с перевала Ледопадный. Подъём на восточный гребень проходил через вершину 5467 по её северному ребру. Красными точками указаны наши ночевки на маршруте. Подъём на вершинный гребень занял 3 дня (ночевки 5444, 5859, 6396). Фото Андрея Жарова.

А это путь подъёма на пик 5467. Масштабы здесь колоссальные, перепад высот 500 м. Фото Ивана Жданова.

Всего на подъёме к вершине 5467 провесили 11 веревок перил + еще одну короткую при преодолении первого бергшрунда. Крутизна ребра превосходит 45 градусов, вот профиль маршрута на пик 5467, он слева. Фото Ивана Жданова.

Преодоление нижнего бергшрунда. Фото Ивана Жданова.

Путь вдоль скал на вершину 5467. Фото Андрея Жарова.

Панорама с вершины 5467 на северо-запад. Слева пик Кызылсель (6525), правее пик Коксель (6715), еще правее Караяйляк (7245) и Конгур (7719). Фото Андрея Лебедева.

На восточном гребне пика Кызылсель. Впереди площадка 5444, на заднем плане, на восточном склоне пика Кызылсель указан путь между ночевками 5859 и 6396. Фото Андрея Жарова.

Гребень с карнизами между вершиной 5467 и площадкой 5444. Фото Ивана Жданова.

Ночевка 5859 находится сразу за другим участком острого гребня. Плохая погода не позволила куда-либо отойти и запечатлеть на фото его остроту. Это вид против движения, на восток. Фото Андрея Жарова.

А это вид на запад, впереди на стыке гребня со склоном видна площадка 5859. Фото Андрея Жарова.

9 августа погоды на пике Кызылсель по-прежнему нет, но восхождение продолжается. Это первый выход группы выше 6000. Тяжко... Фото Андрея Жарова.

Несмотря на очень плохую видимость, ситуацию удавалось все-таки контролировать, благодаря GPS-приёмнику. Фото Андрея Жарова.

К вечеру достигли вершинного гребня. Здесь на группу обрушился еще и ураганный ветер. Фото Андрея Жарова.

Под защитой ледосброса ветра, всё-таки, меньше. Здесь, на высоте 6396 группа встала на ночлег. Фото Андрея Жарова.

Удивительно, как Андрею Жарову хватало выдержки фотографировать такие моменты. Фото Андрея Жарова.

На следующий день погода на пике Кызылсель чуть-чуть улучшилась, однако утром ветер свирепствовал с особой силой. Поэтому укладка рюкзаков и сбор палаток потребовали немалых морально-волевых усилий. А вот когда вышли, то стало потише. Фото Андрея Жарова.

От лагеря 6396 мы повернули на юго-запад и направились к высокому гребню, соединяющему южную и главную вершины пика Кызылсель. Подъём на гребень проходит по 30-градусному склону и осуществляется в связках одновременно. Поднявшись на гребень, следует повернуть на запад и по пологому широкому гребню взойти на купол главной вершины.

На пике Кызылсель. Высота 6525. С каким же трудом далась эта вершина! Фото Андрея Жарова.

С главной вершины надо перейти сначала на западную вершину и уже с неё спускаться по западному гребню пика Кызылсель.

Вид на западный гребень с юго-запада, из поймы реки Шивахода. Главная вершина находится строго под надписью, при таком ракурсе она не выделяется столь сильно, как западная вершина. Фото Ивана Жданова.

На западном гребне пика Кызылсель. Фото Андрея Жарова.

Спуск с западного гребня на ледник Орторерек к ночевке 4733. Фото Андрея Жарова (2007 г.).

3.7. Перевал Олимде (5320, 2А) расположен в северном отроге хребта, отходящего на восток от Северной Музтаг-Аты (7184, пик Куксай). Этот отрог разделяет долины двух левых притоков Кенгшиберсу, стекающих с ледников Олимде (Olimde, в статье [1] он называется Горондо) и Туюк (Tokuyrukuningaez). Соответственно, перевал Олимде ориентирован с запада на восток и соединяет упомянутые ледники. Координаты перевала: 38° 18.169'С 75° 11.549'В.

Западный склон перевала Олимде. Фото Андрея Жарова.

Путь подъёма к ледопаду. Фото Андрея Лебедева.

Прохождение ледопада. Фото Андрея Жарова.

Участок выше ледопада. Фото Андрея Жарова.

Спуск на ледник Туюк. Фото Андрея Жарова.

3.8. Перевал Туюк (5500, 3А) расположен в хребте, который отходит на восток от Северной Музтаг-Аты (7184, пик Куксай), ориентирован с севера на юг и соединяет ледник Туюк (Tokuyrukuningaez) с северной ветвью ледника Коксель. Координаты перевала: 38° 17.707'С 75° 11.865'В.

Путь подъёма на перевал Туюк. Вид с перевала Олимде. Фото Андрея Жарова.

Интересно, что ледопад в окрестности пути подъёма за 9 лет существенно не изменился. Фото Андрея Лебедева (2002).

Так же как и в 2002 г. нижнюю часть склона мы прошли в связках одновременно, а в верхней крутой части провесили 3 веревки перил. Это подъём к ключевому участку. Фото Андрея Жарова.

А это траверс к первой станции. Фото Андрея Жарова.

Вот она нижняя станция. Фото Андрея Жарова.

Ну а теперь вперед и вверх! Фото Андрея Жарова.

На перевале Туюк (5500). Фото Андрея Жарова.

На спуске с перевала провесили 5 веревок перил по 40-градусному ледовому кулуару до осыпи. Пока спускались, погода совсем испортилась. Вот утренний снимок южной стороны перевала от места ночевки с 16.08 по 17.08. Фото Андрея Лебедева.

3.9. Перевал Связной (4850, 1Б) находится в левобережной морене южной ветви ледника Коксель и соединяет эту ветвь с основным стволом ледника Коксель. Координаты перевала: 38° 13.120'С 75° 11.460'В. Категория трудности 1Б дана за трещины в ледниках с обеих сторон перевала.

3.10. Перевал 70-летия МАИ (5150, 2Б) находится в хребте, который отходит на юго-восток от Музтаг-Аты и служит водоразделом между бассейнами рек Кенгшиберсу и Ташкурган. Перевал ориентирован с севера на юг и соединяет южную ветвь ледника Коксель (на севере) и ледник Тегермен (на юге). Координаты перевала: 38° 12.130'С 75° 12.465'В.

На северной стороне перевала вот такая 250-метровая стенка (5 веревок над бергшрундом). Фото Андрея Лебедева.

Крутизна стенки возрастает с 45 градусов в нижней части до 55-60 градусов в верхней части. Подход к бергшрунду. Фото Андрея Жарова.

В средней части стены. Фото Ивана Жданова.

В верхней части стены. Фото Андрея Жарова.

От усилий первого снег съёхал и обнажился лёд. Фото Ивана Жданова.

Спуск на юг проходит по 35-градусному снежно-ледовому кулуару. Поскольку в кулуаре был лед, то мы решили подстраховаться и провесить до осыпи 2 веревки перил. Фото Ивана Жданова.

Вид на южный склон перевала от подножия перевала Каракорум. Фото Ивана Жданова.

3.11. Перевал Каракорум (5741, 3А) находится в хребте Каракорум в северном гребне вершины Долкун Музтаг (6355), ориентирован с востока на запад и соединяет ледники Тегермен (на востоке) и Кокосель (на западе). Координаты перевала: 38° 11.892'С 75° 11.489'В.

Вид на Долкун Музтаг (6355) и перевал Каракорум с ледника Тегермен от подножия южного склона перевала 70-летия МАИ. Путь к перевалу скрыт в ледопаде. Седловина перевала также скрыта за перегибом склона. Фото Ивана Жданова.

Перевал проходится в 2 этапа. Первый, самый сложный этап, это ледопад. Фото Ивана Жданова.

Его надо проходить как можно ближе к вершине, но не прижиматься к ней, так как рандклюфт и его окрестности пробиваются ледовыми обвалами со стены Долкун-Музтага. Фото Андрея Жарова.

В ледопаде. Преодоление стенки. Фото Андрея Жарова.

Блуждание в лабиринте разломов. Фото Андрея Жарова.

На втором этапе проходится перевальный взлёт. Высотой 5549 отмечено место ночевки на краю бергшрунда. Выше ночевки в верхней части перевального взлёта мы провесили 2 веревки перил по 40-45 градусному ледовому склону. Фото Андрея Жарова.

Путь спуска на ледник Кокосель по западному склону перевала Каракорум. Внизу на леднике показан переход через него к правому борту к началу подъёма на перевал Коктак и радиальный выход к отметке 5069 для встречи с группой Волкова, где к нам присоединился прошедший акклиматизацию на вершине Долкун-Музтаг (6355) МС по альпинизму Владимир Лавриненко, имеющий опыт многочисленных восхождений на семитысячники по маршрутам до 6А к.с., включительно. Фото Ивана Жданова.

3.12. Перевал Коктак (5756, 3А) находится в южном гребне пика Кокосель (6858), ориентирован с востока на запад и соединяет ледник Кокосель (на востоке) с ледником Коктак (на западе). Координаты седловины: 38° 11.394'С 75° 7.334'В.

Путь к перевалу с востока пролегает по правому притоку ледника Кокосель, проход к которому преграждает непростой ледопад основной ветви ледника. Вот как выглядит ледник Кокосель от подножия перевала Коктак. Фото Ивана Жданова.

Движение по основному леднику к его правому борту следует осуществлять так, чтобы к рандклюфту выйти примерно в 150 метрах выше устья правого притока ледника. Так проще пересекать ледопад. Затем следует спуститься в рандклюфт, повернуть налево и уже по рандклюфту дойти до правого притока ледника Кокосель.

Пересечение ледопада ледника Кокосель. На пути к рандклюфту правого борта. Фото Ивана Жданова.

Перед дюльфером в рандклюфт. Фото Ивана Жданова.

Восточный склон перевала Коктак. К перевалу ведет очень протяженный ледовый склон. В верхней половине склона мы провесили 400 м перил (8 веревок). Фото Ивана Жданова.

Прохождение 6-й веревки. Фото Ивана Жданова.

На перевале мы повернули направо и сделали попытку восхождения на пик Кокосель (6858) по южному гребню. Восхождение было прервано на высоте 6543 м, так как по спутниковому телефону поступила просьба о помощи от попавшей в камнепад группы Волкова.

Начало подъёма по южному гребню. Фото Андрея Жарова.

На южном гребне сразу после ночевки в лагере 5910. Фото Андрея Жарова.

Подъём по снежным куполам к основанию предвершинного взлёта гребня. Фото Андрея Жарова.

Место ночевки 6543 на краю разлома в основании предвершинного взлёта. Фото Ивана Жданова.

Спустившись к седловине перевала Коктак, мы увидели, что обращенный к леднику Кокосель восточный склон перевала окутан плотным туманом. Фото Андрея Жарова.

Страх перед камнепадами вынудил нас спуститься на ледник Коктак, чтобы попытаться пройти его ледопад и, обогнув горные хребты, подойти снизу к леднику Кокосель, на котором терпела бедствие группа Волкова. Как принималось это решение, все перипетии этого дня и фотоочерк о спасработах см. в Приложении 2 (http://www.risk.ru/users/leb/17846). На карте лиловая линия - путь подъёма группы на южный гребень пика Кокосель, красная линия - путь спуска с вершины в лагерь 4440, оранжевая линия - путь транспортировки Максима Панкова.

Ледопад ледника Коктак имеет две ступени. В лабиринте трещин на подходе к верхней ступени ледопада. Фото Андрея Жарова.

Верхняя ступень ледопада обходится по засыпанному лавинами рандклюфту левого борта. На пути к рандклюфту. Фото Андрея Жарова.

Вот, как выглядит этот обход. Далеко впереди видна спокойная часть ледника между ступенями ледопада. Фото Андрея Жарова.

Вид назад, на верхнюю ступень ледопада. Фото Андрея Жарова.

На подходе к нижней ступени ледопада трещины распространяются и поперек и вдоль ледника. Фото Андрея Жарова.

Нижний ледопад тоже проходится вдоль рандклюфта левого борта, но именно вдоль, поскольку рандклюфт здесь очень глубок, местами затоплен, короче - рандклюфт непроходим.

Вид назад. Спуск к рандклюфту левого борта. Фото Андрея Жарова.

Движение вдоль рандклюфта. Фото Андрея Жарова.

Вид назад от точки подъёма на левобережную морену ледника. Фото Андрея Жарова.

3.13. Перевал Калаксонг (7215, 3Б*) и радиальный выход на вершину Музтаг-Ата (7546). Перевал Калаксонг находится между вершиной Музтаг-Ата (7546) и её южным плечом, которое носит название пика Калаксонг (7277). Перевал ориентирован с юго-юго-востока на запад и соединяет ледники Калаксонг (на юге) и стекающий на запад ледник южной части западного склона Музтаг-Аты. С юго-юго-запада к седловине перевала поднимается ребро, которое, по сути, является южным гребнем Музтаг-Аты. Вид на южный гребень Музтаг-Аты с северного ребра пика Коскулак. Фото Андрея Машенина, 2005 г.

По этому гребню и производится подъём на перевал с ледника Калаксонг. Координаты перевала: 38° 16.013'С 75° 6.594'В. На карте прорисован путь группы и указаны даты ночевок. Три одсидки (в лагерях 5127, 5871 и 6337) связаны с циклоном. Более подробно о ходе восхождения и о том, как мы корректировали свой график движения по прогнозам погоды с сайта Windguru, см. в Приложении 1 1 (http://www.risk.ru/users/leb/17765).

На западном гребне пика Коскулак (7027) в точке с координатами 38° 14.687'С 75° 2.898'В на высоте 5127 м имеются удобные для бивака осыпные площадки. Ледник Калаксонг напротив этих площадок образует непростой ледопад, поэтому спуск от площадок на ледник целесообразно осуществлять траверсом снежно-ледового склона западного гребня пика Коскулак. Такой траверс позволяет спуститься на ледник Калаксонг выше ледопада. Вот как выглядит этот траверс от подножия западного склона Музтаг-Аты. Фото Андрея Жарова.

Но и выше ледопада на леднике Калаксонг много поперечных трещин. Фото Андрея Жарова.

От площадок 5127 до лагеря 5871 в верховьях ледника Калаксонг один день пути. Лагерь 5871 и путь подъёма на южный гребень Музтаг-Аты. Фото Ивана Жданова.

А на этом фото путь подъёма на южный гребень Музтаг-Аты хорошо виден в профиль, он на заднем плане. Фото Андрея Жарова.

Всего от ледника до кромки гребня мы провесили 6 веревок перил. Снег был сдут, поэтому подъем, в основном, проходил по жесткому льду. Фото Андрея Жарова.

Чем ближе подходили к гребню, тем сильнее становился ветер. Фото Андрея Жарова.

На гребне мы повернули на север и начали подниматься в сторону Музтаг-Аты. На восток с гребня свисали страшные карнизы. Фото Андрея Жарова.

Снег был сдут, а пологих мест для установки палатки не было. Фото Андрея Жарова.

Поэтому пришлось идти до позднего вечера, пока мы не достигли выполаживания на гребне на высоте 6337. До этой точки мы дошли, в основном, в связках одновременно, провесив перила лишь в двух местах на взлётах гребня. В лагере 6337 нам кое-как удалось растянуть палатки и переночевать. Координаты лагеря: 38° 15.337'С 75° 7.107'В.

Весь следующий день мы отсиживались в лагере 6337 в ожидании окончания циклона. (фото Ивана Жданова),

Следующее удобное место для установки лагеря находится на высоте 6860. Гребень между лагерями 6337 и 6860 становится несколько шире, но круче. В целом он имеет характер лестницы - относительно пологие участки перемежаются с крутыми взлётами. Один из многочисленных взлётов гребня. Фото Андрея Жарова,

Обход жандарма слева по скалам. Фото Андрея Жарова и Ивана Жданова.

И снова крутые участки. Фото Андрея Жарова.

В лагере 6860. Координаты лагеря: 38° 15.633'С 75° 6.811'В. Фото Ивана Жданова.

Выше лагеря 6860 южный гребень Музтаг-Аты становится проще. Фото Андрея Жарова.

Лишь на карниз перевала Калаксонг (7215) пришлось провесить несколько метров перил. Фото Ивана Жданова.

Сразу за перевалом группа встала лагерем на плато 7200 между Музтаг-Атой и её южным плечом - пиком Калаксонг (он на заднем плане). Фото Ивана Жданова.

Вид с плато 7200 на начало пути подъёма к высшей точке Музтаг-Аты. Фото Ивана Жданова.

6 сентября первая половина дня была посвящена радиальному выходу из лагеря 7200 к туру на вершине Музтаг-Аты (7546). Фото Андрея Жарова.

На вершине у тура. Фото Ивана Жданова.

На вершине на фоне пика Коскулак (7028). Фото Ивана Жданова.

К вечеру группа собрала лагерь и спустилась по южной части западного склона Музтаг-Аты до высоты 6594. А на следующий - к подножию вершины. Вот как выглядит западный склон перевала Калаксонг и путь спуска с него по южной части западного склона Музтаг-Аты. Фото Александра Ершова. 2005 г.

ПРИЛОЖЕНИЯ.

Приложение 1. Испытание модели погоды Windguru PRO на Музтаг-Ате в конце лета 2011 г. (статья А. Лебедева о восхождении на Музтаг-Ату по южному гребню). http://www.risk.ru/users/leb/17765

Приложение 2. Как мы спасали Макса Панкова (статья А. Лебедева о спасательных работах). http://www.risk.ru/users/leb/17846

Приложение 3. Как нас арестовала китайская полиция, сняла с маршрута и эвакуировала на озеро Каракёль (статья А. Лебедева об ухудшении обстановки в Кашгарских горах за последние годы). http://www.risk.ru/users/leb/17879

ССЫЛКИ.

1. Е.А. Белецкий. В горах западного Китая. Известия Всесоюзного географического общества, 1958, т.90, вып.1, стр.14-24. http://www.turclubmai.ru/heading/papers/1746

2. А. Лебедев. Краткий отчет о комплексной экспедиции МАИ на Китайский Памир летом 2011 г. http://www.risk.ru/users/leb/18033