Инструмент для продергивания веревки в проушину Абалакова.

Пишет pavel, 19.09.2011 12:17

Скоро зима. Начнем готовится.

Как ни странно довольно простая операция как выдернуть шнур из проушины на деле оказывается довольно сложной и нервной.
Саму процедуру и технологию создания обойдем стороной я думаю это тема отдельной длинной беседы. Но надо отметить, что проушина значительно удобнее и безопасней самовыкрута.
Причин много 1я- можно сделать несколько проушин и их сблокировать, что с самовыкрутом не пройдет. 2я самовыкруты короткие короткие.

То есть делаем проушину :)

Инструмент должен хорошо выдергивать веревку.
Не теряться. Не портить одежду и не цеплятся.
И быть довольно прочным.
Разумеется хорошо когда им можно пользоваться в рукавицах или перчатках.
Удобно когда он позволяет также чистить буры от льда внутри.

Мне пришлось пользоваться следующими аппаратами:

1.BD First Shot Ice Screw Guide

Довольно новое изделие. Помимо крючка содержит шаблон для буров для сверления проушины.
Единственное устройство которое позволяет "научится" быстро и точно делать проушины.
Конечно жесткость конструкции недостаточна так, что промазать все равно можно.
Крючок в комплекти легко достается руками в перчатке. Устройство компактно складывается.
Сам крючкок сделан складным из двух секций из тонкого листового метала. Доверие не внушает. Надо аккуратно пользоваться а то можно загнуть\сломать.
Часть крючка заточена, можно обрезать репшнур.
Буры чистить нечем.

Достаем крючок:

2. Grivel Candela

Пластиковый компактный инструмент.
Крючкок сделан из куска стальной проволоки которая складывается. Закреплен кусочек заточенной металической пластины для обрезки шнура, из-за этого ослаблен пластиковый стержень и в этом месте он ломается.
Как разложить крючок? Первое, что приходит в голову это слегка согнуть стержень тогда проволочный крючок выскакивает из крепления - из-за этого и ломается стержень. На самом деле нужно взять бур и зубом бура поддеть проволоку и разложить, что продемонстрировано на видео.
Пластина для обрезки шнура быстро выскакивает из крепления и теряется.
Крючок цепляет конечно шнур но хотелось бы более цепучий.
Буры чистить удобно.
Как видно на самой первой фотографии у меня сломанный инструмент и замотанный скотчем.
Не смотря на довольно критическую характеристику довольно надежный и удобный аппарат. С ним пролез и слез довольно много маршрутов. Удобно чистить буры.
Но тянешь шнур через проушину и думаешь сейчас развалится а вниз еще километр. Как спускаться дальше без крючка не понятно. Но не разваливается.
Вот и видео:

3. Petzl Mooltihook

Достался мне на соревнования в Кандерштаге :)
Железный.
Даже если погнешь, то можно выгнуть о колено и вперед.
Можно использовать и для работы с закладками и френдами. Что на микстовом маршруте является плюсом.
Крючок цепучий закрыт пластиковым колпачком который довольно удобно снимать в перчатках но он обязательно скоро оторвется и тогда этот инструмент порвет штаны, куртку и тд и тп. Наверное нужно доработать.
Чтобы чистить буры приходится снимать колпачок.
Практически все делает быстро и удобно.

Видео:

--------
В общем все из перечисленных довольно удобны. Хотя создается впечатление, что некоторые производители не учитывают спуск по длинным стенам. Тут нужен надежный и удобный инструмент. Ведь по сосульке длинной 12-20 веревок теоретически можно спустится "раком". А вот если крючок сломается по снежно ледовой не 90 градусной "гималайской" стене придется спускаться 2-3 дня :(

Не стоит надеятся на внутренее лезвие - может сломаться или отломаться :)
Может хорошо взять с собой запасной крючок сделанный из куска проволоки. До поры до времени можно держать свернутым в рюкзаке.
Отдельно следует отметить BD First Shot. Его "учебные" функции уникальны :) Проушины получаются хорошие при любой длине бура.

В качестве для проушин мне больше всего нравится Grivel с проволочной ручкой. Не надо вырубать лунку под "жесткую" ручку.

Неуверен что Mooltihook продается. На сайте не смог найти. В каталоге вроде есть.

Мультихук продается. Вообще не редкость.

Я в коробке взял в Кандере :)

"2я самовыкруты короткие короткие" не очень понятно что вы имели ввиду)

Сложно сделать самовыкрут из длинного бура.

Выкруты надо делать только с длинным буром. Иначе можете упасть.

А я думал, что только у меня Канделла ломается постоянно... =))) Все на свои кривые руки грешил... Оказывается - не один я такой. =))

Вова, народу нужен такой девайс?

Андрюх, имхо - очень нужен. Я сам страстный проповедник проушин. При дОлжном навыке это не медленнее самовыкрута, а куда безопаснее.
Я вобщем под каждым словом статьи подписался бы, в целом. Еще бы добавил пару теплых слов об Симондовской приблуде - аццкая штука, две куртки мне порвала. =))) Для меня, несмотря на ломкость (особенно на морозе - приходиться очень с ней нежно) пока Гривелевская Канделла совсем не идеальный, но лучший девайс из существующих в фабричном изготовлении. Самопалы не обсуждаются.
Все имхо, разумеется.

Дак-тейпом заматывал? :)

Ага, куда без него - основы цивилизации. =)) Только потом каждый раз гадаешь - выдержит, или останется кусок глубоко в дырке для бура. =))

Для вытаскивания веревки пользовался закладкой на тросике. Не так удобно как крючком, но если сломали или потеряли, приемлемо.

Сброс плохо работает через перегиб. И спускаться на нем не очень приятно. Я горный турист, т.е. обычно группа большая. Проушину на станции делает третий, здесь потери времени нет. На продергивание веревки уходит практически столько же времени, сколько на подготовку сброса к работе. Мы всегда ходили с самодельными титановыми сбросами с барабанчиком, на который наматывается стальной тросик или стропа. Проушинами стал пользоваться только последние два года, и с ними гораздо спокойнее, чем с сбросом. Дырки для проушины свелятся Grivelем, веревка выдергивается экстрактором, как №3. Согласен с Jen, что спор - вопрос религии. Как в беговых лыжах - циклить или парафинить.

Попадалась статейка на проведенные тесты о том что надежнее делать проушину вертикально орентированную.
Ссылку уже не помню, но сам файл легко находится по названию статьи "Ice Climbing Anchor Strength: An In-Depth Analysis" или названию файла Ice Climbing Anchor Strength - MRA 2009 - Marc Beverly.pdf

Жаль ссылку на сайт на котором была эта статья потерял, там еще много интересных статей было...

Это так, хотя по здравому пародоксально

Надо же, а разница-то совсем не маленькая! Порядка 20-30% выходит.

Так то оно так, но мне кажется проушины не часто используются по пути наверх - обычно буры. А проушины только на спуске... Там все же риск большой нагрузки не настолько высок...

Еще в статье понравился отчет о повторном использовании отверстий от буров, сам с таким не сталкивался, вернее крутил буры по соседству используя уже очищенную площадку, но на популярных европейских водопадах, маршрутах вероятно такое не редкость.

Пользую вот такой дивайс.

Есть еще такая штуковина:

Не ломается,хорошо компактно скручивается.Делал даже самостоятельно из куска тросика и стальной спицы.Вот только колпачок на крюк в домашних условиях сделать трудно.:-)

Думаю из термоусадочной трубки такой колпачок легко сделать.

Это и есть Симондовская приблуда. Я о ней писал выше. Вкратце - если на вас не брезентуха, очень не советую. Рвет штаны и куртки на раз-два.

А вот интересно, любители проушин, смогут ли сделать ее наощупь, то есть не глядя?
Мне пришлось как-то вертеть сбросовый ледобур под непрерывно летящими камнями. Так примерно раз в 10 секунд. Взгляд от склона боялся оторвать, чтобы не прозевать камень в голову.

чтобы сделать проушину внимательно надо смотреть 1 раз, когда корректируете направление второго бура на пером-втором обороте. можно попытаться это сделать в те несколько секунд сразу после пролетевшего камня)))

Проушина вещь хорошая, нужно уметь делать - но и оценивать состояние льда в котором эти дырки крутишь....
недавняя трагедия в Таджикистане (Томский парень разбился), спускались по сделанным проушинами инструктором - последняя казалось роковая. Просто вырвало, как рассказывал очевидец. Они были "приплывшие" от высоты, инструктор их кинул и ушел... Состояние льда стременное...
конечно можно сказать, что и с винтами такая же канитель может быть - но все равно, не мало важный фактор это куда вы закручиваете/или дырявите....
Будьте внимательны.

Если не знаете точно- то не надо приводить как пример. Проушина при упоминаемом ЧП простояла на солнце 5 часов после первого применения... как вы думаете, а бур за сколько изо льда вытаивает? И откуда вы взяли "инструктора", там было 2 независимых связки, совершавших восхождение раздельно, с одинаковым примерно опытом. Вторая связка пришла к проушине изготовленной первой, на 5 часов раньше... Вы когда на скалах старую спусковую петлю видите, вы ее применяете без проверки на прочность? Без верхней страховки? На упоминаемой проушине при использовании сорвался ПЕРВЫЙ, из второй связки. В первой связке на проушине нормально спустилось 3 человека, и только у последнего не было страховки. Так что не путайте понятие. Применение проушины (как и самовыверта) не отменяет правила безопасности.

Из комментариев я не понял плюсы проушины. Для нас, приверженцев самовыверта, преимущества нашего любимого способа такие:
1) Без практики многократного повторения можно быстро научиться делать безопасный спуск с минимумом потери времени.
2) При закручивании ледобура чувствуется прочность льда, особенно при многослойной его структуре. Если не понравилась прочность, можно сколоть сколько надо, докопавшись до монолитного слоя. Если не удалось докопаться, то попробовать вкрутить в метре от первой попытки, повторив операцию скалывания.
Я был бы благодарен приверженцам проушины, если бы они подробно изложили технологию, упирая на мониторинг (в процессе изготовления) на прочности участка льда, в котором делается проушина.

Плюсы какие-то непонятные.
Если полезть на лед с самовыворотом, без практики работы с этим предметом, можно наесться так, что мало не покажется.
Без практики многократного повторения изготовления проушины на лед, как мне кажется, лучше не соваться. Просто потому что чем больше ты умеешь, тем безопаснее ходить. Ну и научиться ее делать просто на самом деле - на ледовых занятиях, пока отдыхаешь, взял и сделал десять штук.
По второму пункту - непонятно, почему это применимо к самовывороту, и неприменимо к проушине. Делаешь то ее все тем же буром, пока крутишь, все чувствуешь. Ну и сместиться точно так же можно.

Технология крайне простая: находишь место, на некотором удалении от станции, чистишь большую лоханку, крутишь дырку, крутишь вторую,
продеваешь конец веревки, веревки связываешь, сел и поехал. Можно продевать репчик, но и без него прекрасно.

Про лед - все точно так же, как и с выворотом, если бур "провалился", значит, там слой фирна, или вообще пустота и надо сместиться.
Выкопать яму тоже не мешает, если надо.

Про то, как попадать вторым буром в канал: я кручу проушину правой рукой справа от себя. Сначала делаю дальний канал и в него получается ближним попасть гораздо проще, чем если сначала сделать ближний и пытаться попасть дальним. Вторым буром надо прицелиться, как только он чуть зайдет,
надо его взять в свободную руку и скорректировать угол. Но я делаю 22 см буром дырки на грани, это сильно больше, чем надо, попасть тяжело, но чего-то мне на меньшее отваги не хватает.

Я в принципе достаточно сдюльферял и на выворотах, вывороты мне не нравятся тем, что в процессе полета буры с размаху бьются о скалы. Скалы есть не везде, но встречаются часто. Конченные буры специально под вывороты носить неохота.

Ну и про то, что это долго, получается так: перила мы вешаем не за кончик, а метра за два (то есть два хвоста висят, я их на себе фиксирую). Надо их как-то отсечь, чтобы никто в них не встегнулся. Как только перила повесили, можно заниматься дырками и туда продевать кончики, связывать их и вставать
на них на дюльфер. Пока напарник едет и строит внизу станцию, я успеваю все это сделать. Дальше снимаешь станцию и уезжаешь.

Спасибо.

Да это же один из классических холиваров. Пока никто не смог доказать однозначно, что один из способов - плохой. Или хотя бы заметно хуже другого. Поэтому кто что лучше умеет делать, тот тем и пользуется. Вот и все.
У меня, например, с "телефоном" получается быстрее и легче. У кого-то - с проушиной.

Но надо отметить, что проушина значительно удобнее и безопасней самовыкрута.
По меньшей мере - это не есть правда.
1я- можно сделать несколько проушин и их сблокировать
Вот только, кто это делает?
Кстати, никто не запрещает сделать два параллельных сблокированных самовыверта, и сбросить их одной веревкой.
Ни разу не видел такой конструкции:)
Проушину изготавливаю с помощью ледоруба за несколько минут интенсивного битья.
Тем не менее предпочитаю сброс ледобура.
Проушина - это если нет ни одного ледобура.

Быть может вы пишите о ледовом столбике?
Проушину ледорубом вырубить нельзя.

Проушину изготавливаю с помощью ледоруба за несколько минут интенсивного битья.

=)))) Новое слово в альпинизме... =)) Фото в студию! =)))
С меня литр Мартеля исполнителю. =)))

Всего лишь навсего написал о девайсах для проушины. Не настаивал на том, что проушина единственное решение.
И хотелось бы напомнить, что уже на 3й веревке исполнитель устанет.
Все таки речь хотелось вести о более менее длинных спусках.

Вы о разных проушинах речь ведете:-)

Во как!
А чего ж я учу на каждых ледовых занятиях проушины ледорубом делать?
Как меня 25 лет назад научили, так и я учу.
Я просто удивлен!
Ну да слово не воробей...
А литр, это все-таки литр.
Где можно получить?
Давайте и вас научу.
Фото по причине летней погоды отсутствует, никогда бы не поверил, что такая простая штука для вас новость!
Но будет еще зима, будет, я уверен!

Это не новое. а хорошо забытое старое. Первый раз такую вырубил в 87-м году.
Фото не сделаю - морозильник в доме маленький. :)
1. ледорубом выбивается канавка
2. рядом выбивается вторая (в 10-15 см)
3. Перемычка пробивается на глубине 15 см наклонными ударами клювика с каждой стороны.

*Проушина - это если нет ни одного ледобура*
А чем тогда саму проушину крутить?

Там же написано:

"Проушину изготавливаю с помощью ледоруба за несколько минут интенсивного битья."

А можно фото? Дабы восполнить пробел в образовании. Мы на занятиях проушины ледобурами крутили. Кстати, на тех же занятиях, при высоте около 3500 с небольшим ветерком и солнечной погодой закрученые ледобуры вытаивали за час с небольшим. Правда, не все при нагрузке сразу-же выскакивали - длинные с меньшим диаметром перекашивало и они застревали, толстые и короткие - вынимались.

А правда, что те кто ходят с фифами любят сомовыверты, а те, кто с инструментами, - проушины?

Неправда.

Т.Е. Вы в проушину прямо веревку продеваете? Без петли?

Мы да, прямо верёвку. Удобнее и ничего не остаётся.