Норвегия для «чайников»

Пишет gggavriel, 16.09.2011 15:56

Почему для «чайников»? Потому что мы сами недавно были такие и нам очень повезло с друзьями, которые любят и знают Норвегию и взяли нас с собой. Поэтому, о Норвегии для тех, кто там еще не бывал, кто любит горы, у кого не слишком тугой кошелек и кто сам организует свое путешествие.

«Слева гора, справа вода – это Норвегия».

____________________________________________________________________________________________________________________________
Организованные туры, круизные лайнеры и гостиницы – это все из обсуждения исключаем, ибо дорого и неинтересно. Остаются: кемпинги, палатки, треки, восхождения, перемещение по стране на автомобиле или автобусом/поездом. Ах, да, чуть не забыл – разговор только о теплом времени года, за зимним опытом обращаться к другим источникам.

КЕМПИНГИ

Кемпингов в Норвегии – как диких обезьян в Бразилии очень много и цены на них достаточно умеренные (для страны, где скромно перекусить в обед – 30 долларов). Обычно кемпинг это: поляна для палаток, места для домиков на колесах, домики на семью, кухня, туалет, душ (чаще отдельная плата), кают-компания. Стоимость человека в палатке около 100 крон за ночь (1 доллар – 5-6 крон). На кухне: электроплиты, всегда горячая вода из бойлера. В высокогорных кемпингах бывают сушильные комнаты. Кемпинги стоят вдоль дорог и выбрав, можно легко увидеть его в деталях на view-street Google Earth.

ТРЕКИ

Информацию о треках найти в сети несколько сложнее – для этого нужны карты и описания, а лучше консультации ходивших. Далеко не всегда маршруты начинаются от кемпинга, а обычно наоборот – требуют подъезда или подхода. Без сомнения ходить надо только по маркированным маршрутам. Проложить свой вам к счастью не удастся уже по очень простой причине – прорваться через зону леса не по тропе практически невозможно – круто и очень густой подлесок.
Маршруты, как правило, однодневные, с перепадом высот 1000-1500 метров, хорошо маркированные. Даже летом всегда нужно быть готовым к худшему варианту погоды – туман, дождь, заряды ледяной крупы. И внимательней с рельефом на гребнях – в сторону ледников всегда крутые сбросы без предупреждения. На ледниках всегда обвязываться.
Вода для чая практически всегда под ногами. Ограничение для того чтобы поставить палатку в Норвегии только одно – не ближе 150 м от ближайшего жилья.

ВОСХОЖДЕНИЯ

Вершин и маршрутов предостаточно. Проблема только в погоде. На стене Троллей не было ни одного восходителя, а сама она блестела от дождя. Из-за дождя и мы отказались от тройки на Ромсдалсхорнет.

ТРАНСПОРТ

Свой автомобиль – самое лучшее. Карта, GPS, отлаженный двигатель и ты на коне. Можно закупить на родине еду и тем несказанно сэкономить.

Арендованный автомобиль – тоже хорошо, но как и все в Норвегии очень дорого.

Автобус. Нельзя сказать, что это дешево, например 4-6 часовая поездка обойдется в 50-70 долларов. Но если перездов немного, то это лучше чем аренда авто. Остаются однако проблемы как добраться по маршрутов в горах и как таскать все на себе.
Междугородние автобусы ходят везде - кофе, туалет, оплачивать можно кредиткой прямо у водителя. Ходят точно, останавливаются кроме станций, обозначенных в расписании, также у дорожных знаков с изображением автобуса. Места в автобусе есть всегда (!), об этом упоминается везде и мы убедились, что это так, когда для непоместившихся уже через 5 мин рядом стоял дополнительный пустой автобус той же компании. Расписание, тарифы и маршруты – в сети. Если вас двое, то вам уже полагается скидка на четверть – требуйте! Можем рекомендовать компанию «Norway-bussekspress» http://www.nor-way.no

Поезд. Сеть дорог много реже, проезд дороже, но комфортнее – надо проверять. Поездом ехали из Осло в Стокгольм, шведской компанией SJ. На вокзале в Осло билетный автомат SJ один и тот не работает. Правда, проблем не возникло, так как у проводницы в вагоне список купленных билетов и достаточно показать бронирование даже с экрана мобильника.

ЦЕНЫ

Страна очень дорогая и потому цены на продукты даже не обсуждаем. Что делать? Ехать на своей машине и, как говорится – «у нас с собой было»... Мы кроме того ловили рыбу и жарили грибы (Норвегия – страна непуганых подосиновиков)).

ПОГОДА

За две недели в августе было таки да несколько солнечных дней и это при том, что август считается здесь самым безоблачным месяцем лета. Так что палатка должна быть хорошей, ботинки пропитанными, обязательно непромокаемые куртка и брюки. Солнечные очки?... – на любителя))).

ЛЮДИ

Люди в Норвегии – тема не менее интересная чем горы, тем более, что мы приехали туда через 10 дней после двойного терракта.
Первое, что бросается в глаза – спортивность нации. Все как будто бы генетически подготовлены к противостоянию с северной природой. На физически сложных маршрутах - от мала до велика и никто не хнычет, все спокойно идут и никто как будто не переживает, что в следующую минуту гору может накрыть туман, посыплет крупа с ветром, то есть обстановка, в которой неопытный запросто может дать дуба от переохлаждения. А эти норвеги, норвежки и норвейчата идут себе и даже ветровки не надевают.
Второе – это конечно же традиционная европейская воспитанность. Никто никому не помешает ни словом, но действием. В кают-компании кемпинга после тяжелого дня на маршруте вместо ожидаемого расслабления и веселого галдежа – спокойствие и тихие беседы за картами (игральными). О чистоте просто не упоминаю – мусора под ногами нет ни на горе, ни на тропе, ни в кемпинге.
Еще 30-40 лет назад страна была беднейшей в Европе. На хуторах жили не впроголодь, но только самым необходимым. До тех пор, пока не нашли у себя нефть. Распорядились этим очень грамотно, параллельно развивая гидроэнергетику на миллионах водопадов, ручьев и рек. В результате уровень жизни вырос необыкновенно, а на производство, например, продуктов традиционного животноводства власти вынуждены вводить квоты – перепроизводство.
Иностранных рабочих принимают, но не столько по необходимости, сколько из гуманитарных соображений.
В результате кажется, что здесь перемешаны ментальность 19-го века с технологической обеспеченностью 21-го, и что люди наивно надеются, что сумеют жить так и дальше, участвуя в проблемах мира небольшими квотами на беженцев и воспитывая интернационализм молодежи на солидарности с сектором Газа. Брейвик стал первым напоминанием, что такое вряд ли пройдет.

Короче! В Норвегию стоит поехать уже для того, чтобы увидеть как хорошо и красиво мы все можем жить и в своих странах, если будем чувствовать себя на Земле как одна большая семья, где каждый берет для себя только самое необходимое, а все излишки без всяких рассчетов отдает ближнему. Да-да! Мы им сырую нефть, а они нам чистейший песок из Сахары))). Слабо!?)))

________________________________________________________________________

Ниже ссылки на клипы в YouTube о нашем путешествии:

Спасибо за статью, очень интересно. Если бы еще и погода не расстравала, то вообще цены бы этой стране не было.

Поправлю: палатку нельзя ставить кроме того в ущельях, где идут платные частные дороги вдоль дороги на 150 метров в каждую сторону.
Ловля рыбы- платная, не помню уже сколько, но цена не поразила.
на 99% дорог- ограничение 80 км\ч
Промаркированные маршруты- несомненно, в зоне леса. В зоне альпийских лугов можно рискнуть проложить маршрут и самостоятельно. Рай для туристов.Обслуживаемые хижины в высокогорье ОЧЕНЬ дорогие, но часто рядом можно поставить за скромные деньги палатку. При этом в плату входит парковка машины, крытый навес или домик, где можно приготовить поесть и, собственно, поесть, душ, сортир.
За карты их составителям можно памятник при жизни из золота в масштабе 2:1.
Из еды- можно покупать сыр, на него цена еще как-то на голову налазит :-)
Поправлю еще в одном: СНАЧАЛА норвегия развивала электроэнергетику на всех речках, речушечках, водопадах и водопадиках. В 30-40-е годы были даже "водопадные суды", где судились соседи из-за водопадов. Как следствие развития энергетики- это была ПЕРВАЯ страна, которая научилась связывать азот воздуха в азотную кислоту и далее в селитру в промышленных масштабах методом гроз еще в 1912 году. Потом в мире освоили другие методы, но Норвегия была первой
Собственно побочным продуктом в этой промышленности была тяжелая вода. Как следствие №2 хорошо развитой энергетики- выплавка алюминия, магния. Страна занимает то ли второе, то ли третье место в Европе.
ну,а нефть пришла поздновато, и в, общем не была решающим фактором.
Ну, естественно, в первой тройке в мире по тоннажу торгового флота, рыболовство и рыбоводство в море(!)
Если я не ошибаюсь, второй в европе исследовательский ядерный реактор (исследования ведутся вовсю, но мирный атом в производство не запускается!)
Экспортер клубники и черешни в европу.
Еще: в свое время нам дали визы без проплаченной брони гостиниц или кемпингов на всю семью. кто оформлял визы в ту же Германию, наверняка отвечали на вопрос: где будут ваши родственники, пока Вы будете в Германии:-((