Аксу 2006. Вот так вот оно и было. Рустем Нагаев

Пишет Una, 24.08.2007 16:05

Восхождении на Аксу по маршруту Трощиненко летом 2006 года. 3-е место в ч-т России в
высотно-техническом классе.
Аксу 2006. Вот так вот оно и было. Рустем Нагаев (Альпинизм, ред фокс, чемпионат)
Участок 5

14.07.06 Домодедово-Ош. Знакомые все лица. Большой сбор украинцев во главе с постриженным на лысо Могилой. Приятная встреча.
Ош. Довольно большой азиатский город. Нас встречает представитель Тянь-шань-Тревел.
Оформляем пропуска. Собираемся на базе динамо (альпинисты постарше наверняка в курсе) и отправляемся за сублиматами в местный супермаркет и скупаем овсянку, бомжи, шок. конфеты, копченую колбасу (остальные продукты покупаются на рынке).

Рустем Нагаев.

Наконец-то выезжаем. Путь не близкий часов на двенадцать.
Ночь дорога, какие-то посты проверки документов.
15.07.06 Утром нас остановили у Баткенской погранзаставы. Азия. Здесь никто никуда не торопится. Четыре часа ждем какого-то офицера, купаемся в арыке, завтракаем, загораем.
Вечером подъезжаем к самому верхнему и видимо самому бедному в округе поселку Озоргуш. Разбиваем лагерь на полянке у реки. Размышляем, как и где искать обещанных ишаков.
16.07.06 Такое впечатление что представителей местной фауны называемых гужевым транспортом в этом поселке больше чем людей. Слегка ощущается высота – воздух другой, но пока это не сказывается на самочувствии слишком низко.
Все погружено, отправляемся. Как все-таки приятно прогуливаться рядом с караваном не в роли вьючного животного! Караван движется медленно, идем, любуемся пейзажами. Через два часа пути в самом конце прекрасной долины показывается цель нашего путешествия вершины Аксу и Блок. Даже отсюда они смотрятся внушительно. Еще три часа по дороге больше напоминающей горную тропу и мы на месте. Видны следы пребывания предыдущих экспедиций: места под палатки, выложенные каменными плитами столы, очаги, ямы с мусором и даже толчок (правда без стен). Нас встречает Саша Максименя из Минска. Он здесь уже две недели говорит погоды нет. Располагаемся, совместными усилиями реставрируем стол, получается неплохая столовая – кают-компания. Праздничный ужин по поводу приезда.
17.07.06
Без особой спешки довольно лениво собираемся и отправляемся на первое свидание с Горой. Погода супер - ни облачка. За одно подносим снаряжение. С трудом укладываемся в обещанные два-три часа, раскладываем и еще раз проверяем снаряжение, очень хочется что-нибудь оставить внизу уж очень рюкзаки тяжелые. Вешаем платформу, при отсутствии опыта занятие не простое. Горе похоже надоело смотреть на наши ковыряния, натянуло облака, пошел дождь. Быстро собираемся и уходим вниз.
18.07.06
Пинаем балду, загораем, прогуливаемся по окрестностям, наблюдаем за горой. Гора впечатляет своим величием, будоражит воображение. Собираем продукты, еще раз обсуждаем предстоящее восхождение. Маршрут выбран давно (Аксу С стене Трощиненко) и в соответствии с описание выглядит самым логичным на стене и видимо наименее сложным, состояние стены идеальное, перефразируя известное выражение: не вижу повода не выйти.

участок 9-10

19.07.06
Утро, все роли распределены. Продукты готовы выходим.
На этот раз подходим быстрее почти не устали.
Верхний базовый лагерь высота около 3700, здесь всегда тень и холодно, а во второй половине дня часто идет дождь (а может, это просто облака попадают в ловушку запирающих долину вершин).
Ужин москвичи угощают, они тоже завтра выходят на Аксу по маршруту Ведерникова - круто.
20.07.06
Утро 4.30 спать хочется пипец как, но «охота пуще неволи» поднимаемся готовим и проглатываем овсянку, собираемся и вперед.
Видимо всю ночь буйствовала стихия: вся стена выше 4200 покрыта льдом.
Работаю первым. Первые веревки – мечта любого более менее лазающего альпиниста приятное лазание по монолитным гранитоидам. Зацепки надежные, трение отличное, лазание по плитам, в углах, в распор. Несколько портит картину довольно часто попадающийся лед, но его не много и в основном он обходится. Висят корейские веревки, грузить которые я не решался. Первые три веревки пытаюсь втягивать баул, получается медленно, меняем тактику – теперь Руслан тащит два баула, курсируя по перилам как скоростной лифт, интересно насколько его хватит?
К концу дня подходим к первому по настоящему сложному месту. Описание не врет действительно 157 градусов, действительно 5м выноса, причем вполне возможное падение маятником из под карниза не радует. Стою, размышляю: ведь не второе прохождение наверняка на противоположной стенке есть дырочки. Осторожно подбираюсь к стенке и точно есть правда надо подлезть пару метров по сложной стенке. Преодоление сложного участка ушел остаток дня, скоро стемнеет, быстро вешаем платформу, готовим ужин и ложимся спать. Пока вешали платформу пролетающий камень (или кусочек льда) немного задел Олегу плечо, но вроде не сильно. Лежим, слушаем, как пролетают мимо камни, звук не из приятных. Москвичи почему-то не вышли на вечернюю связь. Вечером рядом с ними был сильный камнепад, и мы беспокоимся. Решили подождать утра.

участок 12

21.07.06
«Утро добрым не бывает» в Питере 3.00, у нас на стене 6.00 встаем, готовим завтрак, снимаем платформу. Происходит все не быстро. Только к 9.00 начинаем работать. Москвичи спустились все нормально. Сегодня первым работает Олег, я его страхую, Руслан замыкает. Олег проходит в распор залитый льдом камин, для страховки использует ледобуры, дальше выход по полке ко второму «интегралу». Здесь мы с Олегом попытались изобразить гимнастическую поддержку. И все бы ничего, но я проявил нетерпение, в результате стоппер выскочил, и Олег упал, наказание последовало незамедлительно: веревка легла на шею, было неприятно. На этом приключения дня закончились. Спокойно доработали еще веревку, легли спать.
22.07.06
9.00 работаем. Внизу ругаются Хохлы с Москалями дескать камнями нас закидали. Просим прощенья, всячески извиняемся, но продолжаем периодически спускать камни. Сегодняшний сюрприз: первую веревку пришлось проходить в кошках с аппаратами, чистый драйтулинг – спасибо энтузиастам «Выборгского микста» за приобретенные навыки, очень пригодилось и не в первый раз.
Прошли три веревки, решили встать на ночевку пораньше, выспаться, обсудить как ускорить движение. Тем более что с слева только что здорово сыпануло.

участок 20

23.07.06
Олегу досталось самое неприятное: не очень сложные, но ненадежные с точки зрения страховки «буераки» вперемешку с обледенелыми плитами, островками льда которые никак не обойти. Падать в таких местах категорически нельзя. Три веревки буераков пройдены быстро. Впереди видимо наиболее сложный технически участок.
Олег поначалу даже засомневался в правильности выбранного пути, но «дырка» под съемный шлямбур 8мм, убедила его в нашей с Русланом правоте. Через два часа запас снаряжения у Олега закончился, а я насквозь промок, да и ночь уже близко. Руслан тем временем спустился на десять метров ниже подвесил платформу, подсушил веши. Готовим, проводим ревизию продуктов, ложимся спать

участок 23

24.07.06
Намокшие накануне веревки слегка обледенели, скалы покрыты тонкой коркой льда.
Впрочем, как обычно. Проходим разрушенный пояс, перед нами открывается прекрасный вид на центральную часть стены. Круто, очень хочется, сходить маршрут Ручкина, или Кленова по центру северной стены, но видимо не в этот раз.
ночуем в относительно комфортных условиях. Больше нет летящих камней. Погода балует: за пять дней ни облачка – сказка.
25.07.06
Выходим в холодный угол. Рельеф в корне поменялся три веревки по ледовым речкам, потом опять микст правда не очень сложный. Консультирую москвичей, они уже четвертый день идут за нами, и сейчас как раз находятся на самом сложном участке в нижней части разрушенного пояса. Становится тепло, все тает, не нужно топить воду это сильно экономит время. Скорость передвижения значительно увеличилась, может акклиматизировались, или рюкзаки стали полегче. За день прошли 6 веревок.

участок 26

26.07.06
Еще четыре веревки и мы на гребне бастиона, на так называемых союзных ночевках. Здесь хорошее солнце светит тепло, но расслабляться некогда продукты на исходе. Идем дальше, день заканчивается в полверевки от основного гребня. Весь промокший спускаюсь в платформу, готовим ужин ложимся.
27.07.06
За ночь все подмерзло. Стена сухая Олег довольно быстро вылезает на гребень. Весь день стенки, полки, наклонные плиты, острые как нож гребешки, все лезется довольно легко, но очень не удобно с точки зрения транспортировки баулов. Очень хочется есть, все-таки 300 гр. в день слишком мало. И вдруг о чудо Олег протягивает мне полутролитровую бутылку с чем-то белым и порошкообразным внутри. Неужели сахар. осторожно пробуем – правда сахар. Моментально съедаем грамм по сто, и все вокруг приобретает цвет, становится невероятно красивым. Спасибо предыдущим восходителям. Среди остатков платформ на полке между камнями кто-то оставил бутылку с сахаром.
Еще веревка и мы вышли на огромную полку, от которой по описанию три веревки до спусковой петли, ночуем на полке. Ночью поднимается сильный ветер, пару раз подкидывает платформу на 10-15 см немного, но все равно неприятно, сыпет снежная крупа. Слава всевышнему на этом буйство стихии заканчивается.

участок 33

28.07.06
Утро как обычно не облачка, быстро собираемся, в хорошем темпе дорабатываем три веревки до петли. Бросаем барахло и на вершину.
Традиционная фото сессия на вершине, правда без фуршета. Снимаем записку Тухватулина 2004 года!
Валим вниз.
Восемь дюльферов и мы на восточном гребне. Метрах в двухстах от нас на гребне копошится Максименя, наверное готовится к встрече, но мы устали. Ночуем
29.07.06
Солнце тепло так не хочется вставать. Первое теплое утро за десять дней, но надо (жить-то хочется). Впереди полтора километра пятерочного гребня и пять дюльферов до перемычки. Посидели с Максименей, он угостил нас чаем, мы его найденным сахаром, потом целый день работы и мы на перемычке. Спускаться решаем с утра, по светлу.

участок 39

30.07.06
Девять самовыкрутов! Ни разу так не спускался. На шестой станции гора решила с нами попрощаться и устроила праздничный салют, спустив пару чемоданов, которые пролетев над нами, освежили наше восприятие и добавили прыти.
Ну вот мы и не морене. Удача произошла, гора отпустила нас целыми и относительно здоровыми несмотря на наше раздолбайство в последние два дня.
еще час и в верхнем базовом лагере. Небольшое разочарование – обещанная Олегом шоколадка по-видимому была съедена раньше. Пьем чай и валим вниз, торжественная встреча, там еда, отдых. Оглядываюсь назад, прощаюсь, обещаю вернуться.