Угол зрения или берегите художника…

Пишет pep, 07.09.2011 11:24


В разговоре с девушкой, которая очень восторженно отзывалась о моих горных пейзажах и не менее восторженно о моих историях, (что делать, я всегда был хорошим рассказчиком) как-то затронулась тема особого восприятия, свойственного только художникам….


Позже я вспомнил, что свое время, занимаясь исследованиями в области преподавания основ дизайна, я набрел на научный труд, за давностью уже не помню, к сожалению, кто, куда были его авторы.
В этом труде подвергался доскональному изучению, очень важный в дизайне фактор – угол зрения человека. И особо, восприятие информации в этом секторе. То есть наше зрение воспринимает информацию на все максимальные 57 градусов (некоторые источники и того меньше 35 градусов). Самому убедится в этом очень просто без специального оборудования: разведите руки в стороны, и пошевелите пальцами. Угол между руками в тот момент, когда еще можно различить шевеление сразу с двух сторон, и даст максимальный угол восприятия. В действительности наш взгляд концентрирует внимание на достаточно небольшой зоне, а остальное, ближе к краям как бы размывается. Область наилучшего видения всего 1.5 градусов, а зона ясного видения 15 градусов! Так вот авторы исследовали различные группы населения нашего шарика: по национальному, профессиональному и многим другим признакам. От жителей мегаполисов, до диких племен в пойме Амазонки….

Остановлюсь на том, что меня заинтересовало больше. Оказалось, по профессиональному признаку - угол информации, которую наш мозг соблаговолит принимать к сведению (иначе говоря, запускает в работу, а не игнорирует) наибольший у художников и охотников. Сами понимаете, имеются в виду охотники, на которых тоже есть, кому охотится….
Авторы, правда, в связи с этим обратились к наскальным росписям первобытных художников, которые творили эти панно меж дружными набегами на мамонтов. И их творческий порыв был настолько силен, что дабы не угодить на десерт саблезубому тигру, меж сеансами творчества, они, охотясь, имели глаза на «затылке» так сказать. Как бы юный охотник, выживший на диких тропах джунглей, и развивший максимально возможный угол зрения, став старейшиной племени, начнет творить шедевры на стене родовой пещеры. Как знать, восхитительные росписи есть, а все остальное понятно не имеет достоверного подтверждения.

Возможно, ведь было все, как в японской культуре, где считается, что талант художника – это прикосновение бога. Жители, проходя, кланяются дому, где родился ребенок с талантом художника. По поверью семью в этом доме посетил бог. Как по мне аналогичное поверье было и в этих племенах.
Понятно я покопался в своих воспоминаниях. Два случая явно подтверждали это утверждение. Первый был на Тянь-Шане. Мы подошли под перевал Соан. Был он на редкость сыпучим. Мой друг Алик с Колей уже работали на стенке, навешивая перила. А так как камни летели безбожно, то я отошел подальше, наблюдая за ними. Ко мне подошла Вера и попросила разобраться с узлом на грудной обвязке. Повернувшись боком к перевалу, я начал распутывать узел. В этот момент Алик убрал с маршрута «живой» камень. Он рухнул, и от него откололась плитка немного больше ладони. Я увидел ее боковым зрением уже метрах в трех и сделал «нырок» как в боксе. Она летела с бешеной силой прямо мне в лицо, в итоге лишь чиркнув по плечу. Ссадина от этого «поцелуя» зажила через неделю, но плечо ныло еще долго. Алик сверху наблюдал этот полет, крича нам «камень». И изрек потом, обычное в таких случаях.
- В рубашке родился….

Второй случай был на Кавказе. Я среагировал на «сундучок» еще до того как услышал крик «камень», кинувшись под укрытие скалы, и пихнув к ней по пути двух девчонок из нашей команды. Приземление мебели произошло точно на то место где мы стояли, благо, не расколовшись при этом…. Реакция на крик шансов бы нам не оставила, ушел он всего метров с сорока над нами.
Берегите художников (и не потому, что в последнее время эпитетов о ранимости и чувствительности и т.д. было более чем достаточно)....

Художник может успеть спасти вашу жизнь….

111


Комментарии:
5
Но эти черти попадают когда хотят, и даже иногда в художников ;(

-1
Ну, на то они и черти, не попадут так подкараулят, и это было... :)

4
в целом периферийное зрение, удел далеко не только художников. Как и хорошая реакция!

0
Естественно, не ограничивается двумя вышеназванными, просто в этом исследовании они сконцентрировали свое внимание таким образом. Но дело в том, что сибирский охотник-старатель, к примеру, едва ли двинется в горы. А в отношении реакции, для нее важен принятый мозгом сигнал опасности и мышцы, способные спасти свой организм.

1
Я так и думала, что вот-вот Вы напишите об этом:-)!!

0
:)

2
Пётр, можете уточнить насчёт угла восприятия движения? Ради любопытства я развёл руки, шевеля пальцами и глядя в точку перед собой. Боковым зрением различаю шевеление с двух сторон при угле разведения рук не менее 160 градусов. Может приведенная Вами цифра 57 градусов это угол различения мелких деталей, а не движения?

1
Все правильно, я не привел эту цифру специально, но это именно 160 градусов, полный охват зрения человека. Но только 57 градусов у обычного человека мозг гарантированно принимает полную информацию из любой видимой точки. Это важно для проектирования рабочих мест операторов, пилотов, к примеру. На остальном пространстве внимание убывает и если что-то привлекает внимание, то вы поворачиваете голову. У охотника, дернувшаяся ветка на этой периферии требует мгновенной реакции, голову он может не успеть повернуть. У художника это развивается по необходимости охватывать и пейзаж, и свою работу одним взглядом, считывая всю видимую информацию разом. Меняется освещение, состояние, облака уходят, например.

Обычно педагоги рекомендуют делать быстрые наброски карандашом, не более двух минут, это наиболее эффективно развивает угол восприятия информации.

1
А мне как-то все больше на слух приходилось определять наличие падающих камней. Несмотря на то, что в детстве учитель музыки, к которому меня привела мама, сказал, чтоб этого ребенка больше никогда не приводили ))).
Даже не представляю, как можно под стенкой видеть вверх боковым зрением... Голову задирать - был у одного знакомого печальный опыт ловли надбровной дугой сравнительно небольшого камушка...

0
Конечно, не всегда это может помочь, те же очки на высоте….
Обостряются все органы чувств, при ощущении опасности.
Чертей, говорят, выдает запах сероводорода :)

4
я думаю, художники нужны не для того чтоб камни замечать.:)

Они вносят в нашу жизнь творчество, свободу, спонтанность.
Мир исключительно рациональных людей был бы тошнотворно невыносим.
Собственно, исторические прецеденты были.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru