Аляска, сэр! (2011)

Пишет priest, 30.08.2011 17:22

Два года спустя, после прохождения сверх сложного автономного маршрута по хребту Черского ( Якутия 2009 ), который в последствии занял первое место на чемпионате России по спортивному туризму, Архангельской командой, почти в том же составе, пройден уникальный маршрут в горах Аляски.

Проект получил название « семь вершин Аляски » и вызвал много разговоров в туристко – спортивном мире. Мало кто верил в успех экспедиции, много кто пророчил неудачу, некоторые даже пытались прогнозировать объём пройденного маршрута. И лишь небольшая группа людей верила в успех, но главное - верили сами участники, ни на минуту не усомнившись в успехе экспедиции. Ведь участники команды это родственные по духу люди, целеустремлённо глядящие в одну, нужную сторону, на протяжении уже многих лет. Это является основой команды, основой успеха многих маршрутов и экспедиций пройденных ранее.

Два года шла подготовка к проекту, собиралась информация, готовились документы, изыскивались средства. Так же уделялось особое внимание физической и технической подготовке участников экспедиции. К концу 2010 года стали поступать приятные новости, проект нашёл финансовую поддержку Северного ( Арктического ) Федерального Университета и получил грант, в размере 100000 рублей и одежду компании Red Fox, а это означало, что обратного пути нет и все силы были брошены на сборы. А сделать нужно было многое, поэтому можно смело сказать, что первые горы экспедиции были пройдены ещё до её начала, горы дел..

К середине марта 2011 года, при поддержке « Русского культурного центра Аляска » и его президента Анны Верной, любезно выславшей нам приглашения в страну, были получены визы для въезда на территорию США. Это единственное, за что до последнего переживал и возможно сомневался каждый участник команды, выдадут или не выдадут? Не любят американцы в свою страну пускать, ох как не любят.

Пресс – конференция, интервью в местные СМИ, последние приготовления и 17 апреля дан старт экспедиции. Напутственные слова в дорогу от официальных лиц, родственников, друзей. Настроение, слегка, тревожное – сможем или нет?. Как оказалось – смогли!

Выдержки из дневника экспедиции.

День второй.

Запах хороших американских сигарет приятно раздражал ноздри, солнце жарило так, что 10 – 15 градусов мороза не чувствовались совсем, позволяя нежиться и ленится в полном смысле этого слова.

Шёл второй день экспедиции. Группа двигалась по западной ветви ледника Клутлан в сторону вершины маунт Бир. Шли в связках, так как ледник закрытый, много скрытых трещин и снежных мостов.

Монотонность движения скрашивал прекрасный вид гор, свисающие ледники и хороший боевой настрой каждого участника команды.

К слову. Масштабы местных ледников поражают своей грандиозностью. Это гигантское скопление льда и снега тянущееся на многие километры в окружении прекрасных, девственных вершин.

Экспедиция шла своим ходом.

День четвёртый.

Команда русского экстрима готовится к замеру давления на высоте 3775 метров над уровне моря, сказал Сидор и навёл объектив камеры на лежащих мужиков. Ага, сказал бы я к чему они готовятся, проворчал Андрюха и повернувшись к Жеке попросил его не задерживать прибор.

Замер давления и ЧСС одна из составляющих научной части экспедиции и стоит отметить вещь презабавнейшая. Особенно, когда показания снимает Дъяков, прибор показывает, что он труп, не давления ни пульса. Но наука есть наука, тем более, что дежурный дриньк только после замеров!!

Очередная ночёвка на высоте 3775 открыла прекрасные виды на массивы вершин Бона и Черчилль. Погода радовала средней и плохой видимостью, но хорошим атмосферным давлением. В промежутках плохой видимостьи фотографировали фотографии горных пейзажей, ледников, скал, массивов. До вершины осталось 4.5 километра и 700 метров по высоте.

День шестой

А, б…! крикнул Женя и, провалившись, повис на лыже. Андрюха рванул вперёд и завалившись на бок пытался высвободиться из под рюкзака, одновременно подтягивая правую ногу. С ногой вышла заминка. Женя, мёртвой хваткой вцепившись в лыжу, молча вертел головой. Женя. Держись за лыжу, крикнул Андрюха высвободившись из под рюкзака. Подбежали остальные. Женя замри - снимаю, сказал Шориков, доставая фотоаппарат. Женя, выбравшись, сидел на краю трещины, вращая глазами. Ветер нёс снег, видимость упала почти до нуля. Надо вернуться обратно, сказал Саня, выйти из зоны трещин.

Через три четверти часа, прозондировав площадку, установили лагерь. Погода в конец испортилась, пуржило, видимость – ноль.

Днём раньше.

Выбравшись на вершину, при сильном ветре и плохой видимости, долго решали на вершине мы или нет. Связка ушла на разведку, вниз по гребню, скрывшись в тумане. Вернувшись, решили – мы на горе. Спускались – неторопясь, тщательно выбирая линию спуска и провесив перилами небольшой, но не безопасный на спуск, участок гребня. Восхождение на первую вершину маршрута маунт Бир прошло успешно.

Позже.

« я сроднился навек с тобой, мой заснеженный Магадан».

Вкус жаренного американского мяса нежно растекался по палате. Жека, обняв гитару, мочалил гриф, распевая песни и умудряясь в промежутках ухватить что – нибудь со сковороды. На кухне штурвалил Сидор, ловко орудуя кухонным инструментом. Руководитель, битый час гипнотизировал карту, пытаясь прожечь в ней смотровое отверстие. Отверстие не получалось. Погода дала прикурить, развеяв все сомнения: мы в горах!

день девятый

Весь день прошёл в морских баталиях и прослушивании музыки. Погоды – нет. Видимость – ноль. Прохождение перевала по сильно разорванному леднику – небезопасно. Поэтому рубились в морской бой весь день.

двумя днями раньше

Жека, ты прыгай, а я тебя за верёвку поддёрну, крикнул Андрюха врубившись кошкой в фирн. Давай, ответил Жека и сгруппировавшись удачно перескочил через разлом. Андрюха, выбрав верёвку – повернулся и сделав шаг провалился в трещину..

Слышь, слегка растягивая букву ы, сказал Саня, повернувшись к Сидору, Андрюха куда – то делся! Сидор обернувшись никого не увидел. Метрах в пятнадцати, повернувшись спиной. стоял Жека. Андрюхи ни - где не было. Опять Стрекаловский куда – то грамотно исчез, подумал Сидор и шагнул в обратном направлении. Куда исчез Стрекаловский, Сидор понял - вернувшись назад, на линии спуска сияла большая дыра.

Андрюха, проваливаясь в трещину, не проронил ни слова, рассчитывая, наверное, что это очередной узкий разлом в леднике и сейчас он застрянет, где – нибудь на уровне пояса . Но когда рухнул весь снежный мост, стало ясно, что писец подкрался незаметно..

Он сумел остановить падение, растопырив руки и ноги, расперевшись как корова в бомболюке истребителя, пролетев всего метра 2-3. Получив остатками снежного моста по голове – замер, прислушиваясь к происходящему наверху.

Ни чего не скажешь – путёвая могила, подумал он взглянув вниз, дна видно не было… Эй, ты живой ?, услышал он над головой голос Сидора. Я то нормально, вот только палку, б.. выронил, ответил Андрюха и изловчившись протянул Сидору уцелевшую. Однако – весело, грёбанный Экибастуз..

Серёга, свесившись, взял палку и протянул конец верёвки. Пристёгивайся за мой конец дополнительно и не вылезай пока, я за камерой сбегаю, весело сказал Сидор и скрылся из вида. Прикольно - подумал Андрюха, я звезда телесериала « мудак и горы».. Сидор вернулся с камерой и Дъяком. Выбравшись, Андрюха долго отплёвывался, матерясь по – поводу утерянной палки.

Экспедиция шла своим ходом. Пройден перевал ( первопроход) названный нами в честь нашего земляка, первого Архангельского туриста и учёного М.В. Ломоносова. Установлена памятная табличка, проведён торжественный митинг, в честь первопрохождения перевала ,и тех, кто корячится в горах, а так же в поддержку тех, кто сочувствует тем, кто корячится по жизни. Закрывали митинг торжественными словами « МИР ТРУД МАЙ», так как первое мая день международной солидарности трудящихся! Раньше был…

день восьмой

Утро..

Хмурые краски чёрно – белого пейзажа приполярных гор, с мелкой дробью снега, подгоняемого ветром, наводили на унылые мысли непостоянного настроения создателя. Маза фака, как сказали бы американцы…

Пей не пей, пляши не пляши, а данный подход к настрою погоды, здесь по - ходу не работает. Нужна русская водка и балалайка, а у нас только виски и гитара с собой. Учтём в следующий раз. К вечеру снег с ветром усилился. Встали лагерем в белом безмолвии, молча, без настроения.

Вечер.

Шум очередной лавины прервал разговоры о женщинах и суете мирской.

Снег продолжал грузить склоны, а мы грузились проблемами прохождения очередного перевала и разными другими вопросами маршрутопрохождения.

День одиннадцатый

Вышли с обеда, через два часа погода вновь испортилась, пошёл мокрый снег. Ручейки с очков стекали по щекам и бороде, проникая за шиворот. Видимость упала до 50 метров.

Вот отстой, сказал Андрюха смахивая с очков мокрый снег, совсем погода охренела..

В таких жутких условиях прошли лабиринт трещин ледопада и к позднему вечеру встали лагерем на седловине перевала. Спуск в другую сторону – простой, скатимся на лыжах.

День двенадцатый

С утра, выйдя пораньше, установили памятную табличку о первопрохождении перевала САФУ. Вниз катились душевно..

День четырнадцатый

Совершили восхождение на вершину Бона. Погода не радовала. Сильный ветер со снегом, но видимость около дела. Шли в связках, так как попадаются трещины. Спустились с горы в лагерь с отличным настроением.

День пятнадцатый

Совершили восхождение на вершину Черчилль. Интересный, но не сложный гребень. Погода порадовала. Солнечный безветренный день. Сегодня праздник великой победы нашего народа в великой отечественной войне, настроение от этого в двойне отличное!

Можно сказать, что техническое кольцо из трёх вершин и двух перевалов пройдено! Завтра вниз и на линейную часть.

День восемнадцатый.

Перевальный взлёт, порядка 250 метров по высоте, каждый прошёл по два раза. Очень большой вес, пришлось разделить. Перевал – широкая седловина в хребте. Проходится в кошках, связавшись – есть трещины. На другую сторону спуск на лыжах, прямо с самой седловины. Много снега. Тропим по очереди. Перевалу дали название « Архангел ».

День двадцать второй

Кусты жутко цеплялись за всё, что можно. За рюкзак, подвязанные к нему лыжи, руки, ноги, одежду и даже шнурки на ботинках.

Я, б.., эти кусты в трубу шатал, ругался Андрюха, навалившись на очередное недодерево и вырывая лыжи из сурового плена. Грохнув рюкзак на землю, молча сел. Тут же « на огонёк » стали собираться комары. У суки какие жирные, сказал Лёха, шлепнув себя по руке, такой на раз литр высосет, десять укусов и ты труп.

Группа двигалась по каньону с интересным названием Skola и это действительна была « школа выносливости ». При десяти часовом рабочем дне пройдено всего 3.5 км. Вот такой спорт маза фака, вот так мы резко попали в лето и это радует. Тепло, солнце и высота всего километр.

День двадцать шестой

Встали на ночёвку выше первой ступени ледника по маршруту подъёма на вершину Регаль. Ледопад, представляет собой жуткую рванину и лабиринт трещин. Петляли между ними весь день, но набрали порядка 500 метров по высоте. Завтра планируем пройти ледопад полностью и встать у начала подъёма на вершину.

День двадцать девятый.

Восхождение на вершину Регаль из штурмового лагеря заняло пять часов. Погода « порадовала » сильным ветром, который просто валил с ног, но прекрасной видимостью. При выходе на вершину ветер на какое – то время поутих, дав немного расслабиться. Открылся прекрасный вид на изюминку похода вершину Блэкборн. Получились отличные снимки красивейших гор и прекрасного ледника Набесна. Спустившись вниз, собрали лагерь и сбросили немного высоты.

День тридцать первый.

Перевал mauntaineers pass не сложный на подъём, на спуск оказался крепким орешком. Долго петляли в лабиринте трещин по глубокому сырому снегу. Ко всему ещё и погода совсем испортилась. Спустившись, оставили часть груза, взяв всё необходимое снаряжение, продуктов на пять дней свернули в сторону вершины Блэкборн.

Блэкборн.

Восхождение на вершину заняло пять дней, вместе с отсидкой, из – за непогоды. Характер маршрута ледово – снежный. Основной подъём, требующий хорошей технической работы, начинается с перемычки на 3200. Далее идёт гребневая часть, с обходом многочисленных сераков, затем уходится влево и дальше вверх до выполаживания. Установили штурмовой лагерь у начала выполаживания, высота 4300. Далее в связках, сначала по гребню, затем гребень становится шире, вышли на вершину. Вершина, представляет из себя - широкое плато. Виды с неё прекрасные. Фото на память и вниз. Отсидев из – за непогоды целые сутки на горе, начали спуск.

Спуск занял целый рабочий день. Провесили 660 метров перил на подъём и чуть больше на спуск. Интересная гора, весёлая.

День тридцать девятый

Сегодня, пройдя огромное вершинное плато, взошли на вершину Врангель. Вершина является спящим вулканом имеющим два кратера, один из которых активно кочегарит. Резкий запах сероводорода. Было интересно. Мало кто из нас, а точнее ни кто не был на вулкане. Пройдена шестая вершина экспедиции. Погода начинает раздражать своим непостоянством, то холодно, то жарко, то ветер, то видимости нет.

День сороковой.

На седьмую, последнюю, вершину маршрута успели подняться в небольшой промежуток хорошей видимости. Ветер валил с ног, не давая возможности нормально идти. Маршрут восхождения технически не сложный, поэтому всё закончилось благополучно. Пройдена седьмая, последняя вершина. Осталось спуститься, около десяти километров, до точки, где нас заберёт самолёт. Несмотря на плохую видимость и рваный ледник, ломили как лоси, без остановок на отдых. И вот , 3 июня 2011 года, в 20.50 по местному времени закончилась экспедиция « семь вершин Аляски ».

Мы подошли к конечной точке маршрута. Теперь только домой.

4 июня

Погода дала нам возможность продлить удовольствие от пребывания в горах. Видимость плохая. Покружив в воздухе минут сорок, наш самолёт улетел без нас. Вот это был облом! Продолжаем морские баталии с прослушиванием музыки.

5 июня

Позавтракав сухим бич пакетом и закусив снежком, продолжили лежать в ожидании хорошей погоды. К слову. Вчера в обед дожгли последний газ. Но заботливый руководитель, выйдя с утра из палаты, слил с угла тента скопившуюся талую воду, вот и всё, всем по глотку. К вечеру подразъяснело и наш самолёт успешно совершил посадку. Загрузившись и взлетев, все тяжело выдохнули. Всё мужики, теперь точно всё. Экспедиция закончена!!!

Осталось подвести только краткий итог сделанного.

Маршрут пройден в автономном режиме за 40 дней, из них 37 ходовых и 3 дня отсидки из – за непогоды.

Пройдено порядка 450 – и километров с суммарным перепадом высот 35 километров.

Совершено восхождение на семь высших точек района, вершины Бона, Бир, Черчилль, Регаль, Блэкборн, Вранглер, Занетти.

Совершено три первопрохождения перевалов. Перевалам даны названия САФУ, М. В. Ломоносова и пер. Архангел. На двух установлены памятные таблички.

И это новый, достаточно высокий уровень, как Архангельского, так и Российского туризма в целом. И если кто -то подумает, что нам просто повезло, то он сильно ошибается. Каждый шаг, каждый пройденный метр, перевал, вершина – это результат огромного труда, грамотного тактического расчёта и огромной любви к тому, что мы делаем!

Огромное спасибо всем, кто ждал и верил в нас!

Автор: Андрей Стрекаловский

Оригинал статьи тут!
*там же можно задать вопросы участникам экспедиции!