Килобайты чужих радостей: Пульпит Транго.
“Подходят немцы к северо-западной стене Большого Транго,
а там - американцы и русские…”.
В далеком 1999 году стены массива Транго, обращенные на восток, к леднику Dunge, были чуть менее популярны северо-западных. Однако, нашлись желающие лезть на “пристройку” с неблагозвучным названием Trango Pulpit, Престол Транго (6050m).
а там - американцы и русские…”.
В далеком 1999 году стены массива Транго, обращенные на восток, к леднику Dunge, были чуть менее популярны северо-западных. Однако, нашлись желающие лезть на “пристройку” с неблагозвучным названием Trango Pulpit, Престол Транго (6050m).
По сути, Престол Транго – самостоятельная вершина. По словам норвежца Роберта Касперсена: "Нижний ярус скал - размером с Эль-Капитан, а верхний – как Халф-Дом”. Все это великолепие слегка разделено 180-метровым висячим ледником, ниспадающим на север. И в этом состоит его основное макро-отличие от соседствующих и преимущественно скальных - гигантского Норвежского контрофорса (в центре нижеследующей фотографии) и элегантной Безымянной Башни (крайняя справа).
Вид из лагеря на леднике Dunge. Фото команды Роберта Касперсена, 1999.
Нет разницы с чего начинать описание – всё одинаково огромно. Впечатляющий подъем норвежцев (Robert Caspersen. Gunnar Karlsen, Per Ludvig Skjerven, Einar Wold) вылился в маршрут (1) со скромным названием “Норвежский Директ”: 2400 метров, 48 участков с качеством лазания до 5.11 VII, A4(в старой градации). 2 - чехи и словаки (1999), 3 - маршрут 1984 года на Восточную Большую Транго. 4 - Гранд Вояж (1992).
В начале восхождения норвежцы видели следы предыдущих попыток: испанцы ретировались после 6-ти веревок. Австралийцы, избрав правое крыло нижнего бастиона, через 13 веревок лазания натолкнулись на участок весьма сложного ИТО по разрушенному рельефу. Однако, мотивация норвежцев была ничуть не ниже, чем у знаменитой команды 1984 года. Тогда четверка (Hans Christian Doseth. Finn Daehli, Stein P. Aasheim, Dag Kolsrud) затеяла пройти совершенно фантастическую линию - полтора километра по северо-восточному контрофорсу Большой Транго. Повторение маршрута, но уже с благополучным возвращением - удалось сделать только спустя 24 года.
Еще одна не менее протяженная и напряженная линия Grand Voyage хорошо описана и переведена здесь GV-1992
Ниже - несколько фотографий Джона Миддендорфа из экспедиции 1992 года.
Дополнительной мотивацией для команд, попавших в район в 1999-м, были военные и бюрократические препоны. Следует отметить, что в то лето в четырехстах километрах к югу, в Каргиле шла самая настоящая война с применением артиллерии и авиации.
“Раз уж мы добрались сюда, то обязаны лезть”. И они полезли… Бесконечный желтоватый гранит нижнего бастиона. Периодические дожди и снегопады. Затем - пересечение ледника на ослабевших от висения ногах. И снова - минимализм зацепок верхнего яруса, снег, жизнь на платформах. На таком гладком граните речь уже не шла о свободном лазании. Рассчитанные на 3 недели запасы были еще раз тщательно выверены, приготовлены и переварены. На 34-ый день норвежцы вышли на вершинный гребень. Еще через три дня – спустились в базовый лагерь.
Норвежцы были не одиноки на этой огромной горе. За полторы недели до этого с юго-востока на вершину Престола поднялась сборная команда : чехи Tom Rinn, Pavel Weisser и словак Jaroslav Dutka. Переночевав непосредственно на вершине, они продолжили путь уже по американскому маршруту 1977 года на Great Trango и вернулись в базовый лагерь по пути своего же подъема. Этот чуть более лазательный маршрут был назван с долей юмора “ More Czech, Less Slovak”. Уровень лазания до VII и ИТО до A2. Всего - 53 участка общей протяженностью 2100 м.
Обе линии (и чехо-словацкая, и норвежская) были сделаны вполне в духе времени – огромная стена, капсульный стиль, ручные дрели и огромное желание первопрохода. Справедливости ради следует отметить, что спустя восемь лет на стене Trango Pulpit появился еще один маршрут, пройденный “всего” за 17 дней. Авторы - Yann Mimet, Jean-Yves Fredriksen, Martial Dumas, Sam Beaugey – пролезли свои полтора километра на Престол (VII/6а, A3+/4/M6). Их история хорошо описана здесь Azazel
Резюмировать то, что открывается с ледника Dunge можно словами одного из восходителей: “Дух Хавье Бонгарда живет в наших умах. Le Grand Voyage – до сих пор сложнейший и не повторенный маршрут на Большой башне Транго. А со стороны ледника Dunge стена Транго – самая крутая.”
На фото - вид на массив с юга: Большой Транго (1), Престол (2) и верхняя часть его стены (6), Транго Восточная (3), дальше - Норвежский контрофорс (4) с маршрутами 1984 (Hans Christian Doseth, Finn Daehli) и 1992 года (Xavier Bongard, John Middendorf). На заднем плане - Безымянная Башня (5).
На второй фото гигантское северо-восточное ребро Норвежского контрофорса никак не помещается в кадр и упирается в верхний срез фотографии.
При подготовке использованы материалы сайтов Bigwalls.net, The Alpine Journal, American Alpine Club (AAC), а также фотографии из открытых источников.
211
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Кстати, вроде бы Блэк даймонд в свое время купил А5 и их платформы основаны на тех же разработках. Это особенно касается каркаса. В начале 90-ых Middendorf заказывал титановые каркасы чуть ли не на Петербургских заводах. Один из таких мне удалось купить в закромах известного альпиниста, и мы ночевали в "самодельной" платформе из этого каркаса в Крыму в 2006. В этом году на Аксу, в БД платформе трудно было не увидеть сходства в конструкции.
Вот такая вот история, о том, как тесен мир. А шлямбура, что использованы в Градирне на Кулере, мне продал сын Трощиненко, половину маршрута которого мы ходили на Аксу, и которые в Питере заказывал отец братьев Хуберов, но не выкупил что-ли заказ... И пару таких ушей мы видели в месте пересечения Могилы, Трощиненко и Першина на стене. Да, мир тесен.
Как быстро мы становимся мифом. еще при жизни :)
Именно я изготовил Мидендорфу 18 титановых каркасов.
Мода была на титан.