Семейный отдых в Ала-арче

Пишет otvagin, 15.08.2011 10:22

Семейный отдых в Ала-арче.
Поскольку близкий и привычный Кавказ в этом году оказался для нас закрыт, на семейном совете решили ехать в Киргизию, где уже были четыре года назад. Об Ала-арче у нас остались тогда самые теплые воспоминания.
После двух дней акклиматизации, пока мы переносили заброску в лагерь, установилась неплохая погода, которую мы спешили использовать.
Сначала хотелось бы поделиться опытом восхождения на пик Бокс по 4Б,маршрут Ивана Пугачева. Дома я нашел описание маршрута 3Б с востока и описания 4Б тоже с востока. Очень подозрительно, что описания были немного схожи. Думали, разберемся на месте. Маршрут заинтересовал нас как разминочный, казалось, что в скальниках и с надлежащим опытом восхождений по скалам нам не составит труда пройти его часов за 6-8. Но вышло, как это часто бывает, по -другому. Во-первых, на стоянках Рацека мне не удалось найти ни одного человека, который ходил бы этот маршрут или просто слышал, что его ходили. Только альпинисты из Киева подсказали начало, но они называли его 3Б и, при этом, сами его не ходили, а только прикидывали. Во-вторых, смущала концовка маршрута, плохо просматриваемая с наших стоянок. Тем не менее решено было рискнуть, хотя, честно говоря, перед самым выходом я задумался, а не слишком ли путанный маршрут мы выбрали для начала? На всякий случай берем фонарики и теплую одежду.
В 7 часов утра мы уже подходим к началу маршрута - осыпной полке возле черного камина, по которому с шумом течет вода. Ночью был ливень и снег, но скалы уже успели подсохнуть. Подход оказался непростым, так как дорогу преградили трещины и разломы в леднике и пришлось долго кружить в поисках безопасного пути. Наконец мы возле камина, точнее мокрой щели. Одеваем тапки, вешаем на себя припасенное железо и вперед. Первая веревка, где-то на 4+, по богатому рельефу, правее камина. Огорчает только то, что мало мест, куда можно положить страховку. Лезется легко и радостно. После кутерьмы с заброской и переноски тяжелых рюкзаков, так приятно опять почувствовать себя скалолазом!
Светит еще неяркое солнце, тапки отлично стоят на рельефе, зацепов много и они крупные. Лазание чем-то напоминает плавание кролем. Выходим на первую осыпную полку. Слева вижу щель, на вид она не представляется мне сложной. Правее есть внутренний угол, там больше рельефа, но я опасаюсь живых камней и потом, что я щелей что ли не видел? Полез, предвкушая удовольствия от борьбы. Вначале мне вспоминался крымский «Карнавал» . Скоро щель схлопнулась, удовольствие от преодоления трудностей почему-то тоже.. Страховаться можно только якорными крючьями, а их всего 4 штуки. Лазание сложное около 5+, упоры, контр-упоры, но, слава богу, тапки хорошо держат. Временами, заколачивая якорь, стою буквально ни на чем. В голове мелькнула мысль, а как же мой напарник - моя драгоценная супруга, будет вынимать крючья айсбайлем, ведь второго молотка у нас нет! Ладно, думаю, с верхней страховкой разберется, ну подвиснет в случае чего.. Дошел до небольшого нависания, но хоть появились трещины, чтоб собрать станцию. Принимаю жену. В ключевом месте пришлось аккуратно спустить ей молоток, все-таки айсбайлем, даже коротким, работать сложно. На станции, я впервые за двадцать с лишним лет услышал как ярко и многогранно умеет ругаться моя жена. Основная тема - недостаточность страховки. А что делать? Были мысли спуститься вниз на полверевки и обойти щель справа, но решили не портить маршрут. Солнце уже порядком нагрело камни, но ничего, не сыпет. Вчера мы целый день наблюдали за стеной, падение камней начинается только совсем ближе к вечеру.
Лезу дальше. Нависание простое, за ним еще такая же щель. Лазание даже сложнее. Но я уже приноровился, иду не по ней, а по стене справа, используя щель в откидку. Конечно в вибрамах и думать нечего было бы так лезть. Стена все больше и больше напоминает «Ред Фокс» в Крыму. Как сказал фон Бок под Москвой в 41 –ом: «Сейчас не май и мы не во Франции», имея в виду, что мы не в Крыму, а в Киргизии. Ухожу все правее и правее, где больше и шире щели и вот, наконец, большая осыпная полка, слева крупное, скальное перо.
Здесь мы наконец-то попили чаю и я пошел осмотреться. Что нас удивило, так то, что по полке бегал суслик. Как он туда забрался? В описании маршрута 3Б в гайдбуке, говорится, что с большой осыпной полки есть простой путь наверх в спусковой кулуар. Я его не нашел. Полезли дальше вверх. В левой части полки есть небольшой, неявно выраженный внутренний угол, вот по нему я и пошел вверх. Наконец-то можно использовать привычные камалоты, которые до этого я протаскал зря. Поднялись еще на две веревки и увидели слева другой кулуар, по которому открылся простой путь наверх. Поскольку мы были немного выше его, пришлось пару метров приспуститься. Здесь мы сняли скальники, одели вибрамы, убрали все лишнее железо и, уже не связываясь, быстро поднялись на гребень. Наконец вершина, но радостные чувства заслоняет усталость, да и солнце, что-то подозрительно низко. Посмотрели наконец-то на часы. Вот тебе и 3Б, уже 6 вчера! А потом мы долго, долго шли вниз по спусковому кулуару 1Б. Омерзительная сыпуха. Это вам не в Крыму, по тропинке бегом к морю и вину. Где-то в начале восьмого вывалились на ледник и, перекинувшись словом с заночевавшими почему-то здесь туристами, идем на свои « текеторские ночевки».
Вобщем, впечатление от маршрута осталось хорошее. Ничем не разбавленное скальное лазание, мало живья. Огорчил только спуск, горняшка доконала, каждый шаг отдавался в голове (к тому ж я потерял там колено от трекинговой палки, что не улучшило моего настроения). Но больше всего мучал вопрос, а что мы вылезли? Детально описания 4Б я не читал, описание 3Б из гайдбука тоже не подходило. Только в Москве, порывшись в инете, обнаружил, что лезли мы маршрут Пугачева, немного его модифицировав.
Если кто захочет повторить этот маршрут, надо помнить, что рельеф в ключевой части очень бедный и кроме якорей там ничего не идет.
После Бокса, мы сходили Байлян-Баши по 4А, с перемычки. Маршрут очень хорошо описан, трудностей никаких. По сравнению с Боксом это была трудная, но не опасная и не сложная прогулка на весь день. Сложности возникли на спуске, когда жаркое солнце превратило ледяной склон в реку. Веревка, намокшая в воде, на воздухе становилась жесткой. Пришлось бросить три карабина на петлях (мы сверлили проушины Абалакова для спуска), иначе сдернуть наши половинки не представлялось возможным.
Третьей вершиной нашей недели в Алла-Арче должен был стать пик Семенова-ТянШанского. Мы хотели пройти по гребню с перемычки между Семеном и первой башней Короны. Разбили лагерь недалеко от начала подъема на перемычку. Ночью я проснулся со смутным чувством, что -то менялось в природе. Антициклон, висевший много дней над горами, уступал место циклону. Исчезли с неба все мелкие звезды, с рассветом на западе показалась пелена облаков. Ну что ж, подумал я, часов 10 у нас есть, до прихода непогоды. Поскольку спускаться придется скорее всего без видимости, мы предварительно тщательно разведали спусковой кулуар 3А. Скажу честно, он мне не понравился. Во–первых, следы падений множества камней, во-вторых, на нем не было видно льда, только фирн. Страховаться не за что, а лететь есть куда. Полезли вверх. Вначале был только фирн и мы шли одновременно. Потом стали попадаться дорожки льда. Начав движение в 7, мы к 12 часам вылезли на перемычку. Вспомнился отчет, в котором ребята прошли этот путь (12-14 веревок) за 3 часа. То ли это были бегуны-марафонцы, то ли они вообще не крутили буров. По-другому такую скорость я объяснить не могу. На моем веку я видел три случая срыва на таком вот несложном склоне и каждый раз те же симптомы и те же ошибки. В этот день, когда мы поднимались по кулуару 3Б, на спусковом кулуаре, произошла трагедия. К сожалению, не знаю имени, но парень, из Зеленоградского клуба, упал и сломал ногу. Когда я описал как все было инструктору, он удивился откуда я знаю, я же не мог видеть. А это стандарт. На некрутом (45 град) фирновом склоне притупляется бдительность, а потом попадается лед. Буры крутят один - два на веревку или вообще идут в связках без промежуточных точек. Срыв первого, попытка самозадержания (на льду это почти дохлый номер) и кошка натыкается на фирн. Далее поворот вокруг ноги и типичный перелом голени. Самое страшное, что альтернатива такому движению приводит к тому, что маршрут пройти не успеваешь. Так было и в нашем случае. Когда мы пошли по гребню к вершине, стало отчетливо ясно, что до изменения погоды нам не успеть. Ну что ж, мы не спортсмены, нам не надо закрывать что-либо, поэтому возвращаемся на перемычку и ставим лагерь. Я еще успел растянуть палатку основной веревкой, когда дунул первый порыв. Вначале мы сидели одетые и ждали, что палатку порвет и нам придется «сливать» вниз в темноте. Но постепенно успокоились. «Мармот альпинист» отлично справлялся с ветром. Это наш первый опыт «мембранки» и преимущества налицо. Палатка не хлопает в отличие от двухслойной, прочнее за счет толщины ткани, ну а конденсата мы пока не видели. Залезли в спальники и урывками поспали до рассвета. Была надежда сходить первую башню Короны по 4А, чтоб не слезать без результата, но утром ветер не унялся. Вот вроде все утихло, но где то, как будто в глубине горы, начинается утробное ворчание и новый порыв кидает в нас снегом. Кулуар, по которому мы поднимались, уже весь покрыт снегом. По нему струятся маленькие лавинки. Ну то ж, прощай мечта! Аккуратно собираем лагерь и начинаем спуск. Нам пришлось дюльферять вдоль камней, используя старые петли и наши последние скальные крючья. Расходников хватило с трудом. Под конец загнал в фирн старую лопату из листа дюраля, привязав к ней петлю. С помощью этого импровизированного якоря, мы доехали последние метры крутого склона. Идем по морене, а на стоянки Рацека садится вертолет. Пока мы наверху воевали с циклоном, ребята тащили парня со сломанной ногой по морене вниз всю ночь.
Оставшиеся три дня мы провели на Иссык–Куле, в его южной части. Недалеко от поселка Тосор. Полное отсутствие людей, в таком райском месте, нас удивило. Были, правда, некоторые проблемы с пресной водой.

Отвагин Алексей.
Вот короткий клипик на две минуты: