Фотоотчет по поездке в Цей и на Казбек

Пишет RossFree, 13.08.2011 12:36

После теплых скал Крыма, я с командой Федерации альпинизма и скалолазания Мурманской области поехал на Кавказ. Очень контрастно))

Команду представляли три инструктора альпинизма Сергей Почивалов (Председатель ФАиС МО), Сергей Михаэлис (Председатель Спорткомитета г. Апатиты) и Игорь Горшков (просто мудрый и опытный).
Также в команде был передовик производства тяжелых и горячих цехов Североникеля, стахановец вредного производства Виктор Нуар. Кроме подорванного тяжелым трудом здоровья, Витя - единственный курильщик в команде. В свободное от работы время отдыхает на промальпе - сидячая работа на дому))) Несмотря на все это, его рюкзак всегда самый тяжелый, а идет он всегда быстрее. Даже страшно представить, что бы он мог при здоровом образе жизни))) В напарники к Виктору пригласили меня, что составило гедонистический противовес к Витькиному "Бороться!". А я позвал с собой Алекса Кузмицкого, мастера легкости и удовольствия, человека, которого в любой этап восхождения можно представлять на обложку журнала, а также сенсея компактной укладки.

Вот такая вот команда. Скорее даже группа хорошо знакомых, но очень разных людей, объединенных общим путем.

А путь наш начался с Владикавказа, куда Михаэлис прилетел на самолете, Алекс загадочными путями профессионального путешественника, а мы - банально плацкартом со сломанным туалетом и кондиционером.

Трансфер на машине в Цей. Как и обещал прогноз, погода цеёвая. Каждый день дождь, чаще всего во второй половине дня. Однако в моменты хорошей погоды все выглядит живописно. Времени в обрез, переночевали, на следующий день выход на разведку ледника, на второй - переселение на ледник.

После разведки и уточнений у местных составлен план действий. Переход на верхние ночевки, оттуда технический маршрут на Хицан "в зачет" и восхождения на Уилпату - высшая точка Цея, 4648 м. 4-ка на Хицан нужна моим напарникам на разряд, а Уилпата для акклиматизации ко второй части нашей авантюры - восхождения на Казбек. Да и просто, надо же залезть выше всех в районе)))

Переход оказался интересным, почти 9 часов играли в осликов. Вывод - все течет, все изменяется, особенно ледники))

Встали на Николаевские ночевки. Места под палатки мало, с водой и туалетами проблема, сверху горные козлы иногда швыряют камни. Но жить можно, даже мобильная связь есть. А вообще как то тесно там и неуютно.

После ночевки и умывания салфетками выход налегке - через перевал Хицан на ледник под Уилпату. Отсутствие баулов позволяет получать удовольствие и впечатления. Ледники очень разорваны, ледовый хаос труднопроходим, но выглядит здорово. Жаль, что нет времени побродить с фотоаппаратом.
Оказалось, что до Уилпатинских ночевок от силы - пара часов ходу. Находятся они на довольно ровной морене, в отличие от николаевских козьих полок, удобные площадки, хороший обзор маршрутов и на Хицан, и на Уилпату, в пределах пяти метров текут ручьи. В общем, надо было напрячься и перенести лагерь сюда. А уж возможность находится на рассвете и закате в таком обзорном месте... Короче, ряд дополнений к гайдбуку))

На следующий день разделились. инструкторская группа - с перевала по единичке на Хицан, мы с ледника эту же вершину по 4-ке. Маршрут скальный, 9-10 веревок. В принципе, нормальное лазание, только очень много живых камней, все валится. Зацепки, обещающие удовольствие от эстетики лазания, отваливаются, предоставляя возможность полета.
Алекс и Виктор рвались вперед, поэтому удалось пролезть вторым всего пару веревок. Потом безнадежно стал третим жумарщиком. Четверка превратилась в работу, жумар, гри-гри, баул, простые тупые движения. Попросил оставить мне веревку на вершину, чтобы пролезть несложный и приятный кусок и пофотографировать сверху, но темп мой потихоньку снижается, отстаю, шансов, что успею поменяться с лидером не много. Из развлечений - уворачивание от камней, при характерном звуке пытаюсь влезть по пояс в каску)). Один все-таки прилетел в локоть, остальные отбил каской и рюкзаком.
В результате довольно быстро вылезли на вершину, успели до послеобеденного дождя. Пока парни сооружают тур, пытаюсь определиться с ощущениями. Моя первая четверка на жумаре, полное ощущение работы, больше не буду ходить "в клеточку", только в кайф)). В тур положили шоколад и сало, вслед за нами должны лезть команды с Украины))

Погода по прежнему неустойчивая, но времени мало. Переходим на ледник под Уилпату. На вершину собираемся по классике - комбинированная 2А. Утром на маршрут выходим вчетвером, две двойки, очень удобно. В принципе, все идется пешком, но если падения выносят к сбросам ледопада или в трещины под склоном. Погода не очень, сильно переменная облачность, вершины не видно в облаках.
договорились с Алексом идти с попеременной страховкой. Методично проходим 20 веревок до перемычки, несмотря на попытки второй связки давать советы))) С перемычки по снежно-скальному гребню еще веревок 15 и поиск вершины в облаке. Иногда лед, иногда снег по пояс. Меня немного накрыло горняжкой, отупел, иду, плыву вперед и вверх. Наконец находим тур, вокруг ничего не видно.

После небольшого отдыха валим вниз. На гребне ветер на минуту рарывает облака, вижу ледники Грузии. Все те же веревки вниз, мечтаю о лыжах, такую линию можно мочкануть!

В лагере нас встречают горячей едой. Снова дождь. Еду и чай приносит прямо в палатку Сергей Александрович, чертовски приятно! Вылезать не хочется, пьем чай, ведем философские беседы, горняжка отпускает, но я продолжаю озвучивать потоки сознания))

Утро, дождь моросит, мы вниз, опять играем в осликов. После ледника оглушительно пахнут травы. Все цветное. Дошли до дома, душ, припасенное пиво, обед в столовой. Кормят как в санатории, но наш круче нашего "люля-кебаба по цейски" с соусом "а-ля Нуар" не бывает)))

День отдыха, провожаем неутомимого путешественника Алекса в очередное приключение. Гуляем в окрестностях. Цей - красивое и суровое место, довольно неудобное для альпинистов, но это проблема альпинистов, а не минус этого района. Первый день без дождя. Завтра переезжаем под Казбек.

Практически в том же составе переехали под Казбек. Минус Алекс, уехавший в Домбай, плюс гид Артур.

Оформив пропуск у пограничников, отправляемся на ночевки Кармадон - горячие источники. 12 км по тропе Геналдонского ущелья, дождь, жара, мокрые кусты и скользкие камни. Так себе переход. Ставим палатки на 2300, все мокрое, на горячие источники идти не хочется. Вершин не видно, облака как потолок над которым соседи со сломанной стиральной машиной))

Утром выход дальше на ледник, по морене, через ледник, по скальному котрфорсу на 3500. Вещи постепенно сохнут, ставим лагерь. Погода так себе, цеёвая плюс сильный ветер. Ночью ветер бьет в палатку, палатка гнется, но терпит. На следующий день ветер усиливается и разгоняет облака. Сверху спустилась группа - ждали погоду 3 дня, палатки рвало, ушли вниз без вершины. Пытаюсь есть кашу, каша улетает по ветру из ложки в долину. Ну фиг с ним, овсянка надоела. Кофе и шоколад прячу, не допуская подобных ошибок. Решено резервный день переждать здесь. Остаток дня строим капитальную стену из камней вокруг палатки. Вечером, укутавшись в зимнюю куртку и глядя на ледник, вспоминаю, что сейчас середина июля. О лете напоминает только подзастывший крем от загара))

Ночью ветер продолжает попытки сдуть нас с полки. Среди ночи к нашей палатке приходит Сергей и предлагает стартовать к вершине ночью, прямо отсюда. Наша палатка еще не очнулась, поэтому медлит с решением. Витя говорит, что стартовать нужно двойке сильнейших. Понимаю, что в эту двойку я не вхожу, печально. К счастью, возвращаемся к прежнему плану - ночью спать, днем думать. Остаток ночи сплю плохо и думаю, смогу ли дойти наверх в одно лицо.

К утру погода улучшается. Становится возможным перенести лагерь перенести лагерь на 4200. Чертова сыпуха, опять ишачим вверх с баулами, под ногами все сыпется вниз, замедляя темп и сильно раздражая. Наконец, мы видим Казбек, впервые за время восхождения!

Ставим лагерь на 4200. Погода явно улучшается, Серега шаманит на завтра, плеская коньяк на ветер. Остался только один день для попытки выйти на вершину. Не спится, голова болит от горняжки, отвлекаюсь просмотром заката.

Рано утром погода идеальная, ветер стих, небо чистое, снег подморозило. Идется хорошо. Принесли веревки (за что спасибо Сергею и Виктору), но они в общем-то не понадобились. Тропа есть, снег держит. За 3,5 часа поднялись на вершину 5060. Каждый в своем темпе. Я постепенно разошелся и пришел наверх вторым, Виктор как обычно был недосягаем в своем стремительном забеге наверх. Зато к меня появилась фора, чтобы доставать фотоаппарат. Наверх с грузинской стороны пришли украинцы, поляки, чехи. Довольно оживленно и дружелюбно, все улыбаются угощают друг друга и фотографируются, мир-дружба))

Уходим вниз, из лагеря в лагерь сходили на вершину за 7 часов с чаепитием и фотосессиями) На 4200 штиль, жара, на отогретых стенах ледовые обвалы. Лениво загораем. миссия выполнена.

На следующий день вниз до 2300, второй день хорошая погода. Дождь начинается только после установки палаток. Наконец добираемся до горячих ванн - кармадонские источники вливаются в чаши под открытым небом. Горячий бассейн с видом на ледник и вершину Майли после пяти дней восхождения - это круто!

Вот, в принципе, и все. Еще день вниз по тропе до Кани. Погранзастава, трансфер, душ, осетинские пироги, чистая одежда, менты на вокзале (кстати, взятка у осетинских полиционеров называется "уважение")... Но это уже не о горах, а может и не об Осетии))