Книга по истории альпинизма в России.

Пишет Dmitri, 10.08.2011 15:58

Недавно наткнулся в интернете на книгу Алексндра Михайловича Гусева "Эльбрус в огне".

Сайт «Военная литература»: militera.lib.ru
Издание: Гусев А. М. Эльбрус в огне. — М.: Воениздат, 1980.
Книга на сайте: http://militera.lib.ru/memo/russia/gusev_am/index.html
Книга одним файлом: http://militera.lib.ru/memo/0/chm/russia/gusev_am.zip
Иллюстрации: http://militera.lib.ru/memo/russia/gusev_am/ill.html

В книге чрезвычайно интересная информация об участии советских альпинистов в обороне перевалов Кавказа от гитлеровских захватчиков.

Бытует мнение, что до войны 41-45г. в СССР совсем не развивался альпинизм. Дескать, только тяжёлые уроки ВОВ заставили руководство страны заняться развитием массового альпинизма.
Я помню даже фильм времён СССР, с участием таких артистов как Джигарханян, Гурченко, в котором описывается ситуация, что руководство РККА не могло набрать несколько альпинистов для проведения диверсионной операции на Кавказе.

На самом же деле всё это ложь в чистом виде.
Вот отрывок из книги:

//////Особенно интенсивно стал развиваться альпинизм в тридцатые годы. В горах работало много альпинистских лагерей и школ инструкторов. Ежегодно до пятнадцати тысяч спортсменов направлялось в высокогорные районы страны. К 1940 году в Советском Союзе насчитывалось более пятидесяти тысяч человек, сдавших спортивные нормы на значок «Альпинист СССР» 1-й ступени.
…………………………………..
Всего было создано 16 отрядов. Каждый состоял из двух рот автоматчиков по 100 человек и одной пулеметно-минометной роты с приданными ей взводами саперов и противотанковых ружей. Общая численность каждого отряда составляла 300—320 человек. Укомплектовывались они альпинистами, присланными по указанию наркомата обороны или прибывшими для проведения горной подготовки, а также альпинистами из Закавказья. В отрядах имелись штатные инструкторы альпинизма.
Знакомясь с отрядом, я был поражен его блестящей экипировкой. Каждый боец имел все необходимое для боевых действий в горах: ледорубы, десятизубые «кошки», штормовые костюмы, спальные мешки, меховые жилеты, меховые носки, шерстяные и кожаные перчатки, подшитые валенки, лыжи с жестким креплением, снегоступы, рюкзаки, горнолыжные ботинки, лавинные шнуры, защитные очки. На каждое отделение в отряде имелись в соответствующем количестве альпийские веревки, горные палатки, спиртовые кухни, скальные и ледовые крючья, скальные молотки и другое необходимое снаряжение. На отряд полагалась одна вьючная кухня.
Личный состав носил и особую форму: командиры — двубортный китель, лыжные брюки, горные ботинки; солдаты — лыжную куртку, лыжные брюки, горные ботинки. Форма эта была удобна, универсальна и отвечала всем требованиям техники движения в горах.
Это были первые в Красной Армии первоклассные горнострелковые подразделения, ничем не уступавшие горнопехотным подразделениям, имевшимся в армиях других государств, и в частности в германской армии./////