Доброе слово о китайском альпинизме. 14 восьмитысячников для тибетской команды, для Пенбы Таши и для Рены.

Пишет ayelkov, 16.08.2007 19:35

"На данный момент 13 альпинистов являются покорителями всех 14 восьмитысячников, и трое из них - тибетские парни". И их "Tibet Mountaineering Team" - единственная в мире команда, которая взошла на 14 высших вершин мира. Так утверждает китайский информационный сайт Тибета.

Доброе слово о китайском альпинизме. 14 восьмитысячников для тибетской команды, для  Пенбы Таши и для Рены. (гималаи, каракорум)

В первом ряду: Джиджи, Пенба Таши, Самдруп, Тенцинг Таши и Лодро.

Поздно вечером 11 июля 2007 года на штурм вершины Хидден-Пика из лагеря три вышла большая группа альпинистов. В 9:20 утра 12 июля восходители собрались в районе вершины, все 10 человек поднялись достаточно компактно. Лидеры команды вышли на связь с базовым лагерем, где все, включая руководителя проекта Самдрупа, не спали всю ночь, сидя возле включенной на прием рации.

"Мы все на вершине !" - сообщили восходители. После поздравлений и информации о погоде, следующий вопрос снизу был: "Пенба ! Как Пенба, взошел ли он, как себя чувствует?" Пенба Таши сам взял рацию и ответил: "Я - Пенба Таши". Ответил на поздравления: "Спасибо, что дали мне шанс ! Спасибо всем друзьям !"
"Очень сложная гора. Сложнее было только на К2, но там висели веревки. А здесь до 70 градусов. Даже не знаю, как будем спускаться!" Радоваться заранее не спешили.

И, конечно, все в мыслях возвращались тогда в 2005 год. После многострадальной К2, которая в 2004 году пустила их со второго раза, казалось, что остаётся лишь маленькая формальность, один небольшой восьмитысячник, на который у команды, сборной Тибета по альпинизму, есть тройной запас сил. И трое альпинистов их команды Рена, Пенба и Тенцинг Таши уже мысленно примеряли цветочные венки триумфаторов, завершивших 12-летнюю эпопею покорения всех восьмитысячников одной командой. Tibet Mountaineering Team был создан в 1993 году из лучших тибетских альпинистов специально для этой цели и на данный момент в его составе 26 человек, так или иначе поддерживаемых государством.

Команда 2005 года, крайний справа - Рена

Запас сил был, а вот запас везения они за 13 безаварийных восхождений, похоже, исчерпали. И сильно разгневали "госпожу удачу". Злодейский камнепад, упавшая на джип скальный блок, вот что поджидало их еще за сотню километров от вершины. Град камней нанес травмы сильнейшим альпинистам экспедиции. Сильнее всех пострадали лидеры. 39-летний Рена от полученной черепно-мозговой травмы скончался на месте. А сидевший рядом Пенба Таши (он же Биангма или Biangma Zaxi) был без сознания, у него были повреждена лица и шеи. Без медицинской помощи в стационаре он явно не мог бы выжить. Пакистанские офицеры связи вызвали военный вертолет, который прибыл с рекордной оперативностью и доставил пострадавшего в военный госпиталь в Исламабаде. Врачи сделали всё правильно. И вот два года спустя Пенба Таши опять в том же госпитале. На этот раз он гость, он с друзьями приехал выразить благодарность тем, чей профессионализм спас ему жизнь.

Пенба Таши после аварии 2005 года

В 2006 году член тибетской альпинистской команды Лодро поднялся на Аннапурну, свой 13-й восьмитысячник. Таким образом, их опять стало трое, претендентов на вхождение в "клуб покорителей всех восьмитысячников". Впрочем, Пенбу в то время вряд ли кто таким претендентом считал. В апреле это года появилась публикация альпинистской экспедиции на Эверест провинции Сычуань. Они заехали в Лхасу проведать Пенбу. Под фотографией была надпись, что Пенба жив, но видно, что здоровье не позволяет ему думать об альпинистских восхождениях. Судя по всему, Пенба тогда и сам не верил в то, что у него есть шансы. Друзья и руководство убедили его попробовать. Пойти высотным оператором, а дальше - как получится.

Итак, Пенба Таши, Тенцинг Таши и Лодро объявлены покорителями всех 14 восьмитысячников.
Осталось одно "но". "Мировые статистики" считают, что Брод Пик нужно "переходить". По их данным, тибетские альпинисты дошли только до промежуточной вершины. Что думали и думают по это поводу китайские руководители можно в известной мере предполагать. Они это замечание игнорируют..... Пока.
С одной стороны, обидно, особенно, если их обвиняют несправедливо, с другой стороны, сделать новую экспедицию - это совсем неплохо и экономически выгодно. Брод Пик - это все-таки не К2, вероятность успеха сильной команды весьма высока. Почему бы не повторить - ведь все восхождения проводятся за государственный счет. В любом случае, если из Пекина не будет специальных указаний, тибетцы, скорее всего, будут пытаться сходить на Брод Пик. Но когда ?
Без сомнения, следущая весна будет у них занята главным проектом из главных - траверсом Эвереста, эстафетой олимпийского огня через высочайшую вершину мира.

В группе восходителей на Хидден Пик была одна женщина - Джиджи, вдова Рены, его товарищ и партнер по восхождениям.
"Это для тебя, Рена !" - с этими словами прошла она весь долгий, изнурительный подъем, эти слова произносились ее на пресс-конференциях. Это был еще один подвиг, совершенный в этой экспедиции.

Рена (или Ренна или Ре На) долгое время был директором Тибетской школы альпинизма, лидером и главным авторитетом в команде. Его карьера по-существу началась в 1990 году, когда он принял участие в знаменитой американо-советско-китайской экспедиции под руководством Джима Уитакера. Скромные тибетцы тогда не очень запомнились персонально ни нашим, ни американцам. Собственно так оно и было, Рена был тогда никем, простым тибетским парнем, которому просто повезло. Но это был его первый шаг, и в дальнейшем аванс, выданный судьбой, Рена отдал сполна, став примером профессионализма, постоянного совершенствования, а позже учителем и наставником для молодежи.

Рена в детстве был пастухом, как большинство тибетцев и не имел представления об альпинизме. В 1984 г. ему исполнилось 17 лет и его призвали в армию, при этом зачислили в специальную горную часть. Старательный, выносливый юноша зарекомендовал себя с лучшей стороны и был включен в спортивную команду, которая начала формироваться на армейской базе. В 1990 г. молодому тибетцу сказочно повезло: в последний момент его из числа запасных включили в состав одной из штурмовых групп знаменитой совместной экспедиции 1990 г. (США - СССР - КНР). Доверие он оправдал и успешно добрался до вершины Чомолунгмы, как тибетцы называют высочайшую гору планеты. К этой же экспедиции, китайцы начали готовить и женскую команду, которую впервые собрали в 1987 году. В 1989 году в нее включили 18-летнюю Джиджи, которая до этого занималась легкой атлетикой. Вскоре молодые люди познакомились и полюбили друг друга.

В 1993-м Рена стал членом так называемой Тибетской экспедиции, перед которой поставили цель взойти на все 14 восьмитысячников, он стал офицером и профессиональным военным альпинистом. Теперь можно было и жениться. Джиджи до рождения дочери так и не успела сходить на вершину выше 8 тысяч метров.

В 1999 г. в рамках экспедиции, посвящённой открытию шестых Всекитайских Игр национальных меньшинств, альпинистам была поставлена задача зажечь огонь игр на вершине Эвереста. В состав группы восходителей были включены Рена и Джиджи. Когда пришло время решающего штурма, Рена попробовал уговорить жену отказаться от участия в рискованном восхождении. «Я должна это сделать», - ответила Джиджи. «Я обязан сделать всё, чтобы помочь ей», - решил Рена. Поддерживая друг друга, они шли, преодолевая ледовые и снежные склоны, осыпи и скальные ступени. За 20 метров от вершины Рена и Джиджи взялись за руки и пошли вместе. Вскоре их радостные лица были зафиксированы фотоплёнкой на фоне расположенных ниже гималайских гигантов.

Звездные минуты на вершине Чомолунгмы

В 2002 году Джиджи в составе японо-китайской экспедиции поднялась на Чо-Ойю, ей хотелось большего, однако решено было отложить новые попытки восхождений на восьмитысячники до того, как Рена завершит свою эпопею. Тогда речь шла о К2. После смерти мужа, Джиджи долго не могла прийти в себя, однако Самдруп сумел убедить ее присоединиться к экспедиции и отметить память Рены 14-м восьмитысячником для их семьи. Это тоже можно назвать рекордом, когда жена завершает дело начатое мужем.