Будни экспедиции МАИ на Китайский Памир

Пишет Leb, 07.07.2011 20:27

Получил от Ниски вот такое письмо, ну как не откликнуться?

Андрей, здравствуйте! Решила напомнить вам о нас. ))
Может напишите в рамках конкурса на Риске о вашей подготовке, пусть не о самом районе и проекте, но, например, о физической подготовке...да, у вас лучше получается придумывать интересные темы.

А то болельщики на риске никак не дождутся ваших новых публикаций.
Ребята из МАИ сегодня разместили статью о приготовлении всяких вкусностей в горы - очень аппетитно, полезно и в тему! )

Не знаю как у других, а для меня и участников нашей команды выезд в горы обычно превращается в какое-то героическое преодоление жизни. Или быта, не знаю уж как поточнее выразиться...

Какая уж там подготовка, кругом проблемы одолевают. От одних отпихиваешься, другие не замечаешь, некоторые надо успеть решить...

Сегодня, наконец, побегал. Тренировку во вторник пропустил, так как в воскресенье проколол на даче пятку. Выкапывал злой борщевик,

оступился и со всего маху наступил на стержень то-ли скошеной крапивы, то-ли малины. Боль, кровь, инъекция грязи под кожу. Пятка - штука дубовая, через минуту дырки не видно.

1999 год, май-июнь, гнойный абсцесс в стопе, 17 дней в гнойном отделении больницы им. Семашко, тренировки на костылях вокруг корпуса. Успел-таки восстановиться, в июле - Памирский марафон 1999.

А сейчас страшно стало, через три недели отъезд в Китай, а у меня грязевая инъекция в пятку. Начинаю жрать убойный цифран СТ. Других вариантов спасения нет. Жру пятый день. Вчера по настоянию моего горного друга и хирурга Зураба Габуния сделал еще инъекцию против столбняка.

И вот сегодня, наконец, побегал. 11 часов дня, жара - тридцатник, в мозгах цифран плавится... Как всегда 10 км с длинным подъёмом на плотину. Прибежал, сел на лавочку, чувствую торкнуло отменно!

Вот такие вот физические тренировки.. :)

После бега подготовил снарягу для передачи Леше Тимошенкову. Заодно снял с антресоли всё, что нужно в экспедицию и выставил в рюкзаке на балкон. Потом убрался...

Особенно долго провозился с ред-фоксовской палаткой-полубочкой "Fox Cave 6". На шесть человек мы берем эту палатку и мармотовскую двушку "Альпинист 2P".

Пытаемся достичь надежности, адаптивности и комфорта. В полубочке комфортно спать впятером. А вшестером на 280 см уже чуток тесно. Вот и будем спать в Альпинисте 2P то в одиночку, то вдвоем. А если в однослойке холодно станет, или поломает её снегом или ураганом, то можно вшестером в лисью нору набиться. :) А если заболеет кто-нибудь и уйдет с маршрута, то заберет с собой двушку. А если на гребне шестиместная не встанет,

Самодельная однослойная полубочка-четверка на ребре пика Николаева. Китайский Памир, 2003.

то растянем её как четырехместную (есть такая там хитрая возможность), а рядышком и для двушки место откопаем.

Вот такая вот адаптивность.

И получилось у нас 2040 (Альпинист 2P) + 590 (каркас к Альпинисту) + 4040 (Fox Cave 6) + 1815 (каркас к лисьей норе + запасная палочка) = 8485 грамм, или 1415 грамм на человека. За комфорт, надежность и адаптивность приходится расплачиваться весом. Но не так уж и плохо по весу получилось....

Так вот, развернул я свеженькую "лисью нору" и неожиданно обнаружил новшество. Раньше оттяжки палатки привязывались к петлям, которые были вшиты в швы, из за этого палатка плохо натягивалась - от петли вдоль палатки шли складочки или морщины. Теперь же сделали такие специальные дырки, чтобы прямо к дуге оттяжки можно было бы привязать.

Пришлось изобрести под это новшество новую систему регулируемых оттяжек. Наконец, все веревки привязал и в самодельный более широкий мешок палатку запихнул.

Взялся за стойки - гляжу, диаметр изменен! Запасная трубочка от старых комплектов в новые трубки не влезает!

Пришлось достать с антресоли старые каркасы от Fox Cave 4 и укомплектовать каркас для Fox Cave 6 с запасной трубочкой.

Палатка Альпинист 2P. Фото отсюда.

Завтра буду варить мясо в сале. Ко мне придет Макс Панков и будет смотреть и всё запоминать. Группа Волкова тоже решила, что питаться надо нормально, и вслед за нами будет осваивать наш любимый продукт.

Позавчера на Тушинском рынке купил внутренний жир по цене 30 руб./кг. На Ленинградском рынке спекулируют им по 300 руб./кг. На Коптевском рынке еще на прошлой недели договорился, что из деревни мне привезут внутренний жир по 150 руб./кг. И вот во вторник такая удача! Купил сразу 21 кг, погрузил на велик и домой. Волкову отдал 7 кг, в Турклуб МАИ Бикчурину отдал 3,2 кг. А остальное в нашу группу - мне и Леше Тимошенкову. Свою долю сразу перетопил, чтоб холодильник не занимать.

Внутренний жир очень удобен, он топится гораздо проще подкожного. Он представляет из себя скрученные поверхности толщиною от 1 до 2 см, обрамленные с обеих сторон тончайшей пленочкой. Я это всё режу, особо не парясь, и плёночку не отделяя, и прокручиваю в мясорубке. Потом нагреваю в кастрюле и даю прокипеть 10 минут. Тогда жир от кусков пленки будет хорошо отделяться. А потом через сито всё это процеживаю в бидон. Там в бидоне чистое сало получается, а пленка вся на сите остается. Еще я эту массу молотой пленки ложкой давлю, жир довыдавливаю.

Что еще...

Вчера все подписи в МКК получил, печати на маршрутку и в заявочную книжку поставили, короче, выпустился на маршрут и отдал все необходимые бумаги на чемпионат России. Городской клуб сейчас пожарники опечатали за нарушения какие-то. И по средам все теперь в скверике рядом с клубом собираются.

Для того, чтобы поездка в городской клуб стала интересной, я решил применить велосипед. Я теперь на метро не езжу. Если куда в Москве надо - то в электричках и на велике. В метро теракты всякие, и вирусов много :-). А в электричках (в будни и днем) народу мало, окна открыты - воздух свежий!

Сначала я запустил Google Earth и построил маршрут для велика от платформы Москва-Товарная (Курского направления) до Московского городского клуба туристов. Получилось всего-то 1800 метров по улицам Международная, Школьная и Солженицына.

Потом зашел на сайт Туту.ру и подобрал электрички от станции Покровское Стрешнево (Рижского направления) через Каланчевку до Москвы-Товарной (туда и обратно), потом взял велик и помчал на Покровку к электричке в 19.12.

А вот обратно на нужную электричку опоздал, пришлось гнать от Таганки до Рижского вокзала на велосипеде.

Очень спешил, вечером встреча с другом, с его женой и сыном. Это мои гости. И даже здесь чуточку для экспедиции отщипнул, привез мне друг пару метров качественной стеклоткани. Спасибо Толя!

Вот такие дела...

Кстати, проснулся я вчера в 3.00. Поехал к 4.55 на Ярославский вокзал младшего сына из первого горного похода СЮТУР по Полярному Уралу встречать. На электричку в 4.11 опоздал, она прошла в 3.30. Пришлось на частнике ехать. В дороге частник рассказал, что дорабатывает последние месяцы, что к сентябрю Собянин всех частников разгонит, и придется нам ездить на такси по монопольно высоким ценам. :(

Поход по Полярному Уралу прошел "на ура". В 120-километровом маршруте прошли 4 перевала 1А и совершили радиальное восхождение на гору Райиз. На одном из перевалов даже верёвочку повесили. А в конце в Харпе видели настоящую зону с 4-мя рубежами ограждения, с собаками и с автоматчиками на вышках!

Вот так выглядит основная часть маршрута без радиалки на гору Райиз.

Первую половину похода стояла жара в 29 градусов. Вся мошка и комары, в большинстве своём, передохли. А с остальными Гардекс справился.

А вторая половина похода - от 5 до 7 градусов и ветры обалденные, ручьи ночью замерзали. Видели они оленя и медведя, поймали леминга.

Руководил детьми участник нашей экспедиции Андрей Жаров. Вот я ему все бумаги на вокзал привез, чтобы он расписался - маршрутку, заявку на чемпионат и другие. Мешок его спонсорского снаряжения от Маунтэка передал, и еще передал 5 кг сухого молока, которое я купил вместо Андрея и расфасовал по пакетикам. Андрею надо помогать, у него только две недели на сборы. И сынишку моего он в поход водил :)

А еще вчера позвонил Миша Волков и задал несколько вопросов про перетопку сала. Он жир на дачу уже успел забросить, и топит этот жир на даче его дочурка Юля. Вот ей то советами и надо было помочь.

Вот так проходит подготовка к
Комплексной экспедиции Альпклуба и Турклуба МАИ на Китайский Памир.

"Раз, раз, раз - это Хард Басс,
Вон в кроссовках адидас
Под вершиной пацаны
Слушают Хард Басс-басы.

Бутераты и спирты
Наши злейшие враги
На вершине мы под квас
Отожгем для вас Хард Басс!

Мы в батиночках гармонт,
В одежонке от мармот,
Веселее пацаны,
Это школа колбасы!"

никогда бы не подумала, что столько предосторожностей надо предпринять после наступления пяткой на борщевик))

Я на борщевик не наступал. Я наступил на колышек от стебля малины или на что-то подобное и получил колотую рану, которая закрыта, дезинфекции не доступна, а значит с большой вероятностью приведет к гнойному воспалению.

Тогда придется резать, выпускать гной, вставлять в рану резинку и привязывать левомиколь. Такое лечение может затянуться на пару недель. :)

Всё зависит от степени ответственности. Участник может поступать менее ответственно :). Если не пойдет участник, то мероприятие, конечно же, пострадает, но состоится. А руководитель идти обязан. Цена риска очень велика.

Некоторые сведения из области гнойной хирургии. Две недели - это минимум, ускорить процесс нельзя. Рана должна очиститься. И это не только отход гноя. Вокруг гнойного пузыря образуется оболочка из омертвевшей ткани. Так вот, вся эта оболочка должна выйти. Это долгий процесс.

Кроме повязок с раствором соли и с левомиколью в гнойных отделениях колют еще и антибиотик.

Небольшой оффтоп: а что на Полярном Урале горные походы можно ходить? Я думал это классический район для пешеходных маршрутов.

Сначала детей не пустили в Киргизию. Потом не пустили даже в Архыз. Для горного туризма в России остался, по-сути, один Алтай.

Раз такая ситуация в стране, то возникает необходимость расширения горных районов. Вот теперь создан прецедент в системе детского туризма. Прецедент в студенческом туризме уже был, МКК ЦС туризма МАИ уже выпускала несколько лет назад горную "единичку" на Полярный Урал.

А на Заилийку?

++Для горного туризма в России остался, по-сути, один Алтай. ++
Еще Осетия осталась. Питерский СЮТУР в начале августа туда пойдет.

Андрей, а может быть вы перед походом 99 г иммунитет " подсадили"? У меня была ситуация, когда ( тоже весной) в результате перебора тренировавшую объемов ( готовился на первый свой 7 тысячник, поэтому переусердствовао немного) начались похожие проблемы. Пришлось провести целый месяц на антибиотиках, пока все не зажило. С тех пор тьфу- тфу такого не повторялось ( хотя тренируюсь в два раза интенсивнее:), но уже умнее. Вообще есть целые трактаты касающиеся спада иммунитета у спортсменов, находящихся на пике формы.

Про имунные проблемы на пике спортивной формы я знаю, и когда писал на Риске статью "Организация эффективной и безопасной акклиматизации", то упомянул и об этом.

В 1999 г. я был в майском походе с семьей, детьми, друзьями в районе Фишта и к концу похода почувствовал боль в стопе. Когда вернулся в Москву, боль усилилась, потом нога стала пухнуть, поднялась температура.

Лег в больницу. Врачи назвали это "натоптышем". От чего он образуется - хрен поймешь. Возможно, укол колючкой. Но может возникнуть и без всяких уколов.

Ясно, что с иммунитетом у меня были какие-то проблемы. Больше такого не повторялось.

Андрей, прочитал. Интересная статья, жалко раньше на глаза не попадалась

А мы стеклоткань больше не носим, делаем защиту из нержавейной фольги вокруг примуса. Стеклоткань прогорает и плохо усваивается организмом :).
На ЮЗ Памир берем две 4-местных палатки "Северная Звезда", производство фирмы "Ареал", Ульяновск. Двойные палатки с длинным тамбуром, вход с двух сторон, вес 5 кг. Очень комфортные. Из-за обилия растяжек всеобщей любовью не пользуются. Тушенка уже готова.
Не думал, что по московским улицам можно ездить на велосипеде.

А как фольгой накрываете примуса? Только обматываете вокруг примусов или ещё сверху закрываете, чтобы тепло вверх не уходило. И какая толщина фольги?

Примус самодельный, трехголовый, низкий - примерно 1.5 высоты голов. Фольга 0.2 мм (труба)вешается на котел сверху, на проволочках, полностью закрывает головы. Со стеклотканью тоже ходили, ходили с комбинацией стеклоткань - фольга, но в последние время перешли на фольгу. В кухонный комплект входят скороварка, котел, труба из фольги, баня из коврика. Наверное, дело вкуса. Мне и стеклоткань почти всем нравилась, кроме необходимости ее отжигать, доставать из супа и искать перед каждым походом. Фольга долговечнее.

В последнее время мы ограниченно используем стеклоткань. Мы ставим раскладной экранчик, а уже сверху стеклоткань. В результате она не прогорает и не осыпается, по крайней мере, теоретически.

А самодельную пищу на таможне не отбирают?

Конечно отбирают!
И несамодельный спирт отбирают :)

А вообще то я очень люблю досмотры и конфликты особенно на обратном пути. Тогда применяется гениальная хохма "Пожалуйста подержите", придуманная Илюхой Геровым в 1997 г. С этими словами в руки досмотрщика суётся грязнющий примус, он его инстинктивно хватает и офигивает, лишаясь на минуту дара речи. Или грязные портки, трусы, какие-нибудь.

В прошлом году, при возвращении с Каракорума, в аэропорте Урумчи таможня сказала, что у нас в рюкзаках очень много вещей, надо платить... Тогда мы китайцам начали объяснять, что это не покупные, а наши личные вещи. Главное - это сподвигнуть таможенников на досмотр. Как только это получилось, мы применили приём "Пожалуйста подержите". Это были мои грязные ходовые штаны.. :)))

После этого нас сразу пропустили на посадку.

Да травмироваться перед поездкой очень обидно, я в прошлом году за месяц до "москвина" кровельным железом глубоко порезал два пальца на правой руке, четыре шва рваная рана, ну ничего зажило и на корженеву удачно сходил. Берегите себя!!!

Андрей, может, все же, не Раис, а Райиз. Массив Раийз и гора Раийз.
А рассказ - супер. Как можно в расплывающимся от жары мегаполисе создать себе приятную полудачную жизнь, да еще в предвкушении путешествия... супер.

Спасибо, исправил.
Я там не был, карты особо не изучал - писал, как на слух запомнил.

Может выложить рассказ про поход?

уже выложен, поищите.

Про Урал? Давайте!

Да, про Полярный. На самом деле это первая Московскя детская группа, которая там побывала. Постараюсь.