Тестирование альпинистских ботинок Zamberlan 3050 TORRE GT RR WNS

Пишет Irina Morozova, 29.06.2011 13:15

Одним из брендов из используемой мной экипировки, является Zamberlan и я уже успела оценить для себя удобство и качество этой обуви.

Если в отзывах об одежде может быть много спорных моментов, зависящих от субъективных ощущений и оценок, то с тестированием обуви все более прозрачно. Когда колодка не удобная, когда обувь тут же разваливается, когда она начинает промокать, то это сразу же очевидно.

Несмотря на то, что я уже три года ношу кроссовки и трекинговые ботинки Zamberlan, и их модели и колодка мне комфортны, а качество и износоустойчивость пока целиком и полностью удовлетворяло, но вот что касается альпинистских ботинок, тут я до сих пор еще сохраняла консерватизм.
Последние десть лет я проходила в ассоловских «Гранитах», которые до сих пор живы и в хорошем состоянии, хотя куплены еще в 2001 году. Правда, те кто покупает эти же ботинки в последние годы, жалуются, что года через три они уже снашиваются. Что говорит о том, что 10 лет назад качество было лучше.
Более того, свои ботинки я ни разу ни чем не смазывала. Лень возиться с пропитками. Да и вообще я ленюсь возиться с обувью. Все мытье ограничивается тем, что при спуске с маршрута, если они оказываются сильно грязными, прополаскиваю их тщательно в первом же попавшемся ручье или горной речке. Ну и если очень сильно забивается грязь и камни в подошву, то потом дома выколупываю чем-нибудь всю эту грязь и прополаскиваю в ведре, которым мою пол. Но несмотря на все мое халатное отношение к собственной обуви – эти «Граниты» вот уже 10 лет не промокают, не расклеиваются, не истираются, несмотря на многочисленные спуски по сыпухам и всякому… в общем всякому. Единственное, что я с ними никогда не делала – это ни разу не сушила у печки или на батарее. Они просыхали естественным путем.

Но рано или поздно менять приходится все, даже самые любимые вещи, и я, наконец, решилась заменить свои серые «граниты» на веселые и яркие замберланы.

Сразу скажу, что не только ленюсь пропитывать обувь, но мне лень заморачиваться и что-то там долго где-то разнашивать. Предпочитаю во всем в жизни, как Цезарь, – пришел, увидел, победил. Так и с обувью. Если модель в принципе подходит на ногу, то она подходит и садится на ногу сразу же, как домашний тапочек. А если она не подходит, то как ни пытайся разносить, все равно потом будешь мучится на маршрутах. Так, например, хорошие ботинки Ля Спортива, но ни одна модель мне не подходит, сколько ни меряла – нога, как в кандалах. А свои «граниты» я купила за день до поездки в альплагерь и сразу одела на маршрут, как родные, будто уже 10 лет в них отходила.
И так с замберлановскими ботинками – я померяла их дома на разные носки, поняла что по колодке они очень сильно похожи на мои «граниты», и тут же взяла их на Фишт, а на Лагонаках достала, одела и сразу пошла 11-часовой переход от Лагонак до фиштинского приюта.

Поэтому первое, что сразу могу написать – это о колодке

Вообще обувь нужно выбирать не по фирме, а по колодке. Когда у меня спрашивают совета, какие ботинки купить – Скарпу, Ля Спортиву, Ассоло, Замберлан или что-то еще и какие из них лучше, я отвечаю: «Лучше те, в которых колодка подойдет на вашу ногу». Потому что у ботинок разных фирм разная колодка и кому-то колодка одной фирмы подходит, а кому-то будет давить, натирать, или не правильно сидеть на ноге, и в результате человек потом просто скажет, что это дерьмо, а не ботинки. А может они были нормальные хорошие ботинки, но это просто не его колодка и ему подходит обувь другой фирмы с другой колодкой.

Так вот, о колодке замберлановских ботинок. Она у них достаточно широкая или скорее средняя, но не узкая. Даже у женской модели, которая у меня. Что большой плюс для людей, у которых широкая стопа. Потому что чаще всего большинство моделей, особенно женских, идут с узкой колодкой, поэтому людям с широкой, как у меня, стопой, проблемно подобрать обувь.
У этих ботинок в достаточной степени широкая колодка для женской модели, но не достаточно широкая для меня, поэтому я не смогла надеть свои привычно любимые толстые вязанные шерстяные носки, а вязать новые уже не было времени :) Поэтому пришлось надеть обычные термоноски, которые тоньше вязанных шерстяных.
Поэтому на Фиште без толстого вязанного носка я под конец на третий день на обратном переходе от Фишта к Лагонакам слегка намяла себе голеностоп. Что собственно не удивительно, учитывая что я надела абсолютно новые не разношенные ботинки и три дня проходила них не снимая, а мои ноги вообще не любят ботинки и жесткую обувь. Так что можно сказать, что модель достаточно комфортно садится. При условии, что если вы сразу при примерке чувствуете, что данная колодка вам подходит.

Что еще из особенностей колодки. У нее широкий голеностоп и широкая пятка.
Если, например, у скарповских ботинок широкая стопа и узкая пятка, то у замберлановских альпинистских ботинок, наоборот, в районе пятки и голеностопа расширено. Соответственно, они не подойдут людям с узкой пяткой и если даже ботинки будут им по размеру и по ноге, но на маршруте, при лазанье в кошках на передних зубьях или по скалам, когда надо будет нагружать носок, будет так называемый эффект выскакивающей из ботинка пятки. И наоборот, они хорошо сядут на более прямую ногу – у которой нет сильного сужения к пяточной кости, а стопа равномерная и в голени и в пятке.

Следующий выезд в горы, куда я взяла эти ботинки была наша поездка в Норвегию. Уже разносив их на Фиште и поняв особенности колодки и как она садится конкретно на мою ногу, я специально подобрала разные носки Fox River, Взяв такие, чтобы они были не толстые в районе стопы, но с более толстой вязкой в районе голени. В том числе взяла одну модель высокую, как гольфы. И вот эти гольфы я закатывала вниз и делала из них несколько слоев в районе голеностопа, создавая таким образом в этом месте толщину шерстяного носка.
И все четыре дня, которые мы провели в районе Холендерэн на Квалоя, ничего не наминало, не натирало, ноги в ботинках чувствовали себя отлично. Хотя ходить там в них пришлось так же не переобуваясь в кроссовки, все четыре дня подряд, только в хижине можно было снять на какое-то время и надеть тапочки.

Таким образом, пару рекомендаций тем, кто еще не научился подбирать себе обувь и кому нужен совет:

1. Подбирайте обувь так, чтобы колодка максимально вам подходила.
2. У каждой ноги свои анатомические особенности и, чтобы ботинки нигде не натирали и не наминали, очень важно подбирать не только колодку, которая вам подходит, но и правильно подобрать носки. Это не значит, что нужно обязательно покупать какие-то супер-крутые термоноски. Я 20 лет проходила в горах в обычных вязанных «бабушкиных» носках из шерсти. Но каждый раз в разные ботинки подбирала именно те носки, которые подходили именно в эти ботинки – с разной вязкой, как по толщине всего носка, так и по толщине вязки отдельно пятки, голеностопа и всего остального. Вернее, я чаще всего не подбирала, а вязала себе носки сама. Правда, раньше и не было в продаже носок с разнообразной анатомической вязкой.
А вообще для того, чтобы ботинок комфортно сидел, раньше у всех существовало столько разных хитростей и тонкостей. Например, когда приходилось носить жесткие однослойные вибрамы, то девушки с очень тонким голеностопом заматывали его эластичным бинтом, чтобы утолщить голеностоп и чтобы ботинок сидел мягче и плотнее. А мой муж к LOWE-вским ботинкам подклеивал кругляшки из пенки в районе косточек на голени, которые сильно выступали и наминались. Я всю жизнь заклеиваю по утрам пятки пластырем, как в ботинках и скальниках, так и в женских туфлях, а если не заклею, то сразу натру ноги.
Так что с альпинистскими ботинками, как и с любым снаряжением – главное правильный подход.

Да, заодно о носках, раз зашла о них речь. Я неоднократно пробовала сменить свои вязанные шерстяные носки на термоноски разных фирм. И мне они не нравились. Не нравились по разным параметрам – некоторые слишком скользкие (так как это не шерсть, а голая синтетика) и нога при лазанье скользит в ботинке. А те, которые с хлопкам в составе, – вытягиваются и теряют форму. Те, которые с шерстью, наоборот, после стирки ужимаются и становятся, как скатанный войлок. В некоторых нога чувствует себя, как в полиэтилене или неопрене (так как опять же синтетика, хоть они и считаются термо). Поэтому термоноски я носила только в городских ботинках, а в горах тонкий х/б-шный носок и поверх него шерстяной вязанный.
Но вот эти две модели носок Fox River мне понравились, так что я наконец-то сменила свои старые вязанные «бабушкины» носки на современные.

Носки STRATUS (#5538)

На ощупь шершавый, как будто чистый хлопок или натуральный материал, а не синтетика. Поэтому одеваешь, как хлопковый носок: на ноге очень комфортно – не скользят, сидят как влитые и ноги не преют, как обычно, когда в носки добавлено много лайкры и разной синтетики. В общем, когда было жарко, ноги в этих носках не задыхались в ботинках. И даже не было сильного противного запаха пота. Всем знаком этот запах, когда снимаешь горные ботинки, а ноги пахнут мышами. А тут я снимала ботинки, даже когда ноги потели и потом насквозь промокли, но у этих носок был нормальный запах, без мышиного вонючего запаха. То что они высокие, как гольфы, это удобно тем, что можно закатать и сделать утолщение вокруг голени, чтобы ботинок на голеностопе садился более плотно и не наминал выступающие косточки. Это актуально для тех, у кого узкий голеностоп – как правило у женщин и у мужчин с узкой костью.

Носки NORSK (#2389)
Шерстяные носки. Почти как мой любимый вязанный бабушкин носок. Такой же по комфорту, как носок из шерсти. Это для любителей классического вязанного носка.

Теперь о более объективных вещах, чем особенности колодки.

Способность выдерживать влагу

Как уже написала выше, я не люблю пользоваться пропитками. Если ботинки промокают и их надо чем-то мазать, то для меня это дерьмовые ботинки. Не надо меня уверять, что мол любая кожа промокает и все такое. Правильно выдубленная, обработанная кожа лучше всяких гортексов, пластика и проч. И промокнуть она может только, если в ботинках идти прямо по воде – в брод через реки, по болоту, по лужам и т.д.
Так например, мои «граниты» все 10 лет не промокали даже за несколько дней передвижения по снежным склонам, хотя я их никогда ничем не мазала.

Так вот эти замберлановские ботинки на Фиште так же не промокли. Хотя я не пользовалась даже бахилами и гамашами. Одела гамаши только один раз, на обратном пути, когда шли по раскисшему глубокому снегу, чтобы не зачерпнуть снег за голенище.
И все три дня в мокром тяжелом весеннем снегу без возможности просушить ботинки на приюте. Сверху они выглядели намокшими, но внутри были абсолютно сухие – как сами ботинки, так и носки.

В Норвегии в Холендеране так же не промокали все три дня передвижения по мокрому снегу и на маршруте под дождем. Хотя у всех, кроме меня, ботинки там промокли на первый же день и парни раскладывали и вешали к печке сушить.
Мои же ботинки промокли только тогда, когда мы спустились вниз в район Grotfjordklumpan, посмотреть скалолазные дорожки и места для баз.лагеря. Но там оказалось натуральное болото во время дождя и ливня, под который мы попали. В общем, тропа напоминала тропу Хощимина на питерские скалы, а там, где мы бродили в поисках мест для бивака, был глубокий мокрый мох, впитавший воду, как губка. И потом путь обратно на перевел к нашей хижине сначала под проливным ливнем, пересекая практически вброд разлившиеся ручьи, текущие рекой по тропе, затем последний час по пропитавшемуся водой снегу. Поэтому когда я дошла до хижины, мои ботинки были такие же мокрые насквозь, как и у всех.
Но эти условия в этот день выдержали бы только резиновые сапоги. А в предыдущий день, когда мы лезли скальный маршрут под штормом и ливнем замберланы остались сухими.

Фото Олега Афанасьева

То есть без всякой пропитки, они не промокали не только при движении по снегу, но и под дождем на скальном маршруте. И промокли только тогда, когда в них пришлось ходить полностью по воде.
Но два выезда – это, конечно, не показатель непромокаемости ботинка, потому что они пока еще новые. Через год смогу написать, как они будут вести себя, когда чуть-чуть состарятся :)
Ну и еще через 10 лет напишу об их износоустойчивости.
Правда, хочу надеяться, что они все-таки достаточно износоустойчивые, потому что по моим данным все альпинистские ботинки Zamberlan производятся в Италии, а не в Китае, куда большинство западных фирм уже перенесло все свое производство. Возможно, именно поэтому ботинки 10-летней давности более надежные, чем купленные три года назад, что тогда они еще шились не в Китае, а на родном производстве.

Техничность ботинка

То что эти ботинки отлично подходят для передвижении по снегу и льду, достаточно жесткие, чтобы было удобно бить ступени, с рантами под кошки – об этом даже писать нет смысла, так как это очевидно.
Поэтому напишу о лазаньи в них по скалам. В Норвегии мы пролезли два маршрута – один с уровнем лазанья III к. тр. и второй с уровнем лазанья 4-5 к.тр. Оба в плохую погоду по влажным скалам. По граниту, у которого не сильно хорошее трение. Оба маршрута лезли в ботинках, без переобувания в скальники.

Не скажу, что было супер удобно, но по любому, лезть по пятерочным скалам в ботинках – это не сильно приятное удовольствие. Тем не менее все лезется. И в данных ботиках лазанье по скалам 4-5 кат. вполне нормально.

Даже были свои очевидные плюсы – на участках со щелями жесткий носок ботинка просто идеально заклинивается в щель, главное его потом вытащить оттуда.

При этом после такого насилия, сам ботинок не пострадал – на коже, на резиновой обшивке никаких следов. И вообще пока никаких следов, что их каким бы то ни было образом шкрябали по граниту. Выглядят, как будто только что из коробки.

Мои личные выводы. Это отличный альпинистский ботинок для классического альпинизма и комбинированных маршрутов – снег, лед, жесткий фирн, скалы, микст, в том числе для длинных и многодневных маршрутов. Подойдет так же на мой взгляд и для зимнего альпинизма на Кавказе, в Хибинах и пр., как альтернатива более неповоротливым пластиковым ботинкам. Для зимнего технического альпинизма думаю это то, что надо.
Но для летнего технического альпинизма предпочтительнее более техничный ботинок – поменьше и полегче. Именно такой более легкий ботинок Zamberlan Pelmo Plus я и собираюсь протестировать на Замин-Кароре.

А вообще, в выборе любого снаряжения в поисках оптимального решения всегда приходится выбирать между наименьшим из зол. Особенно на комбинированных маршрутах невозможно найти идеальное решение.
Так, например, у Олега и на Фиште и в Норвегии были легкие ботинки для технического альпинизма. В обеих поездках были разные модели разных фирм, но и те и другие легкие технические. Соответственно, ему было гораздо удобнее в них лезть по пятерочным скалам и вообще по скалам. Но зато и на Фиште и в Норвгеии у него ноги полностью промокли во время длительных переходов по снегу. При этом на Фиште не только промокли, но и отмерзли так, что девочка участница отогревала его ноги на собственном животе. В Новергии не было девочек участниц, чей живот можно было бы использовать в этих целях, но там была печка в хижине. А если длительный маршрут без печки и животов, то так можно и без ног остаться, отморозив пальцы. Да и ступени в жестком фирне не особо порубишь – опять же все пальцы отобьешь. С другой стороны, в классическом альпинистском ботинке нет подобных проблем на снежно-ледовых участках и ноги всегда защищены, но зато сложнее лезть по скалам.
Поэтому третий совет как подобрать ботинки, помимо подбора колодки и аксессуаров – нужно понять для каких маршрутов вам нужны эти ботинки и чем вы готовы жертвовать, то есть с какими неудобствами смириться в первую очередь.

Удачного всем выбора ботинок и удачного сезона!

Фото в статье Никиты Скороходова

а каска не велосипедная случайно? :)

альпинистская
уже давно все фирмы делают такие модели альпинистских касок
и потом гривель не выпускает велосипедную экипировку

tnx, не был в курсе

Я тоже думал, что каска универсальная велосипедно-скалолазная, специально для экстрим-марафонов:)

Это у пецля новая версия «Метеора» сертифицирована и как альпинистская, и веселопедная, и водная. В общем, чтоб ни один судья по снаряжению на мультигонках не докопался.

Мастер-класс, как надо писать отчёт об обуви.
Очень своевременно.
Ещё бы фотки самой обуви полностью со всех сторон,
и как "готовить" под них ноги: что, куда и как накладывать, если что.

Ирина, а что это у Вас за штаники? Red Fox? Класс!

О, это штаники с которых как сейчас говорят, я протащилась нереально :)
Завтра как раз выложу про них отзыв.
Это брюки East Wind у РедФокса
позиционируются в мультигоночной серии. Но в горах просто идеальны оказались на мой взгляд.

выглядят отлично!
прикольно, кстати, что за вопрос о штанах ставят минусы:-)

Простите, конечно, но, как показывает мой личный опыт пользования продукцией Zamberlan, ботинки их годятся только для прогулок в городе! Например, можно в дождь погулять и не промокнете. А в горы я не советую брать ботинки данного производителя - мои не выдержали и 1 года!!! Хотя стоили нормально так. В статье рассматривается,конечно, новая модель, но она так-то подозрительно похожа на предыдущие продукты. Из чего я могу сделать предположение, что после 4-5 восхождений у ваших ботинок оторвется резиновое покрытие на носке и протрется насквозь мембрана по бокам: почесать большой палец на ноге сможете не снимая ботинок, но это сомнительное удовольствие получится. Самое удивительное, что такая "болезнь" постигла не только мои ботинки, но и другие известные мне ботинки рассматриваемой ныне фирмы-производителя.

У них уже был трехдневный поход под Фишт. И два технических скальных восхождения с заклиниваниями в трещины носка ботинка, не считая так же подходов по лужам и глубокому снегу. Что можно сказать в общей сложности нагрузка на ботинок была альтернативна спрогнозированным вами 4-м восхождениям. До сих пор резиновое покрытие не то что не оторвалось, но не видно что вообще они юзались (это видно на том фото, которое снято крупным планом).

Более того один из известных наших альпинистов и так сказать конкурент Замберлана, потому что является дистрибьютором другой обуви, неделю назад вертел у меня дома в руках эти ботинки и резюмировал, что на удивление не заметно, что в них уже лазали по граниту.

Мне не выгодно писать заведомую лажу, потому что я слишком публичная персона и любая лажа скажется негативно в дальнейшем на публикуемой мной информации.

Но при этом я честно написала в статье, что даже два серьезных выхода не показатель износоусточивости и что более точно на этот счет смогу написать по крайней мере через год.

Но могу сказать, что кроссовки, которые я постоянно ношу и спускаюсь в этих кроссовках по мелким осыпям, глиссируя по ним, и они нигде не расклеиваются после этого.
И люди, которые несколько лет носят модель Eiger тоже хорошо отзывались о ботинках.

Вполне возможно что вам попалась модель из неудачной партии. Но к сожалению это у всех фирм сейчас.
Я уже написала, что мои Асоловские "граниты" за 10 лет не износились - не расклеились, не порвались и даже вибрам еще приличный снизу. А те кто покупал три года назад те же самые граниты говорят что у них отклеилась резина уже на второй год.
Что говорит что и у буржуев нынче нестабильно качество. И тут предугадать сложно.

Для TTD: когда ноги сушишь в костре, они могут и меньше года прослужить, есть и другие аналогичные случаи, когда человеку не трудно "убить обувь" любого класса... , такое бывает. Опыт использования обуви Zamberlan от самых высотных ботинок до самых сандально-трекинговых говорит о том, что это отдна из ведущих фирм по качеству, прочности, дизайну, комфорту, лёгкости. Это подтверждено многими экспедициями и выбором не только спортсменов, путешественников, но и организаций, которые перед тем как выбрать обувь сравнивают её с десятком аналогов других фирм.
О статистике: На 10 000 проданных пар обуви Zamberlan приходится примерно 10-15 пар брака по гарантии,
примерно столько же случаев "когда сушили ноги в костре и подгорела подошва".
По высотной обуви для восхождений на высоты более 6000 метров - нет ни одной бракованной пары, служат многими годами. для высот 3-5000 были 3 пары бракованных(на 3000 проданных), естественно со 100% обменом.
Сам хожу, бегаю в 998 Pelmo GT c 2008 года, и сейчас они как новые, провёл в них 4 экспедиции с восхождениями. Многие ботинки служат "вечно" даже иногда попадая в стиральную машину(что не рекомендуется производителем)).
По обуви Zamberlan знаю отзывы с благодарностью по отношениям к претензиям в соответствующей к общей статистике пропорции. Всегда на связи для ответа на вопросы.

С уважением,
Василий Волошин

"Zamberlan даёт год гарантии на свою обувь. Если Вы говорите правду, то ДОЛЖНЫ были поменять свои ботинки на новые. Однако этого не произошло, следовательно Вы говорите НЕ ПРАВДУ."

странная у вас логика...

http://www.zamberlan.com/catalog/index.php?lang=en&pg=prod&idprod=199&idcat=1 а не эти ли случайно ботинки были на тестировании?
похожи вот на эти только в другом цвете, правильно?

да, эти.
О, а я никак не могла найти на русском сайте zamberlan.ru в каталоге как модель более точно называется :)
сейчас поправлю в названии. спасибо
и даже в этом же цвете фиолетовом
просто вы мужскую модель скачали, а у меня такая же женская - она фиолетовая

по поводу колодок. у замберлена как и у спортивы в основном узкая колодка. У меня нога средне-широкая.Из семи пар перемерянных мною замберленов (включая и две пары альп.ботинок Эксперт и Эксперт про) подошла максимально, но не до конца модель Чиветта (http://www.zamberlan.com/catalog/index.php?lang=en&pg=prod&idprod=54&idcat=2).

Мда, возможно тут стоило мне уточнить. Я не тестировала мужские модели. Все кроссовки и эти ботинки у меня женские модели. И большинство моделей или средние по ширине. или широкие. Эти конкретные ботинки женская модель средне широкие в районе средней части стопы и там где косточка в районе большого пальца и очень даже я бы сказала широкие к району пятки и голеностопа.

Но в любом случае колодку надо мерять конкретные ботинки.

Я уже шесть сезонов ношу Замберлан (старая модель, под мягкие кошки, с гортексом).
На льду, фирне держат изумительно, на Эльбрус в них ходил без кошек, ноги не мерзнут, не мокнут. Хотя встреченный у скал Пастухова сотрудник МЧС скептически интересовался куда я собрался в этих "кроссовках". На скалах держат великолепно. Тоже многократно заклинивал носок в трещины, без ущерба для резинового покрытия. Протектор не убиваемый. Легкие. Ни разу не натер ноги.
Минусы: стираются нитки шва сбоку ботинка - два раза мне их прострачивали заново. Прикольно видеть реакцию приемщика в ремонте обуви на эти ботинки, особенно летом, в жару - говорит сразу видно, человек заранее и серьезно к зиме готовится...
Главный минус - эту модель уже не производят.

Раз уж встал вопрос о прочности Zamberlan, то вот кроссовки которые я ношу уже несколько месяцев не снимая.
И в городе и в горах, и на скальных маршрутах, и спуски по сыпухам и даже по снегу, когда в кроссовок надеваешь на носок полиетиленовый пакет и так идешь.
Нигде даже намека нет на то, что что-то там отклеится.
Более того, я никогда НЕ РАСШНУРОВЫВАЮ кроссовки и не зашнуровываю.
Всегда снимаю нажимая на пятку носком другой ноги. А надеваю втискивая ногу с силой внутрь иногда помогая пальцем, без всяких ложечек. С детства так - у меня не хватает терпения возиться со шнуровкой.

Через пару дней не поленюсь и отсниму предыдущие кроссовки которые я до этих носила и которые сейчас использую как рабочие