Забытый Домбай (или как сходить красивую гору в плохой форме)

Пишет Дракоша-девочка, 30.04.2011 00:01

Домбай – одно из самых красивых и заповедных мест на Кавказе. В последние годы незаслуженно забыто альпинистами. Сам поселок летом больше напоминает огромную стройку. Зато в ущелье почти нет народу, только на MЧC сборы из 10- 15 чел. Через 2 недели в Узунколе наблюдала 1000 человек и очередь на маршруты.

Заявились на две горы - Зуб Суфруджу 3А и Белалакая 3А с перевала Белалакая
Из поселка выходим в 6 утра. Подход занимает порядка 7 -8 часов. Более стремного подхода и представить себе сложно, тропа в 3- 5 местах переходит в стеночки высотой от 7 до 15 метров, которые особенно неприятны в связи с наличием рюкзака. Часам к 12 лес закончился, и мы в альпийской зоне: разнотравье по пояс, запахи дурманят, солнце жарит и ни ветерка, в общем, сил нет двигаться вперед. В течение 2 часов умираем, пока не доходим до родника. После привала идется веселее, учитывая ветерок и холод от ледника.
На собачьих ночевках кроме нас стояло 2 -3 палатки. Всего человек 7-10. Вокруг бродят почти ручные туры, за кусок хлеба с солью«станцуют» для вас.

Зуб Суфруджу

Первый выход на зуб Суфруджу. У нас четверка в составе моих родителей, меня «пигалицы со значком» и папиного бородатого друга, из-за которого нас стали именовать «престарелыми альпинистами». На этот же маршрут в этот день выходила еще одна двойка с местным гидом. Ледник в этом году был очень разорванный, так что пришлось погулять. Идем не по маршруту, прижимаемся к Зубу почти под ним, так как правее - трещины. Затем было 5-6 снежно-ледовых веревок. К скалам подошли часам к 2 дня. На первой же веревке я посеяла жумар, остальную часть маршрута прошла с верхней страховкой ( хоть не придется мучиться с этими приспособлениями). Маршрут прошли за 4 с небольшим веревки (по 50 метров). На вершине устроили гнездо, сняли скальники, допили остатки воды. Просидели 40 мин, пока предыдущая двойка не прошла все дюльфера. Спускались с приключениям, поскольку, обнаружилась, что наш «престарелый альпинист» забыл, как спускаться дюльфером. Причем он признался только после нескольких попыток упасть. На леднике набрали воды, почувствовали себя людьми. Последние веревки по леднику преодолевали в сумерках. Ледник проходили по темноте и были у палаток в 12 ночи.
Хорошо, что нас встречали с чаем. Вот оно счастье!

Через день Белолакая, на нее мы выходили уже семейным трио.
Весь день отдыха папа «изобретал велосипед». Все это восхождение прошло под девизом «Как бы сходить красивую гору, в плохой форме, и не таща в рюкзаке альпиниские ботинки и кошки».
В итоге, пришли к компромиссу. Подошли под спусковой кулуар, где оставили вещи. Далее подъем по контрофорсу между двумя спусковыми кулуарами. Первые 5-6 веревок не представляли особой сложности, дальше контрофорс стал круче. А затем две пятерочные веревки до гребня и минимум рельефа для организации страховки. В частности одну станцию папа организовывал почти час, искал места для закладок и френдов и раскинул ее на 3-4 метрах друг от друга, в течение которого, я чуть не уснула, страхуя его. Кое-как проскреблась эти веревки, меня заверили, что самое сложное уже позади. В техническом плане так и было, но впереди был 20 м узкого гребня с пропастями в обе стороны и одиночными перьями, которые мы преодолевали в связке одновременно. Если бы я не была в связке последней, я бы села и никуда бы не пошла, но выбора не было. Далее была сыпуха до самой вершины, которая из-за жары казалась бесконечной. На вершине мне раздобыли кусочек снега, ура я живу! Здесь шикарный вид всего ущелья и поселка внизу, и, о ужас! Грохочет музыка как на дискотеке, ветер принес ее снизу от поселка. Спускались по пути подъема, жара спала, и даже гребень был не таким страшным. Особенно неприятным был дюльфер на «патерочной» веревке с карниза, с маятником 15 метров в сторону за перегиб, спускаюсь последняя, главное не перекрутить веревки и не уйти в соседний кулуар, наконец станция.

г. Белалакая

Последние два дюльфера прошли в дождь. Вот и наша обувь, кошки, ледорубы и палки, все то что не хотелось нести на гору. Через 1, 5 часа мы уже у палаток, время 19 00 пьем чай, любуемся горами и удивляемся: «Неужели мы там были?»

И еще немного зимнего Домбая.