Первая одесская высотная экспедиция 1965 г.

Пишет kostyaric, 07.04.2011 15:08

Юрий Войленко

АЛЬПИНИЗМ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ...
Первая одесская высотная экспедиция 1965 г.

Человеку всегда чего-то не хватает до полного счастья. Бывалые люди утверждают, например, что тому, кто видел хоть однажды зеленый луч, будет везти до конца его дней, когда бы они не наступили. А зеленый луч можно увидеть чрезвычайно редко и лишь в дальних путешествиях. Поэтому множество одесситов постоянно куда-то стремятся. Плавают по морям и океанам, например. А потом стремятся обратно или еще куда-нибудь.
И вот когда прошел слух, что состоится первая одесская экспедиция в далекие горы, т.е. как раз туда, где бывает зеленый луч, то желающих поехать оказалось значительно больше, чем мест в палатках. Тем более, что ходил не менее упорный слух о том, что на некоторой высоте относительно уровня моря вместо еды всем участникам экспедиции будут давать кушать только деликатесы. Ясно, что одним из условий поездки для наблюдения в горах зеленого луча с поеданием деликатесов была хорошая спортивная форма. Не в смысле одежды, это было готово заранее, а в смысле физического здоровья. Желающие поехать тренировались очень крепко, отчего кушать хотелось еще больше. Когда тренировки были закончены, то по числу мест в палатках из массы желающих поехать посмотреть зеленый луч были отобраны самые крепкие и упорные в своем желании кушать на определенных высотах разные деликатесы.
Первая одесская высотная экспедиция 1965 г. (Альпинизм)

Последние упаковали в крепкие ящики и отправили малой скоростью по железнодорожным рельсам. А путь экспедиции к далекой вершине пролегал по трассе Фрунзе-Ош-Хорог через различные восточные базары, по которым участники с целью сохранения здоровья ездили на грузовом автомобиле, разгоняя бампером пеструю толпу веселых местных жителей.
Аборигены еще никогда не видели, чтобы поедатели восточных яств ездили вдоль прилавков на грузовике и покупали все подряд, свешиваясь с обоих бортов машины. Купленное немедленно уничтожалось,
так как участники никак не могли поверить, что персики, например, стоят 25 копеек за килограмм. Это казалось им оптическим обманом, наподобие ожидаемого зеленого луча. Казалось, что все это могут забрать улыбающиеся продавцы, которые специально держат столь низкие цены, чтобы заманить к себе покупателей. Но страхи быстро рассеялись. В результате чего здоровье каждого из участников улучшилось сразу и намного. Также активно посещали участники предприятия местного общепита, удивляя весьма сдержанных киргизов своей целеустремленностью к различным блюдам восточной кухни.
Первая одесская высотная экспедиция 1965 г. (Альпинизм)

Последним привалом на этом трудном пути был поселок Сарыташ. Здесь участники экспедиции самозабвенно следили за приготовлением хлебных лепёшек (чуреков) в тандыре (большой глиняной печке). Оказалось, что эти лепёшки хорошо сочетаются с лагманом (густой суп) и другими блюдами восточной кухни. Названия этой еды не представляется возможным привести из-за незнания местных наречий и из-за того, чтобы автора не обвинили в пристрастии к определенной теме.
Высота уже 4000 метров, а деликатесов еще нет. Зато руководство экспедиции устроило волейбольный матч с представителями местной погранзаставы , в котором победила дружба. Автор совершенно не помнит, кто победил в действительности. После матча был дан торжественный обед.
Затем участники получили секретную немецкую карту района нашей вершины 1939 года рождения, которая оказалась гораздо подробнее советской карты, выпущенной в 1961 году.
Ещё немного вверх по Алайской долине и вот мы находимся в базовом лагере. Здесь уже уютно расположились и развернули свои кухни команды альпинистов из Донецка, Фрунзе, Душанбе и Киева, которые гостеприимно встретили нас не только хлебом и солью.
Высота 4200 метров. С целью акклиматизации на поляне возле небольшого прозрачного озера между всеми командами был разыгран круг футбольных матчей по хоккейным правилам. В связи с тем, что победила дружба, спортсмены, искупавшись, замутили озеро и приняли участие в торжественном обеде, меню которого здесь не приводится из чувства глубокой скромности. Следует только отметить, что украшением праздничного стола были блюда из барана, которого самые настырные из участников обменяли у местного жителя (киргиза) на целый ряд нужных ему вещей. Одновременно они ознакомились с устройством юрты и с тем, что едят её обитатели на высоте 4200 метров, где эдельвейсов на одном гектаре больше, чем во всех Альпах.
Все дальнейшее происходило как в тумане и в томительном ожидании тех высот, где можно увидеть зеленый луч и где кушают деликатесы. Высота ~6800 метров. Гребень. Дует ветер. Говорят: уже можно кушать. Для этого мы устраиваем снежную стенку, чтобы за ней в палатках в тиши насладиться долгожданным. Солнце скрылось за ближайшим гребнем. И вдруг...
Первая одесская высотная экспедиция 1965 г. (Альпинизм)
Ослепительный узкий столб зеленого пламени взметнулся вверх в том месте, где село солнце. Участники даже забыли о своей основной задаче - устройстве питания и ночлега, и очарованно застыли. А самый шустрый из участников успел выдрать фотоаппарат из-за пазухи и сделать два слайда. Счастьем мы теперь обеспечены навсегда!
Оставались деликатесы. Откровенно говоря, они сильно оттянули нам плечи пока мы их тащили до необходимой высоты, где их уже можно будет кушать. Пора с ними кончать. Но... В наши пересохшие и растрескавшиеся от недостатка воды и воздуха глотки все эти долгожданные (здесь не подберу слово) совершенно не полезли. То, что казалось на уровне родного города столь желанным, стало совершенно несъедобным на высоте, на которой их разрешалось кушать. А вот прозаическое украинское сало толщиной в добрую ладонь смазывало воспаленные глотки, утоляло жажду в соли, укрепляло силы и уверенность в себе. Но как его было мало! Путь к вершине автор совершил в тесном содружестве с примусом типа "Фебус" и двухлитровой кастрюлей. Периодически останавливаясь и подкрепляясь кипящим при 60° С на этой высоте чаем, автор все-таки добрался до вершинного тура. Воспоминания о пути вниз к людям не оставили следа в памяти автора из-за отсутствия частых остановок для укрепления здоровья.
Ну, а что же делать с этой гадостью? С деликатесами, которые мы с таким иступлением тащили наверх? Выкинуть жалко - вдруг на равнине проснется аппетит. Поэтому все эти баночки, банки, сосуды с икрой, копченностями, крабами и пр. двинулись вниз без переупаковки.
Тяжесть груза тянула ослабленный отсутствием калорий ( а может даже килокалорий) организм вниз по кратчайшей линии. Она вывела двух из двенадцати участников на разъяренных памирских овчарок. Чувствуя подсознательно, что они сами не представляют интереса для волкодавов, а уложенные в рюкзаке банки для собак несъедобны из-за металло-стеклянной упаковки, эти двое продолжали двигаться по линии падения воды.
Они упали возле небольшого дымного костра. Хозяин дыма местный житель - киргиз давно усмирил волкодавов. Барашек был умервщлен немедленно. Но наши попытки им овладеть были мягко пресечены киргизом. Взамен был предложен чай. В маленьких пиалах. Зеленый.
Первая одесская высотная экспедиция 1965 г. (Альпинизм)
Никогда эти двое не пили столь вкусной жидкости. Потом они, наверное, дремали, потому что созрел бульон. Они пили его большими пиалами и потеряли им счет. Потом, очевидно, опять дремали. Затем ели мясо, много мяса молодого барашка. И решили они, крепко подумав, отдать киргизу все эти баночки и пакетики, которые столь долго и тяжело носили с собой. Может быть, очень дорогой нам киргиз, испытает при их уничтожении те великие чувства, которые они мечтали испытать. Эти чувства мы испытали лишь в его невесомой юрте, медленно насыщаясь самой обычной пищей в обществе человека, ни слова не понимавшего по-русски.
Память о нем сильна и непреодолима. Простой и прекрасный человек. Полгода он живет в полном одиночестве, в совершенно полном одиночестве со своей семьей, овцами и волкодавами на высоте около 4500 метров. И кушает простую, но очень полезную пищу.
В самолете, который вез участников из города Ош в город Ташкент было очень жарко. Стюардессы изнемогали, им было плохо. И тогда за раздачу пищи и прохладительных напитков взялись участники экспедиции Бородатые, обнаженные по пояс они грациозно сновали по самолету, уделяя исключительное внимание своим изнуренным товарищам.
В самолете кем-то, наверное из обиды, что его обнесли, был пущен слух, что в Ташкенте двухмесячный карантин. Что вроде бы одна из протекающих вблизи города рек (на карте впоследствии не обнаруженная) размыла древние захоронения и существует угроза заболевания давным-давно забытой болячкой.
Два месяца карантина?! Участники встревожились. Праздничный обед по случаю возвращения в родные пенаты явно откладывался.
В Ташкенте трап к самолету долго не подавали. Температура в салоне критически росла, а настроение соответственно падало. Сквозь иллюминаторы ИЛа можно было увидеть на аэродроме полное отсутствие всякого движения и наличия людей. Это было дополнительной пищей для царивших в самолете слухов. Среди пассажиров появились очевидцы, которые рассказывали жуткие подробности. В это время самолет содрогнулся. Подали трап. Один из участников, еще сохранивший дар речи и интереса к окружающему миру, неожиданно спросил у водителя трапа: почему, мол, на аэродроме нет людей и почему вообще так оглушающе пусто? Не случилось ли чего? "Жарко:-сказал водитель, - все сидят в тени". И действительно, в тенистой части аэровокзала, не видной нам из самолета, под кустами и деревьями уютно расположились весьма довольные пассажиры. Они совершенно не подозревали о наличии каких-то свирепых рек и вели себя подозрительно спокойно. Слух, пущенный одним из голодающих пассажиров нашего рейса, до них явно не дошел. И участники сделали для себя вывод о том, что кушать надо всем. И тогда не будет слухов.
Ташкент - хороший город. Он известен своим гостеприимством и хлебосольством. Но что может сравниться с одесской кухней в конце августа? Кухней, которая вобрала в себя все лучшее из блюд всех времён и народов, населявших самые северные берега самого лучшего моря в мире. В особенности, если учесть, что мы все уже два месяца всего этого были лишены.
Первая одесская высотная экспедиция 1965 г. (Альпинизм)

Описание торжественной встречи в Одессе и мероприятия по улучшению состояния изнуренных организмов участников требуют отдельного изложение и может быть приведено лишь в кулинарном приложении, если таковое потребуется.
Так, что альпинизм с этой точки зрения тоже представляет определенный интерес.