Обзор снаряжения Первой Донецкой Антарктической экспедиции

Пишет vertikal-biz, 24.02.2011 13:02

Обзор снаряжения Первой Донецкой Антарктической экспедиции (Альпинизм, антарктида, снаряжение, выбор снаряжения. альпинизм. путешествия)
По следам экспедиции в Антарктиду. Обзор Сергея Ковалева.

Когда мы собирались в экспедицию в Антарктиду, вопрос снаряжения особо остро не стоял. Было примерно понятно, с чем придется столкнуться. В первую очередь, это холод и ветер. Исходя из этих факторов, основное внимание при выборе снаряжения уделялось одежде и обуви. Итак, что взяли и как это работало.

Обувь

Впервые в нашей компании была женщина, Елена Выблова. И вдруг оказалось, что на просторах СНГ найти женский размер высотных ботинок — это реальная проблема. В итоге взяли ботинки Asolo модель Manaslu.
Мужики традиционно обулись в Millet модель Everest. По поводу Millet, наверное, уже и добавить нечего. Модель практически без недостатков.
Нога, конечно, в нем потеет (если за бортом до -20), но при наличии качественных носков проблема натирания ног решаема. А вот насчет Asolo сказать, что разочаровали, это будет мало. Ботинок полное фуфло. Мало того, что он постоянно набивал косточку на одной ноге, так еще и внутренний ботинок, похоже, абсолютно не греет. Ноги мерзли в покое всегда. При ходьбе загадочный материал внутреннего ботинка (по ощущению, просто поролон) моментально отсыревал, и стоило остановиться, ноги сразу начинали мерзнуть. Загадка, для чего производитель выпустил эту модель.

Кошки

Поскольку Антарктида ледовый континент, кошки не снимались практически от самолета. Даже взлетная полоса очень скользкая. Правда, горизонтальная :)

Я традиционно использую Grivel. Ну нравится мне их снаряга. У меня на ногах были G12 с пластиковой дужкой впереди, у команды Simond Makalu с аналогичным креплением. Практически в каждой экспедиции у кого-то из членов команды на восхождении ломались кошки Grivel. Теперь дошла очередь и до меня. То ли от холода, то ли от старости лопнул пластиковый передок. С помощью веревочки и волшебного американского скотча функциональность кошки была восстановлена, но осадочек остался.

Simond хлопот не доставил. Удобные в регулировке, функциональные кошки.

Палки – телескопы

Маршрут на пик Винсон ледово-снежный. На крутом взлете висят веревки. Потому передвижение в основном с палками. Ледорубы не использовали. А вот как в условиях низких температур повели себя палки, это интересно. Использовались модели Petzl, Komperdel, Blaсk Dimond и Alpinus. У всех палок, кроме BD, одна проблема – если на морозе начинаешь перекручивать, то соединения уже не фиксируются и начинают проскальзывать. Так что вывод простой – для сильных морозов лучше брать палки с другим принципом фиксации.

Термобелье

Нашими друзями из компании Экстрим Экспедишн было любезно предоставлено белье из Powerstreich и костюмы из Polartec 200 торговой марки Farengeit.

Я давний поклонник тканей Maldem Mills. И сейчас продукцией Farengeit вполне удовлетворен. Хорошая выкройка, отличное качество швов. Словом, прекрасные вещи по разумной цене.

Компания Командор предоставила комплекты термобелья из Power Dry торговой марки Neve.

Для условий Антарктиды этот тип первого слоя казался не актуальным. Но мы все с удовольствием переодевались в него для сна. В Антарктиде специфика такова, что солнце светит круглые сутки. И если лагерь находится не в тени и нет сильного ветра, то воздух в палатке хорошо прогревается. Всегда приятно залезть в теплый спальник в чистом и сухом – Power Dry :) термобелье.

Верхняя одежда. Пух.

Использовали пуховки фирмы Red Fox модель Makalu.

Безупречная вещь. 20 лет на рынке экспедиционного снаряжения чувствуются. Да и цена, по сравнению с Millet или Marmot, реально греет :)

Ветрозащитная одежда

Компанией «Восхождение» были предоставлены ветрозащитные комплекты фирмы Milo.

Куртки Daman Jacket из ткани 3-layer ultralight (81g/m2) Gelanots Ripstop. И брюки Flash pants из ткани 2-layer Gelanots Ripstop. Трудно сказать про непромокаемость (в Антарктиде абсолютная сухость воздуха и мороз - 40), но скроены вещи очень здорово.

Абсолютно не стесняют движений, прочные в износе и, что особенно важно для Лены (у нее были женские модели куртка Lhasa из ткани 2-layer Gelanots Ripstop и брюки Lavik pants), выглядят очень «по фигуре».

Что немаловажно, черный цвет. Логотипы спонсоров отлично смотрелись на таком фоне :)

Также компанией Экстрим Стайл были предоставлены куртки фирмы North Face модель PROPHECY PAC из ткани Gore-Tex Paclite. Великолепные изделия. Прекрасный крой, отличные параметры.

Удобно при любих движениях – лезть по скале или льду, копать снежную пещеру в Антарктиде или подниматься в вихре вулканического пепла на самый высокий в мире вулкан Охос дель Саладо.

Очки

Яркое солнце, белый-белый снег и временами очень сильный ветер поставили особую задачу при выборе очков. Обычные альпинистские очки(Colorado, Julbo) реально не справлялись с защитой глаз. К счастью , благодаря фирме Mantis Ukraine и лично Константину Никитенку, у нас были отличные лыжные маски Bolle модель Quasar.

Анатомическая форма, прекрасная обзорность и вентиляция. Маски идеально подошли и мужчинам, и женщине.

Палатки

Практически все время нашего путешествия от Антарктиды до Патагонии и пустыни Атакама мы жили в палатках. И всегда непременным нашим спутником был ветер. Снежная пурга в Антарктиде, ураганные порывы ветра в Патагонии и песчаные бури на 5000 м в Атакаме. Огромное спасибо компании Экстрем Стайл за палатку фирмы North Face Mountain 35.

Пожалуй, впервые за мои почти 30 лет занятий альпинизмом, я жил в палатке без недостатков (низкий вход не считается, это специфика экстремальной модели). В Антарктиде рядом стоящие палатки Hard Wear ветер трепал так, что люди внутри не могли разговаривать от хлопанья тента, палатки Ferrino просто сворачивало в рулон, а палатки фирм попроще люди вообще обкладывали снежными кирпичами, как иглу. В это время мы в палатке Mountain даже не догадывались о происходящем снаружи светопреставлении. Идеальная выкройка позволяет обходиться без боковых юбок, что реально облегчает палатку, а чуть боле сложная система установки компенсируется дополнительной жесткостью конструкции. Отличная палатка для зимних походов и высотных восхождений.

Спальный мешок

Благодаря компании «Восхождение» у нас были спальные мешки фирмы Rock Empire Mountain.

Экстремальная температура -38. Производитель не обманул, и когда в палатке было -32, даже теплолюбивая Лена не жаловалась на дискомфорт. Приятная на ощупь ткань, не впитывающий влагу наполнитель Quatrotherm, что еще нужно усталому путнику в Антарктиде для счастья :)

Коврики

Всю жизнь использовал Ижевский изолон. В Антарктиду, напуганный рассказами про постоянную температуру снега -50, решил взять надувные ковры. Впечатление скорее негативное. Использовали ковры Tramp и Artiach. К утру сдуваются и те, и другие. Плюс тканевая обшивка постоянно отсыревает. Два коврика скользят по днищу палатки и разъезжаются. Мало того, что нужно подстилать снизу все тот же ижевский ковер, так приходится еще фиксировать всю эту байду скотчем. В общем, пока «в бою» ижевский ковер надежней.

Горелки

В условиях Антарктиды огонь — это жизнь, в буквальном смысле слова. Сухость воздуха такова, что снежинки на руке не тают, а просто исчезают. Борьба с обезвоживанием проблема номер два, после борьбы с холодом.

Снег топили на горелках MSR, используя топливо фирмы Coleman. Все работало, как часы. Жаль, что в наших условиях этого топлива не купишь, а на непальском, таджикском или кавказском бензине все эти чудо-мульти-топливные горелки быстро перестают работать вообще.

Сергей Ковалев
Специально для ЭЦ Вертикаль

Пресс-служба ЭЦ Вертикаль, 23.02.2011
Копирование изображений, статьи целиком или ее части другими ресурсами разрешено только с указанием прямой активной ссылки на саму статью http://vertikal.biz/review_article/view/854.html