В Грузии все спокойно
Коротко о нашем поползновении на Ушбу
Маршрут. Заслуживает только превосходных эпитетов. Готовясь к экспедиции, собирали все доступные материалы по Южной Ушбе. Хотелось сделать свой вариант, пролезть что-то новое. Обсуждали различные линии. Когда осмотрелись на месте, выбрали вариант по правой части стены. Особенно притягательно выглядел центральный бастион. Четыреста метров почти отвесного гранита с явно выраженным рельефом. Удивляло только, почему до сих пор никто раньше там не ходил. Оказывается ходили… В нижней части встретили один крюк с дюльферной петлей. Ладно. Выдернули, лезем дальше. В начале основного бастиона увидели рядом еще два крюка с загнутыми ушами. Выбить не удалось. Стали закрадываться определенные подозрения… В верхней части бастиона на полке немного в стороне - обрывок веревки. Вмерзла в лед. Вырубать не было времени. В остальном все чисто. Оказывается, мы лезли по маршруту Титкина 5Б, 1984г. Его описание отсутствует в архиве ФАР. Информации ноль. В 1986г. Этот маршрут ходила команда ленинградцев под руководством А. Мошникова. 2-е место в чемпионате СССР.
Маршрут. Заслуживает только превосходных эпитетов. Готовясь к экспедиции, собирали все доступные материалы по Южной Ушбе. Хотелось сделать свой вариант, пролезть что-то новое. Обсуждали различные линии. Когда осмотрелись на месте, выбрали вариант по правой части стены. Особенно притягательно выглядел центральный бастион. Четыреста метров почти отвесного гранита с явно выраженным рельефом. Удивляло только, почему до сих пор никто раньше там не ходил. Оказывается ходили… В нижней части встретили один крюк с дюльферной петлей. Ладно. Выдернули, лезем дальше. В начале основного бастиона увидели рядом еще два крюка с загнутыми ушами. Выбить не удалось. Стали закрадываться определенные подозрения… В верхней части бастиона на полке немного в стороне - обрывок веревки. Вмерзла в лед. Вырубать не было времени. В остальном все чисто. Оказывается, мы лезли по маршруту Титкина 5Б, 1984г. Его описание отсутствует в архиве ФАР. Информации ноль. В 1986г. Этот маршрут ходила команда ленинградцев под руководством А. Мошникова. 2-е место в чемпионате СССР.
В техническом плане маршрут состоит из четырех частей: 1 бастион. Несложные скалы 300м. Основное время уходило на разгребание снега и поиск щелей. Далее большая наклонная полка 120м. 2 бастион. 150м лазания по смороженным блокам. Все щели залиты льдом. Уклон приближается к 90 градусам. Потом 120м лазание попроще. Разруха. 2-я большая полка 200м. 3 бастион (основной). 400м отличного лазания по разнообразному рельефу. Встречаются живые блоки! Последняя веревка сильно разрушена. Общий уклон около 80 градусов. Выход точно к Красному углу. Вершинная башня и гребень – классика. Маршрут – 100-процентная 6А. Думаю, что не слабее Кустовского.
В психологическом плане для нас это был чистый первопроход. Пришел, увидел и пролез. Никакой информации о маршруте не было. Как снизу сами себе наметили, так и прошли. Семь дней вверх, один день на спуск.
Снаряжение. Снегоступы на подходах сильно упрощали дело. Палатку на стену брали однослойную высотную, красноярского производства. Для строительства площадок использовали снеговой гамак. Спальники двухместные синсулэйтовые. Веревок перильных брали 5 штук и одну динамику. Это позволяло обрабатывать и ночевать на больших полках - капсульный стиль. Для лазания использовали стандартный набор железа: камалоты, закладки, якорные крючья, скальные фифы. Одну веревку пролезли по льду с инструментами и бурами. В остальное время использовали их для растягивания палатки. Что было лишнего: шлямбурное снаряжение, скай-хуки. Протащили через всю стену. Забили один spit на станции на втором бастионе, там, где смороженные блоки. В принципе, можно было и без него обойтись, везде есть рельеф. Оставлено на маршруте: крючьев шлямбурных – 1. На спуске (по 5А Джапаридзе) укрепляли станции якорями, меняли дюльферные петли,
Погода. Можно сказать - повезло. Считается, что в феврале обычно погода плохая – постоянные снегопады. Но сейчас климат меняется, прогнозировать что-либо стало невозможно. Когда приехали в Сванетию, в конце января, было тепло и совсем мало снега. Постепенно зима вступала в свои права. Ушба почти всегда была скрыта в облаках. Примечательно, что за все время нашего пребывания не было двух дней одинаковой погоды подряд. Каждый день, что-то новенькое. Прогнозы нам приходили для Местии, но на горе было все совсем по-другому. Начали лезть при нормальной погоде – облачно и тихо. Потом были снегопады, причем прогноз давал на эти дни улучшение. Основной бастион лезли три дня при солнечной погоде, при этом облака стояли ниже нас и в базовом лагере в это время шел снег. Первый день на бастионе погода была идеальной, второй день – солнечно, но сильный порывистый ветер. Третий день начался неплохо, но к вечеру погода стала портиться, пошел снег, задул сильный ветер. День выхода на вершину - седьмой по счету на стене. Холодно, сильнейший порывистый ветер, снег, метель. Не было уверенности, что прорвемся на вершину. По гребню ползли буквально на ощупь. К вечеру начало стихать. В день спуска опять была хорошая погода. Вот так разнообразно прошло восхождение. На прогнозы не обращали внимания. Решили, что будем двигаться вперед при любой погоде, и это привело к успеху.
Подходы. Когда заехали, снега в долине было мало. От Мазери до Ушбинского ледника подход 4 часа. Дальше по леднику шли в снегоступах еще 3км до места, где поставили палатку передового лагеря. От АВС вверх по ледопаду и далее под стену еще полтора километра. Под началом маршрута вырыли пещеру. Три раза ходили с забросками, и каждый раз было все больше и больше снега. Тропу приходилось топтать по новой. Общая протяженность подхода от селения до пещеры 13-14км с перепадом 2км. В четвертый выход удалось проделать этот путь за один световой день.
Люди. Отношение к альпинистам в Грузии особенное. Кавказского гостеприимства здесь тоже никто не отменял. В Сванетии каждый житель деревни желал нам успеха, все с интересом расспрашивали и поздравляли после горы. Люди старшего поколения почти все говорят по-русски. Сваны знают свои горы - где, какие маршруты. Можно даже получить консультацию у местного жителя: «Не подскажете, как пройти к Ушбе?» В Тбилиси молодежь тоже зачастую знает русский. В магазине и кафе нет проблем объясниться. К Русским отношение хорошее. Люди подходили на улицах, расспрашивали нас о России, понравилось ли нам Тбилиси, рассказывали о себе. Приглашали снова приехать. Много общались с грузинскими альпинистами. После периода спада и затишья альпинизм в Грузии снова набирает обороты. Много молодежи приходит в секции. Благо горы под боком. Приглашения с нашей стороны приезжать к нам не имели смысла. Если Россияне без проблем въезжают в Грузию, то Грузинам получить российскую визу – большая проблема. Самое вероятное место встречи – Крым.
Дорога. Летели из Москвы до Тбилиси через Минск. В аэропорту нас встречал микроавтобус. От Тбилиси до селения Мазери около 500 км. Ехали целый день. Дороги в Сванетии не очень, но там постоянно ведутся работы. Обещают к осени закатать все в асфальт. Можно лететь до Местии на самолете, билет стоит около 40$. Это гораздо быстрее и дешевле. Но самолеты зимой летают не регулярно, по фактической погоде, не возможно заранее купить билет по интернету. От Местии до Мазери ехать 30км.
Проживание. Уровень сервиса в Сванетии пока что оставляет желать лучшего, при этом цены выше Российских. Даже в Европе нам удавалось устроиться дешевле. В человеческом отношении сваны очень дружелюбные и приветливые люди, в вопросах же касающихся денег крайне неуступчивы. Летом конечно проще – поставил палатку и живи. Зимой же за минимальный комфорт нам пришлось заплатить немалые деньги.
Цены. Перелет Москва–Тбилиси – 5 тыс рублей . Визу на 30 дней получаешь в аэропорту Тбилиси – 1 тыс. Продукты лучше покупать в Тбилиси, цены примерно как у нас (овощи и вино дешевле). В Местии продукты дороже, и не все купишь. В Мазери вообще ничего не купишь кроме хлеба. Транспорт дорогой. Бензин стоит почти 40 рублей на наши деньги. Жилье – дорого, от 30$ за человека в сутки. Лошади – очень дорого. Сначала хотели облегчить себе жизнь и подбросить грузы до начала подъема (около 7 км), но узнав цену, сразу расхотели. Снаряжение в Грузии дорогое, выбор небольшой. Газ – в два раза дороже, чем у нас, веревки в три раза дороже.
БЛАГОДАРНОСТИ Огромное спасибо всем, кто помогал нам в осуществлении этого проекта! Всем кто провожал, встречал, звонил и ждал звонка.
Отдельное спасибо нашим грузинским друзьям: Гиоргию Чачуа, Гиви Картвелишвили, Афи Гигани, Бено Кашакашвили, Ладо Гурчиани.
Экипировка команды:
– костюмы ветрозащитные, куртки утепленные, рукавицы утепленные, рюкзаки.
Рок Пилларс – палатки, спальники, рукавицы.
ЭЦ «ЛАВИНА» – камалоты от BD
Информационная поддержка - Столбы.Ру
228
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Волновалась за вас и очень радостно было смс от Деника получить, что залезли!)))
Жаль на обратной дороге пересечься не получилось:(
Состав команды, сроки восхождения, где в точности лезли, фотографии...
Пишите
Информация о Грузии очень интересная. И главное - ей веришь больше, чем СМИ! Спасибо!
Есть и статьи и фотографии и живые восходители.
http://www.alpklubspb.ru/ass/a88.htm
Маршрут Голубева это маленько не то, он идет по столбу между Мышляева и Моногарова.
Нужно фото маршрута Титкина.
Спасибо
Там есть хорошие фотографии, хотя нет никаких ссылок кто автор и когда пройдено.
Можно, наверное, так же связаться с Толей. Учитывая его основательность при подготовке и то что ходили они всего через 2 года после прохождения, у него должны были остаться материалы.
Любопытно, что у первопроходцев на схеме обозначено аж 5 контрольных туров.
Мы не заметили ни одного )))
Или парни тех лет слишком торопились жить (да оно и не мудрено - предперестроечный Союз...Жопа!), посему отчеты, равно как и фото, откровенно похерены. Типа "...не до того нам, не до канцелярии! Успеть-то сколько нужно ишо! И Ишшшо!" Или... Ничего больше не скажу - не уполномочен я к расследованиям дел "...давно минувших дней". А слово, знаешь ли, Силу имеет, и не малую. Врагов наживать не охота...
У самого, правда, рыльце трошки в пуху - облажался с командой по полной, поверил людям на слово. В итоге ни фоток, ни своей концовки ( время уже поджимало, вот и спасались по чьим-то убитым шлямбурам)
Мое Почтение, Сибиряки!
А с Титкиным, вроде Мошников общался, но сейчас Толя в Аргентине, будет доступен после праздников.
Наношу нитки маршрутов.
Скоро у нас будет фото со всеми маршрутами, о которых есть информация.
Пока могу предложить следующий исправленный вариант
Пока еще не полный
и еще нумерация в бумажном отличается от нумерации в электронном класификаторе на сайте ФАР (на единицу)
короче, процесс разгребания наследства бесконечен... как эволюция