Поход на Эльбрус

Пишет PansyK, 16.02.2011 17:47

Поход на Эльбрус (Альпинизм, восхождение, альпинизм)
Когда-нибудь настанет время, оглянуться назад. Что я вспомню?

Бесконечные бизнес-планы… или наши авантюры с друзьями?
Как сладко засыпал вечерами… или ту ночь без сна, когда вдруг все так изменилось?
Как хотел все успеть… или как однажды время остановилось?
Как шел по проторенной тропе… или как шагнул в неизвестность?
А что вспомнишь ты?

Павленко Алексей, С. Петербург

Поехали!

Да, знаем что красиво, были здесь лет 15 назад, ходили в поход, поднимались на последнюю очередь канатки (3800м), и тогда казалось, что до вершины рукой подать, ох как тогда я ошибался... С тех пор, желание забраться туда, на самый верх, плотно засело во всех местах, временами разгоралось и практически погасала.

В этом году, решено было перерыть инет в поисках поход - туров на Эльбрус.

Цены прыгают от 850 Евро до 18000 рублей. Сайты интересные, условия разнообразные, можно чтобы вообще на руках занесли, только бабки плати, но вот их как раз и не хватало.

Потом нашел Агентство путешествий "Стрижамент" в Ставрополе и "сиротские туры" (дешевле некуда) на http://www.tursport.ru спасибо Мариночке из Иноземцево, помогла вычислить через местный поиск чудо контору, где восхождение с акклиматизацией стоит всего 8500 рублей! (цены 2006 года)

Вычислив благоприятное время восхождения (Эльбрус с 20 июля по 25 августа рекомендуется для новичков). Решили идти в поход на месяц пораньше, внесли предоплату банковским переводом, и стали ждать набора группы на 20-28 Июня. Почитав многочисленные предупреждения, инструкции экстремала, список необходимых вещей, приступаю к поиску недостающего снаряжения и компании альпинистов среди друзей ждя похода.

В это время по всем программам объявляют о пропаже на Эльбрусе 12-ти альпинистов. В новостях начинают показывать, как достают задубевшие тела, потом показана полуторачасовая программа про коварный Эльбрус... Новостные программы пестрят заголовкам: "Суровый Эльбрус", "С Эльбруса эвакуируют погибшую экспедицию", "На Эльбрусе обнаружены тела нескольких пропавших альпинистов"... По радио передают новости типа: - "Тела семи альпинистов были найдены 11 мая на высоте 5 тысяч 300 метров в районе седловины Эльбруса. Все они входили в группу из 12 альпинистов (граждан России и Украины), которые девятого мая из-за непогоды заблудились в горах и, разбившись на четверки, начали спуск. Выжить удалось только одному спортсмену, который был найден спасателями десятого мая..." Мда...

Почему-то все друзья отказались ехать со мной, и зачем это жена собирает мне столько теплых вещей в поход… В последний день перед отъездом группа сформирована: - я, брат и еще один экстремал из Домодедово.

С кучей сумок (вещички теплые в поход на всякий случай, насмотревшись новостей) и предвкушением приключений нас грузят в поезд СПб-Кисловодск.

Билеты брали с расчетом, чтобы приехать на денек раньше, погулять самостоятельно, попить пивка и полюбоваться красотами с высоты Чегета, что с успехом и воплотили.

Первый день: 20 Июня 2006

По программе: Заезд на базу отдыха Кабардино-Балкарского Государственного университета в поселке Эльбрус. Знакомство с гидом. Ужин. Вечер в кафе "Сакля".

На самом деле: А мы уже со вчерашнего дня тут... С утра позвонил гид и сказал, что будет к обеду, поэтому решено позавтракать в кафе на Чегете на высоте 3000м. с видом на Эльбрус.

По словам хозяйки, в кафе частенько попивал пивко Юрий Визбор. Наевшись вдоволь местными деликатесами и выслушав откровения хозяйки кафе, решили рвануть к Грузинской границе посмотреть на ледниковое озеро, (примерно 30 минут, до приграничной территории по тропе) завалились у столба "СТОЙ, СТРЕЛЯТЬ БУДУ" и провалялись в нирване целый час.

Виды просто обалденные. Чуть не опоздали на обратную канатку, народу в это время совсем не много, поэтому канатку останавливают когда захотят. И частенько оставляют наверху опьяненных кислородом туристов. Переть пешком, совершенно не хотелось, надо беречь силы... По пути вниз очередная фотосессия с видами на Эльбрус и на главный кавказский хребет.

Снова хотелось жрать. Глядя на распечатку с нашей программой, решили зарулить в кафе "Сакля", уж больно прикольное название. Вкусно отобедав местной кухни и налакавшись местного Терека, совершаем вылазку вверх по течению Адыл-Су.

Опьяненные кислородом, спускаемся на базу, подышать выхлопными газами редких машин. Смеркалось… Пора на знакомство с гидом и коллегой из Подмосковья…

Наш Гид - Радик (Родион), работал ранее в МЧС. Что нас выручало множество раз.

Коллега экстримал - Макс, уже разок был в горах (Казахстан), снова потянуло... Знакомство, рукопожатие и отдыхаем до завтра.

Второй день: 21 Июня 2006

По программе восхождения на гору Эльбрус: Получение инструкций, снаряжения и всяческих деликатесов. Выход в акклиматизационный поход. Подъем до альплагеря "Джан-Туган" (8 км). Первая ночевка в палатках. Ужин готовим на костре.
На самом деле: Разложив все шмотки по комнате, мы поняли, что в эти маленькие рюкзачки, которые нам выдали, поместится лишь треть. А еще надо запихнуть продукты и общее снаряжение для похода. Посмотрев на наши вещички Радик сказал - "ГЫ, ГЫ, ГЫ... С такими штуками, никто еще не поднимался на Эльбрус..."

Откинув ненужное, пытаемся запихать все в наши рюкзачки. Радик матерится, но помогает.

На предложение поймать тачку и доехать до Джан-Тугана ответили отказом, мы же спортсмены, разомнемся немного и прогуляемся. Надо заметить, что обратно, после таких прогулок, единогласно было принято решение ехать на тачке.

Форсируем реку, разбиваем лагерь, приступаем к готовке. На громадной площадке под палатки со столами и сложенными кострищами, мы разместились одни. Опять же, сезон только начался и считается, что еще холодновато.

По словам местных и в сезон то народу 2-3 палатки... Прошли те времена, когда некуда было палатку поставить, теперь все побаиваются близости Чечни (400км!) и посещают раскрученые курорты... Поели, поболтали, стемнело, спать.

Третий день: 22 Июня 2006

По программе: Радиальный выход к леднику Кашкаташ. Снежно-ледовые занятия (хождение в кошках, приёмы самозадержания, страховки и т.д.). Между делом - фотосъемка горных пейзажей.

Подход к перевалу ВЦСПС (4 км)

Пищу готовим с помощью портативной газовой горелки.

Вечерний кофе, беседы о "черных альпинистах", "джан-туганских девах" и прочих ужасах!

На самом деле: Собираем общую снарягу, для хождения по льдам и прем в гору, погода чудная, виды на Эльбрус обалденные.

Подходим ко льдам, пытаемся привязать к ногам кошки и страховочные пояса. Вниз смотреть страшно... Радик связывает нас одной веревкой (как она там называется, уже не помню) и гонит по льду.

Феерией похода было покорение вот этой ледяной глыбы, высотой 10-15 метров. Макс заполз наверх и затащил нас за собой. Видео надо видеть, на словах впечатления не передать.

Фотосессия на леднике и вниз к костру! Завтра нас ждет перевал ВЦСПС, а со стороны казалось, что туда рукой подать. Как мы заблуждались...

Джан-Туган — четырех этажная база какого-то московского университета, там как раз ожидали приезда 300 студентов (хорошо, что мы их так и не дождались, и было очень спокойно)

После обеда мы решили сходить в Джан-Туган и попросить нормальные тарелки и ложки в аренду. Услышав от нас, что мы завтра идем на ВЦСПС, нас предостерегали, что три дня назад был очень большой камнепад и идти туда НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕЛЬЗЯ! Всю тропу раскурочило камнями, чуть не снесло несколько домиков и сыпет до сих пор...

Мы поспешили в лагерь доложить нашему инструктору...

Радик был не возмутим: «Ай, да там всегда сыпет... А кто сказал, что по другой тропе нас не завалит? Пойдем, как всегда ходили».

Искупавшись в ледяной реке, и наевшись, в предвкушении приключений заваливаемся спать.

Четвертый день: 23 Июня 2006

По программе: Радиальный выход на перевал ВЦСПС 1Б категории сложности вершину Курмычи

На самом деле: Шутки действительно в сторону…

Впечатляющее зрелище нас ждало по пути нашего подъема, извилистая как змея тропа и лес с обеих сторон искромсан камнями. Особенно интересно было посмотреть на "камешек", который оставлял за собой снесенные сосны диаметром сантиметров в 70!!! И не сломанные, а именно снесенные... Выше мы заметили пару "небольших" дырок от этого каменюки, видимо здесь он набирал обороты. А вот от туда он сорвался...

Совсем свежие следы от камнепада впечатляли, местные не обманули. Виды на горы вокруг срывали крышу. Чем выше, тем больше впечатлений, вот уже и облака остаются под ногами...

А за новым подъемом, снова видим следующий, и снова следующий, а Радик успокаивает: «Вот, за тем, уже перевал. Ну, вот этот пройдем, а там уже и рукой подать… Воооооон за той горкой… Уже не смешно…»

Ведь правильно наверно говорят, что гибнут в горах из за собственной глупости, ошибки, невнимательности. Мы давно заметили эту серую тучку за соседним хребтом... И черт меня дернул пойти на ВЦСПС в шортиках...

Вообще, за этот день, столько впечатлений, сколько, пожалуй, в жизни не бывало и даже само восхождение на Эльбрус не сравнить. Кто же знал, что окажемся в грозовой туче и наши ледорубы зазвенят, как трансформаторы, это здорово слышно на видео. И как мы прыгали по камням с гребня скалы, и как бежали, проваливаясь в снег по пояс, чтобы не стать очередной памятной табличкой по пути на ВЦСПС. И как волосы вставали от статического электричества, и маленьким трансформатором звенела серьга в ухе у брата. И как ржали потом до упаду, когда выглянуло солнышко.

Дикий смех Радик объяснил кислородным голоданием, от резкой смены высоты. Теперь примерно стало ясно, в какую задницу мы можем попасть по пути на Эльбрус в плохую погоду и как пропадают в горах целые группы альпинистов.

Спускаемся вниз по следам камнепада и находим основного виновника бурелома, трудно представить как такая каменюка прыгает вниз снося все на своем пути. Весь вечер проходит в обсуждении рискованного покорения ВЦСПС, Радик спускает нас на землю говоря, что мы даже на значок туриста не заработали, не говоря уже о разряде.

Завтра возвращаемся на базу, поэтому надо сожрать всю еду, чтобы не тащить вниз. Сидим до поздна, еду нельзя оставлять врагу!

Пятый день: 24 Июня 2006

По программе: Возвращение на базу. Подготовка к восхождению.

На самом деле: Собираем эти чертовы палатки, да как же они помещались в эти маленькие мешочки... Обратно едем на попутке, надо беречь силы. Вечером, разложив все вещи которые надо взять с собой на Эльбрус понимаем, что поместить все в эти маленькие рюкзачки не удается… Снова зовем Радика и удивляемся как он ловко запихивает шмотки и продукты в наши рюкзаки. Завтра в путь!

Шестой день: 25 Июня 2006

По программе: По канатным дорогам поднимаемся на Эльбрус до станции "Гарабаши" (3800 м) Идем до "Приюта одиннадцати" (4100 м) (2 км) Оборудуем высокогорный базовый лагерь. Любуемся панорамой Большого Кавказа. Боремся с "горняшкой" всеми доступными методами. Проверяем снаряжение.

На самом деле: Радик везет нас к подножью Эльбруса, здесь начинается канатка. По пути, заезжаем и регистрируем группу в местное отделение МЧС с Терсколе. Проходим инструктаж у Радика. Следом забегаем в пункт проката Альпиндустрия за недостающими "фонариками" (штуковины такие на ноги, чтобы снег не попадал в боты когда проваливаешься) Сотрудник проката, посмеиваясь и глядя на мои ботинки, выдает: «Хм, да у тебя ШАНСОВ НЕТ В ТАКИХ БОТАХ ЗАЙТИ… Ноги потеряешь, даже и не пробуй. Промокнешь, замерзнешь и ничего тебя не спасет уже… Бери боты пластиковые в прокат — 200 р/день».

Прикидываю в уме, что надо еще как минимум "штуку" на боты, от предложения отказываюсь, но осадок остается... Ведь не только он критически оценивал мою обувку...

На верхней станции Горбаши (3800 м), очередной контроль, но уже экологический сбор (если повезет, то не нарветесь, но мы попали…)

Берем путь к "Приюту одиннадцати" Путь занимает около полутора часов, тем временем погода портиться и опять начинает напоминать кадры из передач «О пропавшей группе альпинистов». Сыпет снег, ветер сильный порывистый и совсем не весело.

Ну, вот свершилось, мы стоим у дверей сгоревшего "Приюта одиннадцати", раньше он был трех этажным, теперь можно остановиться только в цокольной части. Выше идут приспособленные к жизни вагончики, еще выше старые деревянные домики. В "Приюте" места для нас не нашлось и Радик исчез в тумане в поиске убежища подешевле. Наверно не стоило этого делать...

Деревянный дом с дырявой крышей, продуваемый всеми ветрами, покосившись в сторону пропасти, стоил всего на 100р в сутки дешевле, чем такие вагончики. Вагончики обходились по 350 р/сутки, надо отметить, что был еще не сезон, думаю что в середине Июля по Август будет дороже. Можно вообще поставить и палатки на снегу, так многие и делали. Но если бы я пошел второй раз в поход, то переплатил бы за домик и отдохнул бы как следует перед штурмом. Разместились в домик, приготовив еду на газу, забились на двухъярусную койку и заснули в предвкушении следующего дня.

Седьмой день: 26 Июня 2006

По программе: Радиальный акклиматизационный выход к скалам Пастухова (4850 м) и обратно (6 км). Просим у Горы разрешения на выход. Пораньше ложимся спать. Думаем только о приятном и высоком.

На самом деле: Утром погода напоминает кадры из фильма катастроф, из окна виден только туалет висящий на четырех тросах над пропастью. Туалет общий для всех и вагончиках ЛЮКС также нет условий, периодически туда забегают экстрималы.

Прогулявшись до туалета, интересуемся, ходят ли в такую погоду до скал Пастухова (4850 м). Радик говорит, что это еще ничего, бывало и хуже... Выдвигаемся до скал, монотонный подъем, на скалах одеваем кошки и успешно вскарабкиваемся, дорога вниз проходит веселей, в небе видны просветы, погода налаживается. Коллеги встречаемые по пути говорят, что уже четвертый день держится плохая погода и в лагере скопилось уйма желающих взобраться на вершину.

Завтра по всем прогнозам обещают хороший день. И собирается целая куча желающих. Основная масса поднимается на скалы Паструхова на траках и мы отправляем Радика договариваться на счет транспорта. Договариваемся на 4-30 утра, перекусываем, раскладываем сухой паек, готовим шмотки и заваливаемся спать.

К этому моменту мы все уже порядком устали от внезапной зимы посреди лета, от условий проживания и от монотонных подъемов. Но желание забраться выше всех в Европе, обалденные виды вокруг и спортивный интерес не давал сойти с ума.

Восьмой день: 27 Июня 2006

По программе: Ранний подъем, делаем попытку восхождения на Вершину. При любом результате возвращаемся в хорошем настроении. Отдыхаем. Празднуем победу, а может, строим планы на будущее…

На самом деле: Подъем в 4-00, обалденное звездное небо, ветра нет, фантастика. В 4-20 гудит трак, пора выходить. В трак помещается 12-15 человек, к скалам ходит два трака, мы ехали во второй заход, после нас они поднимались еще раз. Кроме того, есть группы, которые встают и в 2-3 часа ночи и идут пешком от "Бочек 3800 (Гарабаши)" либо от "Приюта одиннадцати" (4850) Итого, на штурм вышло около ста человек.

Трак дотягивает до скал Пастухова, дальше уклон идет круче, прыгаем с трака и прем в гору! Чуть выше скал Пастухова светлеет небо и становиться видно, что мы уже значительно выше облаков, за нами тянется цепочка жаждущих вершины, позже подъехала еще одна партия желающих острых ощущений. Но самое страшное впереди, впереди тоже люди! Это те, которые вышли пораньше или приехали траками в первый заход. Спортивный азарт не давал покою, вот обошли одних, вот и другие позади... Выглянуло солнце, стали раздеваться, пошел монотонный тяжелый подъем. Выходим на седловину, плюхаемся на привал, начинает трещать башка.

Дальше подъем становиться еще круче, ловишь себя на мысли, что если покатишься вниз уже не остановить будет. Радик указывает вниз на камни, где нашли тела троих "покорителей" из пропавшей группы…

Прячем палки и цепляемся в ледорубы, вспоминаем как учили зарубаться при падении на леднике. Силы уходят, подъем за подъемом и все время кажется, что вот вот будет вершина… Наконец то выбираемся на самый верх, уже видна пологая тропа и метров 300 до вершины, вершина этот 10-12 метровый крутого подъема, пяточек метра четыре квадратных и камень с табличкой - "Elbrus 5.642 m". Те, кого не успели догнать, уже идут на встречу, а у нас остаются последние метры...

Бросаю рюкзак, палки, ледоруб, еще 10 метров, и я выше всех в Европе! Радик вытаскивает припасенный Российский флаг, мы Питерский символ, фото, съемка, радость. Ощущения не передать, усталости не чувствуешь, еще и с погодой повезло. Облака у ног, вокруг снежные вершины и внутреннее умиротворение - цель достигнута! Садимся чуть ниже перекусить и ждем Макса, он в своем темпе отстал минут на 40… Наверно зря мы так долго сидели на самой высоте, башка разболелась еще больше…

И началась дорога вниз. Если бы тогда я мог предположить, что вниз спускаться окажется тяжелее, чем идти наверх, наверно не бежал бы так сюда. Тяжело на каждом шагу проваливаться под снег, вверх шли по насту, а теперь подтаяло. Надо было оставить больше сил на обратный путь, к концу пути плюхался на задницу через каждые 20 шагов и сидел отдыхал. Многие, из тех кого обошли на подъеме пробегали бодренько мимо. Обратно нас с братом пустили первыми, Радик остался ждать Макса, но потом все равно нас нагнал. Не буду описывать, как было плохо, но по совету опытных "покорителей вершин" от головных болей я разводил шипучий аспирин и витамины в воде, и потреблял эту адскую смесь всю дорогу на вершину. В результате был серьезный передоз этой смесью, и колбасило весь вечер и следующий день, что сильно подпортило ощущение. Мой совет, берите больше воды и меньше таблеток.

Девятый день: 28 Июня 2006

По программе: Резервный день на случай непогоды. Спускаемся на базу. Сауна. Праздничный ужин в кафе "Сакля", шашлык и т.д. - как обычно. Опять хочется куда-нибудь!

На самом деле: Домой, домой, быстрей в тепло и лето. Бледные, злые и небритые прем пешком до канатки. Глядя в наши лица, контролер покорно отходит в сторону и даже молча помогает залезть на кресло (третья очередь канатной дороги кресельная) Вторая и первые канатные дороги тоже покорно открывают перед нами свои двери.

О чудо, под ногами земля, а не снег, вокруг трава, а не камни. Вокруг ларьки с пивом и едой, садимся в кафе поесть нормальной пищи и завязываем с сухим законом! По пути на базу, заезжаем в Альп Индустрию сдать арендованные "фонарики" и припоминаю как мне не дали шансов зайти на Эльбрус в этих ботах… Вот он я! Живой, ноги целы и куча фоток с вершины… На что был дан вяленький ответ: «Ну, с погодой повезло…» (типа - дуракам везет)

«Праздничный ужин» брат принес мне в постель, сказывался передоз адской смесью аспирина в перемешку с горной болезнью. Температура поднялась до 38 я закутался и заснул.

Десятый день: 29 Июня 2006

По программе: Прощание. Крупные слезы. Отъезд...

На самом деле: Слез не было. Увозили с собой массу впечатлений и воспоминаний. И уже вечером, за бутылочкой вина, мы показывали наснятое видео всем нашим друзьям из Иноземцево (Кавказские Минеральные Воды) и наперебой делились впечатлениями.

Завтра обратно в Питер, там беременная жена и друзья ждут отчета покорителей вершин...

Воистину, есть что вспомнить!!!

Интересно,занимательно и правдиво.Спасибо.

У автора, в Питере, кто родился?

Интереснее было бы,чтобы автор свои фотки использовал в отчете и из своего похода. На Кашкаташе моя фотка с моим сыном и Сергеем Звягинцевым. На поляне Джантуган наши палатки. На восхождении гид Стрижамента Света Бушуева, котороя в вашем восхождении не учавствовала. Впечатление от отчета испорчено плагиатом.

И "скрытой рекламой",сквозящей со всех щелей..особо порадовала цена 2006 года....;)-прям 25-тый кадр какой-то..и много-много того-чего делать низяяя!(ну там про грозу и железки в руках...ботинки-"смерть туриста"....)А ведь кто-нибудь примет это к "действию" и полезет в тапках...жаль-но "смонтировано" дёшево и сердито..

НеУважаемый автор, этой статьёй вы нарушаете закон Российской Федерации об авторском праве и смежных правах (в ред. Федерального закона от 20.07.2004 N 72-ФЗ). Почему здесь выложены фотографии без ссылок на их авторов? Почему вы выкладываете фотографии, людей которых вы даже не знаете? И всё это выдаете за своё. Исходя из полного плагиата и невозможности вами выложить ваших собственных фотографий, можно сделать один вывод - статья такой же плагиат, и нигде вы не были. Просто нет слов...

P.S.:Вспоминается фраза одного очень хорошего человека "В горах не без уродов...". Если вы хоть раз там были, то я в очередной раз убеждаюсь в актуальности этой фразы.

Это "авторша"...как оказалось по ленте..а повествование от имени второго лица-тоесть от "Павленко Алексей, С. Петербург"...отсюда видать и привязка чужого фото к своему(или не своему)тексту...Хотели пиара-а вышло(или вышла)) плохая промо-акция чегой-то непонятного....

По тесту на Курмычи они собирались сходить из лагеря в лагерь. Для них это было не реально. Или инструктор заранее планировал вернуться с полдороги, или автор что то не понял. Описание восхождения на Эльбрус оставляет впечатление что автор или туда не ходил или кроме спины впереди идущего товарища ничего не видел. Это что все вынашивалось с 2006-го? Вдохновение что ли никак не приходило? Странная статья, для этого сайта особенно.

Курмычи были программой максимум. С физухой у ребят было всё ок, так что вполне возможно. Главной задачей была акклиматизация, поэтому, учитывая погоду, вполне хватило перевала ВЦСПС.(остальной коммент ниже)

Автором текста (только текста!) Алексеем были допущены некоторые неточности(в оригинальной статье есть дополнения), а также имеют место аллегория и литературная гипербола (для красного словца). Иначе статья была бы просто хронологией событий и была бы скучна. Ознакомьтесь с оригиналом статьи (написанной в 2006) с фотографиями автора: http://www.pb.atlasplus.ru/elbrus.htm Как говорится, найдите 10 отличий ))) Понятно, что автор PansyK преследует рекламу турфирмы, а фото из архива клуба разных восхождений. Можно посмотреть ещё 2 статьи (горные лыжи и велоспорт), к которым Алексей не имеет отношения.... Но народ статьи обсуждает, благодарит и хает(на таком популярном сайте), а значит цель достигнута. Плохо, конечно, что ругая автора PansyK, страдает репутация Алексея Павленко (похоже он не знает), но никого это не интересует.
Скорее всего автор PansyK не смог скопировать оригинальные фото на сайт вот и сфабриковал.
Получается что, в коммерческом туризме, как на войне - все средства хороши.
P.S. Отдавая свои фото, будьте готовы, что вы можете их увидеть в неожиданных и порой очень публичных местах, естественно без вашего ведома. В чём я очередной раз убедился.

Неэффективный манагер. Минус не анонимный.

Спокойствие друзья:) Публикация этого отчета здесь и в таком виде имеет две цели:

- рассказ о восхождении для простого посетителя сайта (который на фото не из этого восхождения посмотрит и не поймёт, что фото с другого маршрута, т.е. цель - информационная)

- реклама услуг нашего горячо любимого турклуба Стрижамент и одновременно помощь их сайту (тематические ссылки, которые помогают в ранжировании сайта)

Никто не пострадал от моих действий, на мой взгляд.

Фотографии взяты с сайта турклуба и, осмелюсь сказать, размещены не только здесь, а уже очень много где (т.к. все турагентства, которые продают туры Стрижамента, берут эти фото).

Моей задачей была помощь и горному туризму как таковому, и турклубу. Умейте видеть хорошее и нужное в сделанном:)

Сын родился тогда :) Я Павленко Алексей, а то что я там не был, пусть своим йадом захлебнутся завистники ;) Статейку мою не раз перепечатывали на разных сайтах, не раз просили разрешения, мне было приятно :)
Первоисточник указан выше в одном из комментариях.
Плагиат, не капли, только "Когда-нибудь настанет время, оглянуться назад. Что я вспомню?" из какой то рекламы дернул :)
Хотелось бы оказаться еще разок на Эльбрусе, может второго заделаю и снова пойду, на соседнюю и мене популярную вершину, что на 22 метра ниже :)
А "Стрижамент" и наш гид, до сих пор на связи, и пусть им будет это рекламой :)