Пишет rocknrock, 04.02.2011 16:34

Первое лидирование онсайт Джона Сиретта на Wall of Horrors (E3 6a), Almscliff
во время сильного шторма в ноябре 1970
© John Stainforth

Еще в 1970 г. Лито Теджада-Флорес (Lito Tejada-Flores) написал революционную работу 'Games Climbers Play' (это название позже использовал Кен Вильсон (Ken Wilson) как заглавие для своего превосходного сборника литературы по альпинизму). Почти так же, как Менделеев распределил элементы в периодической таблице, Теджада-Флорес разделил лазание на разные виды “игр”: болдеринг, скалолазание и альпинизм. Естественно, Теджада-Флорес никак не мог предположить, что болдеринг станет настолько популярным или что появятся такие новые формы лазания, как DWS (Deep Water Soloing). Но это не имеет значения. Его систематика не была окончательной.

Кормление крысы. (Feeding the Rat - биография Мо Антуана (Mo Anthoine))

Мне кажется, что любая скалолазная “игра” (здесь и далее это выражение будет использоваться без кавычек, как образное выражение для обозначения альпинизма/скалолазания/болдеринга - прим. пер.), имеет целью либо развлечения, либо достижения. (Очевидно, что то, что для кого-то развлечения, для другого - достижение, и наоборот). Лазание для развлечения может в большом масштабе обогатить нашу жизнь, постоянно подверженную стрессу на работе или в семье.

Среди всех игр, выделенных Теджада-Флоресаом, лазание по скалам высотой в 10-100 метров всегда было популярно. Поэтому по большому счету я собираюсь сфокусироваться именно на этой части кормления крысы. (Кормление крысы (Feeding the Rat) - книга, написанная Аль Альварезом (Al Alvarez) о скалолазе и альпинисте Mo Anthoine. Крыса, которую кормил Мо в течение последних двадцати с лишним лет - это его страсть ходить в горы, лазить по скалам, льду, водопадам в джунглях или что-либо еще при условии, что есть хорошая компания, и это то, что он называет приключением - прим. пер.). В течение десятилетий лазать усерднее на таких скалах значило только одно - тренировки.

“Если я видел дальше других, то только потому, что стоял на плечах гигантов”. Таким образом Исаак Ньютон, великий ученый, признал нашу общность и то, что мы неизбежно оказываемся в долгу перед другими. Любое размышление о тренировках требует признания многих скалолазов и альпинистов, которые показали нам, на что способен человек.

Джон Гилл (John Gill) использует одну руку как
рычаг UKC News
© John Gill collection

Сила пальцев и гимнастические способности тела

Впервые я начал лазать примерно в 1966 в стране (Ирландия) с приблизительно тридцатью активно лазающими скалолазами. Я был самоучка. Исследование трещин в карьерах в стиле граундап соло (граундап (Ground-up) означает лазание без верхней страховки и без предварительного исследования трассы, спускаясь по веревке (лезешь с земли и сразу вверх). Обычно сначала маршрут пробуют пролезть онсайт/флеш, а потом срываются (один или несколько раз) и получается граундап - прим. пер.) - немного менее опасно, чем борьба с аллигатором, и это едва ли лучшая практика. Не важно; это все, что я мог делать и, не смотря на все трудности, я выжил. Даже несмотря на то, что я не знал ни одного скалолаза или альпиниста и ничего о лазании, все равно было ясно, что для того, чтобы хорошо лазать, нужны сильные пальцы и кое-какие гимнастические способности. Не имея Интернета, я никак не мог узнать, что Пэт Эмент (Pat Ament), бывший гимнаст, совершал первопроходы трасс категории 5.11 в Йосемитах и в Боулдере (например, очень удачно названную Supremacy Crack). У меня не было никакой возможности узнать, что несколько лет до этого другой экс-гимнаст, Джон Гилл (John Gill), не только подтягивался на одной руке, но даже на одном пальце. Я не мог узнать, что Гилл лазал трассы категории приблизительно V11 и E7. И я также не мог узнать, что Гилл был воодушевлен историями о Германе Буле (Hermann Buhl), источник вдохновения и для меня.

Джон Гилл, выполняющий динамическое движение
на Pennyrile Forest, KY, середина 1960х
UKC Articles
© John Gill

Пока я проходил бесконечные траверсы по стенам заброшенного сельского дома, чтобы развить силу пальцев, я не знал, что Дугал Хастон (Dougal Haston) с друзьями делал то же самое почти десятилетие назад на стенах в Currie. Я не был в курсе, что Ларри и Лес Холливеллы проводили громадное количество тренировок на южном песчанике, чтобы подготовиться к топовым маршрутам в Welsh. И я не знал, что Том Проктер (Tom Proctor) проходил траверсы, похожие на мои, но сложнее, на стене сарая на ферме своих родителей близ Честерфилда. Когда Проктер начал лазать на скалах, он создал Our Father - самый сложный маршрут в Британии.

Читать далее на Rock'N'Rock...