Заметка о Челмужских сопках или курганах

Пишет fiks, 26.01.2011 13:09

// Олонецкие губернские ведомости. 1890.

В настоящее время повсемстно производятся раскопки курганов или с ученою целью, или с целью поживиться древними сокровищами. Большая часть курганов находится в средних или южных губерниях, как богатых древними событиями; наша же Олонецкая губерния такими событиями очень бедна, отчего и курганов в ней очень мало.
Здесь я хочу сообщить некоторыя сведения о курганах, находящихся в с. Челмужи (Повенецк. уезда) и известных у местных жителей под именем сопок. Их 8 — 9 и все они расположены в одном месте, в поле, в 100 — 120 саж. от дер. Кручихи. Об этих сопках у местных старожилов сохранилось следующее предание: „В старину незапамятную, Бог весть отколе, к Челмужскому берегу подплыли „паны“ и причалили свои суда в том месте, которое теперь извстно под именем „Копанца“. Желая перетащить свои суда далее, через стрелку, паны перекопали ее и остановились лагерем в том месте, где теперь стоятъ сопки. Тут, по преданию, на их лагерь напал такой туман, что они не узнавали своих и в ожесточенной свалке перебили друг друга. Мертвыя тела их, оружие и даже пушки местные жители закопали в землю, а сверху насыпали курганы или — по местному — „сопки“.
Конечно, в таком виде это предание более похоже на легенду, чем на правду, но тем неменее, смотря на самыя сопки, нельзя не предположить, что в основании его лежитъ истина. Во-первых, главныя сопки (5) как по форме и размерамъ, так и по вышине — почти одинаковы; во-вторых, все они расположены вместе и довольно правильно; в третьих, как тут, так далеко в окружности место совершенно ровное, без всяких возвышений и — наконец — в четвертых, у основания всехъ сопокъ есть углубления...
полностью статья опубликована на сайте "Путешествие по Карелии" клад в селе Челмужи

Следующим летом собираемся пройти по Заонежью в 200 -т км походе, за одно проведем пару дней в деревне Челмужи и таки узнаем, есть ли там еще те самые сопки. Но предварительно надо поглубже копнуть архивные данные. Может там уже давно пустые поля.

Заметка о Челмужских сопках или курганах (Путешествия, карелия, путешествие, рыбалка, озера, история, фото)