ELBRUS, beyond my mind - впечатления от восхождения на Эльбрус

Пишет surgeon, 12.06.2007 12:40

Elbrus

beyond my mind

Свежие (потому что такое не забывается) впечатления от летнего восхождения на Эльбрус.
ELBRUS, beyond my mind  - впечатления от восхождения на Эльбрус (Альпинизм, приэльбрусье, фото)

фото: Вид с Восточной вершины Эльбруса (недалеко от седла) на Западную вершину.

Медленно вывалились из поезда в Нальчике – после 1,5 суток в плацкартном вагоне – ощущения необычные, праздник не портил даже 30-ти килограммовый рюкзак за спиной. Потусовались полчаса в Нальчике в ожидании «аусвайса» в пограничный район, и в путь, в а/л Уллутау. В этот же день в альплагере повторяли, а я так первый раз изучал основы работы с веревкой и прочим альпснаряжением, доповторялись до организации полиспаста. Дополнительный стимул придавала коровья лепешка прямо под той сосной где мы тренировались –поэтому все всё быстро усвоили.

Первый радиальный выход – пик Зимний (2а-зимой:).

На фото слева направо: Серега, Вовка, Володя на пике Зимний.
Было жарко, очень жарко – и какой же кайф: нырнуть в горное озеро с ледяной водой. На это подвиг отважилось 2 человека: Я и Светик (спортсменка: 2 дан карате, врач и просто красавица). И пока мы купались:) наша группа упилила вниз – нехорошие люди! Ну а мы втроем: Светик с Ромкой и Я - естественно слегка заблудились, но слава Аллаху и особенно Ромке, который предварительно проставил точки на GPS, мы вышли в лагерь где-то к ночи. Пришлось для некоторой седации и снятия напряжения выпить пива около 1,5 литров.
Второй выход состоялся на близлежащий ледник: покорила мрачная красота этого места (см фото).

Походили для тренировки по леднику в связке и вниз. На спуске ввиду собственного раздолбайства поскользнулся на снежном участке – блин, тормозить ледорубом реально сложно! А дальше нас ждал туман с видимость около метра (см фото).

Слева на фото – погранзастава должна быть.

По прибытии в лагерь опять хотелось пива, но мы, взяв себя в руки и надев налобные фонарики, пошли на дискотеку!! До фига кабардино-балкарских песен – не просекли фишку - ушли.
Следующий выход был на Райские ночевки с палатками и прочими отягчающими обстоятельствами. Да что же такое – опять мучает одышка, на фига дома целый месяц в тренажерном зале на дорожке в гору бегал. Дошли, поставили палатки, сели играть в козла (см. фото).

Кто-то, уже и не помню кто, пошел «до ветру» и увидел горного козла - всей группой бегали за этим чудом природы. В конце концов, он от нас ушел где-то по 5Б. На следующий вечер козлов было штук 10 – но фотографировать было уже лень. Лень всем, кроме меня, поэтому смотрите фото:

А вечером снизу поднимался туман.

А потом дошел до нас и поглотил…

На следующий день выдвинулись на Тютю, добежали до жандармов, но в связи с нехваткой времени повернули в зад. Мне лично важен сам процесс, а не результат. Так что я не расстроился, чего не скажешь о нашем руководителе Александре (горный и негорный турист, промальп и неплохой скалолаз) он как-то рассчитывал на победу. Ну да ладно. По пути Вовка веселил нас сказками и анекдотами, за что ему Большое Человеческое Спасибо. Вообще Вовке надо вынести благодарность за поддержание позитивного настроя группы на протяжении всей экспедиции – просто мегаприкольный чел. Анекдоты приводить не буду из соображений политкорректности. Вернулись в Уллутау счастливые и довольные, пиво и на дискотеку – по прежнему этническая музыка в обработке – пошли спать.
Ну все: акклиматизировались, пора на Эльбрус. В группе витала идея быстренько через перевал выдвинуться в соседнее ущелье, из Адыр-Су в Адыл-Су соответственно, ну а там как-нибудь до Азау. Представил опять 30 кг на плечах и уговорил всех на быструю доставку аутомобильным транспортом, в качестве которого был найден автомобиль ГАЗ. По горной дороге под дождем и порванным брезентом в кузове «газона» – класс!! Серьезно, мне понравилось - очень экстремально.

На вот и Азау, а некоторые из нас, в их числе и Я, горнолыжники, а значит что? Значит надо есть шашлык и пить глинтвейн – а что еще в Азау делать, тем более что снега нет. Ну, т.е. с погодой не повезло.
Наконец погрузились в кабинку, которая мне всегда напоминала трамвай, и отбыли в мир иной. Ну согласитесь, это же совсем другой мир, совсем другой.
Мы сделали очень неправильную вещь, точнее не сделали правильную - мы не зарегистрировались у спасателей, потому что...забыли. Да, я знаю: мы не очень хорошие люди.
Станция МИР встретила нас холодным мокрым дождем и ветром. Абсолютно нереальные впечатления остались от посещения туалета: он и так на отшибе на краю скалы стоит, а в густом тумане ощущение что этот сортир и Ты – единственное что есть в этом Мире. А после постижения одиночества человека во вселенной, взял в кафе облепихового чаю и назад к группе – как же приятно пить горячий чай в такую погоду, особенно когда остальная группа уже начинает мерзнуть:).
Мимо нас прошли несколько групп насквозь мокрых альпинистов, причем, как правило, с признаками острых респираторных заболеваний, а некоторые, судя по кашлю, и с пневмонией. Погоды не было уже больше недели, люди устали ждать и спускались. Ну мы то круче, так что побежали вверх.
Растянулись километра на три, наверное. До Бочек шел бодро, мимо Бочек, уже с мыслью, что может в них и остаться, выше Бочек полз. Сверху и сбоку лил дождь, лило из носа, промерз полностью и поднялась температура – вокруг не души: передние ушли вперед, задние остались передохнуть на Бочках – полз из последних сил, думал сдохну. Когда появился в далеке Приют 11 - показался нереальным инопланетным кораблем из фильма «Кин-дза-дза». Дополз до приюта, ввалился внутрь – а нас там не ждут!?
А чего они должны ждать – мы же номер не заказывали. Мысль о палатках была отметена сразу как несоответствующая текущему моменту, пошли искать приют где-то кроме «приюта 11», так как там мест не было. Обилие памятных табличек почему то не поразило, зато поразило обилие мусора. Ёлы-палы ну это же не Эверест, мусор за собой можно вниз уносить!!!
Ура, ура нашли приют в приюте Мария (350р/сут/чел). Начали проявляться признаки «игорной» болезни: у группы некоторой эйфорией, у меня лично чрезмерной рассеянностью, и некоторой амнезией на кратковременную память – очень сложно, блин, было рюкзак на восхождение собирать. Мы согрелись, почти высушились и стало хорошо. Но, пришло время и природа взяла свое – надо было идти в туалет. Описание маршрута: выйти за дверь, где дождь и сильный боковой ветер, под звуки дизельной установки легкое скалолазание, затем протяженный (10м) траверс по льду и вот он: над пропастью в тумане – сортир. Внутри которого наблюдаются сильные восходящие потоки воздуха из того самого отверстия в полу. Так экстримально, я еще никогда не ... .
Ночью погода улучшилась и было решено идти на Эльбрус, без акклиматизационного выхода к скалам Пастухова. В 3 часа выдвинулись.

Фото: Серега и Димон в начале пути.

Все таки гипоксия дает о себе знать: в темноте иногда казалось что иду по дороге вдоль аллеи с деревьями и домами. В реальности фонари на лбу восходителей и фары, проносящихся мимо ратраков создают какую-то марсианскую картину. Опять сильно растянулись, до скал Пастухова дошли уже по частям, начало светать. Внизу вдруг появился весь Главный Кавказский хребет – ну конечно все достали фотоаппараты – а я что-то красоты не прочувствовал. Было ощущение, что идешь в гости к Сатане, ну куда-то в ад, в общем. Да, Димон из нашей группы упустил чехол от фотоаппарата, но зато нашел в сугробе лыжную палку и другой фотоаппарат – трупа рядом вроде не было. Дальше шли вдвоем: Я и Володя (второй раз на Эльбрусе, был на Западной вершине, собирался идти на Восточную). Что касается меня, то я вообще с утра собирался до Пастухова и обратно, когда прошел Пастухова - до траверса и повернуть, потом и до седловины, а в результате дошел до Восточной вершины.
Пока дошли до седловины два раза чуть не заснул, один раз присел попить чаю и вырубился на несколько минут (я так думаю, точно не знаю), второй раз вообще в процессе ходьбы упал назад на кого-то, от возмущенного крика и проснулся. Ну вот мы и на седловине, время в притык, решил тоже идти на Восточную – вместе веселее. Что-то все ломятся на Западную, никто на Восточную не идет, как идти не понятно. Сбегал к ближайшей группе – рассказали примерно. Плюнули, полезли напрямик, махая ледорубами. Наверно, так делать нельзя.
Очень классное ощущение, когда идешь, а облака с огромной скоростью проносятся... сквозь тебя. Когда в течение минуты голубое небо, потом «молоко», а потом снова голубое небо и облако уже далеко. Фотоаппарат лежал в кармане штанов (штаны горнолыжные с мембраной) - покрылся инеем, причем изнутри! Хотя и не до фотографирования было совсем. Последние метры я полз на четырех лапах. Стоять слишком тяжелая работа для организма. Вдалеке виднелись несколько замороженных трупов – при ближайшем рассмотрении, оказавшиеся камнями. Это галлюцинация никаких эмоций во мне не вызвала – вообще никаких.

На фото характерные снежные наросты на Восточной вершине, очень плотные, образовавшиеся под действием сильного ветра.

Ну вот мы и на Восточной вершине, отдохнули минут 5 и вниз по тут же найденной тропе. На седловине меня как-то накрыло: идти вниз конечно легче, но мозжечок вообще отключился – координации нет, падаю через каждые 5-10 шагов. Радует что не у меня одного такая фигня. И если раньше, на протяжении всего восхождения болезни не чувствовал, то сейчас температура по ощущениям 40 и голова раскалывается. А тут еще погода испортилась, и мы на прямом участке между Пастухова и Приютом 11 почти заблудились и в этом ***** тумане чуть мимо Приюта 11 не прошли. Но, слава Богу, не прошли, кажется я сразу напился фервекса и спать завалился. После нас пришел Димон – уставший, но довольный, единственный из нашей группы взошел на Западную вершину.

А это уже утром следующего дня. Вид из «Марии» на другие «высокогорные гостиницы».
На следующий день ушли вниз и перебазировались в а/л Шхельда. А оттуда еще два радиальных выхода: на "Зеленую гостиницу":

и к леднику Шхельды:

Фото: Это кстати Я.
Ну а по вечерам пиво и дискотека. Особенно зажигали два участника нашей группы: это конечно Вовка и Серега. В Сереге совмещались просто несовместимые на мой взгляд вещи: с одной любитель pick-up’а, с другой турист, спелеолог, скалолаз и промальп. Особенно романтично смотрелись медленные танцы в их исполнении с мигающими на шее светодиодными фонариками. Наконец-то мы прониклись местной лезгинкой. А как ей не проникнутся, если кроме нее только русский R’n’B. «Коламбия не представляет» – песня лета, тогда очень раздражала, а сейчас приятные ощущения навевает.
PS: На обратном пути в поезде:

Фото: Это Вовка!
Были выгнаны проводницей в тамбур за плохое поведение, а из тамбура в другой вагон:)) В остальном без приключений. Все!

Приятный бонус к этому путешествию: когда смотришь на Эльбрус снизу, даже на фотографиях, осознаешь что ТЫ БЫЛ ТАМ, НА САМОМ ВЕРХУ. И это потрясающее ощущения сохраняется до сих пор.

Не повторяйте наших ошибок:
1. Один даже в поле не войн, а на Эльбрусе - потенциальный труп. Мы шли «каждый в своем темпе» и IMHO это недопустимо, особенно для группы, большая часть участников которой не альпинисты и не имеют опыта подобных восхождений. Нас спасли просто отличная погода и здравый смысл участников, которые вовремя повернули обратно.
2. Регистрироваться надо обязательно!!! Ну это и так понятно.
3. Общей физической подготовки много не бывает.