"Великая победа Таджикской дипломатии" или как Китай прибрал к рукам 1000 кв км Восточного Памира

Пишет yanch, 12.01.2011 16:35

Депутаты нижней палаты парламента Таджикистана ратифицировали протокол о демаркации границы с Китаем, по которому соседнему государству отходит часть спорных территорий. Об этом сообщает ИА "Азия-Плюс".

Как пояснил глава таджикского МИДа Хамрохон Зарифи, выступая на заседании парламента, протокол подразумевает передачу Китаю территории площадью около тысячи квадратных километров. Министр заявил, что общая площадь спорных территорий составляла 28,5 тысячи квадратных километров, то есть около 20 процентов от всего Таджикистана. То, что в итоге было решено уступить лишь часть, Зарифи назвал "победой таджикской дипломатии".

Массовая сдача территорий. Отданы земли по Амуру, отдали свои участки земли в пользу Китая казахи, киргизы. Теперь вот очередь таджиков. Выглядит как репетиция нечто большего, разминка. Перефразируя Михайло Ломоносова, могущество Китая Россией приростать будет. А в общем печально, зная как бились русские за свои границы в Центральной Азии, на Памире. И без России границы многих среднеазиатских молодых государств (бывших союзных республик) выглядели бы на современной карте куда более скромными. И отделился бы Таджикистан от Бухарского ханства и провел бы умело "памирское разграничение", борясь за каждый метр своей территории с Китаем и Британской империей, тоже вопрос. А отдать, тем более, когда не тобой приобретено, ума особого не надо. И даже не обязательно называть это "великой победой".

Эх,точики...

А какой кусок уступили?

Вот есть тут кусок, который за высокими хребтами, где никогда не было ни одного советского пограничника:

Разобрался. Google Earth уже показывает новую границу. Вместе с тем "недоступным" из Таджикистана куском китайцам еще часть долины Маркансу уступили. Вот:

Но это меньше 1000 кв. км. Где-то еще уступили.
Вот только непонятно, где.

Вот теперь нашлась эта тысяча квадратных километров.

Кроме части долины Маркансу к Китаю перешла часть долины Рангкуль (данные из Google Earth).
Вот такие там пейзажи (фото отсюда).

Классные ирисы.
Примечательно, что переданы территории, отделенные от Китая водоразделом Сарыкольского хребта. Не иначе, как по этой узкой полоске, соединяющей простые перевалы, будет проложена автомобильная дорога, пригодная для переброски через хребет большого количества автотранспорта.

На восточном Памире много нефти, но очень глубокого залегания. Через 20-30 лет и она пойдет в ход.

Я только не понимаю, где здесь повод для иронии по поводу таджикской дипломатии? Нефиг было украинцам, русским и белорусам в 1991 империю разваливать. Это как в том анекдоте, когда маленькие детки подглядывают за родителями и сокрушаются: "И эти люди не дают нам в носу ковырять!"

Когда я прошлым летом был в Таджикистане, мне рассказывали местные, что в 2011-м году, после того, как закончится демаркация таджико-китайской границы в Мургабском районе, а китайцы закончат реконструкцию автотрассы Иркештам-Душанбе-Худжанд-Ташкент, они начнут строительство выхода на Каракорумское шоссе из Мургаба (реально, видимо, из Кызыл-Рабата) и реконструкцию Памирского тракта от Мургаба до выхода на заканчиваемую автотрассу.
Похоже, южный кусок уступаемой территории связан именно с этим проектом. Таджики очень заинтересованы в нем. Выход напрямую на Китай и Пакистан + превращение Памирского тракта в нормальную дорогу.
Так что несколько странно возмущаться их действиями. Это их территория и их право.Тем более, что недовольны, судя по приведенной информации, пока только исламисты. Ну и плюс Россия, Украина и Казахстан (в этом форуме). Но ведь ни наша страна, ни Украина с Казахстаном не реализуют для Таджикистана этот проект. Так что мы не вправе их осуждать.
Ну, а если смотреть с точки зрения "чистого" туризма-альпинизма - пользы от реконструкции Памирского тракта тем более много. А отдаваемый район с точки зрения перспектив для похода я рассматривал. Не очень... Разве что часть северного куска.