С днем спасателя!

Пишет lidapravdina, 27.12.2010 11:41

Всех спасателей - с профессиональным праздником!

Без ваших усилий не было бы того развития скалолазных проектов в Ставрополье, какое есть сейчас, и об этом мой рассказ.
С днем спасателя! (Скалолазание, день спасателя, скалолазание)
Спасатели - скалолазы

Сегодня на КМВ более 100 скальных трасс, постоянно создаются новые маршруты, регулярно проводятся всероссийские спортивные и ведомственные мероприятия по скалолазанию. И ничего бы этого не было, если бы не спасатели.

26 декабря в Кисловодской средней школе № 17 прошел 4-ый, заключительный этап Кубка Ставропольского края по скалолазанию – соревнования, традиционно посвящаемые Дню спасателя. Они отмечают открытие скалолазного тренажера, который возвели в школе спасатели Кисловодского ПСП Карачаево-Черкесского ПСО МЧС России. Сейчас идет реорганизация службы, прежнее здание реконструируют, и скалолазный тренажер, просуществовавший 13 лет в стенах Кисловодской спасслужбы, теперь переехал в школу. На эти соревнования съезжаются спортсмены со всего Юга России: команды Дагестана и Осетии, Адыгеи, Ставрополя и Ростова, Краснодара, Невинномысска и Кавминвод. Сейчас идет реорганизация службы, прежнее здание реконструируют, и скалолазный тренажер, просуществовавший 13 лет в стенах Кисловодской спасслужбы, теперь переехал в школу. На эти соревнования съезжаются спортсмены со всего Юга России: команды Дагестана
и Осетии, Адыгеи, Ставрополя и Ростова, Краснодара, Невинномысска и Кавминвод. По давней традиции – в канун Дня спасателя проходят не просто соревнования, но и замечательная теплая встреча друзей, которая получается благодаря радушию и политике поддержки скалолазания Кисловодской спасслужбой.
Организуя и поддерживая на серьезном уровне процесс развития скалолазания в СКФО, спасатели тем самым продолжают свою миссию: спасать, уберегать от опасности. Спасать, как пишет В. Даль, - освобождать, выручать, оборонять, заступаться, подавать помощь, избавлять от беды. В условиях усиливающейся межнациональной напряженности на Северном Кавказе хобби и экстремальное увлечение спасателей оборачивается мощнейшим фактором противостояния терроризму, экстремизму, ксенофобии и националистических тенденций. Короче, «Экстремальный спорт – альтернатива экстремизму!»
С момента своего создания Кисловодское ПСП Карачаево-Черкесского ПСО МЧС РФ ведет серьезную работу по поддержке развития экстремального вида спорта – скалолазания на территории региона Кавказские Минеральные воды. Скалолазание соединяет в себе высокую физическую активность, экстремальную подготовку, практику здорового образа жизни и тем самым является мощным инструментом укрепления ресурсов здоровья человека.
В России, благодаря наличию природных скальных массивов, скальными центрами являются Екатеринбург, Красноярск, Ленинградская область. На Юге России бурными темпами в последние несколько лет развиваются скальные регионы Краснодарского края (Туапсе, Сочи, Лагонаки), Мезмай (скалы Гуамского ущелья) и регион Кавминвод Ставропольского края. Здесь активно разрабатывается скалолазная инфраструктура, строятся кемпинги, проводятся фестивали. Скалолазание постепенно становится существенным компонентом спортивной, туристской и оздоровительной культуры России.
Наиболее значительная веха в истории скалолазания на Кавмиводах - замечательные восьмидесятые годы прошлого века, когда Кисловодск по праву считался всесоюзным центром зимнего скалолазания. Здесь проводились Кубки героев-Медиков, постепенно обретавшие все более высокий статус, Кубки России. Со всех концов страны собирались спортсмены, чтобы в очередной раз поразиться зимнему лазанию на солнечных скалах Березовского ущелья. Безусловно, события такого масштаба, какими были Всероссийские и Всесоюзные кисловодские скалолазные соревнования 80-х, оставили серьезный след в памяти всех сопричастных к ним.
Все бы это захлебнулось, как захлебнулись многие проекты в годы перестройки и давно стало лишь вехой в истории, если бы не один фактор: Юрий Гавц, геодезист по образованию, пошел работать спасателем с 1994 года. Начальство сочувственно отнеслось к его увлечению скалами и отпускало на Всероссийские старты, для выступления на которых требовались стабильные тренировки. И вот при активной поддержке начальства Юрий возвел скалолазный тренажер на территории Кисловодского ПСП Карачаево-Черкесского ПСО МЧС РФ. На нем стали проводиться не только скальные тренировки, но и занятия по горной подготовке спасателей. Оказалось, что дети спасателей тоже хотят лазать – так возник клуб «Юный спасатель», тренерами которого стали спасатели Международного класса Виктор Автомонов и Юрий Гавц. Их усилиями к скалолазанию приобщились будущие лидеры скалолазания края Анатолий Морозов, Данила Овчаренко, Евгений Савенко, Марина Гладких, Лена Пивоварова. Ну а братья Автомоновы – Сергей и Александр, КМСы по скалолазанию, и сегодня поочередно выигрывают все крупные региональные старты.
Руководство Кисловодского ПСП Карачаево-Черкесского ПСО МЧС РФ, в лице Ципковского Александра Павловича и Казаринова Константина Аркадьевича всегда поддерживало любые скальные проекты. На службе возникла традиция – лазать, тренироваться на стенде, подтягиваться на турнике, упражняться на кампусе (специальная доска для тренировки пальцев). Все молодые служащие поискового подразделения волей-неволей оказались втянутыми в процесс: кто не тренировался в лазании – тот участвовал в тренировках по горной технике, становился судьей в соревнованиях, приводил своих детей. Основные соревнования Ставрополья – весенний кубок «Памяти друзей» - становились все более серьезным мероприятием благодаря задействованию технических ресурсов ПСО: машины, генераторы, перфораторы, веревки, карабины – требовались для постановки новых трасс и неизменно предоставлялись инициаторам скальных соревнований. И недаром один из маршрутов в Березовке называется «EMERCOME».
По инициативе спасателей Юрия Гавца и Олега Вдовина в 2007 году была создана Федерация скалолазания Ставропольского края, установлены тесные контакты с Федерацией скалолазания России. И вот уже с 2008 года в Кисловодске опять стала возможной организация крупнейших Всероссийских Фестивалей скалолазания с поддержкой партнерами ФСР фирмами PETZL и RED FOX.
Сегодня в регионе Кавказских Минеральных Вод активно развивается скалолазание. Проходит пять этапов Кубка края, множество соревнований муниципального уровня, работают детские секции, на базе Кисловодского ПСП проводит скальные тренировки клуб «Юный спасатель», приезжают гости-скалолазы со всей России, потому что лазать тут можно круглый год. Только жаль, что все это существует на голом энтузиазме и каждый год председатель Федерации ломает голову: где взять средства – железо на подготовку новых маршрутов, где и за какой счет обновить снаряжение, кто позаботится о строительстве серьезного тренажера, на котором скалолазы будут тренироваться в плохую погоду и зимой?
В 2010 году выпущен каталог-путеводитель «Скалолазные маршруты КМВ», в котором представлено более 100 трасс региона. 80% этих трасс сделано с привлечением ресурсов спасслужбы. Спасатели Анатолий Морозов, Юрий Гавц, Виктор Автомонов, Андрей Африн, Евгений Савенко, Данила Овчаренко – авторы трасс на скалах КМВ, их портреты украшают путеводитель.
После проведенной в 2009 г. встречи-соревнований ветеранов Всероссийского скалолазания в Кисловодске начальник Кисловодского ПСП Анатолий Морозов дал интервью:
- Скалолазание – одна из профессионально-значимых дисциплин в спасслужбе. Ряд наших сотрудников серьезно занимается этим видом, другие обязаны иметь хотя бы базовые навыки. Благодаря Фестивалю все они увидели, что нет пределов и лимитов самосовершенстованию. Серьезных высот в скалолазании можно достигать постоянно, можно не зависеть от возраста, есть шанс всегда выигрывать. На такого рода мероприятиях много молодежи и человека видно – насколько он вовлечен, активен, заинтересован. Здесь мы наглядно видим наш будущий резерв. Призвание спасателей – не только спасать, но и сопровождать различного рода экстремальные мероприятия. Наличие спасателей повышает безопасность, дает людям уверенность, обеспечивает доверие к мероприятию. А когда МЧС выступает организатором – порог доверия во много раз возрастает. Нам очень важен морально-позитивный, воспитательный эффект общения спасателей с такими замечательными людьми, которые приехали на фестиваль.
Из интервью Юрия Гавца, спасателя международного класса, председателя Федерации скалолазания Ставропольского края, автора множества маршрутов на острой и в Березовском ущелье.
- Такие соревнования хорошо влияют на подготовку тех подразделений, которым в силу своих служебных обязанностей нужно работать в горах. Мы видели, как представители этих подразделений показали замечательные результаты, что говорит об их хорошей системе подготовки. Нам интересно скалолазание как процесс, мы любим сами лазать, любим общаться со скалолазами, нам нравится организовывать скальные события. Если хотим, чтобы этот процесс шел – надо делать самим. Берем и делаем. Наши глобальные перспективы – пробивать Россию (скала вверх по ущелью за «Глазками»), огромный бастион за Россией, скалы на подъезде к пер. Гумбаши – там очень интересные формы рельефа, ремонтировать маршруты на Острой. По моим оценкам, только в Березовке потенциально возможно сделать несколько сот маршрутов, а со всеми ответвлениями, Аликоновкой и Пятигорскими скалами – запросто несколько тысяч. Такова маршрутоемкость кавминводского региона. Если конкретно взяться за его развитие.
Из интервью Андрея Африна, спасателя 1 класса, КМС по альпинизму и скалолазанию, инструктора альпинизма, автора множества скальных маршрутов в Березовском ущелье:
Почему нам интересно делать новые маршруты на скалах?... Да так сразу и не скажешь... Странный какой-то вопрос. Просто интересно... Ну, можно сказать, любимое дело, мне это нравится. Хочется надеяться, что и в новом месте дислокации отряда МЧС СКФО будет возможным продолжать скалолазное направление. Нужна совместная работа с местными клубами и секциями по развитию вида. Мы все-таки ориентированы на спасение в горах, должны поддерживать альпинистские и скалолазные возможности, а у новичков – формировать и развивать горно-спасательные навыки.
Значение поддержки, оказанной Карачаево-Черкесским ПСО МЧС РФ развитию скалолазания в регионе, трудно переоценить. Это не просто техническая поддержка. Это – физическое и нравственное здоровье ребят, увлекшихся скалолазанием, воспитание молодых спасателей, это –серьезное развитие профессиональных высокогорных возможностей отряда МЧС, это – грамотная, надежно выстроенная стратегия сотрудничества со множеством общественных организаций. Это – престиж нашего края на Всероссийской скалолазной арене, это – бесплатный бонус туриндустрии Кавминвод, которая получает возможность развития целого направления активного туризма. И даже, возможно, это будущие Олимпийские Чемпионы – как знать!
Вот имена сотрудников МЧС (наверняка не всех!!), имеющих особые заслуги в развитии скалолазания в Ставропольском крае:

Юрий Гавц, спасатель Международного класса, председатель Федерации скалолазания Ставропольского края, инструктор альпинизма, создатель тренажера в здании Кисловодского ПСП, автор десятков маршрутов в крае, организатор Всероссийских Фестивалей и Кисловодских этапов Кубка Ставропольского края по скалолазанию; главный судья Всероссийских мероприятий на Кавминводах;
Виктор Автомонов – спасатель Международного класса, инструктор альпинизма, автор маршрутов в Березовском ущелье, создатель детского Массива «Мышки», тренер клуба «Юный спасатель»; взял на себя основную роль в реконструкции скального тренажера службы в спортзале СШ№ 17;
Олег Вдовин – Начальник аварийно-спасательной службы Ставропольского края; организатор и секретарь Федерации скалолазания Ставропольского края, тренер и инструктор по альпинизму и скалолазанию;
Андрей Африн – спасатель 1 класса, инструктор альпинизма, автор множества маршрутов как на Острой, так и в Березовском ущелье, создатель мультипитчевых маршрутов на скале Россия, судья и организатор Всероссийских Фестивалей;
Евгений Савенко, спасатель Ставропольского ПСО МЧС, мастер спорта по туризму, автор маршрутов и судья соревнований;
Данила Овчаренко – спасатель 1 класса, кмс по скалолазанию, автор маршрутов и судья соревнований;
Анатолий Морозов – начальник Кисловодского ПСП КЧ ПСО МЧС РФ, кмс по скалолазанию, автор маршрутов, главный судья и организатор скальных соревнований;
Юрий Безуглов – спасатель Ставропольской спасслужбы, кмс по скалолазанию, призер множества региональных стартов;
Александр Павлович Ципковский, начальник Карачаево-Черкесского ПСО МЧС РФ и Константин Аркадьевич Казаринов,.... – люди, принимающие всегда положительные решения об оказании поддержки развитию скалолазания на КМВ; их деятельность отмечена благодарственным письмом Федерации скалолазания России;
Александр и Сергей Автомоновы – воспитанники клуба «Юный спасатель», лидеры региональных скалолазных стартов, кандидаты в мастера спорта по скалолазанию, неизменные помощники в организации любых скальных мероприятий.
А также – все, кто в жару и в холод выходит судить скалолазные мероприятия просто «из любви к исскуству», помогает пробивать скалы, возит скалолазов, воду и дрова нам на Фестивали!!!
С днем спасателя! (Скалолазание, день спасателя, скалолазание)