Экскурсия в пещеру Золушка

Пишет kamyanets, 21.12.2010 12:48

В канун дня Святого Николая мы отправились в гости к нашим знакомым спелеологам в Молдову посмотреть на пещеру Золушка. Знали, что эта пещера славится большими объемами и является одной из самых молодых пещер.
Так, за четыре часа мы добрались до украино-молдавской границы в с. Мамалыга. Здесь состоялись обычные процедуры пересечения границы пешеходами - штамповка загранпаспорта. Домик спелеологов находится в 1,5 км от погранзаставы, поэтому, с целью экономии на оформлении страховки на наш бус, пошли туда пешком.
Встретили нас очень гостеприимно, предложили накормить макаронами с украинской тушенкой. Час на перекус и подготовку и мы отправились к входу в пещеру.

Экскурсия в пещеру Золушка (Спелеология, пещера, молдова)

Вход в пещеру расположен почти на границе. Сама пещера протянулась двумя практически одинаковыми по длине «рукавами» - один под украинскую территорию, другой - под молдавскую. У входа в пещеру расположен огромный действующий гипсовый карьер, благодаря которому пещера была открыта и сегодня доступна для исследования. В 1977 году во время разработки карьера был найден вход в пещеру. Со временем карьер «продвигался» все дальше от входа, а переработанную породу засыпали на место начальных работ. Вход в пещеру был укреплен от засыпки шестью бетонными квадратными цилиндрами.
Мы прошли мимо карьера, размеры которого поражают. Повезло, что с ночи упал плотный снег и приморозило - в противном случае мы бы вязли по щиколотку в грязи. На верхушке карьеру, метров 200 от края в посадке колючих акаций выступает бетонная конструкция с металлическим люком. Нам туда.
Спустились по лестницам вниз на 32 метра. Входная часть пещеры низкая и узкая. Местные спелеологи называют его «шкурник», и шутят, что в Золушке шкурниками называются ходы, в которых невозможно пройти широко размахивая транспортником. Выйдя из входной части мы поняли, что это правда.

Экскурсия в пещеру Золушка (Спелеология, пещера, молдова)

Размеры полостей пещеры впечатляют, поражают, захватывают. Складывается впечатление, что попал в страну из книга «7 подземных королей» А. Волкова. Здесь можно бегать с широко раскинутыми руками, кататься на велосипеде, прыгать ... «Для Золушки достаточно света не бывает», говорит наш проводник и рассказывает, что для фотосъемки сюда заносили аккумулятор и огромные фонари - прожекторы. Высота одного из первых залов, Перспективного, составляет 9 метров, а есть и еще больше. Некоторые залы имеют огромные размеры, но все их величие трудно постичь из-за колон. Один из таких крупнейших залов, зал Черновицких спелеологов имеет невероятные размеры: длина - 172 м, ширина - 60 м.

Среди масштабных объемов отдельного внимания заслуживают «колодези». От залов они отличаются тем, что начинаясь на уровне привычных залов, они опускаются отвесными цилиндрическими стенами на глубину в несколько десятков метров с диаметром до 10 метров. Одна из шахт которую мы видели достигала глубины 22 м и диаметра порядка 9 м.

Следующим настоящий пещерным чудом являются озера. Они поражают как величиной так и глубиной. Некоторые из них разлились на дне огромных залов или лабиринтов, а глубина иногда превышает 10 м. Чтобы увидеть другой «берег» такого озера нужен мощнейший фонарик. Мы попытались сделать фото озера Выставочное и озера Наутилуса, но трудно передать этот удивительный объем и трехмерность на фото.

Столько растресканной глины мы еще не видели. Пол некоторых залов полностью покрыт слоем глины с трещинами глубиной до полуметра. Практически в каждом зале есть покрытые глиной участки. Вся глина посечена глубокими трещинами. Наличие такой потрескавшейся глины свидетельствует о том, что в пещере еще достаточно недавно была вода. И это действительно так.
Экскурсия в пещеру Золушка (Спелеология, пещера, молдова)

Лишь в 1977 году вместе с открытием пещеры были запущены насосы, которые выкачивают воду для разработки карьера, частично высушивают пещеру и дают возможность ее исследовать. Спелеологи волнуются, что в случае прекращения действия насосов пещера снова будет затоплена. Именно ее длительная затопленность и делает эту пещеру самой молодой среди других. Поскольку вода из других пещер вышла несколько сотен тысяч лет назад и за это время пещеры подсохли, на стенах образовалось большое количество кристаллов. А в этой пещере преобладают лишь так называемые первичные образования (залы, галереи). Возможно, именно длительным затоплением, а следовательно и размыванием гипса можно объяснить образование таких огромных полостей.

Несмотря на отсутствие привычных для других пещер настенных кристаллов, в пещере есть достаточно много кристаллических плафонов. И даже в этой «номинации» пещера продолжает удивлять размерами. Один из таких плафонов имеет высоту более полутора метров. Также в пещере есть очень специфические сталактиты. Выглядят они как волосы - светло коричневые волосы величиной до 5 см на темных выступах стен.

И последний интересный и даже жуткий факт о пещере Золушка. Здесь, в подземных толщах, скапливается углекислый газ. Этот факт имеет трагическое подтверждение. В девяностых годах когда еще не было дверей и в пещеру был свободный доступ, двое парней решили попробовать себя в роли спелеологов. Но это продолжалось недолго. За короткое время, не чувствуя запаха, они отравились и погибли. Сегодня газ скапливается только в дальних районах пещеры, и спелеологи ведущие там исследования выработали для себя такой рецепт: после 4-5 часов начинает болеть затылок, чуть позже отдает в виски, именно боль в висках является последним допустимым симптомом. После этого необходимо сразу выходить на поверхность.

За 4 часа наша экскурсия закончилась. Мы грязные и довольные вернулись в домик и уже через час пересекая второй раз за этот день границу направлялись домой.
Большое спасибо молдавским спелеологам за проведение экскурсии!