Альпийские зарисовки

Пишет ram, 14.12.2010 11:19

Внимание: Описанное путешествие не представляет никакой ценности с точки зрения альпинизма или спортивных достижений, и не претендует ни на какие награды в сфере экстремальных видов деятельности. Оно о том, что горами можно просто любоваться и классно проводить в них время всей семьей.
Альпийские зарисовки (Путешествия, альпы, не альпинизм, швейцария, эйгер, семья)

Пролог – Семейный альпийский поход

Двадцать километров для туннеля – это много, уже на десятом хочется, чтобы он поскорее закончился. Но в тоже время экономим кучу времени, без туннеля пришлось бы часами крутиться по высокогорным австрийским дорогам. В другой раз я не преминул бы воспользоваться такой возможностью, но сегодня наша цель – Бернские Альпы в Швейцарии. Ранним утром наша семейная команда покинула Будапешт, спустя какое-то время отобедала в Инсбруке в Макдональдсе (еда как обычно, а вот вид из окна…!), а теперь на всех парах мчалась к месту назначения – небольшому городку Фрутиген, в часе езды от Берна.
Тот самый туннель

Удержавшись от искушения заехать в Лихтенштейн – ведь интересно же, как выглядит страна с полутора десятком тысяч жителей – мы преодолели нетребовательную швейцарскую таможню и надолго застряли в тягучке недалеко от Цюриха. Последним же препятствием на пути к домику наших друзей, в котором мы собирались провести следующие две недели, стала ведущая к нему дорога. Ширина (в одну машину), уклон (здесь бы зимой и на лыжах) и отсутствие заборов (сугубо психологический фактор) на этом серпантине произвели на всю нашу семью глубокое впечатление. Было высказано предположение никуда из дома не выезжать, если все-таки мы туда попадем. Но человек ко многому может привыкнуть, а другой дорогу к этому дому мы так и не нашли.
Швейцарский быт

На веслах к трехтысячникам – озеро Эшинен

«С противоположного берега эти водопады казались намного ближе», эта мысль не покидала меня все сорок минут гребли. Команда у нас подобралась знатная: капитан судна Аня, моя супруга, два вторых капитана Максим и Андрей, сыновья семи и пяти лет соответственно, и я – гребец. Впервые в жизни к цели в горах я добирался с помощью лодки.
Капитан корабля

Оставив машину на парковке в поселке Кандерстег, мы презрительно посмотрели на людей, идущих на станцию канатной дороги, и уверенным шагом направились вверх по тропинке. Что стало решающим фактором в принятии этого решения: верность традициям или банальное желание сэкономить, так и осталось неизвестным. Главное, что начался наш первый поход в Альпах. Чтобы потом не повторятся, скажу сразу – в Швейцарии очень много высоких (и очень высоких) гор, больших (и очень больших) водопадов, красивых (и очень красивых) озер и т.д. и т.п. и все это практически везде. Поэтому, независимо от того, о чем в рассказе идет речь, вы можете себе представлять, что рядом с нами находится что-то из вышеперечисленного, а скорее всего, все вместе.
Второй капитан №1
Второй капитан №2

Примерно через час ходьбы мы вышли к озеру Эшинен, которое может претендовать на статус водоема с самым высоким берегом в мире. С противоположной стороны прямо из воды поднимались отвесные скальные стены, обвешанные ледниками, высотой с полтора километра. У кромки озера на волнах качались лодки, и мы не устояли перед возможностью совершить транс-Эшиненское плавание.
Озеро Эшинен

Обратно в поселок мы спускались уже по другому маршруту, прямо под линией канатной дороги. В этот раз тропинка оказалась значительно круче той, по которой мы поднимались наверх. Приятно, когда сам того не зная, правильно выбираешь пути подъема и спуска.

Деревня, свободная от машин – Мюррен

Езда на автомобиле в Швейцарии оказалась крайне опасным занятием. Постоянно сменяющиеся виды за окном и желание подробнее рассмотреть какое-то чудо природы представляют серьезную угрозу безопасности дорожного движения. А въехав в долину Лаутербрюнен, нам захотелось просто остановиться, выйти из машины и смотреть… С обеих сторон сравнительно узкой долины возвышались отвесные скалы, с которых с высоты около трехсот метров срывались несколько водопадов.
Долина Лаутербрюннен

Наша сегодняшняя цель находилась где-то наверху одного из этих отвесов – car-free деревня Мюррен, то есть машины там табу. К слову, даже если бы они там были не вне закона, не совсем понятно как туда на машине вообще заехать. С одной стороны в Мюррен можно попасть на канатной дороге, которая потом заканчивается на вершине Шильтхорн, предмете местной гордости, поскольку там снималась одна из серий о Джеймсе Бонде. А с другой стороны в эту деревню ездит горный поезд, но в этой стране поезда ездят в такие места, где в других странах не всегда самолеты летают, так что это нельзя рассматривать как показатель доступности.
Канатка на Мюррен

Мы выбрали компромиссный вариант: доехав на канатке до мини-поселка Гиммельванд (ну нравятся мне эти названия и все тут), оттуда пошли пешком, о чем ни разу не пожалели. Приятно удивило, что, несмотря на отсутствие недостатка интереса к себе со стороны иностранных гостей (особенно японцев), многие из местных жителей продолжают активно заниматься исторически сложившимся видом сельского хозяйства. А именно – держат коров. Этот факт стал причиной искренней радости у значительной части нашей горной команды.
Захват Мюррена

Мюррен оказался типичным швейцарским поселением: ухоженным, нарядным, с размеренным темпом всех жизненных процессов. Не совсем обычными в нем были две вещи: отсутствие машин (хотя наши ребята таки нашли на новостройке какой-то чудного вида трехколесный трактор) и ошеломляющий вид «из окна». Прямо напротив Мюррена как на ладони расположена группа вершин Ейгер Монк Юнгфрау. И с этого места их видно во всей красе, с низа до самого верха, всего около трех километров по высоте. Плохо просматривается, как ни странно, только знаменитая северная стены Ейгера.
Как ни странно, но карта тоже пригодилась

Кроме всего прочего этот поход запомнился двумя интересными событиями. На полпути спуска к Лаутербрюннену (канатки мы продолжали по большей части гордо игнорировать) нам попалась ферма свиней. Почему-то встреча с ними вызвала много радости и ностальгических воспоминаний. Эта ферма так и запечатлелась в нашей памяти, как единственное увиденное нами в Швейцарии место, где не было идеальной чистоты. Для полноты картины должен отметить, что и грязи особой там не было. Это ж надо свиней до такого состояния довести! А главным достижением дня стало то, что нам удалось найти тропинку, на которой в течение трех часов мы никого не встретили, что для этой местности крайне необычно.

Мы и Стена – Ейгер

Конечно же, это была мечта. Северная стена Ейгера – это легенда и нет большего преступления для бывшего альпиниста (на английском таких называют armchair), чем побывать в Швейцарских Альпах и не увидеть Стены. Как человек законопослушный, я объяснил семье, что это кульминационный момент нашего путешествия, и если они не будут все время охать и ахать, я их не пойму. Но к тому времени дети уже привыкли, что папа, увидев определенные горы, приходит в полувменяемое состояние и выговаривает какие-то странные слова, и перестали обращать на это внимание.
Она самая

Оставаясь верными традиции, на поезде мы доехали только до второй станции той самой дороги, которая спустя пару часов и ста евро вывозит туристов на «железнодорожную» вершину Европы. Желание побывать на красивой труднодоступной вершине и избежать при этом альпинизма иногда приводит к необычным последствиям. В данном конкретном случае кому-то пришла в голову идея продолбить туннель в горе и запустить туда поезд. В большинстве стран к такой идее вряд ли бы отнеслись с пониманием, а здесь взяли и сделали. А почему бы и нет? «Следующая станция – гора Юнгфрау. Граждане пассажиры, не толпитесь в проходах».
А мы пошли пешком

К счастью извне результатов всей этой бурной деятельности не видно и мы вдоволь насладились видами на Стену, поднимаясь к знаменитой станции Кляйне Шедег, перевалочному пункту для всех тех, кто приехал к Ейгеру с какой-либо из возможных целей. К моей радости, дети были в восторге от увиденных красот. Но вынужден признать, что зрелище ослепительных ледников и острых вершин встретилось с серьезной конкуренций в борьбе за внимание моих сыновей в лице козы, которую кто-то додумался туда привезти.
Монах (Монк) и Юная леди (Юнгфрау)

Верхним пунктом нашего похода стала морена ледника Ейгер, неподалеку от последней «наземной» станции поезда. В моей голове с трудом укладывалась мысль, что последний раз я так близко соприкасался с ледниками в ущелье Безенги в далеком 2001 году. С того времени много всего произошло и не все события, связанные с горами, были приятными. В том же Безенги пропал Рома Карпенко, отправившись в одиночку на траверс стены. Спустя некоторые время с Уллу-кары не вернулся Коля Горюнов. Я все собирался написать о том, как встретил в горах замечательных людей, но, к сожалению, там же некоторых из них потерял. Хотел написать о том, что последний проект, который Коля, как оказалось, сделал в своей жизни, была постройка скалолазного стенда в центре для уличных детей «Отчий Дом» под Киевом, с которым я тогда работал. Но рассказ так и не склеился. Поэтому, пользуясь случаем, хочу пожелать всем, чтобы горы остались для вас и ваших семей только в хороших воспоминаниях.

А самым необычным впечатлением этого солнечного дня под Ейгером стал холодильник. Небольшой такой, на солнечных батареях, он стоял прямо возле тропинки в довольно-таки безлюдном месте. Внутри лежали круглые куски сыра с наклеенными на них ценниками, а рядом с ним стояла баночка с отверстием для денег. Без комментариев.
Наступил вечер, и мы, уставшие и довольные (особенно Андрей, которого к тому времени я уже нес на плечах), спустились в поселок Гриндельванд. На парковке нас ждала машина, все окна которой с правой стороны по ошибке мы оставили настежь открытыми. На расстоянии вытянутой руки в ней лежали мобильный телефон, GPS и еще куча нужных и ненужных вещей. Все это как было утром, так и осталось нетронутым даже спустя десять часов. Странная страна Швейцария.
В Гриндельванде вечерело

Эпилог – Затерянный мир Гастеренталя

Поскольку объем повествования уже значительно превысил этично-допустимые в эпоху Твиттера рамки, я решил пропустить рассказ о поездке ко второму по высоте водопаду в стране, наверху которого находится Енстиген-альп. «Альп» оказался аналогом карпатской полонины, на которой местные «гуцулы» также все лето пасут коров и принимают туристов. За бортом рассказа остались и походы внутри каньонов альпийских рек, их тут называют «шлюхтами». Особенно нас впечатлил шлюхт реки Ааре, который тянется километров на пять, и временами река несется практически в туннеле.
Вход в ущелье

Местом нашего последнего похода в Альпах этим летом стало ущелье Гастеренталь. С ним также связаны несколько необычных впечатлений. Хотя само по себе ущелье достаточно широкое, вход в него чрезвычайно узкий и практически весь занят вытекающей оттуда бурной рекой. Поэтому единственной альтернативой узкой тропинке вдоль реки для входа в ущелье является не более широкий туннель, пробитый в скале. По какой-то причине я четко запомнил график движения автотранспорта в этом одностороннем туннеле: двадцать минут машины едут туда, следующую треть часа никто никуда не едет, а потом двадцать минут все едут оттуда.
В верховьях Гастеренталя

Еще в этом ущелье прямо из скал вытекают водопады, в буквальном смысле: скальная стена, посреди стены дыра, а из дыры вырывается струя воды. Еще это было, наверно, самое дикое место в Швейцарских Альпах, в котором мы побывали, если этот термин вообще можно применить к данной местности. Еще мы прокатались на местной маршрутке, сэкономив кучу времени и потратив кучу денег. А еще мы поняли, что в эти необыкновенные места нужно ездить еще не один раз.

Постскриптум

Теперь я могу сказать, что мы со всей семьей (не считая самого младшего сына Тимофея) побывали на северной стене Ейгера. Ну не совсем на ней, но очень близко.