Новый маршрут на North Howser?

Пишет robinsya, 26.12.2006 18:54

Двойка восходителей натерпелась в Канаде всех прелестей "летнего" альпинизма. Наблуждавшись вволю в пурге, они теперь не уверены, что знают, что именно они сходили...
Перевод статьи Криса Харкнесса (Chris Harkness) для "Alpinist".

Новый маршрут на North Howser? (Альпинизм, канада, alpinist, chris harkness, альпинизм)

Крис пытается очистить баул ото льда на 7-й день восхождения. Буря настигла их на 5-й день работы. После того как парни побывали на вершине, им пришлось отсиживаться в платформе еще три дня. Автор фото:Dave Russel.

Я откинул тент платформы и попал в мир изморози, которой непрекращающийся ветер придал причудливые формы. Это была уже вторая буря во время нашего восхождения; на три дня мы застряли около вершинного гребня North Howser Tower в Британской Колумбии. Ледник, сотни футов внизу, давно исчез в пурге.

Мой напарник Дэйв Рассел и я снова посчитали имеющуюся еду: мы на стене уже семь дней и скудный, рассчитанный на 3–4 дня запас пищи, подходит к концу. Наш вертолетчик предупредил, что штормить может в течение месяца, а мы уже начали голодать. Какой бы ни была погода, спускаться надо сегодня. Когда я встал, ледяной порыв ударил меня, и я начал терять сознание. Я заполз обратно в платформу, съел половину Clif Bar (энергетический батончик), выпил полкружки горячего Gatorade (энергетический же напиток) и попробовал снова. С отвращением я начал очищать баул ото льда. Корка толщиной два дюйма покрыла веревку.

За гребнем ветер удваивал силу, будучи уже 60–80 миль в час. Я выдал 40 футов веревки, привязался и начал ползти на животе по снегу в сторону точки спуска. Я уже наполовину вбил анкер, когда понял, что скала «живая». Пальцы подмораживало, и ветер сдувал меня с гребня. Я осознал, что Дэйв и я слишком слабы, чтобы выжить в сложившейся ситуации, бить анкера, дюльферять на 2200 футов, переходить ледник и спускаться по перилам еще 600 футов, чтобы попасть в ABC.
Ничего не оставалось кроме как вернуться в платформу и продолжать ждать...

Журнальные картинки сделали нас чересчур оптимистичными. Вдохновленные фотографиями в журнале «Alpinist» («Mountain Profile», № 14) Дэйв и я надеялись совершить первое восхождение на эту отдаленную 3000-футовую Западную стену Башни North Howser. Но реальность вскоре дала нам ясную картинку и бушующих здесь штормов, и камнепадов, пробивающих намеченный маршрут.

Я дал Дэйву пролезть первый участок и спрятался в бергшрунде. Под конец второго питча, однако, он сообщил мне, что ему не доставляет удовольствие мокрая скала и что, похоже, мы ушли с маршрута. Скрепя сердце, я пролидировал 10 питчей по замшелой, сочащейся водой скале, виляя траверсами по стене, чтобы вернуться на маршрут и выйти к подножию основной стены.

После ночевки я полез по отвратительному желобу между нами и монолитной системой колонн, которую мы рассматривали месяцами. Внезапно я услышал треск отламывающейся породы, попытался закрепиться и начал молиться. Я получил дюжину ударов по каске, но ни один из них не сломал мне шею.

«Мы уходим», – закричал я.

Крис Харкнесс лидирует на 3-й веревке первого дня восхождения. Это была первая из 10 веревок по замшелым, сочащимся водой трещинам, за которыми последовали траверсы по стене в попытках вернуться на маршрут и попасть к подножию основной стены, виднеющейся наверху. Автор фото: Dave Russel.

И все же мы решили попробовать пройти другую линию, справа от Warrior (VI 5.9 A3, 34 веревки, пройдена Burton-Sutton в 1973 г.). Послеполуденное время мы провели, блуждая по А3 и 5.9. Затем ударила буря, которой я страшился всю неделю.

Вися на голой стене на высоте 1500 футов над землей, видя надвигающуюся на меня черную тучу, я поторопился забить анкер. Молния ударила в долину позади нас, вызвав лесной пожар. Во время очередного удара молотком мою правую руку прошил электрический разряд, и я повис на самостраховке. Если не считать судороги, я остался цел. В последующие 45 минут Дэйв и я дрожали и развлекали друг друга игрой «Двадцать вопросов», пока маленькое погодное окошко не позволило нам установить платформу.

Мы укрылись внутри на 36 часов, слушая Bon Jovi, читая этикетки на суповых банках и собирая дождевую воду. В конце концов я расшевелил себя, чтобы пролезть вверх и влево по покрытой ледяной коркой стене по направлению к огромному двугранному углу. Дэйв успел пройти три питча, по трещинам, в том числе участок гнилого ито, чтобы достичь вершинного гребня, как снова задуло.

На следующее утро холодный фронт принес еще больше снега и ветра – трудное решение: попытаемся ли мы выйти на вершину сегодня, в ужасных условиях, или будем ждать. Если мы выберем второе, принимая во внимание «утекающие» запасы еды, второго шанса может не быть. После часов обсуждения мы решаем попытаться; дождь и разряды молнии уже не имели для нас значение, полноценный альпийский стиль теперь казался относительно безопасным.

Вскоре мы попали в лабиринт жандармов, облаков и снега. После трех часов блужданий вверх и вниз по скользким скалам в низкой видимости, я напрягся, чтобы найти маршрут, который уходил вверх, затем взглянул вниз и увидел вершинный тур у моих ног. Мы зафиксировали на фото пелену. В верхнем лагере этой ночью мы отметили событие одной банкой тунца.

К рассвету пурга бушевала в полную силу, и следующий день был еще хуже. Мы ничего не ели, пытаясь сэкономить энергетические батончики для спуска. Когда я не смог сделать первую станцию для дюльфера, мы начали гадать, спасемся ли мы, хотя вслух свои сомнения не высказывали.

На 8-й день – 15 июля – шторм начал стихать. Мы сделали 11 дюльферов на динамике (больше чем по 60 метров) вниз по западной стене с болтами и стопперами, и в 6 p.m. подошли к основанию перил, с облегчением поняв, что они целы. К 11:30 p.m., чрезвычайно измученные, мы упали в ABC.

Западная стена North Howser Tower (11,194 футов), Британская Колумбия, Канада. Красная линия - маршрут восхождения Dave Russel и Chris Harkness, 8-15 июля 2006. желтая линия - путь их спуска. Восходители до сих пор не уверены, что знают, чем их маршрут отличается от Warrior (пройден Hugh Burton и Steve Sutton в 1973). Автор фото: Chris Harkness

Эпилог

Я связывался с Hugh Burton (первопроходитель The Warrior) и с Marc Piche (автор гайдбука) и до сих пор не уверен, что мы сделали первопрохождение. По описанию гайдбука The Warrior (VI 5.9 A3, 34 веревки, Burton-Sutton, 1973) идет по большей части огромного двугранного угла слева от нашего маршрута, но, слушая описание Бартона, кажется что они со Стивом Саттоном лезли по системе трещин прямо над полкой бивуака. И единственной системой трещин поблизости, которую я мог видеть, – была та очевидная рыхлость, по которой лезли мы.
Я не нашел свидетельств пребывания кого бы то ни было на нашем пути выше полки бивуака. Если наша линия все же новая, мы назовем ее Young Warrior (Молодой Воин) (VI 5.9 A3).