Белуха 2009

Пишет iglss, 06.10.2010 13:22

Цель маршрута определилась за две недели до старта. Обе недели бегал по магазинам, под конец начало надоедать, но все же все купил, за исключением совсем уж мелочей, без которых можно и обойтись. Купили новую палатку, спальники на -10 градусов, новые мембраны, совсем непромокаемые костюмы, как и хотели, термобелье, флис, теплые жилетки, ботинки, носки, фонарики, кошки, ледорубы, ледобуры, жумары. Взяли даже ледовое сверло. Нашел очень приличные компрессионные мешки, почти герметичные. Очень трудно было достать хорошую тушенку, но под конец нашли и ее. Отправили заявку в Усть-Коксу на посещении приграничного района (отправлял за месяц, как и положено). Сложили все это в кучу и конечно не поняли как это можно унести. Да и черт с ним, на месте разберемся.
Стартовали с утреца по маршруту Екатеринбург - Тюмень - Омск - Новосибирск - Барнаул и т.д. до Усть-Коксы, а потом до Тюнгура, всего примерно 3 тысячи километров. В общем до и по М-51 и далее по М-52. Варианты маршрута появляются только при въезде в горную часть Алтая и все они примерно равнозначны. Асфальтовая часть пути интересна лишь постольку, поскольку смотреть особенно все равно некуда. Асфальт более менее сносный, осматривать достопримечательности транзитных городов (кроме продуктовых магазинов) было совершенно некогда, погода была вполне летная, поэтому ехали практически без остановок.
Вечером первого дня пути догнали огромную грозовую тучу, дождя уже нет, но все вокруг залито водой, впереди сверкают молнии, чернота до самого неба. В тучу лезть не хотелось, поэтому заночевали в поле, найдя отличный съезд и поставив палатку. Вторую ночь пришлось провести в машине - съехать было некуда, гостиницы тоже как то не встречались. Под утро, проехав Барнаул въехали в Алтай.
Путь в ту сторону через горную часть Алтая запомнился смутно, поскольку все время клонило в сон. Вверх, вниз, вверх, вниз, то асфальт, то щебенка, то грунтовка. Дорога идет по долинам рек, взбирается на перевалы и снова по долинам. Буйная зелень, море цветов, синее небо, холмы, горки, долины, бурные речки. Очень красиво. Смешные зверьки - типа бурундуков сидят столбиками на дороге, снуют по обочинам, при приближении машины прячутся в норки.
Километров за 80 до Усть-коксы дорога упирается в КПП. Через несколько минут узнаю, что поскольку мы едем не в приграничный, а в пограничный район, пропуск надо оформлять на заставе в Усть-Коксе. Пограничник на КПП дает временный пропуск до Усть-Коксы и совет - на Белуху официально никого не пускают (она прямо на границе), поэтому в качестве конечного пункта маршрута в заявке указать озеро Ак-кем…
Что делает застава в Усть-Коксе в полусотне километров от границы понять трудно, но пропуск выдали быстро и через 80 километров, преодолев напоследок висячий мост через Катунь, мы въехали на территорию турбазы Высотник.
На территории турбазы имеется гостиница, приют, столовая, баня, палаточный кемпинг, площадки под палатки, летняя кухня, умывалка и пр. Все вполне уютно. Мы заняли комнату в приюте и легли спать, так и не поняв, как завтра потащим все барахло что привезли с собой. Ужин и прогулка до деревни Кучерла показали, что до Кучерлы барахло можно закинуть и на своей машине, а вот дальше…
Утром проблема Кузуяка разрешилась сама собой. Нам предложили сплавится на рафте до начала Аккема. Отлично. Принимаем предложение, грузим все барахло в машину, что пойдет по берегу (что бы забрать рафт снизу), садимся в рафт и отчаливаем. Катунь река быстрая, порогов в этой части нет, есть стоячие волны которые смешно подбрасывают лодку. Вода голубая и очень холодная.
Берега мчатся назад и через два часа, после небольшой переправы, мы выгружаемся на правом берегу Катуни в устье Аккема. По словам рафтоводителя мост через Аккем цел и мы решаем идти по правому (орографическому) берегу Аккема.
Первые сто метро идти удается очень даже бодро))). По плану (составленного после прочтения многих отчетов) мы должны затратить на путь до озера два дня, включая перевал Кузуяк… Через час движения, понимаю, что авторы этих отчетов то ли шли налегке, то ли летели на крыльях (местных пегасов), то ли так влюбились в Алтай, что не наблюдали часов.
Идем по полям по лугам, иногда налетает дождик, но в целом погода радует. Надеюсь с ней нам повезет и в дальнейшем.
Мост через Аккем пребывает в добром здравии, хотя непонятно, куда и зачем по нему ездят. Вода в реке мутная с мыльным вкусом. Для питья неподходящая. поэтому все стоянки только у ручьев. Подъем на левый берег долины исчерпал запас сил на девяносто процентов. Оставшиеся десять используем, что бы дойти до трех берез.
До трех берез немного не дошли, проценты кончились даже у Ромы, который в это раз нагружен совсем не по детски. Встали на поляне у ручья. Сварили ужин. Думаю, докуда мы дошли, если бы пошли через перевал. Выводы делать не охота. Ложимся спать с мрачными предчувствиями.
На следующий день мрачные предчувствия полностью оправлялись. С огромными усилиями к 3 часам дня мы дошли только до черных камней. Это всего 5 километров от Трех берез. Скорость движения 1 км в час. Последние двести метров я шел наверно минут сорок. Печально даже не это, а то, что сил не осталось вообще. Нужен более-менее длительный отдых. Варим обед и ложимся спать часа на два. Да уж, груз действительно непосильный. Ладно, утро вечера мудренее. Часам к шести, поразмыслив, что если груз непосильный, то расстояние вполне ничего, решаем сделать заброску. Оставляем Рому в лагере, берем с Ваней по половине груза и идем вперед. После утреннего кошмара двадцатикилограммовые рюкзаки вообще не чувствуются. Летим вперед как на крыльях. Сначала хотели идти час, затем добавили еще тридцать минут. Всего прошли километров шесть. Прячем снаряжение в мох и почти бегом идем назад.
Пришли в темноте. Это уже лучше, устали конечно, но хотя бы без перегрузки. Утро порадовало прекрасной погодой. Завтракаем, пакуем снаряжение и выходим на маршрут. При дневном свете рассматриваем то, что вчера неразличимо проносилось мимо. Тропа постепенно спускается вниз к берегу Аккема и больше не уходит далеко от реки до самого озера. Да уж лихо мы вчера пробежались, только до обеда добираемся до закладки.
Быстро разбиваем лагерь, развешиваем вещи сушится, варим обед. Время на «поваляться» совсем не остается. Достаем закладку, закидываем в рюкзаки, оставляем Ромку в лагере и опять бегом, бегом, бегом. На одном из поворотов тропы вдали мелькнула вершина Белухи.
Закладку дотащили до водопада на ручье (). Ощутимо похолодало, на склонах гор, окружающих долину Аккема лежат снежники с которых стекают шумные ручьи. Рассматриваем древнюю баню, построенную наверно еще первовосходителями. Бежим назад, молниеносно снимаем лагерь. Очень хочется дойти до закладки, проходим несколько прекрасных мест для ночевки, прямо как в сказке - ручеек, полянка… Любуемся открывшейся панорамой Белухи. Как мы туда будем лезть пока не думаем))) еще пара километров, но… налетает ночь, начинает моросить дождь и мы встаем на ночевку в середине леса в каком то болоте, грустно, но картошка с тушенкой быстро восстанавливают настроение до должного уровня. От графика мы отстаем сильно, но из плана маршрута не вышли - у нас много запасных дней. С такой скоростью завтра должны быть на Аккемском озере.
Солнечное утро показало, что и полянка была совсем не мокрая и болото очень даже красивое, а комаров и мошки на Алтае я так и не видел. Ни одного. Немного сушимся и настраиваемся на переход сразу до озера. Болото быстро заканчивается, идем петляющими тропами. Мимо нас проходит огромное количество туристов. В одной из групп мы насчитали 40 человек. Идут по двое, трое, по десять, двадцать, дети, мальчики, девушки, бабушки и дедушки. И все топают весело вприпрыжку и здороваются))). Здрасте, здрасте! У них там что? Гнездо? Наконец встречаем первого альпиниста, то что это альпинист видно не по ледорубу и веревке, а по тому что идет он не в припрыжку и рюкзак у него не игрушечный. Расспрашиваем. На вершине был. Снегу много, льда мало. Народу еще меньше. Ага, мы на верном пути.
Проходим Аккемский приют и недалеко от метеостанции встаем на отдых, выпить чаю. У бочек останавливаемся, регистрируемся у спасателей, потом топаем к дальнему краю озера. Здесь много пустых стоянок. Место потрясающее по красоте - ручей, огромный водопад, горы, озеро. Стоял бы здесь неделю, ничего не делал, только смотрел вокруг.
Однако пока смотреть нет времени. От закладки мы прошли ни много не мало, а 12 километров. Надо вернуться за закладкой и принести ее на стоянку. До темноты примерно 4 часа. Оставив Рому разбивать лагерь, чуть не бегом бросаемся по тропе в обратную сторону. Через два с половиной часа забираем закладку и снова идем к озеру. Да уж и двадцать кило к сороковому километру спину ломает. Решаем особо не торопится, когда придем, тогда придем. Быстро вечереет и сильно холодает. По ощущениям градусов 10, а то и меньше. Выходим из леса на широкий моренный вал. Здесь когда то лежал Аккемский ледник и оставил огромные окатанные валуны. Теперь ледник отступил почти на 15 километров, а морену постепенно размывает река Аккем. В лагерь притащились уже в сильных сумерках. На небе ни облачка. Вершина Белухи белой глыбой выделяется на фоне темнеющего неба. Красотища. Вот бы на восхождение такую погоду!
Варим ужин, моем ноги в ручье, чистим зубы. Теперь мы снова временно похожи на людей. Ложимся спать под шум близкого водопада.
С утра погода прекрасная. Вываливаем все вещи в кучу и начинаю сортировку, что брать с собой, а что оставить внизу. Оставить набралось килограмм 15, и то хорошо. Кладу вещи в немного дырявую герму и отношу в домик к спасателям. Собираемся. Вес приличный, но уже не смертельный. Переходим мостик над водопадом и вдоль подножия огромного моренного вала начинаем подъем вверх по Аккему. Тропа пересекает несколько морен, пару раз переходит с берега на берег по шатким мостикам и выходит к верхнему озеру. Моренный вал запрудил реку, текущую из под ледника. Когда то здесь было озеро, а теперь большая заиленная котловина. Тут же есть небольшая часовенка - место паломничества практически всех озерных туристов. Проходим верхнее озеро слева, по краю реки поднимаемся выше к концу Аккемского ледника.
Стена ледника возвышается над ложем метров на десять. На верхнем краю лежат камни, которые время от времени с грохотом падают вниз. Из подо льда течет грязный-грязный ручей - это и есть исток Аккема. Ледник живой, он движется и подошвой перетирает камни в порошок. Этот порошок выносят потоки талой воды, затеем он попадает в реку. От этого река в Аккеме мутная. А снежники по краям долины Аккема не движутся, просто лежат. Поэтому вода в них чистая-чистая. К концу ледника доходит некоторая часть озерных туристов. Некоторые из них каким то образом влезают на ледник, заблуждаются, бродят среди трещин, дичаю и воют по ночам. Мы это сами видели))).
По времени как раз обед, начинает накрапывать дождик. Кое где можно найти ручейки более-менее чистой воды, поэтому решаем обед варить здесь. Надеваем непромокайки, набираем воды в котелок, садимся под самый большой моренный валун и варим гречку с тушенкой. Дождь то сильнее, то слабее, к концу обеда заканчивается совсем.
Глядя вверх понимаем, что кроссовки нам более не понадобятся, одеваем горные ботинки, а кроссовки прячем под «приметным камнем». Выход на ледник довольно сложен, поскольку борта долины изрезаны глубокими трещинами (ледник продолжается и под мореной) с крутыми краями. Пришлось забраться высоко на борт долины, пройти вперед, а затем спустится вниз на ледник. Одеваем кошки. Рома просто сгорает от любопытства, да и я тоже. Связываемся и выходим на ледник. Первые шаги на кошках, а что, очень удобно. Ледник открытый, без трещин, изрезан холмиками причудливой формы. Немного дальше, где крутизна уменьшилась и ледовое поле стало шире, по краям появились большие и маленькие камни, скатившиеся с бортов долины. Некоторые в поперечнике несколько метров, а стоят на малюсенькой площадке. Кажется толкни и покатится вниз. Толкали - не катится))). По леднику текут струйки, ручейки, ручьи воды. В воздухе стоит «писк» тающего льда.
Впереди величественная Аккемская стена, откуда берет начало ледник. Огромные глыбы льда нависают над ледопадом у подножья стены. Вершина Белухи скрыта в облаке. Интересно если большая глыба льда отколется и упадет вниз, докатится до нас? Однако следов подобных катаклизмов вокруг не наблюдается. Вечереет и холодает. До домика спасателей (томских ночевок) нам однозначно не дойти. Да еще поднялся ветер, дует прямо с вершины. Ветер все крепчает, наконец начинает дуть с такой силой, что идти становится трудно. Решаем остановится на ночлег. Находим ровное заснеженное место, расстилаем палатку, вставляем дуги, крепим дно к ледобурам. Я привязываю к верхней дуге основную веревку, вворачиваю ледовое сверло метрах в пяти от палатки. Дождавшись небольшого перерыва в ветродуе, быстро поднимаем палатку, вставляем дуги в кольца, натягиваем растяжки. Да уж, все у этой палатки не там где надо, несмотря на круглую форму ветер ее обтекать не желает, надувает как парус. Набиваем наветренный тамбур рюкзаками, привязываю еще несколько веревочек к всяким петелькам. Долго бегаю с ковриком, собирая снег с поверхности ледника, затем закапываю юбку в снег.
Вроде стоит крепко. Внутри тепло и тихо. Варим ужин, пьем чай с конфетами и печеньем. Порядок. Теперь остановить нас сможет только непогода. Мыть посуду сил нет, да и воды нет - с заходом солнца поразительно быстро исчезли все ручейки - ни осталось ни одного, вода только в лужицах до которых из палатки не дотянуться. Выбрасываю все чашки в тамбур - утро вечера мудренее и ложимся спать.
Всю ночь завывал ветер, грохотали лавины и камнепады по склонам Белухи. К утру относительно стихло. Проснувшись выглядываю в тамбур и прихожу в ужас. За ночь поверхность ледника вокруг палатки опустилась сантиметров на десять, от снежной обсыпки не осталось и следа, ледобуры, завинченные вечером по ушки, почти полностью вытаяли, от обсыпки не осталось и следа, в тамбуре гуляет ветер, полог плещется на ветру, в дыру видно Аккемское озеро. На голом льду приготовились к скоростному спуску кастрюли, чашки, кружки, ложки… До сих пор не понимаю, что не дало им выкатится на волю и улететь вниз. Быстро все прячу, бегу восстанавливаю обсыпку тамбура.
С ужасом считаю посуду. Нету только маленькой бутылки-миксера для сухого молока. Да уж. Палатку не снесло только потому, что ледовое сверло я тоже закрутил от души, а вытаять полностью оно не смогло)))
Варим кашу, моем посуду, одеваемся и идем вверх. В планах на сегодня добраться до Томских ночевок и остаток дня провести на арбузе. Идем влево к краю ледопада. появились глубокие трещины, которые приходится обходить большими крюками. Левый язык ледника закрыт довольно плотным снегом. Одеваясь утром, пришли к единодушному мнению, что капроновые штаны нам больше не понадобятся. Связываю их веревкой и кладу под вторым «приметным» камнем. продолжаем подъем с короткими передышками. Видно несколько подтаявших троп. Снег держит, почти не проваливаемся. Поднялись немного выше аккемского ледопада и сели пить чай. Выше нас все закрыто облаками. Иногда появляются просветы голубого неба. А небо то ближе и ближе))).
Начинает сказываться высота, дышать приходится чаще и глубже, иначе ноги не идут. К обеду поднимаемся к домику спасателей, вовремя. Снег раскис, начал проваливаться. Ноги насквозь мокрые, солнца нет, но относительно тепло и сухо. Раскладываю мокрые вещи на камнях на просушку. В домике пара нар, поуже и пошире, стол, печка, кухонный уголок. На стене пара ледорубов, кошки, много баллонов с газом, в некоторых что то плещется, есть немного круп, макароны, банка рыбных консервов, посуда - в общем обычная туристская избушка. Вода внизу под большим камнем у подножья ледника Арбуз. С относительным комфортом готовлю обед, затем режу вспомогательную веревку на куски и вяжу из них петли самостраховки. Наконец организация снаряжения закончена, одеваемся и идем заниматься на ледник.
Арбуз очень красив. У подножья стена льда почти вертикальная, а выше быстро выполаживается. Учимся заворачивать буры, организуем станцию, отрабатываем подъем на жумаре и спуск корзинкой. Пробуем делать ледовые проушины и спускаться на двойной веревке. Все это относительно несложно. Так как нижней страховки не предполагается и уклоны небольшие, решаем использовать жумар, законтренный карабином в качестве основного страховочного устройства. Под конец отрабатываем самозадержание ледорубом.
Вернулись в домик, когда уже начало темнеть. Случайный взгляд в окошко дает понять, что на уединение рассчитывать не придется - по склону бредет фигура под рюкзаком. присматриваюсь - далее еще одна, затем еще. Ого, похоже будет тесно. В общем в течении двух часов пришли в домик десять человек. Товарищи очень разнокалиберные, рюкзаки легкие, одеты странно, не особо разговорчивые, похоже устали не слабо. Это коммерческая группа, три инструктора и семь туристов из Высотника. Они за день дошли от приюта Аккем до Томских ночевок. Молодцы! Шуму от них очень много. Бегают вокруг домика, к ручью, делят нары, достали здоровенные горелки, сварили доширак, съели его, вот-вот песни петь начнут… Часам к двум наконец угомонились и уснули.
Из-за позднего отбоя проснулись только к десяти чесам. Выложил вещи на просушку, позавтракали, намазались кремом, собрались и пошли к перевалу Делоне. Раньше надо было выходить! День с утра солнечный, снег на солнцепеке развезло. Идем по подобию тропы периодически проваливаясь выше колена. Периодически это на каждом третьем шаге. Пот градом, воздуха маловато. Далеко навстречу идут двое. Подходим, это парень и девушка. Были на вершине? Не были - не пустила. Три дня в метали простояли и вернулись. Ого! порядком уставшие подходим к подъему на перевал. Подъем засыпан снегом, льда нет. Первую часть подъема до трещины идем просто ногами. Можно идти и дальше - угол примерно 45 градусов, однако решаю вешать перила. Беру пару ледобуров, цепляю веревку и лезу вверх с рюкзаком. Тяжело однако. Через 50 метров закручиваю станцию, ребята поднимаются. Не, с рюкзаком не пройти. Оставляю рюкзак на станции, лезу без рюкзака. Так лучше, но дольше, приходится потом возвращаться вниз и поднимать рюкзак, помогая себе жумаром. Следующую ходку вверх делает Ваня, который доказывает, что дело знает туго - закрученные им ледобуры можно выкрутить только ледорубом. Веселее всех идет Рома, он понимается по веревке за один раз без перекуров. последнюю веревку вверх делаю я. Прижимаюсь к скалам влево, нахожу площадку, докапываюсь до льда, закручиваюсь, ребята поднимаются. Немного слева от перевала находим площадку под палатку. Она уже использовалась. Пристегиваюсь к веревке, спускаюсь за рюкзаком, поднимаюсь, сворачиваю веревку и уже на четвереньках приползаю на площадку отдышаться. Устал просто жуть.
Далеко внизу в чаще со всех сторон окруженной горами, обрамленный конусами лавинных выносов лежит ледник Менсу. Время под вечер, сил почти не осталось, соваться туда не хочется. Над головой сине, но другой стороны чаши за горами собирается что то мрачно-черное.
Решаем ночевать здесь. Расчищаем площадку, ставим палатку, готовим сразу и обед и ужин - попросту кидаем в кастрюлю две банки тушенки. Как только улеглись в спальники, на палатку налетел снежный заряд. Снег идет всю ночь, стекает с палатки ручьями. Время от времени просыпаюсь проверить не засыпало ли с головой, вылезать откапывать очень не хочется. Болит голова, Рома тоже жалуется.
Утро встречает абсолютно голубым небом и жарким солнцем. Снега ночью не так много и насыпало, с четверть метра, а в котловине, так и того меньше. Завтракаем, собираемся и убегаем вниз. Вовремя. К перевалу уже приближается вчерашняя группа, целый день созерцать их по курсу желания нет.
Намазались кремом, одели очки. Солнце жжет, очки запотевают, без очков глаза отказываются смотреть, снег глубокий, рюкзак тяжелый. Жара, как на экваторе. Сняли куртки, сняли шапки, одели панамки.
Здесь вам не равнина, здесь климат иной, идут лавины одна за одной… Лавины действительно идут, то слева, то справа и камнепады ревут. В общем весело. От гигантских ледосбросов веет холодом тысячелетий. Прошли ледопад ледника Менсу. Далеко внизу видны зеленые холмы, альпийские луга, реки, озера, цветочки там растут. А здесь царство вечного снега, белизна абсолютная. Сколько под нами льда, десять метров или все сто? Где то там дремлют бездонные трещины, а в них мерзлые мамонты))) Что бы не стать мерзлыми мамонтами идем в связках. Дошли до подъема на Барельское седло и сели пить чай.
С подъема начался настоящий альпинизм. Воздуха не хватает, на каждый шаг приходится делать по три вдоха. Тропы наверх почти нет, однако склоне тень и снег не успел подтаять. Постепенно снегосбор ледника Менсу остается внизу. Выходим на широкую седловину с которой через ледопад Менсу открывается потрясающие виды Горного Алтая. Правда любоваться ими сил нет. Впереди видны расчищенные площадки. Не мешкая ставим палатку и приступаем к готовке обеда.
Полчаса сладкого послеобеденного сна быстро подходят к концу. За палаткой шум и гам - нас догнала давешняя группа. Собираемся и выходим, надеясь пройти до места под названием ТКТ. Тропа идет вдоль левого склона горы () пересекая многочисленные лавинные выносы, один из которых весьма большой и совершенно свежий. Ужасно не хочется терять с таким трудом набранные метры высоты. Сворачиваю вниз, торю новую тропу в обход самого длинного лавинного языка. Идти ужасно тяжело. Ваня, а затем и Рома приходят на выручку, обгоняя меня на подъеме и постепенно я оказываюсь на буксире в конце связки. По следам идти куда легче, но дыхание все равно не переводится как следует. Топ-топ, начал считать шаги, сто шагов потом взгляд вверх, потом еще сто шагов. Периодически налетают облака, видимость исчезает, становится душно как в бане.
После бесконечного подъема, отдав последние силы, выходим на ледопад Берельского ледника. Ледопад засыпан снегом. На островке между трещинами кто то расчистил большую площадку под палатку. Решаем остановится здесь. Белуху пока не видно - над площадкой клубятся облака. Ставим палатку, надежно крепим растяжки, насыпаем повыше стены вокруг палатки на случай, если ночью случится непогода.
Вечер на удивление тихий. Вершина Белухи открылась перед заходом солнца - облака ушли, оставив абсолютно голубое небо. У нас остался один день на восхождение. Повезет или не повезет? Попросив погоды на завтра у белухинского шамана и поставив будильник на 5 утра ложимся спать. Ночью болела голова, выл ветер, так что заснул только под утро, постоянно ожидая звонка будильника..
Раньше будильника нас разбудили скрипучие шаги за палаткой. Это идут восходители с Высотника. Что им там наговорили инструкторы, но вид у них такой отважный, что мой «привет» они проигнорировали. Смотрю на небо? О, да! Погода (пока, тьфу, тьфу) просто фантастика. Такая же как вчера с утра. Обеда не будет, поэтому завтракаем двойной порцией манной каши с сухарями, заливаем термос чая, берем сникерсы (да, да у нас есть сникерсы, мятые правда, но есть!), остатки кураги и орехов, плотно одеваемся, кидаем в рюкзак теплые жилеты, закрываем палатку и выходим. У нас только одна попытка восхождения, поэтому изобретать ничего не будем, пойдем по следам прошедшей группы - их инструкторы точно знают куда идут.
Выходим бодро. Снег с утра совершенно твердый. Кошки оставляют только царапины. Идем как по асфальту. Под ногами абсолютная белизна, в небе абсолютная синева. Хорошо. Преодолев небольшую трещину и поднявшись на взлет ледопада обнаруживаем потрясающую по красоте южную стену Белухи. С нее свешиваются огромные глыбы льда. Что будет если такая упадет?
Далеко слева видна еще одна группа. По виду собираются не вверх, а вниз. Наши вчерашние соседи похоже решили идти вправо, по камням вылезти на сковородку, а потом штурмовать купол. Их растянутая цепочка отлично видна маленькими точками на белом фоне. Первые альпинисты уже вышли на камни. Мы идем тем же путем, обходя слева бездонный ледосброс, куда недавно рухнула, прокатившись по склону, одна из тех ледяных глыб. Мрачное место, обойти нельзя. Ускоряемся почти до бега, за минуту проскакиваем лавиноопасный склон, уходим далеко вправо от лавинного выноса и нависающих глыб и садимся передохнуть.
Погода теплеет, идется хорошо. Мы подозрительно быстро нагоняем группу с Высотника. Уже час как они стоят на месте. Начинается крутой подъем, работаем с веревкой. Льда нет. Я иду наверх, делая ступени, затем чищу площадку, забиваю ледоруб, сажусь на него, поднимается Рома, страхуется ледорубом, затем Ваня. Потом все повторяется. Догоняем застрявших туристов. Ага, они не застряли, просто медленно идут по веревке. Базы у них из веревочных петель вокруг камней. Пару раз напросившись на их базы, быстро преодолеваем каменистый склон и вылезаем на сковородку. Кто ее так назвал? Это просто пологая площадка перед куполом вершины.
На вершину ступеней нет. Есть едва заметные следы предыдущих восходителей. Смотрим и так и так, вроде нормально, можно идти тем же путем. Перед штурмом вершины подкрепляемся сникерсами и допиваем чай. С площадки открываются потрясающие виды Алтая. Весь горный край под нами, а над нами облака. Красотища неописуемая.
Идем на штурм по той же схеме. На купол ориентировочно 3-4 веревки, ближе к вершине склон становится круче, на ледорубе висеть страшновато. Докапываюсь до льда и закручиваюсь. Так то лучше. Делаю, как потом оказалось, последний снимок с восхождения. Оглядываюсь по сторонам и прихожу в ужас! С запада на нас летит черная туча - гроза. Быстрей, быстрей бежим на вершину. Переваливаюсь через гребень, самая высокая точка справа метрах в двадцати, поднимается Рома, затем Ваня, а сразу затем налетает туча со снежным зарядом. Резко холодает, сильный ветер и потоки снежной крупы - видимость 3 метра. Связываемся и идем вправо на вершину, благо рядом. Ну вот вроде самый верх и дальше уже только вниз. Печальное «Ура».
Возвращаемся немного ниже. Ветер воет, снег идет, мокрые вещи заледеневают. Одеваем жилетки, сверху они не очень помогают, а надеть их вниз на таком ветру не рискую. Собираемся в кучу и решаем - ждем 10 минут, если не раздует, идем вниз. Жалею, что у нас нет пуховок..
На вершине появляются первые туристы с Высотника. Несмотря на непогоду они упорно лезут вверх. А мы замерзли, особенно ноги у Ромы. Снег с неба просто ручьями. Ладони лодочкой насыпает за минуту. Все, видно погоды не будет и не видать нам Алтая с вершины как своих ушей. Ну и ладно, благодарим Белуху, что хоть досюда пустила. Теперь надо идти вниз.
Ваня пристегивается к веревке, и бежит вниз. Я страхую корзинкой. Весело, 50 метров за 30 секунд. Что то он там долго возится со станцией. Наконец дает сигнал, так же быстро спускаю Рому. Сам втыкаю два ледоруба в снег и просто съезжаю до станции на животе. Спуск повторяется. Ага, вот почему Ваня так долго - он закрутил два ледобура так, что я их едва открутил носиком ледоруба. Да свое дело Ваня туго знает. На следующей станции убеждаюсь, что Ваня дело знает еще туже, чем я думал - он вырыл в склоне огромную яму, докопался до льда и снова закрутил ледобуры по самые ушки. Спускаемся вниз. Тут ждут своей очереди еще несколько туристов с Высотника. Куда их несет в такую погоду?
Пока спускались, куда - понятно, а как спустились на сковородку, вопрос возник - куда идти. Не видно ничего, а следы почти замело. Кое как по остаткам следов добираемся до камней. Здесь уже появилась видимость и стало теплее. Продолжая спуск тем же способом проходим каменистый участок, а далее идем уже без страховки, в связке.
Так же почти бегом преодолеваем лавиноопасный участок и через 15 минут подходим к палатке. Здесь ни ветра, ни снега, ни холода. Да мы и так уже согрелись. Спуск занял два часа. Смотрим на вершину - там все так же бушует непогода, похоже стало только мрачней. Лезем в палатку, варим еду, кипятим чай. Красота.
Залезаем в спальники и балдеем часа два. Выглядываю из палатки. Непогода поднялась немного выше, но вершина Белухи плотно закрыта грозой. иногда там гремит гром. Время уже 10 вечера начинает темнеть, группа сверху не вернулась, а вершина все так же закрыта тучей. Наконец часов в 11 вечера облака тают в приближающейся ночи и далеко на самом верху скального участка появляется фигура человека. Ого им еще часа два спускаться.
Часов в 6 утра раздался страшный грохот, гора задрожала - это сорвалась вниз очередная глыба льда. Выглядываю из палатки и с некоторым опасением смотрю вверх - а вдруг досюда докатится? Но землетрясение быстро стихает и над горой нова повисает абсолютная тишина.
С утра вершина Белухи как ни в чем не бывало сияет ослепительной белизной. Но нам пора в низ. Хотим сегодня дойти до Томских ночевок. Вниз идти куда проще чем вверх. Снова обходим лавинные выносы понизу, а с барельского седла вообще съезжаем на заднице друг за другом. Снова паримся под солнцем к котловине ледника Менсу. Однако к подъему на перевал все изменилась. Погода опять забуянила, нам в спину надвигается большая и черная туча - очередная гроза. Поэтому подъем к перевалу прошел как то незаметно и едва мы начали спуск, как поверху полетели грязно-серые снежные клочья.
С перевала Делоне спускаемся таким же способом, как спускались с вершины. Самым тяжелым оказался отрезок от подножья перевала до домика спасателей. Снег совершенно растаял, ноги проваливаются по колено, а внизу вода. Ботинки абсолютно мокрые. Идем зигзагами, стараясь выбирать участки потверже. Наконец я вообще по пояс провалился в трещину полную воды, после чего наплевал на путь и пошел как попало. К домику пришли в конце дня. Сварили сразу и обед и ужин, наелись.
Постепенно подходит группа коммерческих туристов. Рассаживаются за столом, громко поздравляют друг друга с успешным восхождением и пр.
Утром погода мрачноватая. Низко летят облака, временами сыплет дождик. Выходим поздно, но с утра заморозка не было. снег не держит вообще. Идем верхом ледника, стараясь держаться каменистых участков и все равно много раз проваливаемся до воды. Очень много времени занял спуск с ледника на морену - крутые склоны, большие камни, неустойчивый курумник. Кое как, сделав большой крюк и обойдя множество трещин в бортах морены, спускаемся с ледника к реке и пытаемся найти кроссовки, которые положили под «приметным» камнем. Оказывается все «приметные» камни похожи друг на друга. Ищем долго, в конце концов находим, переодеваем ботинки и уже веселее топаем вниз. К стоянке у озера пришли до того обессиленные, что решили сегодня дальше не ходить. Разбиваем лагерь, сушим вещи, варим большую кастрюлю макаронов и картошки с тушенкой. Белуха видимо обиделась на нас - вершина полностью закрыта облаками, хотя внизу тепло и небо голубое-голубое.
Вечер посвящаем созерцанию - единственный момент на маршруте, когда нам не надо было торопится. Рома собирается выложить еще один тур, но потом раздумывает. Делаем себе какаву и балдеем. Достаем зубные щетки и чистим зубы - тоже хорошо.
На следующий день план - дойти до черных камней. Сворачиваем лагерь и топаем вниз по Аккему. Идется неплохо. Около водопада (где старая баня) встаем на обед и отдых, а к вечеру практически обессиленные добираемся до черных камней и располагаемся на самой верхней стоянке. Завтра нам надо приступать к штурму перевала Кузуяк. Что то мне не верится.
Ожидание оправдались. Дойти мы смогли только до трех берез. Дальше силы кончились. Сидим думаем, как будем идти через перевал. С нашей скоростью и остатками удали - это дня три, не меньше. Помощь приходит неожиданно. К нам приходит семья туристов, которые предлагают переехать перевал на… тракторе. Тем более, что трактор уже тут. Это спасение! Грузимся в тракторную тележку и Беларусь, пыхтя и стреляя дымом из паровозной трубы, тащит нас по кривым горным дорожкам сначала вверх, а затем вниз в долину Катуни. Вокруг огромное количество красной смородины, просто все красным-красно. По пути встречаем несколько конных караванов. Понурые лошадки грустно идут вверх по склонам, таща на своих спинах седоков и тюки груза. На следующий год мы тоже хотим пройти конный маршрут, только не на грустных кобылках, а на горячих скакунах))). Встречаются туристы, которым, видимо, не досталось лошадки. Глядя на их заморенный вид, я радуюсь тому, что мы счастливо избежали этой участи, согласившись на сплав до устья Аккема.
К вечеру мы без происшествий добрались до Высотника. Занимаем два номера в гостинице, заказываем себе баню на вечер и ложимся спать на два часа. Немного отдохнув, топаем в кафе, заказываем, все что имеется в меню и объедаемся. Я раздобыл детям значки «Белуха» и инструктор Высотника торжественно вручает им сертификаты покорителей вершины Алтая. Через два часа идем в баню. Баня представляет собой большой предбанник, холодную мойку и раскаленную парилку, в которой стоит огромная железная печь до самого потолка. Жара такая, что можно пропечься за минуту. К счастью у меня уже есть некоторый опыт борьбы с такими банями. Намачиваю две простыни и развешиваю рядом с печью. Через 10 минут в парилке становится вполне комфортно. С великим удовольствием паримся и моемся несколько раз подряд, а потом идем в гостиницу и сладко спим до звонка будильника.
Обратный путь мы проделали по тому же маршруту. В этот раз я сумел как следует рассмотреть горный Алтай с места водителя. Красиво, ничего не скажешь. Нужно будет обязательно приехать еще раз, тем более, что вид с вершины у нас не вышел. У Новосибирска пошел дождь и шел не переставая практически до самой Тюмени. Тысячи километров утонули в бесконечной слякоти. Только к вечеру третьего дня мы увидели на горизонте узкую полоску светлого неба, которая постепенно приближалась, приближалась и наконец наш автомобиль выехал из под огромного дождевого пирога. Мы смотрели на этот «пирог» сбоку - он занимал все пространство от самой земли до неба и был многослойным, бело-серым. Под пирогом шел дождь, а здесь было совсем сухо и светило солнце.
Домой мы приехали поздно ночью. Все путешествие заняло 19 дней.
Фотографии и другие альбомы можно посмотреть здесь: www.shchuger.ru

Этим летом сходили на Эльбрус. Западная вершина с севера. Страшновато. Фото на нашем сайте www.shchuger.ru

cut поставьте после первой картинки...

Молодцы!
Классные у Вас пацаны!

И еще совет по публикации. Есть функция АЛЬБОМ.
ТОгда карточки смотрется будут лучше. :-)

Да, и cut не забудьте!

как поставить cut

Зайти в свой пост, нажать "редактировать", поставить курсор после первой фотографии и нажать кнопку cut. После чего нажимаем "сохранить" (или что-то в этом роде).

Поставил cut)))

На адресе своей странички тоже нужно добавить ссылку, тогда можно будет зайти прямо из поста и не забивать память браузера.
Сделайте, пост хороший.

не удержалась я не передать привет от злой женщины-инструктора с Высотника)

я обязательно пошлю Вашу статью своим туристам - им будет очень интересно это почитать...

ну и хотелось бы прокомментировать некоторые моменты...

"одеты странно" - я очень хорошо помню Ваше первоклассное снаряжение. я совершенно согласна с тем что новая гортекс куртка греет гораздо лучше моего авизентового анорака, но вот моя зарплата аспиранта на тот момент не позволяла. тоже самое могу сказать и о других гидах, равно как и туристов.
"рюкзаки легкие" - я помню как я пыталась поднять Ваш рюкзак при выгрузке его из рафта (вас сплавляла все та же злая женщина)))). Ваш рюкзак был килограмм под 40. В нашем случае, при наличие базового лагеря на аккеме с полным набором продуктов - в этом нет никакой необходимости. Легкая сублимированная еда на 6 дней восхождения весит немного.
"что им там наговорили гиды" - гиды им не наговорили ничего. Просто время было 6 утра, и никто видимо еще не успел до конца проснуться.
"идут медленно" - Вы должны понимать, что коммерческие туристы ходят в походы, но раз в год. и этого недостаточно для того чтобы быть физически подготовленным к таким нагрузкам. плюс отсуствие опыта на перестежках и прочего делает группу из 10-12 человек страшно медленной каракатицой. тут уж ничего не поделать.
"гордо отвечает за всех - "дойдем"" - я прошу прощения за интонацию, за день "свободно" и "понял" я уже наверняка не могла ее контролировать) мы ходили больше 16 часов. конечно все устали и замерзли. но спуска от Вашей палатки нам оставалось от силы 20-30 минут. нам 12 человек, Ваша палатка довольно близко от трещин - не самое безопасное место для такой большой и малоопытной компании. плюс сами туристы были настолько уставшими, что после очередного привала они бы и совсем не встали. это психологический момент. иногда легче дотянуть, чем передохнуть. я водила группы 3 года, и я знаю как тяжело потом поднимать замерзших засыпающих от усталости людей. так что дело тут вовсе не в моей злости) смотрите на вещи с разных точек зрения.

Желаю Вам и вашим детям удачи на последующих восхождениях.

Про Эльбрус тоже выложите, интересно получилось.
Вы бы рассказали как на своей "жо-Пе" заехали в альпийские луга, далеко от Хасаута проезжали?

Про Эльбрус выложено пока кратко. На Пежо мы доехали до Кисловодска, а дальше до поляны на УАЗе. Хотя ниже в Северном Джилы-Су полно обычных седанов, до поляны там - час пешком. Насчет Хасаута я не в курсе.

это тот самый Рома, который на столе в хижине на Томских вырезал аршинными буквами свое имя на долгую память? )

Рома имеет немного другое воспитание, нежели ваши дети

кстати
чтоб "бежать в припрыжку" вверх по Аккему надо:
правильно рассчитать выходной вес
нанять лошадей "под железо"
в итоге два дня подходов с Тюнгура до озера без развязанного пупка

Мы прошли маршрут ногами, от Катуни до Вершины. В этом заключался смысл. На лошадях мы предпочитаем резво и без груза)))

Привет всем! Прочитал отчет о данном восхождении и если честно в некоторых моментах был очень удивлен. Так как я являюсь одним из тех самых комерческих туристов, то не совсем согласен с некоторыми фактами относящимися непосредственно к нам, а именно: 1),,Товарищи очень разнокалиберные, рюкзаки легкие, одеты странно, не особо разговорчивые, похоже устали не слабо. Это коммерческая группа, три инструктора и семь туристов из Высотника. Они за день дошли от приюта Аккем до Томских ночевок. Молодцы! Шуму от них очень много. Бегают вокруг домика, к ручью, делят нары, достали здоровенные горелки, сварили доширак, съели его, вот-вот песни петь начнут… Часам к двум наконец угомонились и уснули." Коментируя изложенное выше- высказование "товарищи очень разнокалиберные" мне не очень понятно, ведь вас с сыновьями тоже не назовешь однокалиберными. У меня конечно на данный момент всего семь восхождений, но во всех группах с которыми я восходил и пересекался с другими группами альпинистов, были люди разной возростной категории и разного пола в этом нет нечего сверхъестественного.
"рюкзаки легкие, одеты странно"- по данному высказыванию думаю коментировать нет смысла, наш ( злой женщина-инструктор))) вполне подробно прокаментировала данный факт и я сней полностью согласен.
"не особо разговорчивые"- по данному поводу я бы мог поспорить, так как я категорически не согласен. Это вы замкнулись в своем маленьком коллектике и с неохотой общались.
"Шуму от них очень много. Бегают вокруг домика, к ручью, делят нары, достали здоровенные горелки, сварили доширак, съели его, вот-вот песни петь начнут… Часам к двум наконец угомонились и уснули."- по поводу шума и беготни, это вполне нормально мы только пришли на ночевку и надо было быстрей ставить полатки и поужинать, ведь как вы могли заметить уже темнело, а (угомонились) мы в 00-00.30. И как я помню у нас были вполне обычные горелки, не чем не отличающиеся от ваших или других альпинистов. В какой момент мы вов-вот песни петь собирались я даже не припомню))).
2)"Раньше будильника нас разбудили скрипучие шаги за палаткой. Это идут восходители с Высотника. Что им там наговорили инструкторы, но вид у них такой отважный, что мой «привет» они проигнорировали."- здесь хотелось бы сделать маленькое замечание по поводу времени, вы говорите что поставили будильник на 5, но мы вас разбудили раньше, это не совсем точно, так как мы проснулись в 4 утра и вышли с лагеря практически в 6 и до вас идти было минут 20 не больше, я помню этот временной промежуток по видео фрагментам снятым в то утро с самого подъема. По поводу того,что нам наговорили инструктора, как сказала ранее наш инсруктор "не наговорили ничего".Просто все понимали, что попытка может быть только одна и мечтали взойти, а за проигнорированный "привет" искрене извеняюсь видимо вы поздоровались не очень громко и мы могли не услышать.
3)" Мы подозрительно быстро нагоняем группу с Высотника. Уже час как они стоят на месте."- здесь я тоже полностью согласен с инструктором прокоментировавшей выше данный вопрос по поводу физической подготовки, отсутствия опыта и большой группы из 3 связок.
4)"Наконец часов в 11 вечера облака тают в приближающейся ночи и далеко на самом верху скального участка появляется фигура человека. Ого им еще часа два спускаться. Уже в темноте вдоль палатки раздались скрипучие шаги. Вылезаю - люди так замерзли, что у них шевелятся только глаза. Поздравляю с восхождением и предлагаю чаю - специально приготовил целый термос с сахаром. Однако женщина инструктор гордо отвечает за всех - «дойдем» и ведет свою группу вниз. Терпеть не могу инструкторов, беднягам идти еще часа полтора до палаток."- и здесь хотелось бы некоторые моменты прокоментировать.Опять некоторые временные не точности, в 23 часа мы уже спустились со скального участка и подходили к вам, по поводу отказа от чая это не прихоть инструктора, просто реально не до чая было, хотелось быстрей дойти до палаток и нормально отдохнуть.Опять же, как я говорил ранее и заметила этот факт наш инструктор время пути от вас до нашего лагеря занял в связи с устолостью максимум 30 минут и в районе 12 часов мы были уже в лагере. По поводу ненависти к инструкторам видемо это у вас что-то личное, но я не могу сказать нечего плохова ни об одном инструкторе с которым совершал восхождения.

Вобщем расказ не плохой. И если честно, я бы не рескнул со своими сыновьями отправляться на восхождение данной категории сложности, тем более не зная маршрута и с малым опытом восхождений. Это конечно смело, но на мой взгляд глупо.
И кстате тому самому Роме на будущее, не стоит поступать по свински и портить имущество на стоянках.

Хочу пожелать вам всем удачи в дальнейших восхождениях.

Уважаемый, Северианин! Вы до сих пор не в курсе, очевидно? Вам очень повезло, поскольку я мог не увидеть вас не в 11 вечера, ни на следующий день, ни через три дня. Просто непогода ушла, а могла бы и не уйти еще два, три дня, неделю. Дальше домыслите сами. Что касается обвинений в порче имущества - пусть они остаются на вашей совести

Спасибо! Без заморочек и придирок - вы молодцы!