Хан-Тенгри. Властелин неба.
Хан-Тенгри. Властелин неба.
Лавина, 17го августа 2010 года сошедшая с Югов пика, опять унесла несколько жизней.
Хроника.
Лавина, 17го августа 2010 года сошедшая с Югов пика, опять унесла несколько жизней.
Хроника.
Теперь все по порядку. Опускаю всю лирику с приездом, скажу только, что дело происходит на Хане, со стороны ледника Южный Иныльчек. Мы уже акклиматизировались и поднимались к третьему штурмовому лагерю, что находится на перемычке между пиком Чапаева и Хан-Тенгри, на высоте 5900 метров (данные GPS).Спустились вниз для отдыха и вот уже 4 дня ждем погоду. Каждый день одна и та же картина: к обеду более-менее просветляется, но к вечеру все опять затягивает туманом и идет дождь, а значит наверху идет снег. Ночи теплые. Сидим в базлаге изнывая от безделья, а время потихонечку начинает поджимать.
Забыл представиться: я из Москвы, зовут меня Чугреев Илья, попросту – Чугрей, и мой напарник Петрухов Михаил. За одним столом с нами сидят Питер и Агнешка – молодая пара лет по 25-26, они из Польши, и итальянец Лука – ему под пятьдесят. Лука много ходил в итальянских Доломитах. Он явный «технарь», много рассказывает о Мармаладе и структуре скал в Италии. С ним также можно поговорить об итальянском вине, к производству которого он имеет отношение. Питер и Агнешка – молодые ребята, решившие перед свадьбой сходить на Хан. У Питера за плечами Корженева и Ленина, ряд технических восхождений средней сложности. Агнешка… ее послужной список значительно скромней (около пяти восхождений) и уровень невысок, к примеру, Монблан по классике. За соседним столиком расположилась команда из Эквадора. Четыре человека, среди них Иван Валлехо покоривший все 14 восмитысячников, невысокий, крепко сложенный и очень общительный, произвел положительное впечатление с первых минут.
День 16 августа выдался ясным и солнечным. Решено было выдвигаться в первый штурмовой лагерь. Идти недалеко – около трёх часов. Выходим после обеда. На подходе к лагерю нас догоняет снежный заряд, погода резко портится, но ненадолго – через 1,5 часа уже синее небо. С вечера договариваемся о выходе в 2 часа ночи (надо проскочить бутылку по холодку), нас обещает разбудить Лука, но мы, конечно же, ставим будильник на часах и засыпаем. Просыпаемся от звуков возящегося лагеря, с каким-то странным предчувствием и ощущением выспанности, смотрим на часы – мать честная – ЧЕТЫРЕ утра – проспали! За 10 лет у меня второй случай такой – проспать. Резко собираемся и через 20 минут уже идем по следам: на свежем снегу отчетливо видны следы трёх человек. Пытаемся их догнать. Видны 3 фонаря, идут они медленно. Останавливаюсь у первого ледового склона, надо надеть кошки и подождать «дядю» Мишу – надо бы связаться. Дядя Миша отстал метров на 150, за ним еще метрах в 200х идут эквадорцы. Надо мной метрах в 300х на склоне идет Лука. Я его отлично вижу – он как всегда идет без палок, опираясь на ледоруб, перед ним, метрах в 200х идут поляки: первым Питер, за ним Агнешка. Пока мы одевали кошки и связывались, они несколько ушли вперед. Опять догоняем. Совсем рассвело - идем без фонарей. Настораживает тепло.
Как только поляки скрылись за поворотом, у первых сераков Хана (те что справа), раздался гулкий хлопок и тут же вылетела пылевая лавина. Она накрыла все вокруг плотным облаком, но до нас с Мишей почти не дошла. Через пару секунд стал виден Лука. Он сидел все там же, на тропе, чуть присыпанный снежной пудрой. Первая мысль: «Поляков точно накрыло!». Я обернулся к дяде Мише и крикнул: «Побежали поляков копать!». И в этот же момент из-за поворота выползла мокрая лавина, скорее даже не лавина, а ледовый обвал, со снегом вперемежку. Отдельные глыбы льда размером с приличную двуместную палатку. Широким фронтом она двигалась к нам. Мы сбросили рюкзаки, я перепрыгнул обратно полуторамеровую трещину, всё – дальше бежать некуда, - мы в системе трещин! Снизу мы пришли сюда зигзагами, сдвинулись вбок к правому краю, рядом спасительный ледопад – там есть где укрыться, но между ним и нами трещина более 2,5 метров. Готовимся прыгать, а сами наблюдаем за лавиной: авось не дойдет. Вот лавина вплотную приблизилась к Луке. Он по-прежнему сидит, прижавшись к тропе, возможно его контузило. Лавина подхватила его. Он отчаянно бьется за жизнь, пытаясь остаться на поверхности. Мы ничем не можем ему помочь. Вот его полностью проглотила лавина, но я слышу его, слышу как он кричит. Похоже всё, мы следующие. Не дойдя до нас 50-60 метров, лавина остановилась. Хватаем лопату и ледоруб и бросаемся искать. Время 6,30 утра. Мы кричим и слушаем, копаем наугад. Итальянец исчез, но мы знаем – он где-то здесь, но найти не можем. Снизу подошли эквадорцы, связываемся с лагерем Южный Иныльчек. На связи Греков. Посылаем двойку эквадорцев наверх посмотреть поляков, а сами продолжаем искать Луку. Сверху доносятся крики: нашли поляка, копают – живой! Нужна помощь, бросаемся наверх. Питеру крепко повезло – лавина его задела лишь краем, и он оказался на поверхности. Особых повреждений нет чудом. Его девушке повезло значительно меньше. Красная веревка, которой они были связаны, привела нас к полуторатонному сераку. С яростью бросаемся рубить и подкапывать серак. Минуты… уходят драгоценные минуты. Греков сообщает, что вертолет с гидами Южного Иныльчека уже в воздухе. «Он выбросит их выше первого лагеря, они будут у вас через час. Держитесь!». Для того, чтобы отвалить серак силами семи альпинистов, ушло 45 минут. Нашли. Пульса нет. Начинаем реанимацию, надеемся, ведь еще теплая… через 15 минут подходит спасотряд из гидов, и с ними наш доктор Авас. Осматривает: «Заканчивайте – всё!». Пакуем, транспортируем вниз.
P.S. Спасибо всем, кто принимал участие в спас работах. И живым, и уже ныне погибшим…См. происшествие на Победе неделей спустя!!!
Чугреев Илья, август 2010
151
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Статистику посмотрите.Конечно,когда падало каждый год-не выяснить.Но есть же Н.С.с указанием времени.
Ув.товарищи-может посмотрите?И выходить надо будет не с утра-а с вечера?Ведь все таки это-рулетка.Может можно как-то?..
Соболезную.
Вот пример: 5 августа вечером спускался и в 18:00 подошел к "бутылке". Со скал Чапаева текли ручьи. На всякий случай решил подождать, посмотреть. Через несколько минут произошел обвал и очередная порция камней вылетела сверху, причем некоторые камни перелетели тропу. Я там выше поставил палатку. Камни сыпались примерно до 21 вечера.
Если говорить о ледовых обвалах и лавинах, то меня еще беспокоит то, что, как мне показалось, второй лагерь (который на 5300) стоит не в очень безопасном месте. Наблюдал, как с Хан-Тенгри что-то обвалилось и отголоски дошли до лагеря. Если будет сейсмический толчок, как в 1990 г. на Ленина, лагерь может просто завалить. Вот здесь можете посмотреть, какие чемоданы находятся в относительной близости:
Сейчас видно, что масса снега и льда идет вниз не доходя до лагеря, но что будет при серьезном обвале? Может все перелетит и дойдет до лагеря.
под "бутылочным горышком" уже не освещена солнцем (как утром) и она несколько подмерзнет.
Водил (правда давно) достаточно слабую группу швейцарцев на Хан. Было несколько выходов. Так мы обычно выходили неспеша в первый лагерь из баз. лагеря утром, затем отдыхали и из 1-го лагеря около 16 часов выходили в лагерь 2 (на 5300 ). В это время ледовая шапка на Чапаеве уже была в тени.
Похоже, что нет там безопасного времени суток.
Если можно, напишите в личку или на адрес northrop@yandex.ru
Спасибо!
Уже списался с Иваном из Эквадора.
Они снимали мой прилет в БЛ 29 августа, хотел посмотреть со стороны, поэтому и искал его мейл.
Вот, кстати, тут пара коротких видео из пещеры под Важей в первый выход (снято 15 августа):
Если у тебя есть что интересное (видео, фото), дай ссылки, если можно.
если наверху снег, если ночью тепло, если проспал ранний выход, зачем идти?
Кстати, 4 августа 1993 г я там был.
А коль не проспали бы, то лежать бы рядом с Лукой или Агнес.
Ведь не угадаешь, где и когда тебя ждут (!?)
С уважением