Караван. Илик - ледник Гашербрум ( Gasherbrum Glacier ).
К предыдущей части.
К следующей части.
На главную страницу отчета.
29 июня. За время нашего отсутствия, а мы не были в Китайском Каракоруме 4 года, китайцы проложили грунтовую дорогу от Илика до обрыва в пойму реки Сурукват - крупного левого притока Зуг-Шаксгама. Теперь пеший путь к К2 стал еще на 11 км короче. Несмотря на это верблюжьи караваны формируются по-прежнему в Илике и стартуют из кишлака. Мы тоже стартовали из кишлака. Рюкзаки у нас были легкие - по 25 кг, остальной экспедиционный груз мы отдали в караван.
Верблюд и малыш. Через 15 лет он тоже увидит К2. Фото А. Жарова (Илик, 2006).
На каждое животное здесь принято грузить не более 80 кг. Конечно же, верблюд выдержит и больше, но не следует забывать, что кроме нашего экспедиционного груза имеются еще и другой, например, бивуачное снаряжение погонщиков, их еда и еда верблюдов, ведь животные не могут идти здесь только на подножном корму, приходится везти для них кашу.
А еще киргизы оставляют резерв на случай переправы через Шаксгам. Вот именно этого резерва в нашем караване, по их мнению, не хватало, и они предложили добавить к заказанным трем еще одного - четвертого верблюда.
Я не стал возражать, и около 10 часов утра наш караван из 4-х верблюдов, двух погонщиков, пары вспомогательных ишаков и двух собак вышел из кишлака Илик.
Мы перешли через дорогу и начали пересекать плато южного берега Раскемдарьи по направлению к его юго-восточному краю.
Начало пути в долину Шаксгама. На плато южного берега Раскемдарьи. Фото М. Бертова (2010).
Здесь над обрывом в пойму Зуг-Шаксгама еще 4 года назад шла торная тропа.
Над поймой Зуг-Шаксгама. Фото А. Жарова (2006).
Теперь же мы обнаружили грунтовую дорогу, вполне приемлемую для джипов и грузовиков. С дороги было отлично видно погранзаставу. Конечно же, и мы были у пограничников как на ладони.
Затем дорога повернула на юго-запад в долину реки Сурукват и пошла по каменистому плато. Примерно на 11-м километре от Илика дорога заканчивается перед оврагом, который спускается с плато в пойму реки Сурукват. Дальше идет тропа, впрочем, весьма фундаментальная, доступная для мотоцикла.
С обрыва открываются захватывающие картины. Особенно поражает 100-метровый обрыв противоположного берега
Обрыв правого берега реки Сурукват. Фото М. Бертова (2010).
и многоярусная система надпойменных террас.
Террасы долины Сурукват. Фото М. Бертова (2010).
Как тут не вспомнить лекцию А.А. Алексеева: "…Если скорость течения реки не меняется, пойма существует без особых изменений столетиями. Но вот происходит поднятие гор или опускание предгорных равнин. При этом скорость потока возрастает, начинается активный размыв и углубление дна. Бывшая пойма оказывается высоко над рекой, которая уже известным способом, разрабатывает новую пойму. Остатки прежней поймы образуют надпойменную террасу. У равнинных рек таких террас может быть 2-3. У Москвы-реки их две. У горных рек террас может быть значительно больше…".
Внизу у летовки под обрывом мы распрощались с нашим гидом и водителем одного из джипов. Они обогнали нас на машине и теперь гуляли около реки. Пока мы разговаривали, погонщики развьючили караван.
Наш главный укротитель верблюдов. Фото И. Жданова (2010).
"Они забыли печку и еще какие то вещи", - объяснил гид, - "и предлагают здесь заночевать". "Вот те раз", - подумал я, - "ведь до стандартной ночевки мы не дошли 6 км".
Нам предстояло идти 5 дней с двумя погонщиками-киргизами без гида или переводчика, и я очень боялся неуправляемого поведения наших спутников. "Вот возьмут и уйдут после третьего дня". И я начал настаивать на ночевке в стандартном месте около устья первого левого притока реки Сурукват.
"Если мы заночуем здесь, то следующий день будет на два часа перегружен, и ночевать нам придется на 4300 после слишком большой работы. Это плохо для плавной акклиматизации", - убеждал я гида. Наконец, мы нашли компромисс: старший из погонщиков поедет на джипе в деревню за вещами и вернется к нам вечером на мотоцикле. А мы пока поможем парнишке (наверно, его сыну) навьючить караван и дойдем, таки, до стандартного места ночевки.
Путь с караваном к леднику Гашербрум.
Потом мы уже поняли, что наши погонщики - отличные ребята, и очень с ними подружились. Наверно и они рассказали о нас много хорошего - мы чувствовали, что всё мужское население Илика старше 15 лет к нам очень даже расположено. Сейчас вы поймете, о чем идет речь.
Недели за две до нас в район заехала огромная итальянская экспедиция на Хидден-Пик. Возможно, по гималайским меркам она была и не совсем огромной, но, по сравнению с нашей, она была очень огромной!
Как заметил Иван, мы с нашим форматом (одна палатка на 5 человек, четыре верблюда туда и ноль верблюдов обратно) шокируем как итальянцев, так и киргизов.
Экспедиция итальянцев на Хидден-Пик была грандиозной во всех отношениях. Пермит на нехоженый со стороны Китая восьмитысячник здесь стоит около 30 000 $, и это на трех восходителей..
Их солнечная батарея была в 1000 раз тяжелее нашей.
Солнечные батареи - как птицы. Орел и калибри. Фото И. Жданова (2010).
У них была куча палаток, и кушали они в большом защищенном от ветра и снега синем "домике".
В столовой у итальянских альпинистов. Фото И. Жданова (2010).
Но самое впечатляющее - это их караваны. Заброска в горы осуществлялась пятьюдесятью верблюдами, а выход к дороге - тридцатью. Бюджет этой экспедиции, по моим прикидкам, составлял от 70 до 100 тысяч долларов. Потом я спросил об этом у Бернаскони, но он ответил, что не знает - их спонсор купил весь "пакет" сразу.
Уже в конце похода, когда мы перевалили от Зуг-Шаксгама в долину Шаксгам и остановились на полудневку в оазисе Кулчинтубулак, я всех поздравил примерно такими словами: "Ну вот мы и спаслись. Теперь мы уже в цивилизации, на караванной тропе". От этого оазиса до дороги еще 4 дня пути, но ощущение было, как будто мы дома.
Поставив палатку и разбросав вокруг неё вещи, мы занялись своими личными делами. Я постирал свои трусики, носочки и штанишки, прижал их в ручье камнями, чтобы они хорошенько выполоскались, и отправился добывать табак по методу Паустовского [1].
Донияр и итальянцы из группы поддержки. Фото И. Жданова (2010).
Мое внимание привлекли какие-то движущиеся точки. "Караван!", - крикнул я. Снизу по долине подошел сначала один отряд, потом другой, третий… В каждом отряде было по 10 верблюдов и по 3 погонщика. Верховодил всем Донияр.
Этот караван шел забирать итальянскую экспедицию. Как только они поравнялись с нами, то тут же и развьючились. Участвовал в караване и наш погонщик, но только без сына. Его одежда была мокрой, его верблюд сорвался при переправе через Шаксгам и поплыл…
Я очень обрадовался этой встрече. Во-первых, это люди, а мы уже не видели людей чуть ли не 20 дней. А во вторых, отпала необходимость добывать табак методом Паустовского. Ведь я теперь мог рассчитывать, если не на дефицитные сигареты, то на махорку в неограниченном количестве.
Киргизы поинтересовались, как без верблюдов мы преодолеем прижим Шаксгама и с интересом слушали об обходном перевале, о котором они, кстати, не знали. Но больше всего их интересовала долина Зуг-Шаксгама, и много ли в ней травы.
Пришлось их разочаровать, травы там не много.
Долина Зуг-Шаксгама. Фото И. Жданова (2010).
Объясняться нам помогал Садык - гид итальянской экспедиции, сотрудник принимающей нас турфирмы.
Через три дня этот караван уже вместе с итальянцами догнал нас под обрывом в пойме реки Сурукват, примерно в том самом месте, где нам предлагали заночевать в первый походный день. Мы пришли туда после обеда, в Кашгар не спешили, поэтому возвращение в Илик решили отложить до утра следующего дня.
Часа через два нас настиг караван. И опять, киргизы поравнялись с нами и тут же развьючились.
Многие ошибаются, когда говорят о верблюдах, как о спокойных и послушных животных. Я никогда не видел, чтобы верблюды плевались в горах, как в зоопарке. У них здесь свои прибамбасы. Однажды Иван рассказал в присутствии одной из наших красавиц анекдот о верблюдице. На следующий день она воспользовалась удобным моментом и при обгоне Ивана попыталась его лягнуть.
Чтобы развьючить или навьючить верблюдов необходимо сначала их усадить. Некоторые, и чаще всего молодые верблюды, не слушаются погонщиков и не дают себя посадить. Они брыкаются, пытаются лягнуть. Но киргизы справляются с ними вот так.
30 июня. Вчера всё получилось по плану. Погонщик-отец уехал за вещами на джипе, чтобы нагнать нас лишь к вечеру. А мы помогли его сыну навьючить верблюдов и, всё-таки, одолели свои 17 км от кишлака Илик до стандартного бивака близ устья реки Караджар - первого левого притока реки Сурукват.
Пока мы возились с верблюдами, то лишний раз убедились, как далеко отошло туристское многоборье от практики настоящих походов! Ну почему на дистанциях многоборцев нет такого этапа - навьючить верблюда? Ну не верблюда, так ишака. Ну, на худой конец, пластикового ишака…
Вьючить не просто, здесь приходится применять немалую силу. Фото И. Жданова (2010).
Вчера я так беспокоился за график нашего продвижения. А сегодня с утра дождь, причем достаточно сильный. Он начался около 7.30, мы только-только успели позавтракать. И вот мы сидим в палатке. А тут еще и у Ивана флюс, раздуло щеку - воспаление десны. Зуб мудрости прорезается.
Значит, будем совмещать - пережидать дождь и заодно лечиться. "Иван, ты должен бороться, нам с гнойным воспалением удаляться от дороги нельзя. Вот тебе антибиотик - по 2 таблетки в день на 5 дней, а вот - малавит. Смачивай им марлевые тампоны и закладывай их на десну, периодически их меняя, весь день. Главное - не сачкуй". И Иван начал бороться.
Еще мы звонили в Москву, достали телефон хорошего стоматолога, получили от него консультацию. Кстати, система Глобалстар в Синцзяне не работала, возможно, китайцы отключили эту связь после терактов и беспорядков лета 2009 года. Пришлось этот телефон закопать в заброску и полностью положиться на запасной телефон - исправно работающий Иридиум.
Пасущийся верблюд в зарослях гребенщика. Фото А. Жарова (2006).
А дождик все не прекращался…
Уже ближе к полудню в палатку заглянул погонщик-отец. Одежда у него была мокрой, ему было явно холодно. Палатки у погонщиков не было, и они пережидали дождь, лежа на матрасах и накрывшись куском жесткой ткани, наверно от тента грузовика. "Если один из них заболеет, то у нашей экспедиции будут большие проблемы", - подумал я.
Тогда мы пригласили киргизов в палатку, они согрелись и уснули.
Вечером дождь прекратился, у Ивана прорвался гнойник, и сквозь дырочку в облаках пробился лучик заходящего солнца. Мы вытащили из сахарного мешка предназначенный для защиты заброски полиэтилен и с помощью лыжных палок соорудили из него двухскатную палатку. Погонщики были в восторге.
Потом они достали верблюжью кашу, развели её теплой водой, наделали из неё больших желтых лепешек и начали скармливать их верблюдам.
1 июля. Приятное утро, светит солнышко, и влажный воздух поднимается из долины, окутывая скалы клочьями облаков. Мы собираемся и выходим.
Тропа сначала идет орографически левым берегом вдоль воды и через два с четвертью километра приводит к мосту в начале каньона.
В каньоне тропа дважды высоко поднимается на скалы правого борта при обходе особенно узких теснин
и через 900 м от моста спускается к ручью, в верховьях которого экспедиция Шиптона в 1937 г. прошла перевал в долину Зуг-Шаксгама [2]. Затем тропа идет по узкому ущелью вдоль воды и перед поворотом ущелья налево взбирается на его орографически правый борт.
В 2,5 км от первого ручья тропа спускается в овраг ко второму ручью, за которым долина расширяется.
В конце этой широкой долины сливаются западный и юго-восточный истоки реки Сурукват. За слиянием тропа поворачивает налево в долину юго-восточного истока и поднимается в кош - естественное место ночевки погонщиков.
Высота здесь 4310 - очень подходящая для акклиматизации перед перевалом Агылдаван (4805), который нам предстояло пройти на следующий день. Вот только у домиков очень грязно. Поэтому мы отошли от коша к реке и встали лагерем около воды.
2 июля. В этот день мы перешли через перевал Агылдаван (4805) и спустились в долину Шаксгама.
От коша (4310) до перевального плато 4 перехода. На плато - озеро.
За перевалом возносятся ввысь вершины северных отрогов водораздельного хребта Каракорума.
Спуск к Шаксгаму занимает около двух переходов. В конце спуска за узкими скальными воротами
распахивается долина необыкновенной красоты.
До зарослей гребенщика в пойме Шаксгама еще полтора часа.
Здесь верблюды будут пастись. Высота 3985 м.
От лагеря хорошо виден открытый нами в 2006 г. перевал Прижимный (4730,1А), которым мы традиционно пользуемся для обхода прижима реки Шаксгам на выходе из района в августе при большой воде.
3 июля. В этот день погонщики проходят очень немного - чуть более 5 км и останавливаются в оазисе Кулчинтубулак или Дарбин Янгал, как называл это место Френсис Янгхазбенд. Дальше погонщики не пойдут - это последнее место перед ледником Гашербрум, где много зелени, и верблюды могут поесть.
Перед оазисом река Шаксгам прижимается к скалам правого борта долины, поэтому её приходится дважды бродить. 2 июля 2006 г. нам не удалось здесь перебродить без верблюдов.
Вода была животным по брюхо.
В 2010 г. оба брода на этом прижиме мы прошли пешком.
На обратном пути мы были без каравана и обошли прижим через перевал Прижимный (4730,1А).
В оазисе Кулчинтубулак действительно хорошо!
Вечером мы отнесли заброску к слиянию истоков Кулчинтубулаксу и разведали каньон правого истока. Река вырывается там из пещеры.
Длина её около 50 метров, мы её облезли по крутой осыпи и скалам, и увидели впереди очень трудный и опасный каньон.
Первоначально планировалось, что в финале похода мы спустимся по левому истоку реки, возьмем заброску и войдем в каньон правого истока, чтобы через несколько перевалов за шесть дней выйти в Илик. Разведка показала, что на прохождение каньона может уйти пара дней, поэтому программа выхода в Илик чрезмерно удлиняется, к тому же каньон производил впечатление гиблого места.
На карте изображен участок пути от первой ночевки на Шаксгаме до оазиса Дарбин Янгал (Кулчинтубулак). На синем караванном треке показаны два брода br 1 и br 2. В обход прижима через перевал Прижимный (4730,1А) ведет зеленый трек. Синими точками показана вечерняя разведка каньона правого истока Кулчинтубулаксу.
4 июля. В этот день по плану погонщиков (а вам не удастся навязать свой план против их, весьма обоснованного) проводится "верблюжий марш-бросок". Отъевшиеся в оазисе Кулчинтубулак верблюды должны пройти более 20 км (в нашем случае 21,3 км) и углубиться в область, где им придется провести голодную ночь (надеюсь, что их, все-таки, покормят верблюжьей кашей).
В 8 км выше оазиса Кулчинтубулак Шаксгам прижимается к скалам правого борта долины. Перед прижимом проводится брод на орографически левый берег реки. Брод трудный, ни в 2006, ни в 2010 гг. здесь не удалось переправиться без верблюдов. И дело не в глубине реки, река тут не глубже, чем на прижиме перед оазисом, - течение здесь слишком быстрое.
Дальнейший путь до ледника Гашербрум идет по орографическа левому берегу. В 10,5 км от оазиса Кулчинтубулак имеется прижим к скалам пика 4900 левого борта долины. Этот прижим "работает" только в августе, поэтому мы назвали его Августовским прижимом. В начале июля это место проходится посуху.
Пустынная долина
оживает около ручьев, стекающих с ледников левого борта.
Последнее актуальное в августе препятствие находится на 19-м км пути недалеко от ледника Гашербрум. Это поток с ледника Восточный Скианг. В середине июля и в августе пеший брод через него проходится "на пределе".
************************
Ссылки:
1. К. Паустовский. Книга о жизни. Бесплатный табак.
2. Eric Shipton, Michael Spender, J. B. Auden. The Shaksgam Expedition, 1937. The Geographical Journal, Vol. 91, No. 4. (Apr., 1938), pp. 313-336.
************************
Переход к предыдущей части -
Дорога. Москва - Кашгар - Каракорум.
Переход к следующей части -
В царстве восьмитысячников. Кольцо у подножия великих вершин.
Переход
на главную страницу отчета.
************************
32
80
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Как-то многовато у Вас груза на поход получилось (3 х 80 + рюкзаки).
За счет чего такой вес?
Личка - 17 кг
Общественное 8,5 кг (на пятерых потяжелее получается), но это со спальниками.
Всего: 25,5 * 5 чел. = 127,5
Продукты 5 чел. * 0,6 * 37 дней= 111 кг
Объедаловка у забросок = 10 кг.
Бензин = 21 кг
Упаковка продуктов 0,05 * 5 чел. * 37 = 10 кг.
Лодка на случай форсмажора 8 кг.
Переправная веревка (восьмерка 200 м) = 9 кг.
ВСЕГО 296 кг.
Из них в рюкзаки взяли 5 * 25 = 125 кг.
В караван пошло 170 кг.
Вот я и думал, что 3-х верблюдов на 170 кг вполне хватит. Однако киргизы навязали четвертого, якобы для переправ через Шаксгам без развьючивания.
А по заказу пишу за денежку :)
Что оставляет более яркое впечатление?
Лягающийся (или кусающийся) верблюд или ...
60-градусный ледовый склон?
Про за денежку я тебе при личной встрече отшучусь)))
Представляю сколько ещё впечатлений и материала.
Поэтому поддерживаю неспешный и обстоятельный стиль изложения небольшими порциями.
Спасибо.