Что делать со скальными мародерами?
Ну что, повернемся другим лицом Морозовой. Даже Warning в этот раз писать не буду, чтобы не убежал от разгневаннного лица "богини" никто.
Я как многоликий... кто там в мифологии, у которого много лиц, которыми он поворачивается к аудитории - романтическое, техническое, проповедническое и карающее. Похоже надо пентаграмки придумать, чтобы сразу помечать все свои разные посты.
Я как многоликий... кто там в мифологии, у которого много лиц, которыми он поворачивается к аудитории - романтическое, техническое, проповедническое и карающее. Похоже надо пентаграмки придумать, чтобы сразу помечать все свои разные посты.
Так вот. Пока вчера выкладывала про маршруты в Адырсу, вспомнила про перфоратор и захотелось взять в руки базуку. И долбануть по тем, кто снимает станции с пробитых скалолазных маршрутов.
Лагонаки. Прямо перед соревнованиями выясняется, что у части станций наверху свинчены уши и цепи. Это хорошо, что Кравченко подошел к своему фестивалю ответственно и ночью перед утренним стартом пошел проверять все станции и маршруты. Поэтому смог обнаружить отсутствие станций. И пришлось ему повесить вместо них по старинке обычные петли из основной веревки с верхних деревьев.
А если массив на котором нет деревьев? Что делать организаторам?
А если люди просто приедут потом полазать не в рамках какого-то фестиваля или соревнований? Берут гайд, подходят к маршруту, лезут и бац... а там одни болты в скале наверху. Хорошо если приспустятся до нижней оттяжки или до верху долезут, как мне пришлось вылезти на самый верх на Багире, на которой как раз была скручена станция.
Господа, те, кто это делает, вы не подумали о безопасности тех, кто полезет после вас, скручивая себе на память ухо или цепь?
Я не верю, что это делают эти толстопузики с фотоаппаратами на брюхе, приезжающие на экскурсию или поесть шашлыки. Они даже по сыпухе-то спуститься толком не могут, куда уж им зависнуть над 15-метровой скалой и дотянуться, чтобы в метре от перегиба скрутить ключом гайки.
Это делают свои же. Учитывая что мы на более удаленных от цивилизации маршрутах не однократно тоже сталкивались с подобным. Просто это все как-то по мелочам было. А тут принимает уже масштабы.
Выходы, которые я вижу
1. Ставить на клей анкера с большим кольцом, как в Альпах, а не вешать станции на шлямбурах на цепи (но упирается в закупку из Европы этого оборудования)
2. Со стороны ФАР возможно предпринять шаги в госструктурах о введении закона о защите скалолазных объектов, как находятся под защитой памятники архитектуры или нац.парки и пр. То есть чтобы были таблички, запрещающие скручивать шлямбура, как запрещено жечь костры, ломать деревья. За нарушение при поимке - штраф.
Ну а пока появится государственная защищенность, я Мише просто посоветовала решить по старинке. Поставить видеокамеры, благо там куча щелей, куда их можно заныкать в скале. Поймать потом тех, кто это делает, и подвесить на скалу вместо станции. Пусть повисит так часок и поработает живой станцией – глядишь больше не захочется мародерствовать. В древности за воровство руку отрубали и был очень действенный способ. Лучше современной демократии.
205
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Я понимаю что на Даларе ничего не сделаешь. Но на скалолазных объектах можно найти способы борьбы с этим.
Видел что красочку уже подновляли на станциях, старая 2 года не выдержала.
Их тырить по ночам не будут? -(
Грустно все это... "Где лажу, там и гажу... "
Надо решать вопрос проще, и вклеиваемые шлямбура - и есть простой путь.
Больше нам ставить палатку нигде не хотелось. И до сих пор я не рискую в Альпах поставить палатку нигде кроме официального кемпинга.
главное в победителях всегда будут хозяева трасс и те, кто с ними дружит,
ну, как минимум с этими диспетчерами.
Остальным ну просто не светит.
Просто на еропейское оборудование есть специальные сертификаты.
А пробьем мы скалы нашими строительными крюками, потом что-то вывалится, человек угробится и начнется судебное разбирательство, что те кто пробивал поставили не сертифицировнное для данного использования оборудование.
Решение идентичное:
1. Назначить ответственных с обязанностями регулярного осмотра трасс.
2. Обеспечить приемлемую цену, наличие и доступность того самого снаряжения.
Вплоть до того, чтобы выдавать участникам "бесплатно".
Любая вещь из конструкционной стали (кроме нерж и супер-спец) укладывается в себестоимость до 100 р/кг с головой,
если подойти планово (по-социалистически), собрать заявки со всех - определить годовую потребность (думаю, там будут тонны),
то затем устроить открытый аукцион, найдётся кто сделает дешевле 100 р/кг.
Вот ФАР и могло бы это сделать, а заодно помочь с сертификацией.
в той же Гуамке (Шемулинкин, Целищев, Шаферов), Треугольном (Целищев, Шемулинкин), Кисловодске (Африн и ко), на Урале (Кленов, Дашкевич), в Казахстане (Кленов), в Крыму (Ковалев, Ваденмеер)?
думаю, что проблема со станциями уже решена - без заказа каждому индивидуально из Европы крюков. Как и многие другие проблемы...
Сначала, на эмоциях, не хотел развивать район, раз такое отношение.
но быстро прошло, и , уже на духе противоречия, мы решили продолжить работу.
Да, будем сбивать резьбу, вклеивать, и т.п.
Цель поста-то не поиск решений, как мне кажется, а обращение внимания на проблему. Не техническую, а моральную, в первую очередь...
Легче найти спонсора - Венто, Петцл, AQ и т.п. и сделать крюки..
Тем самым вычеркнуть проблему из своей души, это легче чем переучить.
Венто с весны обещались...
Потом забил и за 4 рабочих дня, за две недели до Феста сами купили хард и пробили 16 линий.
А могло быть 40, как обещали в Венто. Причем я не просил, сами связались и потом прокатили.
Важно просто человеческое понятие о том что есть вещи, которые можно делать, и которые делать нельзя. В Альпах полно всего навешано, в том числе и цепи на сложных участках троп, где проходят тысячи людей, и никому в голову не придет что-то сломать (не важно вклеено там, вкручено, или прибито). Вон те же домики для ночлега без охраны стоят открытые - никто оттуда ничего не тырит, мало того еще и деньги сами (без надсмотра !) платят - в спец. ящик на стене, нет наличных - взял фактуру, из дома заплатил. Все просто, и самое удивительное, что это работает.
В Альпах давно уже все совсем не так как у нас. И даже Правил никаких нет по альпинизму, как у нас, и при этом бьются там гораздо меньше и нарушают технику безопасности тоже меньше. И мусор в горах не бросают, там ни одного фантика не найдешь, а у нас мусорка в горах.
У нас долго не будет такой культуры, как в Европе, мы еще только-только из феодального строя выходим.
все это грустно, но этому явлению можно противостоять только пользуясь, как об этом уже написал Михаил Деви, клееными крючьями. Понятно, что для их установки необходимо иметь соответствуюшую квалификацию и навыки. При их установке, как ты правильно заметила, можно накосячить и тогда дву-компонентный клей не застынет. Примеры тому есть. Поэтому лучше морочиться правильным выбором харда, а не идеями о цепях и рваной печени...
По поводу мародерства, в Арко, как я уже где то рассказывал, в 90-ых годах скручивали уши на первых шлямбурах. Выследили, поймали двух "восточно-еврпейцев", одному сломали руку (нечайно). Пару лет, вроде, все было спокойно. Потом опять началось. Теперь во многих местах все на "кавноксах" и это правльно, это гуууууддддддд....
И еще грустно, что большая часть тех кто спрятавшись под анонимными никами плюет тут друг в друга грязью, доказывая какие они сами молодцы, потом так же спрятавшись как воришки в темноте пакостят и в горах.
1.Предположим на метал:
по трудоемкости получения 1 кг этот способ вряд ли может быть экономически выгоден. Тем более, что у нас в стране нет районов, где 100 маршрутов. Обычно 10-20.
2.Скалолазы:
Но не понятно перед кем выпендреж. Кому из понимающих расскажи дадут в зубы. А не понимающим рассказывать бесполезно. Типа, смотри, я целых 2 гайки скрутить смог:).
Вот вопрос, что заставляет снимать станции?
да и трэд лазить можно и на пробитых маршрутах - просто не используй стационарные крючья, а клади в щели свои точки.
тут просто совковый менталитет срабатыват - мелочь, а упереть. даже ухо свинтить и себе в карман положить и потом где-то у себя завинтить.
в советские времена даже существовало такое расхожее понятие, что если ты ничего не можешь упереть с работы, то это плохая работа. хоть гвозди, но надо протащить через проходную.
вот этот менталитет до сих пор у нас
2 из них можно достать сверху. Остальные только с веревок, уж поверьте. Да, не хочется в это верить, но это "свои"...
тренируются, не думаю,что мы им мешаем , даже наоборот, куча новых шлямбуров им для перил...
Гуамку ФСР развивает, а Лаго-наки выше, суше, и прохладней летом...
Не знаю, на невеселые мысли наталкиваете...:)
Может снимают станции те, кто считает что на скалах всякие железяки это лишнее? Есть же много людей, считающих что надо и что однозначно хорошо бурить в скалах перфом дыры, ставить шлямбура, кольца и т.д. Почему тогда не быть примерно таким же людям, которые считают что это однозначно неправильно и которые это железо снимают(шифруясь чтоб например в репу не дали)? Конечно не факт что это так, но просто другой логики не могу придумать...
Хотя клееные шлямбура лучше, конечно.
Проблема-то не в том как решить технически. Любую задачу можно решить техническими способами. И эту тоже. И я об этом написала в первом пункте.
Проблема-то глубже гораздо. Если ничего не предпринимать, а молча смиряться со всем, то мы так и будем вклеивать анкера, вбетонировать скамейки в парке и создавать масштабные операции по вывозу мусора.
Кстати, о мусоре. Года три-четыре назад Володя Терентьев устроил за свой счет акцию по очиске Адырсу от мусора. Напечатал майки, привез значки. За принесенный вниз маленький мешок мусора выдавался значек, за большой мешок майка. В общем за лето были многие ночевки и маршруты очишены. И что вы думаете? когда акция закончилась после этого в августе я пошла на Гарваш и там на леднике валялись уже свежие пустые пластиковые бутылки.
Вот в чем проблема-то. Что надо ломать сознание и менталитет в первую очередь.
В Альпах и Европе ведь тоже не сразу к такой культуре пришли. И у них насколько я знаю были оччень большие штрафы. Например, какжется в Германии за безбилетный проезд штраф был эквавалентен 200 евро (пусть меня поправят если я ошиблась).
Думаю, что если бы штраф за свинченную станцию у нас тоже был бы 200 баксов, то менты бы там просто целый лагерь бы разбили, в надежде поймать рыбку :))
А особо ретивые начнут гайки в карманы подбрасывать и на основании этого арeстовывать :)
Законы не помогут. Вы же все переходите дорогу в неположенных для этого местах, вот и они будут также, со спокойным сердцем, свинчивать то, что с таким трудом в свое время достали и завинтили вы... Это менталитет нации, то есть нас с вами...
- клеить - готовы поставить по себестоимости оборудование,
- сломать руку - тоже без проблем, кому?
- спонсорство - можно обсудить.
2.Сломаем, как поймаем:)
3. Спонсорство-вряд ли, см. выше-Васильев из Венто САМ предложил, в итоге за 2 недели до Фестиваля, поняв, что ни ...рена не дождусь, пошел покупать по магазинам и пробивать... Обожглись уже...
Если Вася предлагает спонсорство, то он очень надежный партнер. Это серьезно, без юмора.
Не стоит пинать лисенка, если тебе щенок укусил палец ;)
А Васю я никому в обиду не дам. И тебе тоже :)
Я уже делал Михаилу предложение(поставить по себестоимости оборудование, послал в Краснодар каталог через Олега Афанасьева) можно и про спонсорство было бы поговорить...) - но он не ответил ни в эфире ни на письмо в личку. Делаю вывод - это не очень то и нужно. А если не нужно - то и обсуждать, согласен, нечего.
Просто такая сложилась позиция, раз наш проект не нужен ни ФСР, ни ФАР, пусть он будет моим в полной мере.
И ничьим более.
С Вами не знаком, но слышал только положительное:)
я ценю в людях надежность, для меня это важное качество! Надежность в любом деле - в горах, в партнерстве, по жизни и т.д.
Хотя благодарности всегда женщине приятны :))) и хоть тебе уже далеко не 30-ть, но позволю при встрече выразить благодарность и чмокнтуть в щечку :))))
Клеить, расклепывать.... Мочить надо гадов.
В Тайланде клеят какие то проушины из корабельных источников - может там поискать? Могут быть подешевле
А в Крыму таких анкеров...
Надо у своих спросить,может не придется по европам искать.
Миша, посмотри пож. Если интересно, то я буду в воскресенье в МСК у Макса и подробно распрошу снова. Он мне даже как-то цены считал на все это. Надо только вспомнить или заново узнать.
Другой используемый вариант - Sika Anchorfix-3 на эпоксидной основе. Тюбики поменьше бедет - около 200 мл. Но и дешевле. Последний раз рублей за 600 брали (но когда евро посильней был, до 900 рублей стоили). Состав более текучий, на нависаниях тяжело работать. Пачкаешься, как черт. В тюбике, до выдавливания - жесткий, как пластилин, поэтому даже не думайте использовать его с дешевыми пистолетами для герметиков, как сказано в рекламе. Ломаются на раз-два. Сразу покупайте профессиональный. Мы взяли пистолет Hilti за 3500 руб. Но я в магазинах видел разный no-name очень серьезного вида рублей за 400.
Целищев из ФСР и многие украинцы пользуют Sikadur-31. Состав изначально не анкеровочный, но его уже настолько давно и широко пользуют, что вроде как сомнений уже не осталось в пригодности. Проблема - качественно затолкать его в отверстие, чтобы ровненько и без пузырьков. Опять же грязновато с ним работать.
Есть большие обзорные статьи по этому вопросу. В основном на англоязычных ресурсах (на сайте Fixe, к примеру). Вот здесь есть единственный мне известный русский перевод.
Химические анкеры фирмы SORMAT (Финляндия). Анкеры КЕМ
Рекомендации Просверлив отверстие, тщательно очистите его «ершиком» (щеткой), воздухом или водой. Установите в отверстие ампулу. Не вскрывая ампулу, поместите ее в отверстие и шпилькой KEVA, зажатой в патрон дрели или перфоратора, пробурите ее до маркера (ограничителя на шпильке) для тщательного
перемешивания смолы и отвердителя. Дайте затвердеть. До окончания затвердевания не нагружайте
анкер. В критических условиях можно увеличить мощность, увеличить глубину анкеровки, используя,
например, 2 ампулы.
Шпильки КЕVA для химических анкеров
Шпилька KEVA имеет головку в форме шестигранника, VSS и VH имеют плоский конец. На другом конце
шпильки имеется фреза для более качественного перемешивания клеевой массы анкера КЕМ. В комплект входят гайка и шайба соответствующих размеров. Установка КЕМ производится с использованием
перфоратора в режиме “без удара”, ввентив шпильку в отверстие, предварительно разбив капсулу. При
монтаже анкера KEM используется отдельный инструмент, предназначенный для трехзахватного зажим-
ного патрона.
Так вот вместо шпильки, можно использовать тот же болт М10, М12, или шпильку с заваренным кольцом.
Цена только такой одной ампулы с клеем порядка 75 рублей
Вопрос только в том - кто её будет клеить, и согласен ли он её клеить? Гораздно быстрее и проще ставить механнику (раза в 3 !!!). Да и не везде с химией оправданно (потолки, очень большие нависания, траверсы...).
А проблема эта, похоже везде! А не только у вас, в России! ,,Человек,, он везде похожий...(((
Красить гайки, сбивать резьбу, ставить на клей для резьб...и т.д. и т.п. - все это не вариант! поспрашивайте у профессионалов - проблемы возникнут потом! Гарантирую! Мы у себя это уже прошли...
Я перехожу на сильно нависающие участки, клеить не вариант...
А тут мородерствовать, я бы потом в попу зашлямбурил бы чтонибудь им!
А вообще, я за то, чтобы ходить с жменей ушей и ключиком в кармане. Правда, дырочки увидеть на маршруте нереально!
Обыкновенная физика - правильно поставленный болт вырывает так называемый конус. Так вот, чем глубже вы засверлили - тем больше площадь конуса!!! А конусы от скобы в тот момент когда начинают друг друга перекрывать просто уменьшают нагрузку на вырыв!!!
И вообще - зачем повторять чужие ошибки? Везде уже отказались от скоб! Да и черный металл - нет комментариев!
и почему вы считаете, что только вы правы.
По моему необходитмо защищать скалы от ВАС, как памятники природы,
Можно согласиться когда маршрут пробит на каких-то очень дальних скалах.
Но когда ВАШИМ ЖЕЛЕЗОМ ПРОБИТЫ все близлежащие скальные массивы - ЭТО НЕДОПУСТИМО!!!
И правы некоторые здесь написавшие, что от ВАС уже необходимо забираться в такие дебри,
Но главное, что мы приезжаем, чистим массив, организовываем свои тренировки и соревнования, а следом приходят "славные борзые ребята" и прямо заявляют - Нам денег заплатили , что бы мы здесь набили маршрутов.
Эти кто денег заплатили, уже купили скалу, и являются её владельцами?????
И завтра и к скале не подойти будет, огородят, мол частная собственность?????
Я понимаю, что эти "скалолазы" в настоящие горы ни когда не пойдут.
В телевизоре они их видали, а все что доступно на автомобиле, пробьют железом,
и будут верищать, мол наш труд не уважают,
Природа - да плевать мы на неё хотели.
Озера уже покупают, когда же появиться частная скала????
Я считаю, что необходимо в принципе прекратить пробивать маршруты на скалах Карельского перешейка.
стройте искуственные "скалодромы", а точней лазайте по щитам.
а на реальных массивах допустимо набивка только верхних станций , для обеспечения страховки.
Лазайте ребята не по долбленкам, а по тем скалам, что вам дала природа - мать ВАША.
Обидно в данной ситуации, что тут возможно это действительно дело рук "своих"...
А вот относительно того что тут некоторые писали про то что "дырявить" скалы не есть гуд - тут уж не обессудьте, но в той же европе есть такие вещи как маршруты виа-феррата где не то что шлямбура, а целые лестнице в горе пробиты из металлическиз скоб... просто у нас это пока не распространено... У нас люди больше стараются полагаться на себя в "прохождении гор"... но то дано не всем, а в европе культурный туризм в горах для желающих развит лучше чем у нас... У нас это пока доступно профессионалам и энтузиастам. И слава богу, вот только обывателей в горах и не хватает! Тогда не то что надписи... снятое снаряжение со скал... изредка мусор... - тогда горы превратятся в помойку! Потому как и законов толком нет и/или нету должного контроля над их соблюдением... ведь в европе и за то что люди мусорят в неположеных местах - штрафуют и не открутишься, а у нас и более тяжелые нарушения остаются безнаказанными... да и в народе порой нету чувства прекрасного и соблюдения порядка!
А вот относительно того, что необходима некая более надежная и перманентная система крепления к скале разного рода "железа" - это в точку с учетом вышеизложенным моментов, как и то что не лишним было бы действительно иметь в наличии человека или службу по контролю не только присутствия на трассах необходимых железок, но и по контролю за их надежностью, ведь порой встречаются в скалах откровенно старые шлямбура, которые того гляди могут и вылететь, хотя это скорее на не популярных и заброшеных по тем или иным причинам маршрутах...
M.I.Rise вот вы стараетесь для скалолазов, дырявите стенки, устанавливаете шлямбура, а потом говорите:
"Ребята, мы тут оборудовали хороший скалолазный маршрут, накрутили точек страховки, приходите и пользуйтесь!".
Берете ли вы на себя какую-либо ответственность за установленные точки страховки, за их качество, надежность? Я думаю, что нет.
Но наверняка найдуться обыватели, думающие по-другому. Придут, полазают, вырвут точечку, кто-нибудь е***еся и подаст в суд. Повод найдется, и статья.
Что-ниудь типа некачественно оказанной услуги и т.п. Не знаю, не подкован, но допускаю что такое возможно.
2. дИскуссия