Слухи о дожде в пустыне

Пишет tatapcku, 21.05.2007 17:45

Итак, свершилось. То, о чем я еще сравнительно недавно мыслил, как о труднодостижимой, но заманчивой цели в средне-далеком будущем, стало реальностью. Теперь я знаю, что такое мультипитчевый тредовый маршрут не понаслышке. Правда, сказать, что мои ожидания совпали с действительностью, откровенно говоря, нельзя. Но обо всем по порядку.

Слухи о дожде в пустыне (Альпинизм, отчет о путешествии, скалолазание, альпинизм, иордания, вади рам)

Мы занимались спортивным скалолазанием, но тред уже маячил на горизонте, медленно, но неумолимо приближаясь к тому, чтобы стать частью нашего мира. Сначала он появился в обсуждаемых нами темах, потом мы стали покупать закладки "на будущее", и даже дозрели до двух небольших тренировок. Таня записалась на курс треда, организовываемый местным альпинистским клубом, правда его в результате отменили, и вместо этого она поехала с нами в Иорданию в треккинг. Ави один раз съездил на водопад на Мертвом Море с опытным товарищем, и лазал там вторым. Чтобы начать лазать самим, нам не хватало реального опыта. С другой стороны, нам хватало ума, чтобы не начинать без оного.
И вот в один прекрасный момент я нахожу на форуме Сармы объявление:
Ищем третьего в Wadi Rum на пятн-субб 11-12 Мая.
Недолго думая, я набираю указаный в посте телефон, и после обмена парой фраз оказывается, что хозяин объявления согласен меня взять. Его зовут Миша, и мы "знакомы" виртуально через обсуждения на том же форуме. Мои сведения о нем, почерпнутые из его постов и рассказов людей - человек с опытом лазания тредом вообще, и в Вади Раме в частности. Я не сомневаюсь в своем решении - это тот самый шанс, которого я так ждал, и упускать который нельзя. В конце концов, наивно думаю я, буду лезть вторым или третьим, так что страховать меня будут сверху, что по сравнению с лидированием на спортивных маршрутах сущая ерунда. В конце концов, уровень сложности маршрутов (до 6а+), которые мы должны лезть, находится гораздо ниже моего уровня лазания, и подобные маршруты я делаю онсайт. Индюк тоже думал, как говорится.
Итак, мы выезжаем в четверг днем на юг в сторону Эйлата, вечером переходим границу, садимся в такси, и благополучно добираемся до бедуинской деревни в Вади Раме. Первый раз побывав в Иордании и Вади Раме только в январе этого года, я уже третий раз здесь, и чувствую себя "как дома". Нас встречает Мухаммед, знакомый мне по прошлым посещениям, и отвозит на джипе в Barrah Canyon, где мы собираемся провести два дня. Поставили палатку, приготовили ужин, выпили по чуть чуть граппы, и легли спать. Спал я плохо - нервничал перед предстоящим, проснулся раньше будильника. Ночью накрапывал дождик, с утра оказалось, что воздух наполнен песком - все вокруг как будто в тумане. Зато не жарко, а значит обезвоживание на маршруте грозит нам в значительно меньшей степени, чем обычно в мае месяце в пустыне.

Йосси и Миша просыпаются в шесть утра, завтракают (я в такое время еще не способен к принятию пищи), и начинают собирать железо. С собой берется только вода, снаряга и фонарики, на случай, если мы застрянем на маршруте и будем выбираться по темноте. Одели обвязки, каски и вперед, к началу маршрута.
Наш маршрут называется "Les Rumeurs De La Pluie" (слухи о дожде, франц.). В описании маршрута градация сложности маршрута заявлена как 5+, TD. Это настораживает Мишу - TD по альпийской системе означает:
Tres Difficile/very difficult. Long, serious, remote, and highly technical. Cтранность заключается в несовпадении сложности лазания и сложности по альпийской системе. Вероятно, нас ждут "приятные неожиданности".
У маршрута 5 питчей, первый и последний проходятся ногами. Мы быстро взбираемся к началу второго питча. Йосси лезет первым.

Я вполне спокоен, ожидая, пока Йосси долезет питч, и построит станцию. Маршрут, проходящий по углу, выглядит не особо сложным. Наконец, сверху доносится: "самостраховка", и потом "страховка готова". Начинаю лезть вторым, Миша лезет сразу за мной. Моя миссия - по мере продвижения собирать закладки. Уже после нескольких шагов выясняется первая неприятная подробность - зацепки не кажутся особо надежным, под нагрузкой кое-где крошатся. Неуверенность в зацепках сразу сказывается на уверенности в своих действиях. Несмотря на это, в целом без проблем проходим первый питч и оказываемся в камине, где нас ждет Йосси.
Следующим лезет Миша - опыт каминного лазания у него больше. На первый взгляд кажется, что страховаться в камине совершенно негде, но Миша по мере продвижения находит пару мест. Видно, что прохождение камина не составляет для него особого труда.

У меня ситуация с подъемом значительно хуже. Я все время сползаю, рюкзак между ногами мешает продвижению, камин кажется слижком узким, чтобы как следует стать в распорку. Кое как я вылажу наверх и дохожу до Миши. Питч довольно короткий, и после камина особых сложностей там не наблюдалось. Единственная проблема - зацепки продолжают сыпаться. Йосси подо мной ворчит, что я бросаюсь камнями без предупреждения, но я даже не замечаю факта того, что что-то сыпется у меня из под ног. Скорее всего, сказывается уровень адреналина в крови.
Пролазим еще один питч, и вот мы наверху, на уровне плато.

Нам остался еще два питча до места, условно называющегося вершиной. Следующий питч идет по стенке прямо наверх, и выглядит не особо приятно. Щелей нет, и страховаться можно в основном за хлипкие с виду мосты. Миша начинает подниматься, страхуется за первый мост, второй, выходит наверх, и... внезапно я вижу его изменившееся лицо и тело, отлетающее от стены. Буквально через долю секунды он уже висит на веревке, ошарашенно смотря наверх. Мост выдержал.

Это первый срыв на треде за всю Мишину карьеру. К счастью, удачный. Очередная ненадежная с виду зацепка оказалась действительно ненадежной и осталась у него в руке.
Второй раз Миша лезет очень осторожно, вылазит за перегиб, и мы теряем с ним визуальный контакт. Остается только выдавать веревку. На наше удивление, веревка уходит все больше и больше, и в определенный момент я кричу Мише: "Осталось 2 метра!". Судя по тому, что веревка больше не натягивается, Миша меня понял и ищет место для станции. Когда сверху доносится: "Страховка готова!", я начинаю лезть. Вылажу за перегиб, и вижу, что веревка уходит по диагонали направо. Характер рельефа меняется - теперь мне приходится преодолевать чуть нависающие болдеры без особых зацепок. На одном из таких выходов нога неожиданно ломает мини-зацепу под собой, и я повисаю на веревке, предварительно каким то образом проехавшись тыльной стороной ладоней по скале. Результат - легкий испуг и глубокие ссадины на руках и пальцах. Это отличительный признак Вади Рам - поверхность скалы словно терка. Вылажу дальше, и вынимаю очередную закладку, после чего у меня в случае срыва получается маятник метров на 6-7. Более того, в сторону веревки явно идти не стоит, поскольку там все становится все круче. Нужно обойти нависания слева по стенке, поэтому я прошу Мишу выдать мне веревку, и с замиранием сердца делаю несколько шагов влево, откуда уже по пологому склону взбираюсь наверх. Можно вздохнуть свободно.
Вскоре вылазит Йосси, и мы обсуждаем дальнейшие планы. Дальше можно идти практически пешком. Решаем, что веревка нам не понадобится, и идем наверх. Подъем сравнительно пологий, и продвижение наверх не составляет особого труда, но я начинаю сомневаться, таким ли покажется спуск. Мы спорим, не спуститься ли за веревкой, но в результате выбираемся наверх, и идем уже действительно пешком несколько десятков метров, пока не достигаем нашей цели.

Окрестных холмов совсем не видно из-за песка в воздухе. После короткого отдыха мы отправляемся назад.
Мои недавние сомнения оказываются вполне оправданными. Спуск получился мягко говоря непростым, особенно учитывая, что катиться по склону в случае срыва вниз было метров двадцать, а учитывая вдобавок особенности местных пород, до низа от нас докатились бы только уши. Мы спускаемся очень медленно, выверяя каждый шаг, и в конце концов возвращаемся к станции.
Теперь нам остается только продюльферять вниз по маршруту. Первая же станция для дюльфера повергает меня в шок. Несколько старых шнурков, обвязанных вокруг хлипкого мостика - это наша станция?? Мише она тоже не очень нравится, но других особых вариантов не видно. Поэтому он добавляет к уже весящиму вервью новый прусик, и быстро дюльферяет вниз. Я иду за ним, Йосси идет последним, спускаясь очень оригинальным способом - одной рукой он держится за узел, а другой проталкивает вторую веревку в спусковуху. Таким образом он некоторое время спускается вместе с узлом, выведя его в результате за перегиб.
Главный страх скалолаза на дюльфере - застрявшая при сдерге веревка. Судя по рассказам моих товарищей по веревке, в Вади Раме это происходит сплошь и рядом. Но в этот раз нам везет, и мы благополучно проходим все спуски вниз. Приятное ощущение - горизонтально расположенная земля под ногами :) Можно запечатлеть нашу стенку со спускающимся по ней Йосси.

Спустившись, мы увидели группу туристов в тени неподалеку от нашей палатки. Оказалось, что группа из Израиля, и Миша знаком с ее предводителем. Немного пообщались, и каждый направился в свою сторону - они дальше по каньону, а мы в тень, поскольку было около 2-х дня, и солнце уже пекло нещадно.

Отдохнув и подкрепившись, мы собрали железо, и направились к северному концу каньона, где по гайдбуку должен был располагаться маршрут с первым питчем категории 4 - что в переводе на русский язык означает "почти пешком". Вдобавок, по схеме маршрута в конце первого питча находилась станция для дюльфера. По плану, я должен был провести первый питч, для тренировки.

Когда мы добрались до скалы, то стало видно, что станция расположена так, что прийти к ней можно только сверху, дюльферяя с конца маршрута. На весь маршрут времени у нас уже не было - оставалось около полутора часов до заката. Отсутствие станции для дюльфера в корне убило желание Миши и Йосси к подобному мероприятию, но меня уже было не остановить. В результате я пообещал, что в крайнем случае оставлю сверху свою закладку, и как не отговаривали меня товарищи, я не готов был пойти на попятную. Ничего не поделаешь, сказал Миша, и вщелкнул веревки в страховочное устройство. Я начал лезть, попутно усеивая все трещины закладками.

Лезлось легко и комфортно. В районе 3\4 пути я столкнулся с первым препятствием, которое не показалось мне подходящим для четвертой категории сложности. Мой выбор состоял между лазанием в сужающемся камине неприятного вида, либо в нетривиальном на взгляд переходе налево вверх на полочку. Я долго пыхтел, пытаясь заложиться как можно выше и надежней, и в результате хорошо поставил френд в щели над собой.

Надо было продолжать дальше. Камин мне не улыбался, и я выбрал полочку. Не без внутреннего трепета вышел налево в положение виса, и вскарабкался вверх на нее. До большой полки, где заканчивался мой маршрут, оставалась буквально пара шагов, однако заложиться здесь было абсолютно негде. Стараясь не думать о траектории возможного полета, я пошел дальше, и благополучно вылез на полку. Вот он, мой первый питч, пусть простенький, но настоящий.

Первым, что бросилось мне в глаза, был вбитый в скалу крюк. Немного ржавый, но по виду достаточно крепкий, чтобы можно было использовать его для дюльфера. Я прокричал об этом Мише, и он сказал мне строить станцию. Что я и сделал, поставил страховочное устройство и Миша пошел ко мне. Вылез он очень быстро, внимательно осмотрел станцию и крюк. Найдя и то и другое пригодным, он навязал на крюк кусок реп шнура, мы перевесили веревку на дюльфер, и благополучно спустились вниз. Удачное окончание операции вселило в меня некоторую уверенность в своих силах. Может быть, на завтрашнем маршруте я смогу провести один питч, подумал я.
В лагерь мы вернулись уже затемно, приготовили ужин, посидели возле костра, и пошли спать. Прямо над нашей палаткой ждала своих будущих покорителей волшебная палочка Мерлина, она же Супертрещина Вади Рама (Merlin's Wand\Supercrack of Rum) - пятипитчевый маршрут категории сложности до 6а+, который мы собирались лезть завтра.

Проснувшись утром, мы обнаружили, что песчаная буря ушла. По небу пробегали тучи, но пока не похоже было, что дело к дождю. Позавтракали, собрали снаряжение, и прошествовали аж 10 метров до начала маршрута. Практически вертикальная трещина уходила от нас ввысь к небу.
На этот раз первым полез Миша. Я воспользовался возможностью сделать несколько снимков.

Видно было, что Мише он дается непросто. Его тяжелое прерывистое дыхание, хорошо слышимое в окружающей нас пустынной тишине, было явным показателем того, что нас ждет непростое восхождение.

Наконец он долез до места, где по схеме нужно было делать станцию. Мы полезли следом. Маршрут начался напряженным непростым лазанием. В некоторых местах, где Миша заложился, мне было довольно сложно закрепиться для того, чтобы вынуть закладки. Кряхтя и изворачиваясь в попытках вынуть закладку и одновременно удержаться на скале, я невольно задумывался о том, каково Мише было здесь проводить маршрут.
Второй питч, и мы на большой полке. Здесь можно комфортно расположиться, и чуть-чуть передохнуть. Йосси и Миша меняются - с этого питча лидировать будет Йосси. Следующий питч ключевой по сложности - 6а+. Я не отпускаю камеру - чувствую, что дальше снимать возможности будет значительно меньше.

В зоне нашей видимости два небольших нависания. Первое Йосси проходит без особых проблем, второе тоже выглядит не особо сложным, впрочем, с расстояния, на котором мы с Мишей находимся, сложно что то реально определить. Миша советует Йосси заложиться прямо над собой на переходе, что тот и проделывает. С такой страховкой Йосси чувствует себя более уверенно, и предпринимает первую попытку прохождения нависания.

Однако видимо на деле все не так просто, как нам кажется снизу, и первая попытка не удается. Вернувшись в исходную позицию, и отдышавшись, Йосси предпринимает вторую попытку. На этот раз, хоть и не без труда, ему удается перейти нависание. Ключ маршрута пройден.

Поднявшись еще немного, Йосси делает станцию, и принимает нас. Я лезу вторым, собирая закладки. Дойдя до второго нависания, предпринимаю попытку прохода. То, что снизу казалось парой пустяков, на деле оборачивается довольно неуклюжими дерганиями всеми конечностями в попытке зацепиться за скалу. Мне не удается найти удачную позицию тела для техничного шага, и я пытаюсь сделать его "на силу", что кончается позорным повисанием на веревке. И это 6а+??? Второй подход, и я просто "рву" этот шаг, отчаянно вытягивая себя на руках. Представляю, как это выглядело со стороны.
Миша же переходит нависание элегантно, уйдя в лэйбэк и выйдя ногами по левой стенке на трении. Вот тебе и скалолазная техника, думаю про себя я. Чувствую себя препаршивейше - мое скалолазание не выдержало экзамена в реальных условиях.
Однако надо продолжать маршрут. Йосси продолжает лидировать. Следующий питч оценен в 5+, значит должно быть полегче. Я достаю камеру и направляю ее на нашу палатку.

Ощущение высоты начинает давать о себе знать. Я рассматриваю станцию из трех ржавых крючьев, на которой вишу, и она мне активно не нравится. Начинаю думать о том, что будет, если Йосси сорвется и закладки вылетят.

Эта станция и так держит вес двух людей, выдержит ли она еще и падение третьего? "Ну и какого тебя понесло в эту авантюру?", раздается знакомый голос в голове, не без нотки злорадства. Гоню из головы постыдные мысли, благо Йосси уже долез, и можно продвигаться. Веревки осталось совсем немного, значит питч не меньше 40 метров. Начинаю лезть, однако страх не отпускает, наоборот, вцепляется в сердце холодной хваткой и сводит внутренности. Гоню все мысли, стараюсь глубоко дышать, и лезу, лезу. Шаг - вдох. Ощущение 200 метров пустоты под собой. Страх все время стоит у горла, и грозится прорваться наружу. Чертов питч никак не кончается, и эти 40 метров кажутся мне целой вечностью. Наконец, в каких то 5-и метров от Йосси, страх выплескивается наружу, и я, задыхаясь, повисаю на веревке. Знаю, что не должен, но ничего не могу с собой сделать. Мне нужно почувствовать опору, вернуть себе ощущение равновесия. Ребята молчат, но я понимаю, что они не одобряют это беспричинное провисание, приступ слабости. Проходит пара секунд, и я продолжаю подъем. Ощущение опоры от веревки возвращает мне способность продолжать восхождение. Однако о том, чтобы проводить следующий питч, я даже не помышляю, хотя страх отошел, и я вполне готов к дальнейшему продвижению. Как бы мне не хотелось начать лидировать, последний питч показал со всей откровенностью, что я еще не готов. И хотя мое эго не хочет признавать поражение, деваться ему особо некуда.
Йосси лезет последний питч, а мы за ним. Страх еще плещется в моем сознании где-то на фоне, но уже не мешает продвигаться. Да и лазанье здесь не сложное. Вылажу на верх, выхожу на полку, и вижу дерево, которым должен заканчиваться наш маршрут. Вслед за мной вылазит Миша. Восхождение закончено.

Мы находимся в уютном замкнутом пространстве, часть их которого находится в тени. Здесь можно перекусить, и перевести дух.

Однако наше мероприятие еще не закончилось. Осталась не самая приятная его часть - 250 метров дюльфера обратно по маршруту. С улыбкой вспоминаю наш поход в каньон Сальвадор и "штурм" 160-метрового водопада сверху вниз. В тот раз у нас было дотаточно веревок, чтобы провесить его полностью, и готовые станции на двух болтах на каждой перестежке. Теперь же в нашем распоряжении две 50-и метровые веревки, не говоря уже о станциях. И даже жумара для сдерга не имеется.
Однако времени уже час дня, и нам нужно сматывать удочки. Мы обсуждаем, имеет ли смысл спускаться сразу до следующей станции, переводя веревку через большой перегиб и трещину, или стоит спуститься до конца перегиба и построить там станцию на заклинившей закладке, которую мы видели на подъеме. В результате решаем, что Миша спустится до следующей станции, и попробует подергать веревку. Миша быстро кидает веревки, встегивается и уходит. Дойдя до станции, он пытается дергать за вереки. Мы видим, что узел двигается. Значит сдерг возможен. Миша упорно пытается что то нам прокричать, но из-за ветра и перегиба ничего не слышно. Решаем, что я выйду за перегиб и поговорю с ним.
Выхожу, и вижу Мишу, висящим на станции.
- Выбирайте вереку!
- Зачем?
- Возьми веревку к себе, выберите ее! Стройте станцию за перегибом!
- Почему?
- Застряет!
Странно, мы же видели, что она двигается. Я спускаюсь за перегиб, зависаю и смотрю на закладку. Выглядит она заклинившей намертво. Вдобавок прямо рядом с ней торчит веревочная петля, правда оплавившаяся на перегибе, по всей видимости от трения во время сдерга веревки. На стропу, отходящую от закладки, я полагаться не хочу, поэтому навязываю прямо на закладку кусок реп шнура; благо ее заклинило подходящим образом. Подгоняю свою петлю по размеру к веревочной, встегиваю самострах, и повисаю на этой импровизированной станции. Выстегиваюсь из веревки, и кричу Йосси, чтобы он выбирал. Йосси выбирает веревку, и настает тишина. Забавное ощущение - висеть посреди 250-метровой стены без веревки. Йосси все не идет, а мы с Мишей тихо висим и ждем. Наконец Йосси сбрасывает веревку, и спускается ко мне. Вторую веревку он смотал, и прицепил к себе на спину. У Йосси есть майлон, который мы ставим на станцию. Доходит дело до сдерга веревки. Йосси дергает, смотрит на меня, и говорит: "Не идет".
Ну уж нет, думаю я, и берусь за дело. Ты просто обязана сдернуться, хоть тресни. И действительно, стоит как следует налечь на веревку, как она начинает потихоньку ползти. Ободренные таким развитием событий, мы начинаем тянуть в четыре руки, и вскоре вся веревка оказывается в наших руках. Мы быстро связываем ее со второй, и уходим к Мише.
Дальнейший спуск обошелся без особых приключений. С каждой веревкой земля все ближе и ближе, вот мы на большой полке; последний дюльфер с нее, и мы закончили маршрут. На часах 3 дня, у нас час до приезда Мухаммеда. Вернулись без потерь, не считая мое уязвленное эго.
Потом приехал Мухаммед, и отвез нас в деревню. Воспользовавшись свободным часом до приезда такси, мы идем пить пиво в местную забегаловку. По пути рассматриваем окрестные скалы, и ребята рассказывают мне про пройденные ими маршруты.
Приезжает такси, и мы покидаем Вади Рам. На этом заканчивается мое знакомство с тредовыми мультипитчами. Теперь я знаю, что это такое, не понаслышке. Уверен ли я, что хочу продолжать этим заниматься?

P.S. Дома меня встретила Валя, ожидая проявления бурного восторга. Однако все, что я смог ответить на вопрос "Как было?", это неопределенное мычание. Я еще не оценил полученный опыт, и не знаю, как его оценить. Понимаю точно лишь одно - это не то, что я себе это представлял.
Однако сейчас, по прошествии некоторого времени, я чувствую, что вирус треда все же проник в меня. Это - серьезно, даже более чем серьезно, но это - настоящее. Похоже, что повод для произнесения коронной фразы "Ну и какого ты в это ввязался?" моему внутреннему голосу предоставится еще не раз.