Белая мгла.

Пишет rsk, 03.09.2010 20:01

Белая мгла. (Путешествия, утомление, традиции, пилоты, антарктида, люди)

Антарктическое утомление и предупреждение тем, кто собирается Антарктиду посмотреть.
=
Кто-то осторожно постучался в каюту.

-Можно?

Видно новенький - знака на двери (*) не видит "не беспокоить" - в горизонте я, сплю значит после раннего выпуска и дежурства на кухне.
Ох, уж эти новенькие - такие бестактные и как раздражают по пустякам - едва сдерживаюсь.
Тут думаешь-думаешь, что сделать важно в первую очередь.
Замок хрустальный из мыслей вот-вот достроишь и заснешь по-человечески, а тут они со своим прерыванием.

Здороваться им надо за руку. Пустой вопрос зададут - замок хрустальный из мыслей рушится.
Уже и не помнишь, что хотел сделать. Вспоминаешь, когда спать пора и маешься бессонницей.
Мысли, как мухи, медом обмазанные - едва ворочаются.
Совсем как Нилыч стал - ворчу, себе под нос. Кошмар, что с головой делается.
Старый состав экспедиции и новеньких спутать нельзя. Новенькие как на пружинах ходят.
Радостные, шумные, кожаные куртки на них новые, на солнце сверкают, а мы как выжатые лимоны.
Кожа поношена, ходим в валенках осторожно. Все повидали, с места сдвигаемся неохотно, с трудом все дается.
Бывалые говорят - сейчас самое важное беречь эмоции - нашел не радуйся - потерял не плачь!
Держись ровнее - дольше хватит. Еще обратная адаптация нервы измотает - не в коммунизм возвращаемся.

-Заходи, кто пришел!?

Вошел в новенькой коже летчик. По виду - опытный. Старший авиаотряда. Прибыли недавно на Мирный.
На Востоке будут зимовщиков менять. Видел его в кают-компании.
Гниль какая-то в его отряде. Здороваются сухо. Вместе не садятся. Взгляды отводят.
Компот - каждый только себе тащит. Поели - сидят в обществе грязных тарелок - о своем думают.
Смотреть противно и летать с такими опасно.

-Вы здесь локаторщик?

Ну, вот окончательно рухнул мой хрустальный замок из мыслей и записать не успел, а было же размышление...
не помню только о чем ? Вроде, об этих пилотах и думал, а тут их и старший сам ко мне пожаловал.
Чудно тут мысли людей притягивают!
Который раз замечаю. Ты подумал, и он подумал - и люди идут на встречу.
Придется врубаться в проблему - проблема есть, раз сам пришел. Тут чужих проблем не бывает - все общие.

-Да! Откликаюсь я на локаторщика.
Еще я аэролог- метеоролог, разводящий, электронщик, чинильщик нейтронного супермонитора, грузчик, дворник,
фотограф, чеканщик, электрик, помощник повара, врача и завхоза, секретарь-машинистка, психотерапевт-любитель,
друг астрофизика, астронома, биолога, хирурга, банщика, гляциологов, радистов, почетный механик и комендант второго этажа. Короче - простой инженер Советской Антарктической экспедиции или тот же локаторщик.

-Мне о Вас говорили...

-Есть трудности?

Это стандартный вопрос в высоких широтах.
Скажут - нет! Проходи мимо. Не лезь. Не нависай. Не пытайся помогать - голову могут прострелить резким словом,
нервы у всех на пределе. Начнет говорить - слушай! И тут, уж, ты за человека в ответе. Можешь - сам помоги.
Не можешь - приведи друга. Пока вся кают-компания не займется проблемой.
И что поразительно - 66 человек всегда находили выход из самой дохлой ситуации.

-Вообще-то я летчик. Давно на руководящей работе...
Хотелось романтики... Понимаете?! Перед пенсией напросился Антарктиду посмотреть,
а мои орлы говорят - приехал в Антарктиду - летай на равных!

-Да, здесь так!
Думаешь о себе - ученый, голубая кровь, белая кость, начальник, царь природы - эту дурь здесь вышибут быстро.
Здесь только две команды. Одна играет за живых - в ней от каждого человека по способностям.
Только летчикам в Антарктиде есть одна большая поблажка в знак особого уважения к
профессиональному риску - за них картошку на камбузе все по очереди чистят.
Мы играем за живых против мертвой природы - она нас мертвыми сделать хочет.
Кто за чужую команду выступит - того живые сами к мертвецам отправят.
Назвался груздем - полезай в кузов. Летчиком записались - придется взлетать и садиться.

-А Вы знаете - я летать боюсь! - сказал летчик.
Ого! Не слабый мужик пришел, не каждый так может сказать - подумал я.
-Вы знаете, здесь посадочный радио привод не работает - обсерваторию можно запросто пролететь и потеряться во льдах!
Радиокомпас тоже не работает. Навигационная поддержка - смех - одни сапоги на вехах. Меня не предупредили.
А что мне сапоги - я на подлете ни горизонта, ни сопок не вижу!
Вчера летели с Востока, в белую мглу попали - ослепли, ничего не было видно!
Как "Питон" (прозвище пилота) самолет посадил, ума не приложу. Вслепую сажал. Потом напился в хлам и орал, что я
должен тоже машины водить, а не командовать. А Вы понимаете - я боюсь!
Я знаю Ваш локатор не для самолетов, но может быть что-то можно придумать?
У нас в Москве такие же шарики полосатые в аэропорту стоят... Вот я и пришел к Вам.

-А радио?
-УКВ слышу, но что радист мне скажет, если я промахнусь мимо станции?!

Решение простое приходит сразу - хрустальный замок достроен мгновенно!
-Вот Вам наш радиозонд и сухая батарея к нему.
Укрепите зонд в самолете. Лучше у стекла.
Потеряете ориентиры - заливайте воду в батарею. Зонд будет работать надежно два часа.
Связь будем держать через радиста по УКВ. Пусть радист меня разбудит.
Я включу локатор, найду работающий зонд, запеленгую, и буду знать Ваши координаты.
В радиусе 180 км от Мирного можете аварийно садиться на лед, где хотите - мы Вас найдем!
Летчик ушел.

Я заснул как ребенок у матери на груди. Проспал обед и дежурство на кухне...
Разбудил привычный шум оборудования локатора - вечерний выпуск.
В аппаратной какой-то новый предмет, аккуратно укутан в тряпки...
Дежурный аэролог, перехватил мой вопросительный взгляд - пилоты всем отрядом приходили.
Обед тебе принесли... и картошку за нас с тобой на камбузе почистили. Ты крепко спал.

(*) на дверях фигурка человека из картона.
Висит вертикально - можно беспокоить.
Висит горизонтально - не беспокоить, человек спит.

252


Комментарии:
21
Борис, Ваши рассказы - это то, что украшает "Риск". Жду их, как в прошлом ждал любимые журналы в почтовом ящике. Спасибо.

4
Володя, и я тоже!!!

5
И я.


0
И я. Читаю хоть с запозданием но с огромным удовольствием! Специально зашёл у вас новое посмотреть.

5
Благодарен от души, приятно читать и вспоминать свою службу и приключения. А Ваши суппер! Ждем ещё!

3
Спасибо! Ну я к примеру, обнаружил, что День ангела раза три перечитал. То есть пока он был на главной.

0
Борис, ответьте пожалуйста на личное сообщение

8
Борис(простите, не знаю отчества), а может что-то избранное из Ваших рассказов в печатный Риск? Обратиться к Елене Дмитренко(главред). Думаю многие поддержат. Можно устроить опрос. Хотя они у Вас все хороши! Может даже отдельную рубрику!

6
Александрович. Можно просто Борис.
Печатный Риск?! Заманчиво подержать в руках что-то твердое, печатное.
Я пока только-только любопытствую, а действительно ли это интересно современной молодежи?!

8
Настоящее всегда интересно.
Я в детстве зачитывался романтическими повестями В.Санина. Он он, я так понимаю, в Антарктиде туристом был. Соответственно, и пафоса журналистского больше там, чем правды.
У Вас все по-чеховски кратко и по-настоящему!


3
А почему только молодежи?

2
За всю молодежь не скажу, но лично мне - очень интересно.

2
Еще как интересно!! Интереснее и не придумаешь!!! Очень, очень ИНТЕРЕСНО!!
Вы так пИшите, что дело не в возрасте, и не в том, что это для тех, кто понимает.... Это как приключенческие рассказы в детстве - если начнешь, то не оторвешься!!!

2
Ещё бы! Очень интересно!
Я по несколько раз перечитываю все Ваши публикации, которые отличаются прекрасным изложением и содержат очень важные мысли.
Огромное спасибо, Борис Александрович!

1
Молодёжи интересно! :)

2
Какая связь: езда на табуретке и арктическое утомление?

6
АНтарктическое утомление - это у меня, а романтика, воображение - это у летчика.

2
Интересное применение зонда.Никогда не думал.
А реально-действительно работает?

1
Круто!

8
Один раз сработало - как я понимаю ныне - это был мой самый счастливый день. Напишу еще...послезавтра.

7
Да,тут и гималайские поездки в хоть и не сыгранной-но команде,когда в конце третьего месяца половина команды не разговаривает с другой половиной,а кто-то вообще ни с кем,-кажутся чем-то несерьезным.
А здесь-на такой срок в такие условия и абсолютно случайные люди.(!!!)

19
Я тоже об этом много размышлял - повезло мне или закономерность?
По наблюдениям получается так - если очень жестко - люди сплачиваются, индивидуализм отступает.
Если риск нарастает - сплачиваются еще плотнее.
Если еще круче - у тех кто слабее, здравого ума меньше(?) управление поведением перехватывает программа защиты тела - это
поведение индивидуалиста, эгоиста, и оно гибельно в реально жестких условиях. Но попробуй не отдай управление! Оно перехватывается у нас внутри как бы силой.
=
У нас один механик, последний в походной машине с Востока, очень боялся, что его машина заглохнет, топлива не хватит, а его отсутствие никто не заметит. Ночью машины не идут. Люди спят, отдыхают. Вот он ночью из чужих машин топливо к себе перекачивал.
Его спалили за этим занятием. Решили убить тут же. Однако вмешался старший - убъем в Мирном! Кто за него последнюю машину будет везти, есть охотники?! Пришли. Отметили приход грандиозной пьянкой. Приговоренный просил прощение у всех, стукнул двумя кулаками об стол - не знаю как со мной такое случилось, братцы! И кости его рук сломались в запястьях.
Один братец встал и сказал за всех - у меня тоже такая мысль была - топливо у кого-нибудь скачать, страшно было!
Я думаю братцы его надо прощать - просто очень жестко было, не каждый живой выдюжит!
И его не убили!!!

3
Жестко как!!!!вот это напряжение!!!!

1
А бывали случаи, что убивали?


5
читать очень интересно
с нетерпеньем жду слудующих рассказов!!!

3
На Молодёжной, не помню в какую экспедицию, пропал один ретивый. Вышел на пароход, и не дошёл. А трещин там тоже хватает.

2
Очень занятно .

2
А вовсе непьющие среди зимовщиков есть?

3
Я и был не пьющий.

1
Спасибо! Очень интересно и полезно! На горе тоже иногда голову крутит.

1
маленький нюанс:
Как "Питон" (кличка пилота)

Клички - это только у животных и уголовников, у людей - прозвища.

5
Ценю такие замечания. Исправлю. Спасибо.

0
Читаю с запозданием,но очень интересные рассказы.Пора Вам издаваться(или уже?)

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru