Юрий Кошеленко нашел в районе Курумды что искал…

Пишет pumori, 30.08.2010 19:26

Экспедиция в редкопосещаемый район Памира Курумды завершена, Юрий Кошеленко и Алексей Букинич вернулись домой. Посетив, как обычно, офис своих постоянных партнеров НПФ БАСК, Юрий вкратце рассказал об итогах их поездки. Экспедиция носила разведывательный характер, было совершено несколько выходов в горы с целью изучения альпинистских возможностей района. Было совершено два первовосхождения. И появился материал для систематизации, анализа и планирования новых восхождений.

Юрий Кошеленко нашел в районе Курумды что искал… (Альпинизм, памир, нпф баск)

Перелет был осуществлен в город Ош, где альпинистов встретили представители компании фирмы Тянь-Шань Тревел, которая занималась организацией логистики. Сам город произвел, конечно, гнетущее впечатление. Особенно огорчает отсутствие знаменитого Ошского базара, удивительно радушного места, куда стремились все альпинисты, возвращавшиеся с гор. Атмосфера уже не та, и вряд ли скоро восстановится. Но в целом, проведению альпинистских поездок в горы ничего сейчас не мешает. По заезду в Оше был комендантский час, на обратном пути он был уже отменен.

Исходный пункт экспедиции – поселок Нура, известный тем, что в 2008 году был полностью разрушен сильным землетрясением. Сейчас люди живут в однотипных легких китайских домиках, типа палаток. Населения – человек 800, центр, магазины. Из Нуры можно выехать в любую из долин района на джипах или грузовиках. Хотя следует учесть, что местные жители слабо ориентируются в названиях гор, которые присвоили альпинисты.

Район большой, но объектов для серьезных спортивных альпинистских восхождений практически нет. Очень интересен, в плане первовосхождений, альпинизма географического. Маршруты в основном снежно-ледовые и гребневые. Гребни бывают сложные с двухсторонними карнизами. Скалы, если есть, сильно разрушены. Погода была в целом неблагоприятной, большинство дней видимости не было, для исследований это было потерянное время.

В первом ущелье Музтаг Кошеленко и Букинич совершили восхождение на панорамную вершину, на которую наверняка уже были восхождения. Поразила так называемая Иркештамская стена, несколько напоминающая Безенгийскую. От вершины Иркештам, на которую возможно еще не было восхождения, до вершины Заря Востока тянется хребет с высотами 5700 – 5800 метров. Большинство гор еще нехожено. Вообще, в районе подтверждено и правильно описано только одно восхождение. Остальные еще предстоит совершить или восстановить их описания.

Юрий Кошеленко нашел в районе Курумды что искал… (Альпинизм, памир, нпф баск)

Затем альпинисты перебрались в район рек Кичкису - пика Пограничник. Очень интересный район. Там нашли красивую вершину, которую назвали Инь-Янь. Это какое-то удивительное образование: одна сторона ее скальная, другая – полностью ледовая. Поднялись относительно несложным маршрутом.

Сходили также на вершину, которая стоит прямо перед пиком Пограничник. Получилось нормальное восхождение: внизу веревки три почти вертикального льда, затем более пологий участок в 45° и скальная вершинная башня.
Вершина имеет форму буквы «М», поэтому альпинисты решили посвятить восхождении светлой памяти Эрнста Львовича Мерецкого, основателя ростовского клуба "Планета». Если альпинисты в Ростове поддержат их инициативу, то будет предложено назвать вершину Пиком Мерецкого.

Вершина Инь-Янь

Пик М (Мерецкого)

На самом деле есть еще куда ходить, есть и технически сложные маршруты. В принципе, здесь вполне можно было бы организовать альпинистский лагерь. Достаточно для этого объектов, удобных для обучения. Однако, в ближайшие годы это вряд ли актуально.

Юрий Кошеленко нашел в районе Курумды что искал… (Альпинизм, памир, нпф баск)

Приятный пост, красивые фото. Спасибо!

Район малопосещаемый, но некоторая информация про него все же есть. Описаний вершин и достоверно подтвержденных восхождений явно больше, чем одно. Наша группа в походе 2000 г. (руководитель А.Новик) совершила первовосхождения на два 6-тысячника - п.Заря Востока (6349, вторая по высоте вершина района) и п.Чорку. Годом позже первовосхождение на Курумды совершила группа А.Губаева.
Вот хороший обзор района:

Все туристические отчеты были прочитаны до экспедиции многократно и дань почтения группе Новика за столь серьезное предприятия была выражена на внутреннем уровне. Но, в Федерации альпинизма Киргизии и России есть только один отчет о восхождении на Курумды - Губаева. От Бирюкова В.Н. имею слова: "Мы считаем, что раз нет отчетов нет и восхождений", хотя конечно им известно о том что группы туристов совершали восхождения в рамках походов. Я считаю, что такая позиция Владимира Николаевича в духе прежних времен, но учитывая, что Киргизия сейчас самостоятельная страна, проявил бы уважение и отправил бы отчеты в электронном виде, если есть желание т.с. официально зафиксировать свой приоритет. Удачи в пути.

Мои скромные 5 копеечек..

В ФАР есть еще и наш отчет. Пик Губаева (5368) (первовосход 2008 г., заявлен 3Б, классифицирован 3А).

Наши маршруты в районе Туркво-Пограничников.
Маршрут "Топ-спин" на пик М (Мерецкого), ориентировочно 4А.

Маршрут "Линия Инь" на Инь-Ян пик, думаю не больше 3А.

В 2007г с пика ТуркВО сняли записку 1956г.

А вот и Иркештам.

Большое спасибо, за посты.
Про ваше, Андрей, первовосхождение на пик Губаева, я читал в сети. Ваши фото горы, и с вершины, особенно стены от Иркештама до Зари Востока великолепны. Но об отчетах я спрашивал у Шатаева В.Н., вероятно, возникла неточность, так-что извиняюсь, если был не корректен.
Про Туркво, особенно интересно, поскольку я не располагал никакой достоверной информацией о восхождении на эту вершину.
Было бы здорово, как то систематизировать информацию по району, поскольку там делали восхождения и иностранные альпинисты и естественно отчетов почти нет. В сети я нашел только небольшой отчет о экспедиции англичан 2000 года, принимал их мой друг Анатолий Мошников. Они совершили несколько ПВ в районе пика Губаева.

Шатаев, может, и забыл.
Я передал отчет сразу Одинцову :))

Отчет по 2007г здесь:
Там про ТуркВО.

Ссылки на бритов http://www.ewpnet.com/vs2000report.htm
Некоторые также заявляют, что сделали 8 первовосхождений в районе, не сообщая деталей.

OUR VIRGIN SUMMIT STATISTICS
Between 1995 and 2002 our groups have made the ascents of 28 unclimbed summits:
3 in the Tien Shan
17 in Muzkol Pamir
8 in Kurumdy area
In total 5 virgin six thousanders have been climbed.

Кроме того, в предыдущие годы в Нуре были и немцы и англичане, нам рассказывали местные киргизы с джайло, сходили они что или нет пока тоже тайна, собираюсь их разыскивать через клубы и туроператоров и пытаться внести ясность.

Спасибо за отчет, посмотрю обязательно.