г. Коркино, Угольный разрез, самый глубкий карьер Евровы
Как поселение Коркино возникло в середине XVIII века. Это была небольшая деревня, расположенная в 14 верстах от Еткульской крепости, на оживленной степной дороге из Челябинской крепости в Оренбург и Верх-Яицкую крепость, на реке Чумляк.
Рядом с городом расположен самый глубокий в Европе угольный разрез. Сегодня его глубина 480—500 метров и в ближайшее время планируется углубление до 520 метров. Коркинское угольное месторождение открыли весной 1931 года. Уже в августе буровики наткнулись на пласт мощностью 100 метров, а чуть позже — 200 метров. На тот момент пласты угля такой мощности не были известны. Разрез строился несколько лет. Вскрышные работы проводили вручную, с помощью обушков, а позднее стали применять взрывы. В историю вошел знаменитый «коркинский взрыв», готовившийся более полугода и сопровождавшийся эвакуацией города. 16 июля 1936 года ровно в 10 часов по московскому времени был произведен взрыв. Масса поднятого грунта достигла более полукилометровой высоты, взрывом было выброшено около миллиона кубических метров земли, сам взрыв зафиксировали все сейсмические станции мира.
С автовокзала в Челябинске каждые 10 минут ходит автобус до Коркино, проезд стоит около 50 рублей. На конечной остановке в г. Коркино расположен мемориал горнякам и шахтерам, недавно отреставрированный.
Сначала пошли на смотровую площадку. Панорамма разреза незабываема, размеры впечатляют.
Начинаем спуск вниз по деревянным лестницам, местами их нет и приходится спускаться по наклону, образованному серпантином дорог.
На дорогах толстый слой угольной пыли, идти нормально не возможно, пыль забивается в кроссовки. Ветром поднимает её вверх и ощущения не самые приятные. А еще вот такие бульдозеры поднимают в воздух эту пыль, ездят к счастью они не так часто.
Вышли к транспортерной ленте, по которой уголь уходит наверх, начали обходить её и я заметил вход в штольню.
Никто из наших компаньонов там не был и мы решили проверить её. Открутив болт мы оказываемся в наклонном съезде вниз.
Сам съезд на своем протяжении имеет 2-3 сбойки, одна из которых тоже имеет выход наружу. Спуск довольно продолжительный и идет под большим углом вниз, имеет несколько поворотов. Мы очень надеялись, что внизу есть выход – потому что подъем по скользкому наклоннику не предвещал приятных эмоций. Мелькает свет в конце штольни и мы выходим на поверхность.
Открывается непередаваемый вид, на противоположном склоне на поверхность выходят газы, напоминающие гейзеры. Внизу поляна с травой…озеро…а вверх уходят борта разреза и конца им не видно…
Почему-то сразу идут ассоциации с Исландией, хоть я там ни разу и не был.
Где-то полчаса полюбовались красотами, даже не верится что такое можно увидеть на Урале. Со смотровой площадки не было такой шикарной картины как здесь. Но время идет и надо подниматься наверх, лестниц нет и приходится карабкаться по отвалам породы. И вот мы вышли к нижней транспортерной ленте, по которой грунт идет вверх. Очень хотелось сесть на неё и поехать…
Ярко светит солнце, а мы довольные шлепаем по пыльной дороге вверх, к так называемому подземному трамваю, на котором мы планировали проехать вверх. Дальше 10 минутный диалог с рабочим разреза и нам объясняют как выйти к Людскому стволу №2, рядом левее расположен такой же грузовой. Открываем деревянную дверь и перед нами открывается длинный коридор, вдоль стен которого висят люминесцентные лампы. Такая приятная прохлада, после утомляющей жары расслабляет…
Идем по направлению к месту погрузки, пришли, никого нет…
Попили воды из крана, умылись и как раз приехал наш трамвай. Напоминает американские горки, сели, пристегнулись – поехали!)
Вид через лобовое стекло:
Трамвай поднимают на тросе, по наклонному съезду, ощущения непередаваемые, я был искренне рад такой поездке. И вот несколько минут подъема и мы на поверхности, нам объясняют как выйти с территории рудоуправления. Сама территория является закрытой, и трамвай предназначен для спуска рабочих, а не для катания посетителей, как можно подумать из моего рассказа =)
Так же в разрезе есть слой, в котором встречается масса различных отпечатков растений, зубов рыб и прочих окаменелостей.
21
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
- Думаю, уральцы улыбнулись этой фразе. А про азиатский регион верно, мало того - Коркино к югу от Челябинска в 40 - 50 км и уж точно в Азии. О Демидове - книгу Фёдорова "Каменный пояс" читали? Демидовская и уральская истории хорошо описаны. И если бы знал об этих залежах каменного угля Демидов-основатель династии, всё равно бы для своих заводов готовил древесный уголь, не рентабельно было бы без ж\д осваивать такое дело. Это я как географ - географу :-)
Автору Nevskiy спасибо, люблю Урал.
Остановится время и в этом карьере...
На Урале слово "в гору" означало не вверх, а под землю (в шахту или карьер) (ППБажов)
Выработанных шахт и карьеров тьма, какие в лесу заросли, какие стали озёрами.
Так что удивляться можно размерам, но не факту.
Для Урала характерное многообразие полезных ископаемых, там есть практически всё,
но залежи в основном не крупные. Такие как эта - редкость.
Промышленность Урала 17-19 веков - множество мелких заводиков, Екатеринбург - торговый центр, транспорт - гужевой, вокруг тайга...
Для такой промышленности мелкие залежи в пору, началась индустриализация и начали добывать в основном в других местах, а на Урале перерабатывать.
Так что основное богатство Урала сейчас - это навыки и чутьё народа, несколько веков причастного к индустрии.