Эльбрус за 4дня

Пишет lelikross, 08.08.2010 01:54

Эльбрус за 4 дня, или к чему приводит отказ мозга.
Эльбрус за 4дня (Альпинизм, кавказ, горняшка, альпинизм)

Решение ехать на Кавказ, пришло как всегда спонтанно. Можно сказать, что пришло оно с подачи моего друга Костика, который бредил поездкой уже давно, спал и видел себя на вершине мире: «Эльбрус иди сюда!!!». Так вот, обычно под такое восхождение собирается группа человек 10+, готовятся, планируют поездку, закупают снаряжение. Но, так получилось, что ни у кого не получилось, остался вариант ехать, либо вдвоем, либо на следующий год. Взвесив все за и против. Да какие могут быть «за» и «против» это же Кавказ, горы, хичины… все мы едем, пропади все пропадом!
Дальше события развивались стремительно. Купили билеты на 2 сентября. Договорились с местными, в Нальчике, о регистрации и пограничных пропусках (Эльбрус и приэльбрусье является пограничной зонной). Накидали не хитрый, но консервативный план восхождения, расписали рацион питания на каждый день. Докупили снаряжения. Все готово!

День первый. 4 сентября (Приют 11)
Прибыли в 4.00 станция Минводы, забрали пропуска и, как было запланировано, поехали прямо к канатной дороге у подножья Эльбруса станция «Азау». По пути заехали к спасателям МЧС, оставили свои координаты и план восхождения с датой штурма и датой спуска. Прибыв на место, быстро снимаем с себя легкую одежду и одеваем альпинистскую теплую. Температура воздуха в 6 часов утра, на высоте 2400 метров совсем не греет двух парней из жаркого лета. Переоделись, ждем, когда запустят канатку, а пока осматриваем окрестности. Здесь все как вымерло людей не видно, выходим на дорогу, перед нами вырастает огромная стена Эльбруса уходящая вверх на километры. Я опять здесь, уже в третий раз, привет Эльбрус!
Через пару часов стали появляться местные жители, а с ними прямые солнечные лучи под которыми можно отлично согреться. Открылись магазины, в которых мы докупили воды 0,5л на человека в день, мало конечно, но там наверху огромное количество бесплатного снега ням-ням. К тому же Костик взял пакет апельсинового сока, за что я посмеялся над ним, сказал: «Тебе теперь придется нести на себе плюс 1кг, подумай». Есть такая заморочка в альпинизме брать с собой только необходимые вещи и продукты, без которых тебе не выжить и поэтому надо считать каждый грамм веса своего снаряжения. Настоящий альпинист ломает зубную щетку пополам, выдергивает щетину, оставляя ровно столько, чтобы была возможность почистить зубы, вот пример рационального подхода, к проблеме лишнего веса снаряжения))). Литр сока, блин…
Ровно в 9.00 открывают канатную дорогу. Садимся в вагон. Восхождение началось. Оставляем за собой «кусок» цивилизации, гостиницы с горячей водой, кафе, магазины, базар с шапками из овчины. Во время подъема, даже мысли не возникает, что в скором будущем я буду, изо всех сил стремится сюда, вниз, к этим магазинам и шапкам.
Вместе с нами поднимаются в основном туристы в шортиках, фотографируют все вокруг через мутные окна из оргстекла. Поднялись до станции «Кругозор» 3000 метров, пересаживаемся в вагон до станции «Мир». Через окно с дыркой от пули наблюдаем, как с каждым набранным метром, постепенно появляется двуглавый Эльбрус, а с ним и белоснежный язык ледника, спускается вниз от восточной вершины, упираясь в лавовые скалы. Все на месте, все как всегда. Погода радует солнцем и отсутствием сильного ветра.
Эльбрус за 4дня (Альпинизм, кавказ, горняшка, альпинизм)

Станция «Мир» 3400 метров конечная, поезд дальше не идет, дальше включаем мышечную память, наработанную восхождениями и вперед. По плану идем к станции Гара-Баши или просто к «Бочкам» 3800 метров, на этой высоте действительно стоят бочки штук 10 или больше в этих специально оборудованных помещениях живут люди местные и альпинисты, проходящие акклиматизацию. Еще от станции «Мир» к «Бочкам» проложена кресельная дорога, которой по плану не пользуемся. Идем по тропе между лавовых скал и огромных камней.
Эльбрус - действующий вулкан, все вокруг покрыто лавой, которую в свою очередь, с набором высоты, покрывает ледник. Доказательство жизни вулкана - это запах сероводорода вокруг, многие говорят, что так пахнут тухлые яйца. Лично я долго думал, что запах исходит не из недр вулкана, а от моей кожи, которая сгорает на высоте из-за избытка ультрафиолета и пере отражения от снега солнечных лучей. Неужели моя сгоревшая кожа пахнет тухлыми яйцами?
Ну, вот и бочки по плану, консервативному, на «Бочках» мы должны поставить лагерь, потом пройтись набрать метров 300 высоты спустится и переночевать. Все это с целью акклиматизации или адоптации организма к низкому содержанию кислорода в воздухе. По опыту предыдущих восхождений, хочу сказать, что самая эффективная адаптация это плавный набор высоты. Обычно это происходит так - в приэльбрусье постепенно набираем высоту начиная с 2000 метров до 4000 метров в течение 3-4 дней потом переезжаем к Эльбрусу и уже с хорошей акклиматизацией начинаем штурм. Что же делает человек с отказом мозга, спрашивает: «А чо Костян нам в этой помойке жить, давай рванем на 4200, ты как силы есть?» Кастян как настоящий пацан соглашается, и мы продолжаем наш путь, идем к «Приюту 11» 4200 метров.
Эльбрус за 4дня (Альпинизм, кавказ, горняшка, альпинизм)

«Приют 11» - это название гостиницы, которая когда-то стояла на этой высоте. Сейчас же от четырех этажного здания остался один нижний этаж из кирпича и котельная стоящая ниже. Говорят, что гостиницу спалил не осторожный буржуйский альпинист с газовой горелкой. Между котельной и гостиницей или тем, что от нее осталось, находится огромная мусорная свалка, увенчанная парочкой туалетов.
Идем бодро, шутим, изредка встречаем людей спускающихся вниз. Обязательно фото сессия Костян на Эльбрусе. Да на запасах организма идти легко, так что дошли до «Приюта 11» быстро и без напрягов. Лагерь ставим на скалах спасателей, на скалах находится вагончик, в котором действительно иногда дежурят спасатели. Людей на скалах почти нет, только палатки в это время все на восхождении.
Если, присмотреться к восточной вершине Эльбруса, можно увидеть, маленькие ели видные черные точки, это люди на восхождении. Воздух настолько чист и прозрачен, что расстояние до вершины скрадывается, кажется, что идти совсем немного. Только черные точки на траверзе отрезвляют горячие головы, дают понимание масштаба.
Ставим палатку возле вагончика спасателей. Настроение хорошее, погода радует, все гуд. Через час появляются хозяева палаток. Эти люди были наверху, они спустились с вершины, у них все позади, счастливчики. Разговорившись, выясняем, что ребята земляки город Харьков. Они здесь уже неделю, спрашивают нас, отвечаем, что мы сегодня прямо с поезда сюда. Удивленно переглядываются, смотрят на нас как-то странно, оправдываемся, что мы тертые нам нормально. Кто-то из них пожаловался, что уже не может пить воду из снега, мы от чистой души презентовали пол литра воды принесенной с собой. Вода была выпита с таким удовольствием, как самое изысканное питье на свете.
Как-то не заметно начал рубить сон. Ну, пару часиков можно себе позволить. В палатке хорошо уютно, спальник теплый, через открытый клапан палатки вид на Главный Кавказкой хребет и ледник, с черными морщинами трещин простилающийся к подножью гор. Ветер нежно шуршит палаткой, засыпаю.
Дальше все происходящее называется просто - и тут пришла она «Горняшка», а в месте с ней пришло полное отупение, дезориентация во времени, отсутствие аппетита и моя «любимая» разрывающая голову пульсирующая изнутри ацким пламенем головная боль. «Горняшка» медицинский термин гипоксия - это кислородное голодание организма, связанное с низким парциальным давлением кислорода в воздухе.
Эльбрус за 4дня (Альпинизм, кавказ, горняшка, альпинизм)

Проснулся я через пару часов, все вокруг в дымке и как-то нереально, на улице слегка начинает темнеть, ни чего не понимаю, полное отупении, что блин происходит, уже утро? Вылез из палатки очумевший, блин голова, где мой салпадеин, а вот вода, чашка. Выпиваю шипящую массу. Сажусь, закрываю глаза, жду когда отпустит. Смотрю на часы вечер, блин мы только сегодня приехали, как же хреново. Ощущение, что мы здесь уже неделю, мозги не работают. А где Костян? Спит, ну хорошо. Та все гуд, переночуем, завтра отпустит.
Чтобы не топить снег, сходил за водой в низу между скалами тает ледник и легко можно набрать воды. Поставил греть воду.
Проснулся Костян, вылез из палатки сообщил, что он умудрился заработать две жуткие мозоли и нет ли у меня ножниц, которыми он срежет мозоли у себя на пятках. Дал ему ножницы и подумал, что все, как с ним идти дальше с такими ногами, а если и пойдем, то он блин не жилец. Ну какого хера он купил эти блин асоло, если есть Ляспортива, я же предупреждал.
По привычки приготовил еду, съел пару ложек каши больше не пошло. Еда не лезет, только чай с шоколадом. После ужина умываться, талая ледниковая вода не надолго приводит меня в чувства.
Да, нельзя не сказать, о здешнем туалет. Конструкция, сбитая из досок с крышей и дверью, стоит над пропастью подпертая двумя деревянными балками. Внутри в полу вырезано отверстие, из которой открывается великолепный вид на уходящие вниз скалы. А когда дует сильный восточный ветер, чтобы вы не бросали в это отверстие, обязательно залетает обратно.
Эльбрус за 4дня (Альпинизм, кавказ, горняшка, альпинизм)

Ну вот, уже темнеет, ложимся спать с надеждой, что дальше будет лучше. Сон и гипоксия, что может быть лучше. Голова раскалывается, спишь, как в бреду просыпаешься, каждые 10-15 минут потом пол часы пытаешься заснуть и так всю ночь. Утро приносит облегченье.
День второй. 5 сентября (Скалы Пастухова)
Утром действительно стало легче, по крайней мере, дышать, голова немного пришла в себя. В связи с этим настроение улучшилось, а также создалось ложное ощущение полной адаптации. А раз мы полностью адаптировались, почему бы нам, не пойти дальше. Решение пришло само собой, никаких других вариантов. Все очень просто, надо набирать высоту. Отказ мозга продолжался.
Костян полностью со мной согласен. С такими пятками, как у него, какие могут быть варианты))). Итак, пьем чай, берем самое необходимое и идем на «Скалы Пастухова» 4700 метров, крайняя точка перед штурмом.
Во время подъема, погода стала меняться. Тучи закрывают солнце все чаще, ветер стал больно обжигать лицо. И тот факт, что люди спускаются вниз, а наверх идем только мы, совсем не дает повода задуматься.
Эльбрус за 4дня (Альпинизм, кавказ, горняшка, альпинизм)

Дошли мы достаточно быстро, к этому времени тучи затянули небо полностью, порывы ветра стали пугающе сильными, пошел снег. На фоне всего происходящего, где-то глубоко - глубоко я стал сомневаться, правильно ли мы поступили, может спустимся вниз, пока не поздно. Быстро откинув непонятные сомнения, начинаем искать место под палатку. Непонятно, почему тратим на это очень много времени, которого у нас нет.
А тем временем, начинается настоящая буря, сильно потемнело, ветер превратился в снежный ураган. Снег, залетает через очки, забивает глаза, нос и рот, вокруг ничего не видно.
Вдруг происходит что-то непонятное, как будто невидимая игла больно пронзает мою макушку, ни чего не понимая, продолжаю поиски места под палатку. Поднявшись чуть выше, ощущаю туже иглу между капюшоном куртки и головой, только больнее в несколько раз, одновременно множество игл начинают колоть мои пальцы в перчатках. ААА что это блин, инстинктивно присаживаюсь возле большого камня, иглы пропадают. Все понятно статическое электричество, а я заземление. Вот это да, мы в грозовой туче на высоте 4700 метров, ни чего не видно из-за урагана, нас жарит электрический ток, и мы до сих пор не поставили палатку. В процессе поиска места, находим две палатки, одна свернута и привалена камнями, другая стоит, перекосившись, видно, что одна дуга поломана.
Первое желание было, кинутся в эту полу живую палатку переждать непогоду. Убеждаю себя, что не стоит, могут вернутся хозяева. Где же они сейчас, наверно на восхождении, в такую та погоду. Та, не важно блин, своих проблем хватает.
О, вижу место, чуть выше найденных палаток. Место обжитое чистое, с западной стороны выложена метровая стена из камней, защита от ветра. Все живем здесь. Надеваю лыжную маску вместо очков. Ко мне возвращается зрение. Я вижу!
Пытаемся поставить палатку. Только вот беда ветер дует не в каменную защитную стену, а сбоку. При таком ветре наша палатка долго не простоит. Начинаем таскать камни, строить ветра защиту. Мороз вместе с ураганным ветром усиливается. А наше физическое состояние быстро ухудшается, каждое движение дается с трудом, отдышка, голова пульсирует, руки от холода перестают слушаться. Момент истины мы на грани. ЕСЛИ МЫ НЕ ПОСТАВИМ ПАЛАТКУ, МЫ ПОГИБНЕМ. От этой мысли становится жутко, в голову лезут страшные альпинистские рассказы. Очень ярко представил себе, местную газету с нашим некрологом. С трудом пытаюсь взять себя в руки. Откинув все страшилки в сторону, упорно продолжаем бороться. Вот стена уже стоит, натягиваем палатку на дуги. Ветер какой же он сильный, не устает ни на минуту. Кое-как поднимаем наш парус. Костян лежит на палатке держит её от ветра, смотрит на меня и говорит, что мой нос весь в снегу. Как в снегу, а я и не заметил, ну вот отморозил нос блин как страшно, начинаю растирать, ни каких ощущений, как будто онемел. Ладно, нет времени растяжки, растяжки. Вкручиваю ледобуры, очень надежная точка крепления, дальше все идет в ход, вижусь за кошки, забиваю их в снег, ледоруб туда же. Нашел кусок рельсы, блин, откуда он здесь, оказалось очень удобный дивайс для очередной растяжки.
Поднимаю голову, смотрю на Костяна, он лежит на палатке не двигается, кричу ему, что бы лез внутрь. Продолжаю растягивать дальше.
Все готово мы сделали это, кое-как она стоит, наша оранжевая спасительница.
Залезаю в палатку, сразу не снимая пуховик, залажу в спальник, пытаюсь отдышаться успокоиться и тут меня начинает лихорадочно трусить, не от холода, замерзло только лицо и руки. После я стал понимать что, трусило от нервного перенапряжения. Другие говорили, что от чрезмерного выброса адреналина в кровь. Может так оно и есть.
Наступает ночь, дрожь постепенно прекратилась, лежим тихо, не шелохнувшись. Слушаем буйство урагана раздирающего тоненький слой спасительной ткани, каждую минуту ожидая, что вот - вот он добьется своего и тогда все... И уже когда начинало казаться, что хуже быть не может. Нас освещает яркий свет, сопровождаемый оглушительным громом. Причем вспышка и гром происходят одновременно и не вверху, а на нашем уровне. Вот так повезло, мы находимся в туче, из которой лупит гром и молния! Это просто чудесно, нам точно кранты. А раз нам терять уже нечего, почему бы ни выпить чаю. Попив чайку, пытаемся уснуть. Сон превращается в кошмар. Головная боль привычное дело, а вот сумасшедшие порыва ветра прижимающие палатку, словно огромным пальцем и оглушительная светомузыка, заставляют просыпаться каждые 2-3 минуты. Вдобавок ко всему снег, проникающий через юбку палатки, падает прямо мне на лицо, отчего каждый раз просыпаюсь в ужасе, что вот она и порвалась. В этом бреду, каждый раз вспоминаю о брошенных палатках, находящихся чуть ниже нас. Говорю Костяну, что если утром хозяева не объявятся, будем звонить спасателям. В таком чудесном режиме проводим самую незабываемую ночь в моей жизни.
Эльбрус за 4дня (Альпинизм, кавказ, горняшка, альпинизм)

День 3. 6 сентября (Мертвецы)
Утро приносит приятные сюрпризы. Погода успокоилась, весь вчерашний ужас превратился в страшный сон. А тут еще, при выходе из палатки обнаружил целый пакет апельсинового сока, спасибо Костяну. Хочу сказать, что на высоте происходит своеобразная, переоценка ценностей и то что там, внизу кажется банально обыкновенным здесь же, наоборот, кажется неимоверно важным и ценным. К примеру, замороженный апельсиновый сок на высоте 4700метров, превращается в божественный напиток. Честно признаюсь, что ни чего вкуснее я не пробовал.
С трудом вылез из палатки, заваленной снегом. Снаружи все покрыто, белоснежной пеленой свежего снега. Первым делом спускаюсь вниз к брошенным палаткам. Палатки полностью завалены снегом. В этот момент я на все сто процентов, понял, что за ними уже ни кто не прейдет. Представил себе картину, как замерзает группа альпинистов, заставших ураган на маршруте. А может, сбились с пути, в условиях вчерашней видимости это элементарно и провалились в трещину. У Эльбруса много изощренных способов забирать жизни.
Эльбрус за 4дня (Альпинизм, кавказ, горняшка, альпинизм)

Навязчивая идея срочно звонить спасателям, не покидает меня ни на секунду. Но для начала решил, раскопать палатки, посмотреть, что там внутри.
Беру найденную вчера совковую лопату без древка, начинаю откапывать палатку, которая стояла со сломанной дугой. На такой высоте работать лопатой оказалось очень весело. Происходит это так, набираю полную лопату снега, отбрасываю в сторону, тут же сажусь на камень, оттого, что жутко устал, сердце выскакивает, голова пульсирует, страшная отдышка. После каждого движения лопатой пять минут прихожу в себя. Капать помогает огромное желание спасти якобы пропавших альпинистов. Вот она, зеленая ткань палатки появилась из под снега, отчистил вход, залажу внутрь. Внутри как я и предполагал вещи которые не оставляют без присмотра: одежда, еда, аптечка, карты (топографические), веревка, железо. Теперь я точно убедился в правоте своих намерений.

Звоню спасателям МЧС. Долгие гудки вызова и вот сонный голос спрашивает, что произошло. Рассказав о случившемся горе в красках, добавив мои предположения, как все замерзли или провалились, а может и то и другое вместе, жду ответной реакции. Рассчитываю как минимум на вертолет и группу спасателей на ратраке, которые уже по команде диспетчера несутся спасать. Но уставший голос задаёт непонятный мне вопрос: «А вы долго там еще будете» я ответил, что ходить сегодня, нет сил, так что до завтрашнего утра, будем здесь. Тогда голос настоятельно попросил меня перезвонить, когда или в случаи, если, хозяева палаток вернутся. На этом разговор закончился.
Из разговора я понял, что ни кто, ни кого не собирается спасать. Вот я удивился, как же так, ведь замерзают же где-то мои братья. Я и раньше слышал истории о том, что спасатели начинают искать только после трех дней после заявления о пропаже. Ну, дела. Ладно, решил, что обязательно перезвоню им после обеда, напомню о случившемся.
Погода стояла чудесная, безветренная, солнце начало пригревать, делать было нечего, поэтому раздеваюсь до пояса ложусь на рюкзак, загораю, кайф!
Проснулся я от порыва холодного ветра. В горах всегда так нет ветра, ходишь голый, загораешь, чуть подует, одеваешь пух, пытаешься согреться. После такого отдыха проснулся и забытый мной, мой аппетит. Хочу сказать, что все это время мой организм, находящийся под стрессом, вообще перестал требовать какую либо пищу, хотелось только пить. В связи с этим, залитая кипятком мивина, улетела с огромным удовольствием. Наверное, вкусные запахи, потревожили крепкий сон Костяна, который вовремя вылез из палатки и получил пару вкусных ложек.
После вкусного обеда, рассказал о моих раскопках. Обрадовал Костяна наличием аптечки в одной из палаток. В предвкушении пластыря для мозолей, Костян бежит босиком по свежему снегу прямиком к раскопкам. Жадно роется во внутренностях палатки, а я тем временем схватив фотоаппарат бегаю вокруг, фоткаю кричу: «Мародерствуешь гад, что не стыдно у мертвецов воровать».
Эльбрус за 4дня (Альпинизм, кавказ, горняшка, альпинизм)

После обеда пришли они, ожившие, румяные, слегка запыхавшиеся хозяева палаток. С радостью сообщил им о моих жутких предположениях, короче говорю, пацаны я вас блин похоронил. Посмеялись дружно над ситуацией, перезвонили спасателям, дали отбой. В свою очередь бывшие мертвецы поинтересовались, нашими достижениями, рассказав нашу историю, сколько мы здесь, про вчерашний ураган. Удивленно смотрят на нас, переспрашивают: «Вы, что вчера тут ночевали». Получив утвердительный ответ: «Конечно здесь, а где же еще, мы же перцы». Рассказывают, что вчера, видимо, когда мы начали подниматься, они, видя надвигающуюся непогоду, бросают все и бегут вниз на 4200 метров переждать пока все успокоится. Говорят, что ночью, когда бушевал ураган, внизу такое творилось, просто конец света. А вы тут на верху в самом эпицентре. Делаю героическое выражение лица: «Да мы такие, не чо нас не берет». На этом и распрощались, с нашими соседями, которые собрали свои пожитки и покинули нас навсегда.
В течения дня, изредка снизу, к нам поднимались люди делающие акклиматизационные восхождения. Задавали одни и те же вопросы, на которые мы давали одни и те же ответы. Удивлялись и шли обратно вниз. Так и прошел остаток дня.
Погода оставалась устойчиво хорошей, решили, что если утром ни чего не поменяется, будем восходить. Засиделись мы тут.
Наступила ночь, наполненная трепетным ожиданием момента, ради которого мы здесь. Помню, что в эту ночь попросил Эльбрус дать нам шанс взойти на его вершину. И Эльбрус дал.
День 4. 7 сентября (Восхождение)
Спалось как всегда, хреново поэтому, услышав будильник, с радостью вскакиваю, открываю клапан палатки, замираю в восторге. О спасибо Эльбрус! Небо без единого облачка, миллиарды звезд окружают все вокруг, красавица Луна освещает призрачным сиянием величественные вершины. Все, мы восходим и ни что, нам больше не помешает.
Быстро одеваюсь, пытаюсь растолкать Костяна, который буксует, бормочет, чо так рано дай поспать, пойдем позже. Сделал чай, одели на ботинки кошки. Ровно в 2.00 утра начали восхождение.
От «Скал Пастухова» и до тропа ведущей к седловине, простирается ледяное поле. Под лунным светом, все вокруг кажется призрачным, нереальным. Обветренное ледяное поле, переливается голубыми искрами на оскалившихся клыках ледяной корки. В призрачной темноте, возникает ощущение, что мы здесь одни, во всем мире, между землей и бесконечным космосом над нами.
Очень холодно, слабый ветер обдувает лицо. Идем тяжело и медленно. Из цокающих звуков кошек, глубоко врезающиеся в летний лед, биения сердца и тяжелого дыхания перемешенного с шуршанием ветра рождается мелодия восхождения.
Выключили фонари, решили передвигаться в полной темноте, так лучше видны ориентиры. Идем по вешкам (палочки, стоящие через каждые 15-20 метров показывающие направление маршрута). В темноте черные вешки практически не видны. Глаза напряженно сканируют пространство перед собой. Огромную радость приносит очередная вешка, выхваченная из темноты, значит идем верно. Чем выше мы поднимались, тем реже нам попадались вешки. А потом и вовсе пропали, идем на основной ориентир восточная вершина.
После 5000 метров, становится ясно, что мы пропустили поворот на траверз. Постоянно оборачиваюсь, смотрю вниз, пытаясь разглядеть хоть что-то похожее на тропу. Но в низу непроглядная темнота, да вереница блестящих точек тянущихся от «Приюта11». Это наши коллеги начинают восхождение. Но вот, первые лучи солнца, растворяя темноту, открывают нам траверз. В это время мы уже почти уперлись в восточную вершину. Волнение отступило, все хорошо. Начинаем огибать восточный горб Эльбруса, идем траверзом, чуть выше основной тропы.
С выше 5000 метров наступает переломный момент. С каждым шагом, с каждым набранным метром, идти становиться все сложнее. Мышцы перестают слушаться, как будто переходят в экономный режим. Исключаются даже микро движения, глаз, рук, других частей тела, незадействованных в данный момент. Невозможно надышаться, организм требует кислород. Начинается борьба не только физическая, но и психологическая. Что бы идти дальше, приходится постоянно и жестко себя контролировать. Сознание протестует, взрывается эмоциями, требует объяснений, мотиваций. Иногда просто отключается и тогда, я оказываюсь, совершенно в другом мире, не в ледяном безжизненном холоде, а в безопасном и теплом, где хорошо и спокойно.
Кризисный момент длится не долго. Главное не сдаваться, отличный способ борьбы, это ставить себе совершенно реальные цели. Моя цель была пройти десять шагов, потом небольшой отдых, широко расставив ноги, упираюсь в ледоруб и делаю гипервентиляцию легких (где-то 10 глубоких вдохов полной грудью). После чего, хватает заряда на следующие десять шагов. В таком режиме происходит дальнейшее восхождение.
В конце траверза, открывается вид на западную вершину. От созерцания блестящей в лучах восходящего солнца белоснежной глади, становится теплее и радостней. Мы преодолели половину пути. Осталось совсем немного.
Сажусь на камень, дышу, жду Костяна. Главный Кавказский хребет лежащий под моими ногами, да красавица Ушба, заставляет меня достать фотоаппарат, сделать пару снимков. Медленно, как в замедленной съемке, опираясь на ледоруб, подходит полумертвый Костик, его «бодрое» лицо требует отдыха. Достали термос, делаю глоток сделанного на половину из снега чая, не доходя до желудка, жуткая смесь воды и снега возвращается обратно. Вот лажа, это пить не возможно. Хорошо Костик взял маленькую бутылку воды, которая почти вся превратилась в лед. Нам удалось сделать по глотку, потом бутылку отправили отогревать под куртку. Боже, как хочется пить.
Эльбрус за 4дня (Альпинизм, кавказ, горняшка, альпинизм)

Спускаемся в седловину между двух вершин высота 5200метров. Проходим мимо вросшего в лед деревянного скелета приюта, который не устоял перед ураганными ветрами и пал еще в процессе строительства. Здесь действительно сила ветра значительно увеличивается, тепло, накопленное за время восхождения, начинает быстро покидать нас. Немного отдышавшись, делаем пару снимков и вперед.
Перед нами западная вершина, финальная часть восхождения. От седловины к выходу на плато ведет косая тропа с набором высоты 400 метров. У Эльбруса существует своеобразная пропускная система, и косая тропа является контрольным пунктом, пересечь который, дано не всем. Именно тут выжатые восхождением, сдаются, придумывают оправдания и идут, не достигнув цели. Из того, что я слышал, самое распространенное это: замерзли ноги, руки или вообще, я и так уже на 5200 залез, мне так плохо, что я вас здесь подожду, Эльбрус никуда не денется, взойду в следующий раз.
Для меня такие варианты совершенно не допустимы, как можно идти вниз, если на верху: теплые, прямые, согревающие все вокруг, лучи солнца. Я так замерз, быстрее наверх. Жаль, но быстрее не получается, наоборот темп снижается с десяти до пяти шагов, а потом и вовсе делаю два-три шага, потом минут пять прихожу в себя. И так метр за метром приближаюсь к границе ледяной тени. О, как приятно выйти из холода и подставить лицо под обжигающие лучи солнца, которое за пару минут согревает меня в своих объятьях. Ради этого я тут, как же мне хорошо! В месте с окружающей температурой растет и мое настроение. А тут еще Костя садится рядом и медленно, но верно начинает скользить вниз по склону, проехав несколько метров, как бы неохотно переворачивается на живот, зарубается ледорубом. Дальше обхватив ледоруб двумя руками, лежит, не двигаясь с опущенной головой. Вся эта немая сцена занимает считанные секунды. Для меня же это растягивается в долгие моменты, чрезвычайно прикольного действия. Я просто офигеваю, от происходящего. Как только я потянулся к фотоаппарату, Костик оживает, начинает карабкаться наверх. Спасибо друг, порадовал ничего смешнее, на высоте 5600 метров я не видел!
Вышли на плато, финишная прямая. Дело в том, что у Эльбруса нет явно выраженной вершины, можно сказать, что ее нет вообще. Вершина представляет собой холмистое плато, на одном из холмов стоит камень с табличкой ЭЛЬБРУС ЗАПАДНАЯ ВЕРШИНА 5642 МЕТРА. Конечная цель нам туда.
Идем по широкой тропе засыпанной свежим снегом, мы первые кто за два дня оставляет здесь следы. Этот факт придает еще большую значимость нашему восхождению. Мы же первопроходцы! Идется очень тяжело, мое состояние можно описать просто зомби. Мозги отключились уже давно, руки обвисли, не в состоянии пошевелится. Только ноги не дают телу упасть, передвигаются в нужном направлении. Как же он далеко этот камень. Кажется, что я иду целую вечность, а вершина, все также не досягаема. Но как бы не было мучительно сложно, мои ноги, работающие как отдельный организм, знают свое дело, шаг за шагом приближают меня к заветной цели. И вот я стою на прямой, упирающейся в белоснежную вершину. Еще немного усилий и я поднимаюсь по нетронутой целине холма. Остается три, два, один шаг. Радость распирает меня из нутрии, я сделал это! Я на вершине Эльбруса уже третий раз! Возникают неимоверные ощущения победы над природой над самим собой. Ощущения достижения самой заветной мечты. Ни что на свете больше не тревожит меня, я здесь и сейчас на высоте 5642 метра и я в восторге от этого!
Эльбрус за 4дня (Альпинизм, кавказ, горняшка, альпинизм)

Поварившись немного в коктейле эмоций, пытаюсь прийти в себя. Делаю пару фоток «Я и Костик на вершине Эльбруса». Небольшой отдых, да пару глотков оттаявшей под курткой воды, придают силы и бодрости. Мы выполнили нашу миссию, дело за малым, спустится вниз.
Спуск в альпинизме самый ответственный и опасный этап восхождения. Каждое восхождение в идеале должно закончится спуском. От этой монументальной истины, увы, ни куда не деться. Те, кто пытался обойти, обхитрить, проигнорировать, это неписанное правило, как правило, плохо кончили. Как бы ни было хорошо на вершине, как бы не штырила эйфория, нельзя нарушать законы гостеприимства и пока в голове звучат фанфары, а гордость распирает геройскую грудь, берем ноги в руки и валим вниз.
Бодро преодолев плато, спускаемся вниз к седловине. Седловина преобразилась, ожила пребывающими группами альпинистов. Приближаемся к первой двойке альпинистов, которые останавливаются, пропуская нас. Легкий кивок, в знак приветствия и они идут дальше, вливаясь в наши следы. Теперь они пойдут по тропе проложенной нами и вершину увидят, истоптанную нашими ботинками. Ах, как приятно быть первым. Вот такие мысли посетили меня, в тот момент. На этой волне позитива продолжаем свой спуск.
Гордо проходя мимо, альпинистов приветствуем друг друга. Иногда отвечаем на простые вопросы, о состоянии склона, о вершине. Для тех, у кого все еще впереди, любая информация, связанная с горой кажется очень важной, жизненно необходимой. С удовольствием делимся своими наблюдениями, иногда шутим, пытаясь снять напряжение.
Спуск превращается в серьезное испытание, которое по сложности не чем не уступает подъему. Где-то на середине траверза, гора приготовила нам очередное испытание. Солнце, находясь в зените, обжигая склон, превращает снег в кашу, идти становится тяжелее, ноги утопают в жиже из снега и льда. Очень жарко. Постепенно снимаю с себя одежду, остаюсь в одном терма белье. Ужасно мучает жажда. Вода в бутылке давно закончилась. Приходится, есть снег, который не утоляет жажду, а только увлажняет пересушенное горло. Обезвоживание, делает свое дело, мои силы тают как снег под ногами. Частые остановки на отдых, не приносят желаемого результата. Организм истощен. Единственное желание это напиться настоящей воды и отдохнуть, как следует.
В коматозном состоянии, мы пришли в лагерь. Ноги подкашиваются, падаю в палатку. Все, буду спать, как минимум сутки. Закрываю глаза и в полудреме слышу голос Костяна который говорит, что хочет спустится вниз, время позволяет. Первая реакция, ты че бальной, я же сдохну, блин. Но потом всплывает ужасная перспектива, чая из снега, бессонная ночь в палатке, головная боль, ААА только не это. Кричу, что я согласен, идем вниз. Вниз к цивилизации, где вода и вкусный сок, где ночью можно спать, не просыпаясь от холода и боли.
Быстро собираемся. Начинаем спускаться к приюту. Теперь, ко всему прочему, мы несем на себе рюкзаки. Но это уже не важно, когда впереди маячит целый пакет сока. В голове одна мысль, вниз быстрее, только бы успеть на вагон, сок, сок, сок.
Во время спуска на приюте попытались нанять ратрак, да раздобыть воды. Ни чего из этого нам не удалось, отчего у меня случилась истерика, я кричал - что все пропало, что нет сил, ночевать будем здесь в этой помойке, суки воды пожалели. На что Костян сказал просто: «Да ты успокойся!». И я успокоился, снял кошки, надел рюкзак, напился талой воды и побежал, именно побежал, вниз к бочкам. Неимоверно на что способен человеческий организм. Только, что я умирал от усталости и обезвоживания, а сейчас бегу в хорошем темпе по талому снегу перепрыгивая через трещины во льду. За рекордное время я сбежал к бочкам, дальше сели на креселку, спустились на станцию «Мир». И вот мы, приехавшие четыре дня назад, сегодня побывавшие на вершине Эльбруса, ужасно уставшие, но неимоверно счастливые, едим вниз на вагоне. В руках по литровому пакету сока, туристы в шортиках держаться от нас на расстоянии, наверное, запах. Молодая девушка любопытно смотрит на нас, широко открыв глаза. Не выдержав, спрашивает: «А вы были там, там наверху?». Отпив из пакета, хитро улыбаясь, киваем головами: «Да родная, были». Заинтересовавшись подробностями, спрашивает: «Ну и как там?». Отвечаем так же хитро: «Там, как и здесь, очень хорошо». Успокоившись, смотрит на нас с уважением и умилением, как на космонавтов. Может в это и есть смысл восхождений, после тяжелых испытаний ехать вниз, пить сок и радовать девчонку стоящую напротив, которую совсем не беспокоит наш запах. Кто знает, может так оно и есть.

P.S. Обязательно, хочу поблагодарить Эльбрус и все силы, которые помогли нам в этом восхождении.
Как же я скучаю, за высотой…

Здоровые вы ребята, конечно... Выжили, поднялись...
Но должен сказать - повезло, что живы остались. Ибо с таким стилем акклиматизации... Вообще без предварительной акклимухи выйти на второй день на 4700, и там ночевать... Это сродни чуду. Ибо вероятность смертельного исхода между скалами Пастухова и вершиной при таком стиле восхождения для обоих была более 50%. Хотя, может, вы чего-то не рассказали - например, шеститысячную акклиматизацию месяцем ранее? Но по стилю рассказа - не похоже...
Совсем недавно пролетала тут ссылочка на статью с такой картинкой:
С учетом того, что сразу после вершины на Эльбрусе часто спускаются в самый низ - можно переместить точку восхождения влево по шкале, и очень существенно. Но целиться на вершину всё равно нужно на 6-8 день, не ранее...

Можно, конечно, попивая сок, рассуждать о своей крутизне, но... Но лучше, наверное, сказать спасибо высшим силам и поставить свечку за чудесное спасение.

Вы что-то очень сгущаете краски.
Сам был участником вот такого мероприятия: За сутки с -28м над уровнем моря, до Приюта 11. На утро, при аклимухе на скалах Пастухова, пришла новость о разбившемся на седловине. (Въехал головой, в камень при срыве). Трое пошли наверх, остальные прождали на скалах. К ночи спустили парня вниз, к "скорой". Утром вернулись на Приют. Опять до Пастухова и обратно. На следующий день гора. Было хреново, но совсем не смертельно. Правда погода в тот первомай звенела.

Смерть от горняшки на пути к вершине и вправду преувеличена. В остальном, лично мое отношение скорее негативное.

Люди шли, как я понял, на новую для себя высоту и при этом "запас прочности" был мизерный. Это как взять незнакомые таблетки от зубной боли и замахнуть сразу тройную дозу. Оно конечно круто, но сам я предпочитаю риск по возможности минимизировать, даром что хожу обычно один )

Если и сгущаю, то не очень. Пусть даже не 50%, пусть даже 10% вероятность трагедии. Но... Вы бы пошли к любому врачу (например), если результат лечения - на 10% летальный? Думаю, что нет. Ведь факт, что кто-то поднимается на 5000 на третий-четвертый день - не говорит о том, что так НУЖНО делать. Есть ведь и смертельные случаи вследствие неправильной акклиматизации.. А здесь налицо именно НЕПРАВИЛЬНАЯ акклиматизация (без "пилы"), и слишком быстрая. В принципе, могло прижучить уже на скалах Пастухова, но... пронесло. А каковы отдаленные последстия таких подъемов (ухудшение слуха, микротромбозы, микроинсульты) через 50-10 лет - об этом как-то восходители не задумываются.

Этим летом с нами в КМВ прилетела пара немчиков. На третий день, когда мы вылезли в 11 утра к Приюту, они уже дрыхли в палатке, спустившись с вершины. А на следующий день ушли на вершину над семёркой (к сожалению, не в теме), без всего этого пафоса и самолюбования ;) В этом мире всё очень относительно :)))

Ну а вообще, соглашусь с предыдущим автором - молодцы, не козявку стрескали, но выжили не вопреки, а благодаря природе, которая пощадила во время шторма.

Кто то, ребята,на вас подзаработал-Эльбрус не входит в погранзону и пропуск,увы,не нужен.......

Есть описанный где-то ранее способ восхождения - НА ЭЙФОРИИ.

Горняшка (гипоксия) это когда вместо положенной доли кислорода из воздуха, легкие усваивают свой же остаточный углекислый газ.
Это РЕАЛЬНОЕ отравление.
День первый:
- называется "Колбасит". Все покачивается, периодами приходит Хи-хи. Кого-то выворачивает. Кто-то ходит позеленевший. Ночью головная боль.
День второй:
- Тем, кто более менее пережил первые сутки, хочется бежать хоть до вершины. С полупьяного что взять?

Быстрое восхождение могут себе позволить или акклиматизированные люди или профессионалы от гор.
При мне, в январе 2006 года, известный Олег Банарь сходил на гору за сутки. Поднялся на бочки. Утром ушел на гору - после обеда спустился в Чегет, петь песни на собственном концерте. Осенью он был на Мак-Кили. Плюс колоссальный опыт.

Для авантюристов такие спринты заканчиваются сердечной недостаточностью и реальной спасаловкой - опять же, если кто-то будет рядом
Отдыхающие в снегу вдоль косой - это из таких, неготовых клямберов
Отключка ног - одно из распространенных последствий недооценки своих возможностей. Человек соображает - а ноги не слушаются.
Есть статистика - у горняшки есть второй, недецкий и конкретный приход - это может быть 5-6-7 день пребывания на высоте.

В целом восхождение на четвертый день вполне реально.
Тяжелая работа за эти дни - залог успеха (лучший способ акклиматизации)
И главное - чтобы воля была к победе! :)
Советую "новичкам" на Эльбрусе дружить с головой, ходить собственной группой или нанимать профессионального гида.

То что все обошлось у lelikross и Костика - Слава дерзким и слава Богу!

P.S.
Личный опыт восхождений на Эльбрус - четыре в апреле-мае, одно в январе.

Афтар, бегом в школу. Грамматику с орфографией учить.

сочувствую отсутствию мозгов.
поздравляю с возвращением. отмечайте еще один ДР :)

Если не ошибаюсь красная палатка на снимках Alexika Matrix 2? Раритетная моделька, у меня такая же.

История-то написана хорошо, чувствуется увлеченность и свежесть восприятия, а вот грамматику и орфографию подучить и вправду не мешало бы, а то все слова, которые пишутся слитно, автор почему-то делит на две части. Ну, эта особенность вообще характерна для талантливых литераторов, даже признанных.
А по сути - восхождения на Эльбрус в таком режиме могут проходить вполне безболезненно, если грамотно разложить по дням свои действия при акклиматизации. Мы в 90-е годы водили на Эльбрус иностранных клиентов по 4-5 раз за сезон, и они подчас ставили перед нами именно эту задачу - за несколько дней обеспечить успешное и по возможности не очень трудоемкое восхождение. Мы сразу загоняли их на "Бочки" или на еще не сгоревший "Приют-11" и в тот же вечер налегке прогуливали до скал Пастухова или куда дойдут часа за два. Если дело шло плохо - давали потом день отдыха с легкими прогулками, а в нормальном режиме повторяли эти выходы до "Пастухова" еще два дня, потом шли на вершину. Мы старались дать каждому возможность оценить свои силы и самому решить, готов ли он лезть на этот Эльбрус и ценой каких жертв. Клиенты - это же не участники в альплагере при инструкторе, им же можно только советовать, рекомендовать. Один пожилой японец 14 часов восхищал своего гида истинно самурайским характером и в итоге все-таки добился успеха, но это было при отличной погоде и под неусыпным контролем. Были случаи, что мы и на обе вершины заводили людей в один присест, хотя заранее этого делать не собирались, а пару раз - наоборот, когда условия резко ухудшались, - спокойно разворачивались и уходили вниз из-под самой вершины. Судя по описанию, у ребят было больше трагизма не в реальности, а в ощущениях. Получилось удачно - все, что нас не убивает - дает положительный опыт. Сейчас мне кажется, что с для их опыта риск был велик, а лет 30 назад и сам так делал.

На прошлой неделе поднялся на 4-й день.
день прилета
1 день - Приют
2 - скалы Пастухова
3 - отдых
4 - вершина
Без палаток и с ратраком до начала скал Пастухова.
Правда месяц назад неделю был без восхождения, жил на Азау, катался на канатке к бочкам, Чегет и т.д. Отдых с семьей.

В прошлом году за четыре дня без подъемников и ратраков, без акклиматизации:

но не порекомендую никому повторять подобного, особенно новичкам.

Этот расклад почти точно копирует наше восхождение в июне 1990 года , когда мы сходили на Эльбрус "из квартиры-в квартиру" ( в С-Петербурге) за 5 дней. Но тогда, во-первых, самолет стоил 40 рублей, а во-вторых, у нас уже был опыт восхождений на пару "семитысячников".

Ребята! Зачем накинулись на Костяна с друганом?!
Они ж таки сходили! Исполнили мечту: - "Одержишь ты в горах победу над собой!"
Молодцы! Если ходить строго "по рецепту", это уже не Гора будет, а медицинская процедура, навроде клизмы какой-нибудь...
Да, есть правила, но есть ещё и исключения, и это - радует. Иначе - одни "клизмы". А кто их может любить?
Здесь же - чистая любовь. Горы, по большому счету - это, в общем-то, люди. С которыми ходишь и которые ждут...
Даже если предпочитаешь соло. Всё равно возвращаешься к своим самым близким.
Если некуда и незачем возвращаться - это уже не те Горы. Это уже - край, а на краю долго не протянешь.
А грамматику надо простить - их ведь не учили, как нас в свое время. Ребята на sms-ках читать и писать учатся...
Написано талантливо, спасибо.
^^^ В-)

Про медицинские процедуры я согласен, и нет такого объективного суда, который скажет, правильно ли вы сделали, что пошли наверх, или нет. Все - в субъективных ощущениях. Я - за то, чтобы автор хорошо осознавал, что он делает (не за эфемерную "правильность"!), иначе помирать будет грустно - если цель была надуманной.
По моим меркам, ходить на Гору со вздутой головой - это сомнительная победа. Победа над чем, интересно?
Поэтому, если автор со своим другом от всей души прожил эти мгновения и не жалел бы о них, даже если б загибался наверху - мои апплодисменты, но если на вопрос "парни, а что, если бы у одного из вас отказали ноги? или возникла серд. недостаточность? или потерял силы и укатился в трещину?" они начали бы мямлить "ну... спасателям наверное позвонили бы... или попросили кого-нить другого помочь...." - налицо была бы глупая безответственность и ошибка в выборе целей. Как оно на самом деле - не знаю.
Физухе - завидую :)

В целом в комментариях разумное отношение к их мероприятию.
Иногда нужно пробовать свои пределы.
Но не для того, чтобы этим гордиться или затем двигать их дальше, как в спорте,
а чтоб их знать,
знать свои силы, возможности, короче,
знать меру.
Я против того, чтобы относиться к горам, как к спорту, как к месту амбиций (но не навязываю это другим).

Молодцы, здоровые лоси и серьезно больные, но молодость - это болезнь которая быстро проходит. Но из-за таких как вы опытным ребятам приходится иногда отказываться от запланированного и участвовать в спасах. Может следующий раз подумаете, или если нечем - спросите совета? А с погранразрешением вас реально кинули - мозг иногда нужен.

Очень напомнило чей-то давнишний креатив на мру Как погибнуть на Эльбрусе - инструкция для любителей экстрима. Ну свезло , и свезло, радуйтесь, гордиться на мой взгляд особо нечем, кроме везения. Шли на пределе, но никто не заболел, погода не подгадила и гора пустила. А вот какому-нибудь читателю-последователю повезет гораздо меньше. А возможно и Вам когда решите повторить-улучшить это свое достижение.
На всякий случай - сам поднимался на майский Эльбрус за 6 дней и в процессе общался с подобными бодрячками, о которых в телевизоре, пару дней спустя, слышал трагические известия.

Завидую выносливости, я б на 4-й день не залез. Поздравляю с горой! Мне очень понятна ваша радость - вы перешагнули через предел своих возможностей, это действительно повод гордиться!
На будущие восхождения искренне желаю, чтобы выбор в приоритетах - "обязательно взойти на гору" или "обязательно с нее вернуться" - был полностью осознанным. Либо вы живете на лезвии бритвы (обычно не очень долго) и отжигаете на радость и зависть всего мира, либо подходите к вопросу ответственно, продумываете последствия и несете запас прочности - главное, чтоб вы сами понимали, к чему стремитесь. А пока (на мой взгляд) данное восхождение - с больной головой, ничего не соображающим мозгом, на грани фола и - к счастью - при наличии других восходителей и спасательной службы на связи - есть доказательство наличия хорошей физухи и воли, но в то же время и отсутствия некоторых других немаловажных качеств :)

Тешьте себя надеждами, что взошедший на Эльбрус имеет отношение к альпинизму......

На 4-й день ещё не подвиг, вот я был свидетелем в 2006 году как два прапора приехали из Кисловодска и в тот же день поднялись на приют 11-ти, а на следующий день один из них забрался на Западную ( второго сильно колбасило и он остался на приюте) Кстати из примерно 150-ти поднимающихся забрались всего 6 человек, в том числе и прапор из Кисловодска (вообще-то он оказалось занимался лёгкой атлетикой), т. к. в 8час.25мин. разыгрался ураган, хотя в 8час.18мин. небо было абсолютно чистое и ничего не предвещало такого. Лично я пережидал в фумароле рядом с хижиной час, ввиду продолжающегося урагана ушел вниз, пока не замело тропу. На фотках можно посмотреть в EXIFe время.

А EXIF после закачки куда-то делся? Время: фото №1 - 8ч.18мин; фото №2 - 8ч.39мин; фото №3 - 8ч.54мин; фото №4 - 9ч. 50мин; 1 сентября 2006 года. На фото №1 видны две цепочки альпинистов, все они повернут назад.